Опыт развития мотивационной сферы личности детей с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в процессе обучения географии.
статья по географии
Опыт развития мотивационной сферы личности детей с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в процессе обучения географии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт развития мотивационной сферы личности детей с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в процессе обучения географии.
- Актуальность темы.
В данной теме заключена одна из актуальных проблем обучения детей с умственной отсталостью.
Мотивация обучения занимает ведущее место среди факторов, определяющих продуктивность образовательного процесса. Она влияет на интенсивность внимания, памяти и других психических процессов, степень понимания, качество усвоения, результаты интеллектуальной работы.
В практике обучения умственно отсталых детей мы (педагоги) часто сталкиваемся с проблемами отсутствия у обучающихся интереса к усвоению знаний, пассивностью, безразличием, нежеланием преодолевать трудности в процессе обучения, а иногда даже отказом от обучения.
Причины низкой или отрицательной мотивация к обучению:
- недостатки работы ВНД, обусловленные заболеванием;
- негативное влияние асоциального окружения,
- недостатки воспитания,
- педагогическая запущенность,
- неадекватная самооценка и т. д.
Все это говорит о необходимости работы по развитию мотивационной сферы у умственно отсталых детей.
- Условия развития положительной мотивации к обучению у детей с умственной отсталостью:
- создание благоприятного психологического климата;
- целенаправленная реализация принципов обучения;
- выполнение требований к структуре современного учебного занятия;
- использование современных технологий обучения;
- активное применение практических видов деятельности;
- продуктивное взаимодействие с семьей;
- организация психолого – педагогического сопровождения обучающихся, имеющих низкую и отрицательную учебную мотивацию;
- оценка учебной успешности относительно динамики развития самого ученика;
- использование разнообразных форм, методов, приемов, средств обучения.
Опыт работы подсказывает, что реализация этих условий приводит к позитивной динамике развития мотивации к обучению у детей с УО.
- Формы, методы, приемы обучения, способствующие развитию и коррекции мотивации к обучению.
Формы.
- Нестандартные формы обучения (урок – конкурс, путешествие, виртуальная экскурсия, игра, экскурсия, бинарный урок, практикум, смотр знаний.
- Разнообразные формы работы на уроке.
Методы и приемы.
- Дидактические игры, игровые и занимательные задания.
|
|
- Приемы, способствующие созданию ситуации успеха.
- «Я знаю, что…».
- «Я могу…».
- Образовательная стратегия: «Что нужно сделать, чтобы отлично выполнить данное задание?»
- Авансирование успеха: «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
- Эмоциональное поглаживание.
- Высокая оценка деталей: «Тебе особенно удалось…», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…».
- Скрытый инструктаж: «Выполняя работу, не забудьте о…».
- Персональная значимость: «Только тебе я могу доверить…», «Ты задал очень важный вопрос».
- Внимание на успех, подбадривание при неудачах: «Какая важная ошибка!»
- Сообщение интересных сведений о изучаемых объектах.
- Задания, связанные с поисковой активностью.
- Задания – ловушки (задания, в которых спрятаны ошибки).
- Задания с недостающими данными.
- Задания с несколькими вариантами выполнения.
- Проблемные ситуации.
- Творческие задания.
- Прием соревнования.
- Прием свободного выбора задания.
- Прием составления схем по ходу объяснения.
- Приемы мотивирования деятельности:
- эффект загадки;
- эффект противоречия;
- эффект удивления;
- обсуждение вопросов, волнующих учеников;
- возможность высказать свою точку зрения.
- Приемы стимулирования внимания и снятия напряжения (динамические игры):
- Дружное эхо.
- Кто меня слышит?
- Руки – ноги.
- Встать по пальцам.
- Эстафеты – разминки, эстафеты знаний.
- Живое слово.
- Приемы рефлексии.
Например, тема урока: «Растительный мир Нижегородской области», 9 класс. Задание: вставить пропущенные слова.
Я … о Нижегородской области. | Я … на уроке. | Я ... . |
Географическое положение. Рельеф. Климат. Водоемы. Полезные ископаемые. | Растительный мир нижегородской области. | Животный мир. Население. Города. Хозяйство. Культура. |
Слова для справок: знаю, узнаю сегодня, узнаю на будущих уроках.
Результатом применения описанной технологии является развитие положительной мотивации к обучению географии, положительные результаты освоения образовательной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика и развитие мотивационной сферы личности детей в условиях системы дополнительного образования.
Педагогика и психология музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее. Материалы IX научно-практической конференции с международным участием. - М., 2010.-С.254-257....
Сценарий тематического занятия «Трагедия Беслана.» (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) 7–11-х классов
Классный час был представлен на Городском фестивале педагогического мастерства "Формула воспитания - 2018"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Математике для 5 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 7 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Математике для 7 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 9 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа по Математике для 9 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Календарно-тематическое планирование по коммуникации...
Организация проектной деятельности в классах для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью
Презентация к докладу на педагогическом совете....