Урок обобщающего повторения по теме "Гидросфера" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Ольга Александровна Лазарева

Разработка урока обобщающего повторения в форме игры "Большой заплыв". Формат игры, задания, представленные в разработке, могут быть использованы и для проведения внеклассных, внеурочных мероприятий по географии, например, в рамках предметной недели.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающее повторение по теме «Гидросфера». 6 класс.

Урок-игра «Большой заплыв».

Цель:  обобщение  изученного материала по теме «Гидросфера».

Задачи: 

  • формировать навыки применения полученных знаний для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач и реальных жизненных условиях;
  • развивать познавательный интерес к предмету, здоровьесберегающие навыки, географическое мышление, коммуникативные навыки;
  • способствовать воспитанию экологического сознания и экологической культуры.

Оборудование: физическая карта полушарий,  карта океанов, репродукции картин,  фотографии с изображениями объектов гидросферы (видеофрагмент с видом морского пространства, звуком прибоя, ветра), карточки с заданиями для команд, места для команд (атласы, сигнальные флажки на каждом командном месте), бутылки с различной минеральной водой. На доске – поле для наглядного учета результатов «заплыва».

Форма проведения урока: игра-состязание.

Правила игры: 

  • Команды, равные по силе, заранее формирует учитель (4 команды).
  • Команды заранее выбирают капитана, придумывают названия.
  • Во время игры, если команда не может сформулировать верный ответ, право ответа и возможность увеличить свой результат получают соперники.
  • Ход игры и общий итог отражаются на поле на доске.
  • Индивидуальные оценки за урок выставляются в командах капитанами на основании записей в «Бортовых журналах».

Этапы урока:

  1. Оргмомент;
  2. Сообщение темы и цели урока;
  3. Обобщение изученного материала:
  • Этап «Теоретический»
  • Этап «Спасатели»
  • Этап «Знатоки карты»
  • Физминутка
  • Этап «Экологический»
  • Этап «Обгонялки»
  • Этап «Кроссворды»
  1. Оценивание
  2. Подведение итогов
  3. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Приветствие.

Вступительное слово учителя.

Сегодня урок мне хочется начать с небольшого стихотворения. Внимательно послушайте  и подумайте над его содержанием, чтобы ответить на два моих вопроса.

Хоть в это поверить не очень легко.

Но Волги вода есть в реке Лимпопо.

И, путешествуя облаком пара,

Воды из волги текут в Ниагару.

Волги вода и в Байкале, и Ниле,

И в Танганьике, и в нашей квартире.

Значит, должны понимать это все мы –

Реки – часть водной единой системы.

Но, чтоб не быть с географией в споре,

Волга впадает в Каспийское море.

- О какой единой водной системе идет речь в этом шутливом стихотворении?

- Какой географический процесс здесь описан?

2. Сообщение темы и цели урока.

-Вы закончили знакомство еще с одной оболочкой Земли. Насколько хорошо вы овладели знаниями, чему вы научились,  вы и покажете в игре «Большой заплыв». Дальше всех сможет «уплыть» та команда, которая не только глубоко владеет материалом, но и обладает четкой командной организацией. Итак, в путь!  Как желают всем мореходам: «Семь футов под килем!»

3.Обобщение изученного материала.

Упражнение на улучшение мозгового кровообращения.

-Вам предстоят трудные и интересные задания, которые потребуют от вас собранности и активной работы и рабочего настроя.   Подготовьте себя к соревнованию. Упражнение на улучшение мозгового кровообращения (трут ладони, виски, мочки ушей).

Плавание проходит в несколько этапов. Первый этап – теоретический. На подготовку – 2 минуты. Если команда готова раньше, капитан поднимает сигнальный флажок.

  • Первый этап – «Теоретический».

Капитаны получают карточки с заданиями

Задание №1. Дайте определение понятиям:

  • Материк, залив, водосборный бассейн.
  • Остров, море. Ледник
  • Полуостров, пролив, река
  • Течение, соленость, снеговая граница

Выслушиваются ответы команд. За каждый верный ответ – 1 балл (одна миля пути).

  • Второй этап – «Спасатели».

Вам предстоит трудная работа. На выполнение этого задания у вас будет три минуты. Отвечать на вопросы нужно у карты. Капитанам – получить задания!

           Задание №2.

