География 6 класс "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Изучить строение, извержение  и значение вулканов; горячие источники и  гейзеры, их значение в природе и жизни человека. Развивать мыслительную деятельность через умение работать с текстом, картой, выделять главное в тексте, анализировать, выражать свои мысли и делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока

(география 6 класс).

Тема: «Вулканы. Горячие источники. Гейзеры».

                                                                                                                                                   Харьянова В.И.

                                                       2009г.

Тема: «Вулканы. Горячие источники. Гейзеры».

Цель: 1. Изучить строение, извержение и значение вулканов; горячие источники и гейзеры, их значение в природе и  жизни человека.

2. Развивать мыслительную деятельность через умение работать с текстом, картой, выделять главное в тексте, анализировать, выражать свои мысли и делать выводы.

3.Прививать интерес к географической науке, понимать личностно-значимое отношение к изученному материалу.

Оборудование: физическая карта мира, изображение «Гейзер», презентация к уроку.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология:  технология развивающего обучения.

Ход урока:

ӏ. Организационный момент.

ӏӏ. Изучение нового материала.

1.Учитель:

-Возраст Земли 4,5 млрд.лет. Было время, когда планета «кипела», «бурлила», «пенилась». Через миллионы лет поверхность ее остыла, образовалась земная кора. Внутри планеты нет покоя – раскаленная масса находится в движении, заставляя двигаться земную кору. Движения земной коры приводят к возникновению землетрясений, извержению вулканов.

2. Презентация С-1.

3. Учитель:

-Древние греки представляли, что внутри Земли живет бог подземного царства, бог огня – Вулкан. Его почитали, молились, ублажали. Понимали: когда бог гневается, то выбрасывает огонь и гибнет все живое. Позднее все вулканы стали носить имя этого Бога.

4.С-2  Изображение «Извержение Везувия» (79 г. н.э.)

5. Учитель:

-Предутреннее время, люди спокойно спят. Грохочет и дрожит вулкан Везувий. У его подножий гибнут 3 города: Помпея, Геркуланум, Стабия. Пепел накрыл Помпею высотой 3 метра, Геркуланум – на 15 метров.

 Прошли 17 веков. Люди забыли об этой катастрофе. Стали селиться вблизи вулкана. Разрабатывали поля, сады  т.к. на склонах вулкана находятся плодородные почвы. Случайно во время строительства колодца обнаружили статуи богов. Произведены раскопки. Сегодня эти города свободны от пепла. Это памятники катастрофы планеты. Здесь проводятся экскурсии.

6. Работа с картой: на физической карте найти вулкан Везувий.

7. Работа с текстом учебника:

- с.59-60. На какие 2 группы делятся вулканы?

-в тетради составить схему.

                                                       Вулканы

Потухшие                                                                          Действующие

(Казбек, Эльбрус)                                                 (Ключевская Сопка, Авача)

8. Работа по физической карте мира:

-показать местонахождения крупных вулканов мира, Тихоокеанское Огненное кольцо.

9. С-3:

-Изображение «Строение вулкана».

10. Нарисовать строение вулкана в рабочей  тетради.

11. Учитель (рассказ об извержении вулкана):

-«Пример извержения современного вулкана на Камчатке в 1956г. – «Безымянный». Мощный взрыв. Туча пепла взлетела на высоту 40 км. Значительная часть конуса вулкана была взорвана. На расстоянии 30 км силой взрыва были сломаны и обожжены деревья. Образовался лавовый поток длинной 18 км и мощностью 20 метров. На площади 500 км.кв. выпал раскаленный пепел, под которым снег моментально растаял и образовались грязевые потоки на расстоянии 19 км. Пепел через 2 дня выпал в районе Северного полюса, а через 4 дня под Англией».

  После извержения вулканов наступает покой, «курится», струится газ, пар, но это опасное явление. Иногда это не происходит. Пастухи спасаются от ветра, загоняя в кратер отару овец на отдых и попить воды. Посещают кратер ученые, путешественники-любители.

12. Рассуждения учащихся:

-Почему происходит извержение вулкана?

(Предполагаемые ответ: внутри Земли горячая масса, большое давление. Формируется рельеф Земли, образуются полезные ископаемы, создаются острова в океане, возникают волны в океане, гибель живых организмов, человек поселяется на склонах вулканов, т.к. там плодородные почвы…)

13. Работа с текстом учебника:

- найти изображение гейзера.

- найти значение понятия «гейзер» и записать в тетрадь.

14. Презентация С-4:

-«Долина гейзеров»

-описание изображения (учащиеся вслух)

15.Учитель:

-строение гейзера;

-работа гейзера.

16. Просмотр фрагмента фильма «Долина гейзеров на Камчатке».

Рассуждение:

-Количество гейзеров?

-Работа гейзеров?

-Температура воды в гейзере?

-Значение гейзеров в природе и жизни человека?

ӏӏӏ.   Закрепление:

По опорным словам составить краткое сообщение: литосфера, вулкан, Везувий, потухший, действующий, очаг, жерло, кратер, магма, склон, лава, значение, гейзер, использование.

ӏʏ. Рефлексия.

-твое отношение к изученной теме?

-все ли тебе понравилось на уроке?

-что нового узнал, изучая материал урока?

-что тебе уже было известно до изучения темы урока?

-появилось у тебя желание совершить путешествие к подножию вулкана?

ʏ. Итог урока, оценки за урок.

Д\з6 п.19, с.41-43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по географии "Вулканы.Горячие источники.Гейзеры."

Определение "вулкан, гейзер, кратер, жерло,очаг магмы",строение вулкана, виды вулканов.Номенклатура...

Презентация по географии"Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс

Презентация рассчитана на 45 минут урока по теме "Вулканы, горячие источники, гейзеры". В ней представлены слайды, которые могут использоваться как дополнение к устному рассказу учителя. Предусмотрено...

Урок географии в 6 классе по теме: "Вулканы, горячие источники, гейзеры"

Урок разработан по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. Материал может пригодится для проведения окрытого урока....

Презентация к уроку по географии "Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс

Презетация к уроку по географии "Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс...

Тема "Вулканы, горячие источники, гейзеры". География 6 класс

Данную разработку можно использовать при организации самостоятельной работы учащихся  в 6 классе....

Конспект урока географии с использованием технологии АМО "Вулканы, горячие источники, гейзеры".

Конспект представлен в графической форме (Excel). На каждом этапе урока использовались технологии активных методов обучения....

Урок географии в 5 классе по теме «Вулканы, горячие источники, гейзеры»

Урок географии в 5 классе по теме «Вулканы, горячие источники, гейзеры»...


 

Комментарии

Вулканы, гейзеры, горячие источники