растительный и животный мир России
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
При изучении нового материала учащиеся работают в группах, рассматривая типы растительных сообществ нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastitelnyy_i_zhivotnyy_mir_rossii.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Растительный и животный мир России.
Цели и задачи урока:
Расширить и углубить представление об общих особенностях растительного и животного мира России; рассмотреть типы растительности, закономерности распространения представителей флоры и фауны на территории России. Продолжить развитие умения выделять главное в работе с учебником географии; стимулировать любознательность, учить коллективной работе.
Средства обучения:
Презентация «Растительный и животный мир России», гербарий растений, карта растительности России.
Ход урока.
Организационный момент.
Вводная беседа.
Вопрос к классу.
Какую роль играют растения и животные в природе и жизни человека? (ответы учащихся)
Учитель:
Именно живая природа олицетворяет для нас красоту ландшафта, вдохновляет композиторов, поэтов, художников, (слайды № 2-3) воспитывает в людях гуманные чувства. Забота «о братьях меньших» показатель нравственности человека. Принято считать, что главное в живой природе – растительность. О ней даже говорят название природных зон – тайга, смешанный лес и т.д. но богаче по видовому составу животный мир (слайд № 4). В нашей стране насчитывается 130 тыс. видов животных из них 90 тыс. насекомых, 1450 видов рыб, 160 видов земноводных и пресмыкающихся, 710 видов млекопитающих. Растений всего насчитывается около 18 тыс. видов, деревьев всего 500 (слайд №5) На состав и обилие растительного и животного мира сильно влияет деятельность человека. В результате многие виды резко сократили свою численность, а некоторые совсем истреблены. В то же время есть виды, искусственно привнесенные в нашу флору и фауну, например американские ондатра, норка, енот и др., среди растений чайный куст, бамбук (слайды № 6-7.)
Растительный и животный мир нашей страны весьма разнообразен. Облик и состав растительного и животного мира нашей страны, как и всей планеты, определяется двумя основными факторами: физико-географическими различиями между регионами – различный режим света, температуры и влажности, характер почв, особенности рельефа – и геологической историей территории (слайд № 8).
В размещении растений и животных прослеживаются закономерности, обусловленные, прежде всего широтной зональностью и высотной поясностью. И растения, и животные несут в своем облике и распространении особенности, унаследованные от далекого прошлого. Из Центральной Азии к нам пришли пустынно-степные группировки растений и животных. Со стороны Аляски на Дальний Восток проникали североамериканские хвойные. Специфические особенности нашей дальневосточной флоры сочетаются с оригинальностью маньчжуро-китайской фауны. На растительный и животный мир России было велико влияние четвертичного оледенения.
Групповая работа.
С различными типами растительных сообществ учащиеся знакомятся, работая в группах.
Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает гербарий растений одного растительного сообщества, по которому она будет работать, и лист с программой действий и вопросами. На работу отводится 10-15 минут, затем группы отчитываются о выполненной работе. Учащиеся слушают и заполняют сводную таблицу.
Типы растительных сообществ (слайд №10).
Растительное сообщество | Условия формирования | Общий вид | Типичные растения | Приспособленность к условиям среды. |
Тундра | Мало тепла. Короткое прохладное лето, ветры, многолетняя мерзлота | Безлесные, мозаичность, преобладают мхи, лишайники, многолетние растения | Мох, морошка, карликовые березка, ива, голубика, полярный мак, ягель. | Кони в поверхностном слое почвы, стелющиеся формы. Мелкие листья. |
Леса | Умеренный климат, холодная зима, теплое лето, избыточное увлажнение | Преобладает древесная растительность ярусность, многолетние растения. | Лиственница, ель, сосна, кедр, береза, осина, клен. | Мощная корневая система, лиственница сбрасывает листву, тем самым сокращает испарение, предохраняя себя от вымерзания. |
Степи | Недостаточное или неустойчивое испарение, плодородные почвы, очень теплое лето | Безлесность, преобладает травянистая растительность с мощными корнями, с луковицами и корневищами | Ковыль, ирисы. Тюльпаны, полынь, типчак | Растения с тонкими листьями, мощной коневой системой. Многие имеют луковицы, корневища. Многолетники. |
Пустыни полупустыни | Скудное, недостаточное увлажнение, жарко, почвы не плодородны. | Растительный покров разреженный. | Верблюжья колючка, саксаул, солянки, рогач, полыни | Длинные корни, мелкие листья опушены или покрыты восковым налетом, отсутствие листьев. |
Лист 1. Тундра (слайд №11)
Прочитайте текст учебника (стр.105) и ответьте на вопросы.
