Урок обобщающего повторения по теме "Гидросфера" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Разработка урока обобщающего повторения в форме игры "Большой заплыв". Формат игры, задания, представленные в разработке, могут быть использованы и для проведения внеклассных, внеурочных мероприятий по географии, например, в рамках предметной недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщение по теме "Гидросфера" 6 класс | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающее повторение по теме «Гидросфера». 6 класс.
Урок-игра «Большой заплыв».
Цель: обобщение изученного материала по теме «Гидросфера».
Задачи:
- формировать навыки применения полученных знаний для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач и реальных жизненных условиях;
- развивать познавательный интерес к предмету, здоровьесберегающие навыки, географическое мышление, коммуникативные навыки;
- способствовать воспитанию экологического сознания и экологической культуры.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта океанов, репродукции картин, фотографии с изображениями объектов гидросферы (видеофрагмент с видом морского пространства, звуком прибоя, ветра), карточки с заданиями для команд, места для команд (атласы, сигнальные флажки на каждом командном месте), бутылки с различной минеральной водой. На доске – поле для наглядного учета результатов «заплыва».
Форма проведения урока: игра-состязание.
Правила игры:
- Команды, равные по силе, заранее формирует учитель (4 команды).
- Команды заранее выбирают капитана, придумывают названия.
- Во время игры, если команда не может сформулировать верный ответ, право ответа и возможность увеличить свой результат получают соперники.
- Ход игры и общий итог отражаются на поле на доске.
- Индивидуальные оценки за урок выставляются в командах капитанами на основании записей в «Бортовых журналах».
Этапы урока:
- Оргмомент;
- Сообщение темы и цели урока;
- Обобщение изученного материала:
- Этап «Теоретический»
- Этап «Спасатели»
- Этап «Знатоки карты»
- Физминутка
- Этап «Экологический»
- Этап «Обгонялки»
- Этап «Кроссворды»
- Оценивание
- Подведение итогов
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Оргмомент.
Приветствие.
Вступительное слово учителя.
Сегодня урок мне хочется начать с небольшого стихотворения. Внимательно послушайте и подумайте над его содержанием, чтобы ответить на два моих вопроса.
Хоть в это поверить не очень легко.
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире.
Значит, должны понимать это все мы –
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.
- О какой единой водной системе идет речь в этом шутливом стихотворении?
- Какой географический процесс здесь описан?
2. Сообщение темы и цели урока.
-Вы закончили знакомство еще с одной оболочкой Земли. Насколько хорошо вы овладели знаниями, чему вы научились, вы и покажете в игре «Большой заплыв». Дальше всех сможет «уплыть» та команда, которая не только глубоко владеет материалом, но и обладает четкой командной организацией. Итак, в путь! Как желают всем мореходам: «Семь футов под килем!»
3.Обобщение изученного материала.
Упражнение на улучшение мозгового кровообращения.
-Вам предстоят трудные и интересные задания, которые потребуют от вас собранности и активной работы и рабочего настроя. Подготовьте себя к соревнованию. Упражнение на улучшение мозгового кровообращения (трут ладони, виски, мочки ушей).
Плавание проходит в несколько этапов. Первый этап – теоретический. На подготовку – 2 минуты. Если команда готова раньше, капитан поднимает сигнальный флажок.
- Первый этап – «Теоретический».
Капитаны получают карточки с заданиями
Задание №1. Дайте определение понятиям:
- Материк, залив, водосборный бассейн.
- Остров, море. Ледник
- Полуостров, пролив, река
- Течение, соленость, снеговая граница
Выслушиваются ответы команд. За каждый верный ответ – 1 балл (одна миля пути).
- Второй этап – «Спасатели».
Вам предстоит трудная работа. На выполнение этого задания у вас будет три минуты. Отвечать на вопросы нужно у карты. Капитанам – получить задания!
Задание №2.
- Норвежские рыбаки выловили недалеко от берега бутылку с запиской. К сожалению, часть записи была уничтожена водой, осталась запись следующего содержания: «Наш корабль перегружен, из-за сильной пробоины стремительно идем ко дну. Пытаемся пересесть на шлюпки. Наши координаты 30°с.ш.,…» Как бутылка оказалась намного севернее места, где была сброшена? Укажите приблизительное место гибели корабля. (Норвегия – страна на Скандинавском полуострове).
