Конспект урока на тему:" Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Молчанова Людмила Степановна

Урок по теме: "Вулканы,горячие источники, гейзеры" в 6 классе предназначен для изучения нового материала. Для проверки домашнего задания дан небольшой тест,рассчитанный на 3-5 минут.Помимо изучения темы,проводится тренировочная практическая работа на определение географических координат.Для закрепления пройденного материала в конце урока предложен занимательный кроссворд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_vulkany.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Молчанова Людмила Степановна

учитель географии

ГБООУ СШИ №68 Пушкинского района г.Санкт-Петербург

Г. Санкт-Петербург

2012 г.

Тема: Вулканы, горячие источники, гейзеры

Цель: дать представление о многообразии стихийных явлений литосферы.

Задачи:- познакомить с строением вулканов, географией их размещения

              - выявить причины возникновения вулканов, гейзеров, горячих источников. познакомить с их видами и особенностями

              - формировать умение работы с различными видами географических карт

Планируемые достижения учащихся:

             - иметь представление о причинах возникновения вулканов и их строение.

             - научиться отыскивать на физической карте определенные географические объекты

             - развивать умение работать с источниками учебной информации

Оборудование: мультимедийная установка, карта полушарий и РФ, географический атлас для 6 класса, учебник  для 6 класса Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова «Начальный курс географии», видеофильм (отрывок).

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма проведения: комбинированная

                                                              Ход урока

I. Организационный этап. Приветствие. Подготовка к усвоению учебного материала.

II. Проверка домашнего задания: Тест ( письменно)

1.Как называется место в земной коре, где происходят разрыв и смещение горных пород?

А) очаг землетрясения

Б) эпицентр

В) кратер

Г) мантия

2. Какой силы достигают максимальные колебания земной коры при землетрясениях?

А) 9 баллов

Б) 10 баллов

В) 5 баллов

Г) 12 баллов

3.Как называется прибор, фиксирующий состояние земной коры?

А) эхолот

Б) сейсмограф

В) нивелир

Г) компас

4. Как называют районы планеты, где землетрясения бывают наиболее часто?

А) горные пояса

Б) сейсмические пояса

В) подвижные пояса

Г) огненные пояса

5.Как называется участок поверхности Земли над очагом землетрясения?

А) эпицентр землетрясения

Б) горст

В) грабен

Г) вулкан

III. Мотивационно- целевой этап. У нас сегодня очень интересная тема, мы ее с вами назовем, отгадав загадку:

          У этой немаленькой горы

          Характер тихий до поры.

          Но может так случиться –

          Взорвется, задымится !  ( Вулкан)

Правильно угадали загадку. Тема нашего сегодняшнего урока: «Вулканы, горячие источники, гейзеры».§19 стр. 49.  Слайд1

Никто из вас, наверно не видел вулкан. Поэтому я предлагаю посмотреть сюжет об извержение вулкана. ( 3 мин.)

Что же такое вулкан? Давайте вспомним материал 5 класса. Определение.

Вулкан –это гора, на вершине которой имеется отверстие, через которое иногда вырываются на поверхность горячие газы, изливается магма. Слайд 2

  Как же происходит, что одни горы на Земле находятся в спокойном , стабильном состояние, а другие вдруг начинают извергаться? Если рассмотреть внимательно карту, то можно заметить, что вулканы находятся там, где происходят землетрясения, в активных участках земной коры. Давайте постараемся разобраться в причинах возникновения этого грозного явления природы. Рассмотрим изображение строения вулкана . Слайд 3

   В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии- магмы- меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Газы, растворенные в магме, вытесняют ее из очага вверх по жерлу к кратеру. Излившуюся на поверхность магму называют лавой. Температура лавы достигает 1000о С.

  Жидкая лава изливается спокойно: выделение газов из более вязкой лавы сопровождается взрывами: в воздух выбрасывается вулканический пепел и вулканические бомбы.

  Последствия извержения вулкана могут быть катастрофичными. Слайд 4

В Русском музее размещена картина К.Брюллова « Последний день Помпеи». Вот как гибель этого города описывал Пушкин А.С.

« Везувий зев открыл- дым хлынул клубом –пламя

   Широко развивалось. Как боевое знамя.

   Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

   Кумиры падают! Народ гонимый страхом,

   Под каменным дождем, под воспаленным прахом

   Толпами, стар и млад, бежит из града вон».

   Действительно , от извержения пострадали не только город Везувий, но и Геркуланум и Стабия. Они были погребены под горячим пеплом. Слайд 5

Как же можно классифицировать вулканы? Работа с текстом учебника §19, стр.50.По ходу работы составляем схему:

Выполняем задания на стр.50-51 устно. Слайд 6

Физкультминутка. Упражнения стоя, под музыку.

IV этап. Практическая работа: Работа в парах. Определить ГП и название действующего вулкана на территории нашей страны (пользуясь картой атласа стр.16-17 ), по географическим координатам 56о с.ш.,161о в.д. и нанести эту точку на контурную карту.  Ответ: Ключевская Сопка Слайд 7

   В областях распространения действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников, часто они насыщаются растворенными в них минеральными веществами. Некоторые горячие источники через определенные промежутки времени вверх струи кипящей воды и пара. Такие периодически фонтанирующие источники называются гейзерами.

  На Камчатке находится знаменитая долина гейзеров. Здесь есть маленькие гейзеры, выбрасывающие фонтанчики горячей воды, а есть гейзеры, вода из которых бет вверх на высоту 100 м.  Слайд 8

V этап Закрепление пройденного материала:

Кроссворд. Слайд 9

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду:

1. Источники, подземные воды которых содержат в растворенном виде различные соли и газы.   (Минеральные)

2. Вулканы, которые извергались на памяти человечества. (Действующие)

3.Чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине вулкана, через которое постоянно или время от времени извергаются горячие газы. пары воды. лава. (Кратер)

4. Особые по форме и составу горы на поверхности суши и на дне океанов. (Вулканы)

5. Канал, по которому поднимается лава.(Жерло)

Домашнее задание: § 19

Литература:

1.Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. Москва

          « Просвещение», 2008 г.

2. Т.П. Герасимова. Методические рекомендации к проведению уроков географии в 6                       классе. Москва « Просвещение», 2007г.

3. Е. А. Жижина. Учебно-методическое пособие. КИМ география 6 класс

         Москва «ВАКО» 2012 г.

Вулканы

Действующие

Вулканы, которые извергались на памяти человечества

Потухшие

Не извергавшиеся на памяти человечества

Уснувшие

Те, которые потухли, но могут снова начать извергаться