конспект урока по теме "Оболочки Земли"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
План-конспект урока для учащихся 5 класса с использованием наглядных пособий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obolochki_zemli.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока для учащихся 5 класса с использованием наглядных пособий
Тема: «Оболочки Земли».
Учитель: Процай Ксения Викторовна.
Планируемые образовательные результаты:
В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающийся сможет:
Предметные: давать определение понятиям: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, выявлять черты взаимодействия между внешними оболочками, которые образуют географическую оболочку.
Личностные: проявлять эмоционально- целостное отношение к учебной проблеме; проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные:
-выслушивать и объективно оценивать другого
-определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Познавательные:
- умение обобщать полученную информацию, делать выводы.
Регулятивные:
-ставить цель и выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-соотносить учебные действия с известными правилами;
Коммуникативные:
-формулировать высказывание;
-согласовывать позиции и находить общее решение.
Решаемые учебные проблемы:
«Почему оболочки Земли назвали именно «оболочками».
Тип урока открытие новых знаний через деятельностный подход в обучении
Формы работы учащихся – работа с текстом учебника, работа в парах и группах
Необходимое техническое оборудование – проектор, экран.
Необходимые наглядные пособия – презентация, карта полушарий, картины, видеофильмы, модель зон разлома, модель вулкана.
Ход урока:
Учитель мотивирует учащихся на изучение темы, используя приемы внутренней и внешней мотивации. Определяет тему урока совместно с учащимися.
1) Что такое «Земля»?
2) Какую форму имеет Земля?
3) В чем заключается уникальность нашей планеты?
4)Что такое природа?
5) Чем отличается живая природа от неживой природы?
Учитель: Наша планета обладает уникальными особенностями – её поверхность опоясывают, взаимодействуя между собой, несколько оболочек, иногда их называют сферами. Выделяют оболочки внешние и внутренние. Сегодня на уроке познакомимся с внешними оболочками Земли: атмосферой, гидросферой, литосферой и биосферой (слайд 1,2,3 в презентации).
Демонстрация фильма «Путешествие по сферам земли».
Атмосфера (слайд 4 в презентации)
Рассказ учителя :
- Границу атмосферы условно проводят на высоте тысяча километров от поверхности Земли;
- Атмосфера окутывает нашу планету и защищает от потери тепла;
- Атмосфера защищает нашу планету от потока метеорита;
- Атмосфера поддерживает жизнь на планете , живые организмы дышат атмосферным воздухом.
Демонстрация фильма «Из чего состоит атмосферный воздух».
Картина-схема «Состав атмосферы»
Гидросфера (слайд 5 в презентации)
Рассказ учителя:
Водная оболочка нашей планеты - гидросфера включает в себя всю воду планеты –в твёрдом, жидком и газообразном состоянии (в переводе с греческого «гидро» означает вода).
- Гидросферу образуют воды Мирового океана, ледники, подземные воды, реки, озера, болота и т.д.;
- Воды Мирового океана составляют почти 97 % всех вод гидросферы;
- В воде зародилась жизнь на нашей планете.
Учитель просит ученика показать на карте составные части гидросферы.
Картина «Состав гидросферы», Карта полушарий
Литосфера (слайд 6 в презентации)
Рассказ учителя:
Литосфера – это каменная (твердая) оболочка Земли(в переводе с греческого «литос» означает камень).
- Мощность литосферы от 50 до 200 км;
- Горы, равнины, холмы, овраги – все неровности земной поверхности являются частями литосферы
Толщина коры под континентами составляет, в среднем, 35–40 км. Там, где на суше расположены молодые высокие горы, она часто превышает 50 км (например, под Гималаями достигает 90 км). Под океанами кора более тонкая – в среднем около 7–10 км, а в некоторых районах Тихого океана – всего 5 км.
Картина «Состав литосферы», модель зон разлома, модель вулкана.
Биосфера (слайд 7 в презентации)
Рассказ учителя:
Биосфера – живая оболочка Земли(в переводе с греческого «биос» означает жизнь).Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15–20 км), верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2–3 км на суше и на 1–2 км ниже дна океана.
В местах с наиболее благоприятными условиями существования отмечается наибольший расцвет жизни. В верхнем слое атмосферы и в глубине океанов численность живых организмов падает.
Картина «Составные части биосферы»
Географическая оболочка Земли (слайд 8 в презентации)
Рассказ учителя
Все оболочки Земли взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга, образуя особую географическую оболочку. В неё входят верхняя часть литосферы, нижние слои атмосферы, вся гидросфера и биосфера.
Картина «Составные части географической оболочки»
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Ученикам раздается задание с пропущенными словами:
Задание: Вставьте на места пропусков слова из списка:
1.Воздушнаяоболочка Земли называется________
2. Каменную оболочку земного шара называют ________
3. Из океанов, морей, рек состоит________
4. В формировании________огромную роль сыграли живыеорганизмы.
5. Гидросфера – это________оболочка Земли.
6. Литосфера – это ________ оболочка Земли.
7. Земные оболочки взаимодействуют друг с другом
и образуют ________
8. Природа Земли состоит из ________ оболочек
9.Биосфера – ________ оболочка Земли
10.«Литос» в переводе с греческого «________»
Список слов: камень, гидросфера, твердая, географическая оболочка, биосфера, четырех, литосфера, водная,атмосфера, живая.
Ответы: 1–атмосфера, 2– Литосфера, 3- гидросфера, 4–биосферы, 5–водная, 6–твердая, 7–географическую оболочку, 8 – четырех, 9– живая, 10 – «камень».
Критерии оценивания: 10–8 это «5», 6–7 это «4», 5 и ниже это «3».
После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют, выставляя друг другу оценки:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока «Города Русской Земли»
Урок изобразительного искусства в 4 классе Цель: Знакомство с древними русскими городами, с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами древнего города. Создание проекта Древнерусс...
конспект урока Природные зоны Земли 6 кл.
Конспект урока по географии...
Конспект урока географии "Планета Земля" 5 класс
Конспект урока географии "Планета Земля" к учебнику издательства "Мнемозина"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Вода на Земле 5 класс
Формирование знаний о гидросфере;знакомство с составом воды...
Конспект урока "Вода на Земле. Мировой океан и его части"
Коллеги!Предлагаю Вашему вниманию конспект урока по теме "Вода на Земле. Мировой океан и его части"...
План конспект урока географии « Атмосфера Земли, её состав и строение»
Тема: Атмосфера Земли, её состав и строение . Атмосферное давление. Урок №17. Базовый учебник.География: Начальный курс: 5 класс: учебник для учащ...
План-конспект урока по теме «Земля в опасности» для 5 класса
Данный урок предназначан для учащихся 5 класса, изучающих английский язык углубленно...