Методическая разработка "Растительный и животный мир России"
план-конспект занятия по географии (8 класс)

Айчанова Маржана Биркалиевна

Главная задача  урока  – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести  их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью  является   гуманизация  его содержания..

Поэтому тему «Растительный и животный мир России » я рассматриваю не только как самостоятельный компонент природы, со свойственными ему свойствами, структурой, составом и т. д., но и как национальное достояние страны, которое обеспечивает нас продовольствием, сырьем для ряда отраслей.  На  уроке необходимо ответить на вопрос: «Почему Россия обладает огромным разнообразием растительности и животных?» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

Задание.

По рисунку111 стр189. Дать характеристику Природного комплекса.

  1. Температура января и  июля.
  2. Влажность .
  3. Почвы.
  4. Растительный и животный мир.

На рисунке 111 . Мы наблюдаем ПТК  …………..леса . Увлажнение  ……….,   Где распространены  ………………….      почвы. Типичные преставители животного мира   , …………, ………………, ……………,

Вариант 2

Значение растений.

1) Растительность – один из важнейших …………   природы. По растительности мы узнаем природную …….., растительность определяет лицо ландшафта.

2) Растения – важный фактор ………....

3) Растительность защищает почву от ….. ; поддерживает уровень ……. вод, а, значит, влияет на полноводие рек и озер.

4) Растения дают …… животным и человеку.

5) Растения Земли формируют состав …….., поставляя ………., выделяемый в процессе фотосинтеза.

(Компонент, красота, пищу,  атмосферы,    почвообразования, грунтовых  зону, кислород)



Предварительный просмотр:

Типы растительности сообществ

Природная зона

Условия формирования

Типичные животные

Типичные

растения

Приспособленность к условиям среды

Полупустыни

Справочная литература.

Тундра Мало тепла. Короткое прохладное лето, ветры, многолетняя мерзлота

Безлесные, мозаичность, преобладают мхи, лишайники, многолетние растения

Мох, морошка, карликовые березка, ива, голубика, полярный мак, ягель.

Корни в поверхностном слое почвы, стелющиеся формы. Мелкие листья.

ЛесаУмеренный климат, холодная зима, теплое лето, избыточное увлажнение

Преобладает древесная растительность ярусность, многолетние растения.

Лиственница, ель, сосна, кедр, береза, осина, клен.Мощная корневая система, лиственница сбрасывает листву, тем самым сокращает испарение, предохраняя себя от вымерзания.

Степи Недостаточное или неустойчивое испарение, плодородные почвы, очень теплое летоБезлесность, преобладает травянистая растительность с мощными корнями, с луковицами и корневищамиКовыль, ирисы. Тюльпаны, полынь, типчакРастения с тонкими листьями, мощной коневой системой. Многие имеют луковицы, корневища. Многолетники.

Пустыни полупустыниСкудное, недостаточное увлажнение, жарко, почвы не плодородны.

Растительный покров разреженный.Верблюжья колючка, саксаул, солянки, рогач, полыни

Длинные корни, мелкие листья опушены или покрыты восковым налетом, отсутствие листьев.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Астрахановская ООШ»

Методическая разработка

к уроку на тему

«Растительный и животный мир России»

География 8 класс.

           

                                                                                                                                         Составила: Айчанова М.Б.

                                                                 учитель географии

                                 

                            2018-2019 учебный год

\

Аннотация

Главная задача  урока  – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести  их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью  является   гуманизация  его содержания..

Поэтому тему «Растительный и животный мир России » я рассматриваю не только как самостоятельный компонент природы, со свойственными ему свойствами, структурой, составом и т. д., но и как национальное достояние страны, которое обеспечивает нас продовольствием, сырьем для ряда отраслей.  На  уроке необходимо ответить на вопрос: «Почему Россия обладает огромным разнообразием растительности и животных?» Использование технологии проблемного обучения предусматривает: работу в группах, используя учебник, дополнительную литературу, карты учащиеся дают характеристику природных комплексов. Такой вид деятельности  способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся. Заслушиваются отчеты групп, делаются записи в тетрадях. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.                                            

  Ведущей задачей урока является формирование  современного подростка, предполагающей  активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем.

Урок направлен на формирование умений  учащихся, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результатов).                                                                              

В области информационно – коммуникативной деятельности предполагается обучение навыкам самостоятельного поиска нужной информации по заданной теме в источниках , отделения основной информации от второстепенной, передачи содержания информации  адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), обоснования суждений, приводить доказательства.                                                                На уроке используются следующие виды деятельности:                                                                                                                                                                                              - анализ  конкретных условий распространения.

