Вулканы, горячие источники, гейзеры. 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока. Выполнила учитель МБОУ СШ №47 заволжского района г. Твери Цемалина Наталья Сергеевна.
Предмет: География
Тема урока: Вулканы, горячие источники, гейзеры
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: смешанного типа
Цель урока:
Создать условия для формирования знаний о вулканах и понимании причин возникновения вулканов
Прогнозируемые результаты
личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- формирование устойчивой мотивации к обучению;
- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
- Познавательные: формирование умений классифицировать, сравнивать и анализировать, обобщать данные, заполнять таблицы, определять географическое положение вулканов на карте и наносить их на контурную карту, строить логические суждения; формирование интеллектуальных и творческих способностей.
- Регулятивные: развивать умения работать по намеченному плану, в соответствии с поставленными целями; формировать умения для проявления в учебной деятельности инициативности и самостоятельности; вносить необходимые коррективы в ходе работы, учитывать характер сделанных ошибок, уметь оценивать свои действия, высказывать своё мнение, делать выводы;
- Коммуникативные: формирование умения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, уметь вступать в диалог; быть ответственным за результат своих действий, наблюдать за действиями одноклассников, анализировать их деятельность, уметь увидеть неточности и корректировать их.
предметные:
- Знать: основные понятия темы, строение и виды вулканов, механизм образования, географию их размещения, основные зоны вулканизма на Земле
- Уметь: использовать географическую карту, определять по карте сейсмические районы мира; определять на карте мира местоположение вулканов и районы деятельности гейзеров, наносить их на контурную карту.
Основные понятия урока: Вулкан, лава, магматический очаг, кратер, жерло, вулканический конус, гейзер
Дидактические средства: учебник, атлас, контурные карты, презентация (приложение 2), карточки с заданиями.
Оборудование: мультимедийный проектор, макет внутреннего строения вулкана
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
1.Органи- зационный 1-2 мин | Индивидуальная | Проверка насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, присутствующих в классе, создает ситуацию успеха. - Всем! Всем! Добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться! Не мешай учиться! | Готовят рабочее место, приветствуют учителя. | Л- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию М –организовывать рабочее место | Организовать детей. Проверить готовность к уроку |
2а)Проверка домашнего задания 5 мин | Фронтально-коллективная работа | - А теперь проверим д/з. Предлагает привести в соответствие термин и его определение, оцененные в баллах. (сл.1,2) (Приложение №1) | Приводят в соответствие термин-определение. Готовятся к ответу. Отвечают. | Л - Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с измерительными материалами, самооценка. П- Продолжить формирование представлений о движении земной коры и землетрясениях. М - Формировать умение реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности. | Создать условия для актуализации знаний учащихся по теме. |
2б) Актуализация знаний 5 мин | Словесный, индивидуальная | Совместно с учащимися формирует цель изучения темы и составляет план работы. - Я предлагаю вам сейчас посмотреть видеофрагмент и далее ответить на вопросы. Показывает видео. (сл.3) Задает вопросы. -Какие явления природы произошли. Почему, Вы, так думаете? - Сформулируйте тему урока. (сл.4) | Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы, предлагают варианты тем урока. - Извержение вулкана, в земной коре есть трещины, по которым поднимается магма. Горячий источник, гейзер, магма нагрела воду и через трещины она вырвалась в виде пара, горячего водоема. - Вулканы, гейзеры. Записывают тему урока в тетрадь. | Л – будут сформированы знания о вулканах и гейзерах России, правила безопасного поведения при извержении вулканов П – научатся выделять и объяснять признаки понятий: вулкан, магма, лава, кратер, желоб. Понимать причины возникновения вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольцо. Описывать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. М – формировать умения планировать пути достижения на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижений | Выход на тему урока |
3.Физкульт Минутка 1 мин | Игра «Деревья, кусты, трава» | Проводит игру. -Деревья -Кусты -Трава | Выполняют действия согласно правилам | Перемена смены деятельности | |
4.Мотивация (задания на столкновения мнений) 3 мин | Наглядно-иллюстрационный | Показывает картинки, предлагает разделить их на две группы: горы и вулканические горы. (сл.5) - Чем отличается обычная гора от вулкана. -Попробуйте сформулировать цели урока. Подводит итог рассуждений и формулирует цель. (сл.6) | Дети предлагают варианты ответов. -Не знаем, чем отличается вулканическая гора от обычной горы. Рассказывают о том, что они знают о вулканах. - Узнать как образуются вулканы, гейзеры где находятся. | П – продолжить формирование навыков с иллюстрационным материалом М – формирование умений на практике пользоваться методами наблюдения и объяснения | Постановка цели урока |
5.Усвоение новых знаний и способов деятельности 20-25 мин | Беседа, Наглядный, индивидуальная | - Давайте вспомним, а что же такое вулкан? (сл.7) Формируя знания о вулканах, опирается на имеющиеся у учеников представления, которые уточняются и расширяются. - Давайте рассмотрим строение вулкана. Задает вопросы по строению вулкана, используя макет. Предлагает провести эксперимент. По результату помогает классифицировать вулканы: по форме, действующие и потухшие. (сл.8,9) Предлагает найти на карте районы проявления вулканизма. - С чем совпадают районы вулканической активности? Предлагает найти в учебнике определение понятия гейзер. - Отметьте на карте Тихоокеанское огненное кольцо – цветом, действующие условным знаком и подпишите названия. Обращает внимание учащихся на правила поведения людей перед извержением вулкана и во время него. | -Это гора, на вершине которой имеется отверстие, через которое иногда вырываются на поверхность горячие газы, изливается магма. Определение записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы при помощи макета. Находят очаг, жерло, кратер, лаву, выясняют особенности действующих и потухших вулканов. Примеры находят на карте. Группа заранее подготовленных детей проводит эксперимент извержение вулкана. Делают вывод: - Густая и вязкая лава быстро остывает, образуя высокую гору с крутыми склонами конической формы. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому успевает растечься на большие расстояния. В тетрадь записывают краткий конспект. По карте определяют районы вулканизма. Делают вывод: -Районы вулканизма совпадают с сейсмически активными зонами Земли. Работают с учебником: выясняют, что такое гейзер. Как он образуется. На карте находят и наносят на контурную карту Тихоокеанское огненное кольцо. Выясняют на сколько опасно это явление, каковы были последствия наиболее сильных извержения вулканов. | Л – продолжить формирование познавательной культуры, в то числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. П – формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивание уровня безопасности окружающей среды. М – формирование умения давать определение понятия «вулкан». Выделять, описывать и объяснить существенные признаки вулканов. Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов вулканизма. Отображать в речи содержание совершаемых действий. Формирование умений извлекать информацию из различных источников знаний, проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. | Освоение новых знаний |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4-5 мин | групповая | Выводит на экран текст теста по основными понятиям темы. (прил.2) (сл.10, 11) | Работают в парах. Самостоятельно выполняют проверку по эталону, обменявшись выполненными работами. | Л – освоение социальных норм и правил поведения в небольших группах | Развивать дружелюбное отношение друг к другу |
7.Рефлексия 1 мин | фронтальная | Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения. (сл.12) - Что вам больше всего запомнилось на уроке? - Что вы хорошо поняли? - Какие ещё моменты необходимо более глубоко изучить? | Фиксируют свое настроение и анализируют уровень усвоения материала | Л – формирование опыта рефлексивно-оценочной деятельности | |
8.Домашнее задание 1 мин | словесный | - Молодцы, на уроке Вы узнали и открыли много новых знаний, научились применять их на практике, хорошо работали. Сообщает д/з. параграф 15; на выбор:1. Составить кроссворд из 10 слов.2.отметить на контурной карте 10 вулканов. (сл.13) | Дети записывают задание в дневник |
УУД : Л – личностные, М – метапредметные, П – предметные.
Приложение 1
проверка домашнего задания по теме « Землетрясение»
Приведите в соответствие термин – определение;
- литосфера
- землетрясение
- очаг землетрясения
- эпицентр землетрясения
- сейсмически активные зоны
А. твердая оболочка Земли.
Б. резкий горизонтальный разрыв земной коры.
В. Место в земной коре, где происходит разрыв и смещение горных пород.
Г. Место на земле, где бывают самые сильные разрушения.
Д. Зоны землетрясений и извержений вулканов, расположенных на границы литосферных плит
Критерии оценки:
«5» – все верно
«4» – одно соответствие неверно
«3» – два ответа неверны.
Приложение 2
Задание: найдите понятие, составьте смысловые пары.
1. Кратер | А Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана |
2. Жерло | Б Углубление в верхней части вулкана |
3. Очаг магмы | В Вулкан с густой лавой и крутыми склонами |
4.Лава | Г Самый высокий действующий вулкан России |
5.Конический вулкан | Д Вулкан, извержения которого прекратились |
6. Щитовой вулкан | Е Канал, по которому поднимается магма |
7.Вулканические бомбы | Ж Магма, излившаяся на поверхность |
8.Действующий вулкан | З Вулкан, извержения которого повторяются |
9.Потухший вулкан | И Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами |
10.Ключевская Сопка | К Расплавленная мантия в глубинах Земли |
Критерии оценки:
«5» – все верно
«4» – 7-9 соответствий верно
«3» – 5-6 верно.
Список литературы
- Бахчиева О.А. Методическое пособие. География. Начальный курс 6 класс-М., 2016
- Герасимова Т.П., Н. П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс - М: Дрофа, 2016
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2013. – 71 с. –(Стандарты второго поколения)
- Рабочая тетрадь (автор Т. А. Карташова, С. В. Курчина) «География. Начальный курс». 6 класс
- Учебный план МБОУ СШ №47 города Твери на 2017 – 2018 учебный год.
Интернет ресурсы:
- http://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez
- https://www.youtube.com/watch?v=ap7l5Wi7VIQ
- https://www.youtube.com/watch?v=yu-5Ga8ZXuA
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
География 6 класс "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры"
Изучить строение, извержение и значение вулканов; горячие источники и гейзеры, их значение в природе и жизни человека. Развивать мыслительную деятельность через умение работать с текстом, ...
Конспект урока на тему:" Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс
Урок по теме: "Вулканы,горячие источники, гейзеры" в 6 классе предназначен для изучения нового материала. Для проверки домашнего задания дан небольшой тест,рассчитанный на 3-5 минут.Помимо изучен...
Презентация по географии"Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс
Презентация рассчитана на 45 минут урока по теме "Вулканы, горячие источники, гейзеры". В ней представлены слайды, которые могут использоваться как дополнение к устному рассказу учителя. Предусмотрено...
Урок географии в 6 классе по теме: "Вулканы, горячие источники, гейзеры"
Урок разработан по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. Материал может пригодится для проведения окрытого урока....
Урок в 6 классе."Вулканы. Горячие источники. Гейзеры".
Этот урок преследует следующие цели:1. расширить и углубить знания о вулканах и их строении, 2.познакомить с географией их размещения; 3. выявить причины возникновения вулканов, гейзе...
Презентация к уроку по географии "Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс
Презетация к уроку по географии "Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс...
Тема "Вулканы, горячие источники, гейзеры". География 6 класс
Данную разработку можно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в 6 классе....