- Ваш корабль находится в точке с координатами 15°с.ш., 115°в.д. Всем судам были разосланы радиограммы: «В результате мощного землетрясения в районе Филиппинских островов, образовалась волна цунами, которая движется со скоростью 750 км/час. Примите меры безопасности!» Как поступите вы? Почему?
- Два судна, находящиеся в точках с координатами 43°ю.ш., 50°в.д. и 35°ю.ш., 95°в.д. одновременно получили сигнал с корабля потерпевшего крушение. Команде корабля удалось высадиться на остров с координатами 49°ю.ш. 72°в.д. Какой корабль быстрее доберется до потерпевших? Почему?
- Ваш радист получил радиограмму, в которой сообщалось о крушении судна в районе 20°ю.ш., 150°в.д. Определите место кораблекрушения и сделайте вывод о возможной причине крушения.
За полный правильный ответ команда продвигается на 3 мили вперед.
- Третий этап – «Знатоки карты».
-Каждый путешественник должен хорошо знать карту. Поэтому на данном этапе свои знания продемонстрируете вы. В течение двух минут команды должны выбрать для своих соперников по два задания на знание географических объектов и решить, кто будет представлять вашу команду в этом испытании.
От команды по одному человеку выходят к карте, соперники предлагают для показа свои объекты из списка номенклатуры по теме «Гидросфера».
За все верные ответы – 3 мили; за 4-5 верных ответа – 2 мили, 2-3 верных ответа – 1 миля.
- Физминутка.
В длинном пути необходимы передышки. Я предлагаю вам тоже сделать перерыв в плавании. Встаньте, выйдите из-за парт. На минутку представьте себя волнами: поднимите руки вверх. Дотянитесь до гребня волны кончиками пальцев, встаньте на цыпочки, присядьте, не отрывая пяток от пола, коснитесь пальцами подошвы волны (повторить упражнение 4 раза); поставьте ноги на ширину плеч, руки разведите в стороны – измерьте длину волны: потянитесь вправо и влево, от одного гребня до другого (повторить упражнение 4 раза).
Аврал! Всем членам команд занять свои места!
- Четвертый этап – «Экологический».
-Гидросфера для человека – это вода для жизни и хозяйственной деятельности, это источник морепродуктов, кладовая множества минеральных веществ и полезных ископаемых; моря и океаны – широкие транспортные пути, а побережья – прекрасные места для отдыха. Чем же является человек для гидросферы? Ответ на этот вопрос, к сожалению, будет сегодня достаточно печальным. На этом этапе вы испробуете себя в качестве экспертов-экологов. На обсуждение проблемы командам дается 3 минуты. Капитаны получают задания.
Задание №3.
- В 1969 году норвежский путешественник Тур Хейердал, пересекая Атлантический океан на папирусной лодке «Ра», отмечал, что в центральной части океана, на протяжении 1400 миль, вода была затянута нефтяной пленкой. Какие причины могли привести к подобному загрязнению? Как не допускать подобных ситуаций?
- В летний период на пляжах города мы часто видим таблички «Купаться не рекомендуется». Как вы думаете, с чем связано подобное предупреждение? Какие меры следует предпринимать, чтобы таких табличек было как можно меньше?
- В конце 1982 года, в Таиланде, вылавливаемая рыбаками рыба оказывалась покрытой незаживающими язвами. Эпидемия охватила половину провинций страны и принесла значительные убытки. Группа экспертов установила, что в тканях рыбы содержатся пестициды, которые применялись для уничтожения насекомых на каучуковых и рисовых плантациях. Как произошло заражение рыбы? Какие выводы нужно сделать, чтобы подобная ситуация не повторялась?
- В настоящее время 20% населения Земли пьет заведомо вредную для здоровья воду, 50% (каждый второй) использует некачественную, плохо очищенную воду. Как происходит загрязнение воды? Каких правил при использовании воды в природе и в быту нужно придерживаться, чтобы не навредить своему здоровью?
За полный ответ команды продвигаются на 3 мили .
- Пятый этап «Обгонялки».
Большая часть пути пройдена. На этапе «Обгонялки» вам предстоит совершить очень быстрый рывок. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей сигнальный флажок. Максимум времени на обсуждение – 20 секунд.
Задание №4.
- Как различаются острова по происхождению?
- Каково происхождение котловины озера Байкал?
- Самое большое по площади озеро на Земле?
- Чем различаются понятия «паводок» и «половодье»?
- Чем сточное озеро отличается от бессточного?
- В чем разница между грунтовыми и межпластовыми водами?