- изложение и аргументация собственных наблюдений из жизни;                                                                                                                      

УМК – Е.М. Домогацкий , Н.И. Алексеевский География 8 класс. «Русское слово»2018.

2 . Е.М. Домогацкий , Н.И. Алексеевский Современный урок географии. Часть 1. Методические разработки уроков. — «Русское слово»2018..

География – 8 класс

 Тип урока: урок формирования знаний.                                                                                                                                                                                     Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения,  здоровьесберегающие.                                                                                                     Методы: метод анализа, групповое сотрудничество, метод временных                                                                                                                                                                                                                                                            ограничений.

Приемы: проблемные вопросы.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы контроля: устный, письменный.

Техническое оформление урока: раздаточный материал с заданиями (Приложение 2, 3, ), презентация (Приложение 1),                                          

 На столах у каждого ученика лежит пакет с раздаточным материалом.

           Цель урока:    познакомиться с разнообразием растительного и животного мира России;

  • продолжить формировать умение анализировать тематические карты.

             Планируемые личностные результаты: осознание целостности природы России, ее географического пространства как единой среды обитания для живых организмов
Планируемые метапредметные результаты: ставят познавательную задачу под руководством учителя; используют текстовые и картографические источники информации; извлекают необходимую информацию из текста и переводят ее в знаково-символьную, табличную форму и наоборот; устанавливают причинно-следственные связи; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, планируют свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно; работают в соответствии с поставленной задачей; сравнивают полученные результаты с ожидаемыми
Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся: объяснять причины видового разнообразия растительного и животного мира; называть основные типы растительности России, описывать их характерные признаки; объяснять зависимость особенностей флоры и фауны природного сообщества от его географического расположения на тер¬ритории России, приводить примеры; учащиеся получат возможность научиться: выявлять черты приспособленности живых организмов к климатическим условиям территории

                                                                                                                                                     

Оборудование: карта растительности, атласы, презентация «Растительный мир России», раздаточный материал.                         

Технологическая карта

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

        

Деятельность обучающихся

1

        

Организационный  момент.

3мин

        Настраивает обучающихся на учебный процесс. Рефлексия.

Самоконтроль – проверка готовности к уроку.

2

Целеполагание.

4 мин

Знакомит с темой и целью урока.

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок.

3

Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом.

7мин

-Работа с ключевыми словами.

Раздаёт листы с заданиями, оказывает индивидуальную помощь обучающимся  и выполняет контроль за точностью выполнения заданий. Презентация.

Самостоятельно изучают новую тему. Выполняют задания.стр-189.

-работа по вариантам.

4

Беседа по вопросам

Практическая работа.

8 мин

3мин

10

Мин

3 мин

Организует дискуссию, задает наводящие вопросы.

- Организует работу по вариантам..

- Физминутка.

- Демонстрирует презентацию.

- Организует работу в группах.

- Тестирование

- Демонстрирует Презентацию

(Подготовка к огэ)

Отвечают на вопросы, анализируют.

- Выполняют практическую работу по плану.

(Стр109- 191)

- Выполняют работу. (Взаимопроверка)

5

Рефлексия

4 мин

        

Подводит итог, анализирует таблицу достижений.

Сравнивает результаты своей деятельности с предполагаемым результатом.

6

        

Индивидуальное домашнее задание.( Разного уровня)

3 мин

        

Даёт задание

Записывают индивидуальные задания

                                                                 Ход урока

Этапы урока

        

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Установочная беседа

2.Стадия осмысления

В течении урока исследуя или получая информацию делайте себе пометки в тетради  прием «Инсерт»

" V "  – уже знал

" + "  - новая  информация

"  ̶  " – думал иначе

" ? " – не понял, есть вопросы

Деятельность учащихся

Актуализация знаний.

Знакомство учащихся с целью урока

Слушают учителя

Мотивация к учебной деятельности

Здесь представлены фотографии картин великих русских художников. Вспомните их названия и авторов.
Открывает названия и авторов на слайде 1
- Как вы думаете, что вдохновляло художников на этих произведений искусства?
-
А почему я начала урок именно с этих картин?
Корректирует формулировку темы, открывает слайд 2, предлагает записать тему в тетрадях.

 рассматривают фото, высказывают свои предположения. Формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадях.

