Практическая работа "Изучение горных пород по образцам"
материал по географии (6 класс) по теме
Практическая работа "Изучение горных пород по образцам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_porody_slagayushchie_zemnuyu_koru.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа «Изучение горных пород по образцам».
Цель: 1.закрепить знания о видах горных пород;
2. формировать у учащихся умения по внешним признакам осадочные и магматические горные породы;
3. развивать логическое мышление;
4. развивать умения заполнения таблиц;
5. воспитание аккуратности при работе в тетради;
6. привести примеры использования горных пород и минералов человеком.
Оборудование: образцы горных пород, карточки с заданиями, фотографии горных пород.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Устный опрос. Один ученик отвечает у доски, второй по ходу ответа показывает названные горные породы в коллекции.
- “Диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название горных пород и минералов, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову осадочные, 2 раза магматические, 3 раза метаморфические.
- Индивидуальные задания.
А) Заполните таблицу, поместив в пустые колонки перечисленные ниже горные породы в соответствии с их происхождением: гранит, пемза, галька, песок, глина, поваренная соль, каменная уголь, торф, мел, известняк, мрамор, гнейс, базальт
Магматические | Осадочные | Метаморфические | |||
Излившиеся | Глубинные | Неорганические | Органические | ||
Обломочные | химические | ||||
пемза | гранит | песок | поваренная соль | глина | мрамор |
базальт | галька | каменная уголь | гнейс | ||
Торф | |||||
мел | |||||
известняк | |||||
Б) Определите способ образования горных пород:
Торф, каменный уголь, пемза, песок, гранит, мел, поваренная соль, гнейс, галька.
Осадочные | Магматические | Метаморфические |
Торф | Пемза | гнейс |
Каменный уголь | гранит | |
Песок | ||
мел | ||
Поваренная соль | ||
галька |
В) От горных пород из левой колонки поставьте стрелочки к их происхождению в правой колонке.
Базальт | Метаморфическая |
Гнейс | Осадочная, химического происхождения |
Каменный уголь | Осадочная органического происхождения |
Поваренная соль | Используется для получения электроэнергии |
Гранит | Широко применяется в строительстве |
Образуется в процессе метаморфизации из рыхлого слоя песчаника | |
Является сыреем для изготовления соды. | |
Магматическая |
- Составьте цепочку превращений горных пород:
Торф- каменный уголь- антрацит
Глина-сланец
Песчаник – кварцит
Гранит- гнейс
Известняк – мрамор
- Практическая работа
Учитель показывает горные породы и минералы, учащиеся называют признаки по которым они отличатся.
Затем ученикам на парты раздаются памятки со свойствами горных пород.
- Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.
- Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
- Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.
- Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: зернистый, плотный, землистый (оставляет след на руках).
- Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.
- Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий
Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы, учащиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и происхождении.
- Ребятам предлагаются образцы горных пород, которые они должны описать по плану в виде таблицы.
название | цвет | прозрачность | блеск | излом | твердость | вес | происхождение |
- Сравнить горные породы.
Отличительные признаки | Гранит | Мел |
Цвет | ||
Прозрачность | ||
Блеск | ||
Излом | ||
Твёрдость | ||
Вес | ||
Происхождение |
- Гранит и базальт – магматические горные породы. Проанализируйте, что у них общего, а чем они отличаются.
Горные породы | Сходство | Различие |
Гранит | ||
Базальт |
- Подведение итогов урока.
Земная кора состоит из магматических, осадочных, метаморфических горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами, а поверхность, по которой мы ходим , - осадочными.
- Домашнее задание.
§ 17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"
Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней) Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней)
Конспект урока...
Урок географии на тему: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "
Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2...
Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».
Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...
Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».
Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...
Практическая работа по теме «Разнообразие горных пород. Применение горных пород в хозяйственной деятельности человека».
Практическая работа на тему "Разнообразие горных пород. Применение горных пород в хозяйственной деятельности человека" актуальна на уроках географии 6 класса по теме "Литосфера Земли&qu...