- Какие воды называют минеральными?
- Почему минеральные воды полезны для здоровья7
- Какие из этих минеральных вод добываются в Кемеровской области?
- Какое количество жидкости необходимо потреблять ежедневно человеку?
Команда, которая дала больше всех правильных ответов, продвигается на 3 мили вперед, вторая – на 2 мили, третья – на 1 милю.
- Шестой этап «Кроссворды».
-Вам остался финишный отрезок пути. На этом этапе команды докажут свою эрудицию, разгадывая кроссворды. Время на выполнение работы – 4 минуты.
Капитаны получают листы с заданиями, команды работают. По истечении времени листы с кроссвордами сдаются учителю.
4. Оценивание (3мин).
Включается демонстрация видеофрагмента «Море», звукозапись естественных звуков моря.
Команды оценивают вклад в «заплыв» каждого члена экипажа. Учитель проверяет кроссворды. Команда, ответившая на все вопросы кроссворда, продвигается на 4 мили вперед, остальные – по убывающей. Определяется конечная точка «заплыва» каждой команды.
5. Подведение итогов.
-Завершилось плавание. Путь был труден, но вы достойно справились с задачей.
- Вы показали хорошие знания географических терминов на первом этапе нашего плавания. Второй этап показал, что все вы можете правильно определить координаты и применить свои знания о движении воды в мировом океане в проблемной жизненной ситуации. Знания географической номенклатуры вы проявили на третьем этапе нашего плавания. Четвертый этап урока был очень важен для всех, потому что понимая взаимосвязь явлений и процессов в природе, мы можем предвидеть негативные последствия влияния человека на природу и предотвратить их. Ну а пятый и шестой этапы показали, какие вы быстрые и эрудированные.
Я надеюсь, что и в будущем вы будете также активны, настойчивы в овладении новыми знаниями и достижении поставленной цели.
- Домашнее задание.
(по желанию обучающихся)
Домашнее задание будет творческим: найдите в художественной литературе (прозе и поэзии) описания различных объектов, процессов и явлений гидросферы. Выпишите их на отдельный лист, красочно оформите, укажите авторов.
Приложение.
Инструкция по ведению бортового журнала.
Капитан заполняет список команды и в течение всего плавания отмечает работу каждого члена команды знаком «+».
При подведении итогов количество плюсов суммируется.
Оценка «5» выставляется, если участник заплыва набрал более 4 плюсов.
Оценка «4» выставляется, если участник заплыва набрал более 3 плюсов.
Бортовой журнал
Список команды | теоретический | спасатели | знатоки карты | экологический | обгонлки | кросс ворд | ИТОГ | ||||
обсуж дение | ответ | обсуж дение | ответ | ответ | обсуж дение | ответ | ответ | обсуж дение | балл | оценка | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщающего повторения в 7 классе "Давление в нашей жизни"
Представляю урок повторения в 7 "Давление в нашей жизни" .Ребятам очень нравятся такие уроки, когда они и сами проводят простейшие опыты, и видят что нибудь новое, чего не показы...
Урок обобщающего повторения в 7 классе. Урок-игра "Счастливый случай"
На уроке в игровой форме повторяются все разделы русского языка. Материал урока можно использовать и для внеклассного мероприятия...
Урок обобщающего повторения в 10 классе "Европейский марафон"
Данную разработку можно использовать не только на уроке обобщающего повторения, но и как внеклассное мероприятие по географии. Урок построен в виде командной игры....
Анализ текста "Проблемы питания школьников" на уроках обобщающего повторения в 9 классе.
Анализ текста "Проблемы питания школьников" на уроках обобщающего повторения в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложен...
Обыкновенные и десятичные дроби. Презентация к уроку обобщающего повторения в 5 классе.
Урок-игра по теме "Обыкновенные и десятичные дроби" с использованием данной презентации позволяет в короткое время повторить и систематизировать один из ключевых вопросов математики ...
Конспект урока обобщающего повторения во 2м классе
Традициооно в конце учебного года во 2м классе проводится урок обобщающего повторения. В игровой форме ученики применяют полученные знания для реализации языкового общения. На уроке они становтся дети...
Урок обобщающего повторения в 11 классе по теме: "Таблица производных"
ЦЕЛЬ:- обобщить и систематизировать материал по теме: повторить понятия производная, дифференцирование, сложная функция, алгоритм нахождения производной, правила дифференцирования;- развивать логическ...