Изучение нового материала.

(Физминутка)

Закрепление

Физминутка (Сан.Пин)

  1. Какие вы знаете царства живой природы.
  2. Что такое флора.
  3. Что такое фауна. От чего зависит биологическое разнообразие.
  4. Что такое прирродный комплекс.

" + "  сформировать представлений о причинах разнообразия, особенностях и закономерностях распространения растительного и животного мира страны.

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним природным компонентом.

Давайте вспомним, какие природные компоненты мы уже изучили? (Рельеф, климат, почвы, воды)- растительный и животный мир.

На доске: Ключевые слова- Природный комплекс,

-, природные факторы, Смешанные, широколиственные , хвойные леса, Лесовосстановление.

-организует беседу по вопросам: - Как вы думаете, растительный покров и состав животного мира одинаковы на всей территории нашей страны? А почему? От чего это зависит?- Стр 189 рис 111.

- выможите определить климатический пояс, назвать температуру. почвы

Какова же главная причина такого разнообразия?

Факторы, влияющие

на растительность иживотный мир.

1) Климат (тепло и влага)

2) Грунтовые воды

3) Почвы

4) Деятельность человека

5) Рельеф (высотная поясность).

В России насчитывается около 17 тыс. видов растений (из них около 500 видов деревьев) и примерно 130 тыс. видов животных (из них около 90 тыс. - насекомые).

Групповая работа

Теперь мы должны познакомиться с различными типами растительных сообществ.

Основные типы растительности России.

1) растительность арктических пустынь,

2) растительность тундры,

3) лесная растительность (таежные, смешанные и широколиственные  леса),

4) степная растительность,

- луговая растительность.

Знакомство с сообществами мы осуществим, совершив заочные экскурсии в каждое из сообществ. Стр 190-191

Для этого мы разделимся на группы по 4 человека.

У каждой группы на столе лежит лист с программой действий и вопросами, , учебники, карты растительности в атласах и таблицы, куда вы будете заносить основные сведения об условиях формирования сообщества, основных типах растительности и приспособленности растений к жизни в данном сообществе. Итак, в путь.

- красная книга растений и животных.

- тестирование.

-бактерии, грибы, растения и животные образуют отдельные царства.

- Фло́ра (в ботанике, лат. flora) — исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории .

- Фа́уна — исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих в данной области и входящих во все её биогеоценозы.

- Приро́дный территориа́льный ко́мплекс (ПТК) — это территория, обладающая определенным единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития

Природные компоненты — это основные составные части природного территориального комплекса (природной геосистемы), взаимосвязанные процессами обмена веществом, энергией, информацией.

Территория России вытянута с севера на юг, поэтому на территории России в разных ее частях наблюдается разный климат, почвы, рельеф, различная глубина залегания подземных вод)

-

1. Значение растений.

1) Растительность – один из важнейших компонентов природы. По растительности мы узнаем природную зону, растительность определяет лицо ландшафта.

2) Растения – важный фактор почвообразования.

3) Растительность защищает почву от эрозии; поддерживает уровень грунтовых вод, а, значит, влияет на полноводие рек и озер.

4) Растения и животные дают пищу  человеку.

5) Растения участвуют в процессе фотосинтеза.

6) Растительный покров планеты – это еще и красота.

Составлени схемы тетрадях «Факторы, влияющие на растительность»

Приложение

Физминутка (Сан.Пин)

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания (слайд 15)

  1. Параграф 16

(слайд 15)

        

Записывают в дневник

Рефлексия

Вопросы для рефлексии

Заканчивают  пометки в тетради  прием «Инсерт»

Устно отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растительный и животный мир России.

Цель урока:  I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влияющие на размещение природных зон по территори...

Растительный и животный мир России.

Презентация к уроку географии в 8 классе. Конспект урока тоже есть на сайте. Презентацию уменьшила с 25 до 9 Мб. Больше 3 Мб не загружает, поэтому последовательно выложу 4 части презентации....

Растительный и животный мир России.

Растительный и животный мир России. Цель урока:  I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влия...

растительный и животный мир России

При изучении нового материала учащиеся работают в группах, рассматривая  типы растительных  сообществ нашей страны....

Методическая разработка урока ""Особенности растительного и животного мира России". 8 класс"

В публикации представлен один из вариантов проведения урока по теме "Животный и растительный мир России" , в котором будет уделено  внимание изучению общих особенностей приспособления п...