- Где в России преобладает тундровая растительность, покажите на карте южную границу тундры. (карта «Растительность» стр. 20-21)
- Какие условия формирования растительного сообщества тундры?
- Рассмотрите по гербарию виды растений тундры, назовите их и при отчете продемонстрируйте классу.
- Какие приспособления имеют растения? (листья, корни, однолетние или многолетние)
- Почему растения имеют небольшой рост, подушкообразные формы?
- Почему у них мелкие листовые пластинки?
- Почему преобладают многолетние растения? (потому, что для прохождения полного цикла развития за один год не хватает тепла)
- Почему у растений разветвленная корневая система?
- Заполните таблицу.
Лист 2. Леса (слайд №12)
Прочитайте текст учебника (стр.104) и ответьте на вопросы.
- Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах? (темнохвойная тайга, сосновые боры, светлохвойная лиственничная тайга Сибири и широколиственный лес)
- Какие условия формирования лесной растительности? (умеренный климат, холодная зима, теплое лето, избыточное увлажнение)
- Рассмотрите гербарий. Определите общие черты растений лесов, назовите их виды. При отчете продемонстрируйте классу.
- Какие приспособления имеют растения лесов. Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены в поверхностном слое? (лиственница растет на мерзлотных почвах)
- Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий хвойных лесов)
- Заполните таблицу.
Лист 3. Степи (слайд №13)
Прочитайте текст учебника (стр.108) и ответьте на вопросы.
- Определите ареал распространения степной растительности (карта атласа «Растительность» стр.20-21)
- Какие условия формирования растений степи? (недостаточное увлажнение, очень теплое лето)
- Рассмотрите гербарные экземпляры степных растений. Назовите их и при отчете продемонстрируйте классу.
- Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды? (это травы с мощными корнями, с луковицами, корневищами, у некоторых очень тонкие листья – ковыль)
- Почему степи зеленеют лишь ранней весной? (весной в почве есть достаточно влаги, весной цветут
Литература:
- География России. Природа 8 класс: поурочные разработки по учебнику И.И. Бариновой/ авт.-сост. О В. Антушева. – Волгоград: учитель, 2005.
- Т.Н. Воробцова 8 класс поурочные планы.Волгоград 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растительный и животный мир России.
Цель урока: I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влияющие на размещение природных зон по территори...
Растительный и животный мир России.
Конспект урока....
Растительный и животный мир России.
Презентация к уроку географии в 8 классе. Конспект урока тоже есть на сайте. Презентацию уменьшила с 25 до 9 Мб. Больше 3 Мб не загружает, поэтому последовательно выложу 4 части презентации....
Растительный и животный мир России.
Растительный и животный мир России. Цель урока: I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влия...
Растительный и животный мир России ( урок в 8 классе)
обобщающий урок...
урок по географии в 8-м классе по теме "Растительный и животный мир России"
Цели урока:Образовательные - Усвоение и закрепление ведущих идей темы. Методические подходы к изучению темы основываются на учете большого нравственного потенциала содержания, значительного...
Краеведческий материал к уроку "Растительный и животный мир России"
Новосибирская область, Купинский район, заказник "Майское утро" (справочный материал)....