  • Норвежские рыбаки выловили недалеко от берега бутылку с запиской. К сожалению, часть записи была уничтожена водой, осталась запись следующего содержания: «Наш корабль перегружен, из-за сильной пробоины стремительно идем ко дну. Пытаемся пересесть на шлюпки. Наши координаты 30°с.ш.,…» Как бутылка оказалась намного севернее места, где была сброшена? Укажите приблизительное место гибели корабля. (Норвегия – страна на Скандинавском полуострове).
  • Ваш корабль находится в точке с координатами 15°с.ш., 115°в.д. Всем судам были разосланы радиограммы: «В результате мощного землетрясения в районе Филиппинских островов, образовалась волна цунами, которая движется со скоростью 750 км/час. Примите меры безопасности!»  Как поступите вы? Почему?
  • Два судна, находящиеся в точках с координатами 43°ю.ш., 50°в.д. и 35°ю.ш., 95°в.д. одновременно получили сигнал с корабля потерпевшего крушение. Команде корабля удалось высадиться на остров с координатами 49°ю.ш. 72°в.д. Какой корабль быстрее доберется до потерпевших? Почему?
  • Ваш радист получил радиограмму, в которой сообщалось о крушении судна в районе 20°ю.ш., 150°в.д. Определите место кораблекрушения и сделайте вывод о возможной причине крушения.

За полный правильный ответ команда продвигается на 3 мили вперед.

  • Третий этап – «Знатоки карты».

-Каждый путешественник должен хорошо знать карту. Поэтому на данном этапе свои знания продемонстрируете вы. В течение двух минут команды должны выбрать для своих соперников по два задания на знание географических объектов и решить, кто будет представлять вашу команду в этом испытании.

От команды  по одному человеку выходят к карте,  соперники предлагают для показа свои объекты из списка номенклатуры по теме «Гидросфера».

За все верные ответы – 3 мили; за 4-5 верных ответа – 2 мили, 2-3 верных ответа – 1 миля.

  • Физминутка.

В длинном пути необходимы передышки. Я предлагаю вам тоже сделать перерыв в плавании. Встаньте, выйдите из-за парт. На минутку представьте себя волнами:  поднимите руки вверх. Дотянитесь до гребня волны кончиками пальцев, встаньте на цыпочки, присядьте, не отрывая пяток от пола, коснитесь пальцами подошвы волны (повторить упражнение 4 раза); поставьте ноги на ширину плеч, руки разведите в стороны – измерьте длину волны: потянитесь вправо и влево, от одного гребня до другого (повторить упражнение 4 раза).

Аврал! Всем членам команд занять свои места!

  • Четвертый этап – «Экологический».

-Гидросфера для человека – это вода для жизни и хозяйственной деятельности, это источник морепродуктов, кладовая множества минеральных веществ и полезных ископаемых; моря и океаны – широкие транспортные пути, а побережья – прекрасные места для отдыха. Чем же является человек для гидросферы? Ответ на этот вопрос, к сожалению, будет сегодня достаточно печальным. На этом этапе вы испробуете себя в качестве экспертов-экологов. На обсуждение проблемы командам дается 3 минуты. Капитаны получают задания.

Задание №3.

  • В 1969 году норвежский путешественник Тур Хейердал, пересекая Атлантический океан на папирусной лодке «Ра», отмечал, что в центральной части океана, на протяжении 1400 миль, вода была затянута нефтяной пленкой. Какие причины могли привести к подобному загрязнению? Как не допускать подобных ситуаций?
  • В летний период на пляжах города мы часто видим таблички «Купаться не рекомендуется». Как вы думаете, с чем связано подобное предупреждение? Какие меры следует предпринимать, чтобы таких табличек было как можно меньше?
  • В конце 1982 года, в Таиланде, вылавливаемая  рыбаками рыба оказывалась покрытой незаживающими язвами. Эпидемия охватила половину провинций страны и принесла значительные убытки. Группа экспертов установила, что в тканях рыбы содержатся пестициды, которые применялись для уничтожения насекомых на каучуковых и рисовых плантациях. Как произошло заражение рыбы? Какие выводы нужно сделать, чтобы подобная ситуация не повторялась?
  • В настоящее время 20% населения Земли пьет заведомо вредную для здоровья воду, 50% (каждый второй) использует некачественную, плохо очищенную воду. Как происходит загрязнение воды? Каких правил при использовании воды в природе и в быту нужно придерживаться, чтобы не навредить своему здоровью?

За полный ответ команды продвигаются на 3 мили .

  • Пятый этап «Обгонялки».

Большая часть пути пройдена. На этапе «Обгонялки» вам предстоит совершить очень быстрый рывок. Право ответа  предоставляется команде, первой поднявшей сигнальный флажок. Максимум времени на обсуждение – 20 секунд.

Задание №4.

  • Как различаются острова по происхождению?
  • Каково происхождение котловины озера Байкал?
  • Самое большое по площади озеро на Земле?
  • Чем различаются понятия «паводок» и «половодье»?
  • Чем сточное озеро отличается от бессточного?
  • В чем разница между грунтовыми и межпластовыми водами?
  • Какие воды называют минеральными?
  • Почему минеральные воды полезны для здоровья7
  • Какие из этих минеральных вод добываются в Кемеровской области?
  •  Какое количество жидкости необходимо потреблять ежедневно человеку?

Команда, которая дала больше всех правильных ответов, продвигается на 3 мили вперед, вторая – на 2 мили, третья – на 1 милю.

  • Шестой этап «Кроссворды».

-Вам остался финишный отрезок пути. На этом этапе команды  докажут свою эрудицию, разгадывая кроссворды. Время на выполнение работы – 4 минуты.

Капитаны получают листы с заданиями, команды работают.  По истечении времени листы с кроссвордами сдаются учителю.

4. Оценивание (3мин).

Включается демонстрация видеофрагмента «Море», звукозапись   естественных звуков моря.

Команды оценивают вклад в «заплыв» каждого члена экипажа. Учитель проверяет кроссворды.  Команда, ответившая на все вопросы кроссворда, продвигается на 4 мили вперед, остальные – по убывающей. Определяется конечная точка «заплыва» каждой команды.

5. Подведение итогов.

-Завершилось плавание. Путь был труден, но вы достойно справились с задачей.

- Вы показали хорошие знания географических терминов на первом этапе нашего плавания. Второй этап показал, что все вы можете правильно определить координаты и применить свои знания о движении воды в мировом океане  в проблемной жизненной ситуации. Знания географической номенклатуры вы проявили на третьем этапе нашего плавания. Четвертый этап урока был очень важен  для всех, потому что понимая взаимосвязь явлений и процессов в природе, мы можем предвидеть негативные последствия  влияния человека на природу и предотвратить их. Ну а пятый и шестой  этапы показали, какие вы быстрые и эрудированные.

Я надеюсь, что и в будущем вы будете также активны, настойчивы в овладении новыми знаниями и достижении поставленной цели.

  1. Домашнее задание.

(по желанию обучающихся)

Домашнее задание будет творческим:  найдите в художественной литературе (прозе и поэзии) описания различных объектов, процессов и явлений гидросферы.  Выпишите их на отдельный лист, красочно оформите, укажите авторов.

Приложение.

Инструкция по ведению бортового журнала.

Капитан заполняет список команды и в течение всего плавания отмечает работу каждого члена команды знаком «+».

При подведении итогов количество плюсов суммируется.

Оценка «5» выставляется, если участник заплыва набрал более 4 плюсов.

Оценка «4» выставляется, если участник заплыва набрал более 3  плюсов.

 Бортовой журнал

Список команды

теоретический

спасатели

знатоки

карты

экологический

обгонлки

кросс

ворд

ИТОГ

обсуж

дение

ответ

обсуж

дение

ответ

ответ

обсуж

дение

ответ

ответ

обсуж

дение

балл

оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщающего повторения в 7 классе "Давление в нашей жизни"

Представляю урок повторения в 7 "Давление  в нашей жизни" .Ребятам очень нравятся такие уроки, когда они и сами проводят простейшие опыты, и видят что нибудь новое, чего не  показы...

Урок обобщающего повторения в 7 классе. Урок-игра "Счастливый случай"

На уроке в игровой форме повторяются все разделы русского языка. Материал урока можно использовать и для внеклассного мероприятия...

Урок обобщающего повторения в 10 классе "Европейский марафон"

Данную разработку можно использовать не только на уроке обобщающего повторения, но и как внеклассное мероприятие по географии. Урок построен в виде командной игры....

Анализ текста "Проблемы питания школьников" на уроках обобщающего повторения в 9 классе.

                  Анализ текста "Проблемы питания школьников" на уроках обобщающего  повторения в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложен...

Обыкновенные и десятичные дроби. Презентация к уроку обобщающего повторения в 5 классе.

Урок-игра  по теме "Обыкновенные и десятичные дроби"  с использованием данной презентации позволяет в короткое время повторить и систематизировать один из ключевых вопросов математики ...

Конспект урока обобщающего повторения во 2м классе

Традициооно в конце учебного года во 2м классе проводится урок обобщающего повторения. В игровой форме ученики применяют полученные знания для реализации языкового общения. На уроке они становтся дети...

Урок обобщающего повторения в 11 классе по теме: "Таблица производных"

ЦЕЛЬ:- обобщить и систематизировать материал по теме: повторить понятия производная, дифференцирование, сложная функция, алгоритм нахождения производной, правила дифференцирования;- развивать логическ...