Урок обобщающего повторения в 11 классе по теме: "Таблица производных"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
ЦЕЛЬ:
- обобщить и систематизировать материал по теме: повторить понятия производная, дифференцирование, сложная функция, алгоритм нахождения производной, правила дифференцирования;
- развивать логическое мышление, монологическую речь в ходе объяснений, обоснований выполняемых действий, навыки самостоятельной и исследовательской работы.
Оборудование:
Мультимедийная установка. На уроке используется презентация: «Производная»
- при повторении теоретического материала на экране высвечиваются повторяемые формулы, примеры, иллюстрирующие основные определения и алгоритмы решения задач
- при самопроверки самостоятельной работы на экране появляются эталонные ответы на соответствующие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tablitsa_proizvodnyh.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования России
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №19
Урок обобщающего повторения по теме:
«Таблица производных»
11 класс
Разработала учитель математики Склярова Г.В.
г.Армавир
2015
Обобщающий урок по теме: «Таблица производных»
ЦЕЛЬ:
- обобщить и систематизировать материал по теме: повторить понятия производная, дифференцирование, сложная функция, алгоритм нахождения производной, правила дифференцирования;
- развивать логическое мышление, монологическую речь в ходе объяснений, обоснований выполняемых действий, навыки самостоятельной и исследовательской работы.
ПЛАН УРОКА:
1.Определение цели урока.
2.Что такое производная? Историческая справка.
3.Проверка домашнего задания (вычисление производных элементарных функций с помощью определения производной, правил дифференцирования, методов математической индукции – исследовательская работа).
4.Устный математический диктант.
5. Производная сложной функции (фронтальная работа).
6.Письменная работа (тест – задания ЕГЭ)
7.Подведение итогов работы – составление опорного конспекта.
8.Домашнее задание.
На уроке используется мультимедийная установка, презентация «Производная»
ХОД УРОКА:
1.Прочитайте тему урока.
Какому слову вы бы отвели главное место?
А как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке?
Кто попробует сформулировать тему и цель урока:
- попробуем составить таблицу производных элементарных функций,
- закрепить навыки в технике вычисления производной.
2. Составим план нашей работы. Давайте вспомним, какие мы с вами понятия изучали, рассматривая тему «Производная» (опорный конспект):
- определение;
- алгоритм нахождения производной;
- правила дифференцирования;
- таблица производных.
Итак, мы начинаем нашу работу, в ходе которой вы должны заполнить опорную схему.
3. Что же такое производная?
О происхождении терминов и обозначений производной и предела. Свое исследование по этому вопросу представляет ……(сведения из истории).
Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 17 веке в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали аппарат, которым пользуемся ив настоящее время. И.Ньютон в основном опирался на физическое представление производной, а Г.Лейбниц использовал понятие бесконечно малой. Исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницом, получило название дифференциального исчисления. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии. В частности, с помощью методов дифференциального исчисления, ученые предсказали возвращение каметы Галлея, что было большим триумфом науки 18 века.
Основные понятия дифференциального исчисления долгое время не были должным образом обоснованы. Однако в начале 19 века французский математик О.Коши дал строгое построение дифференциального исчисления на основе понятия предела.
Применяемая сейчас система обозначений для производной восходит к Лейбницу и Лангранжу.
В настоящее время понятие производной находит бльшое применение в различных областях науки и техники.
Часто можно слышать, что математики и физики – это лирики. Софья Ковалевская говорила: «Математик должен быть поэтом в душе»
Приведу слова из учительского фольклора «Алгоритм нахождения производной» (заполняем графу опорного конспекта).
В данной функции от Х, нареченной игреком
Вы фиксируете Х, отмечая индексом
Придаете ему тот час приращение
Те у функции самой, вызвав изменение.
Приращений тех теперь, взявши отношение
Пробуждаете к нулю у Х стремление
Предел такого отношения вычисляете
Он производною в науке называется.
Проверим выполнение домашнего задания.
Вычислить производные с помощью определения.
- у=х.
- у=кх+в. Следствие: производная постоянной величины.
Решение:
у=х | у=кх+в |
| 1)х0, f(х0)=кх0+в |
| 2) х0+, f(х0+)= к(х0+)+в |
| у=f(х0+)- f(х0)= кх0+- кх0-в= |
5) | |
Ответ: (х)1=1 | Ответ: ( кх0+в)1=к |
Следствие: к=0, в=с, то (0+с)1=0 |
(Заполняем соответствующую графу конспекта: (с)1=0, (кх+в)1=к.
4.Следующий этап нашей работы.
Что такое дифференцирование?
Вспомним правила дифференцирования. Основные формулы и следствия их них (ответы учеников с места).
Устный математический диктант.
Какие правила дифференцирования можно применить?
Вариант1 | Вариант2 |
| 1)-х3+7х5 (АД) |
| 2) -х4+ (АДЕ) |
| 3)х2 (Б) |
| 4) (ВД) |
| 5) –Х6+3х2+ (АДВ) |
Правила дифференцирования | |
Основные формулы | Следствия |
А. (u+v)1=u1+v1 | Г.(u-v)1=u1-v1 |
Б.(u1=u1v+uv1 | Д.(сu)1=сu1 |
B.)1= | Е.()1=u1 |
5.Продолжаем заполнять таблицу производных элементарных функций. Со своими исследованиями знакомит нас ….
Вычислить производную степенной функции у=х3:
А) с помошью определения производной;
Б) с помощью правил дифференцирования;
В) метод математической индукции.
Метод математической индукции (Б. Паскаль, Я.Бернулли)
Индукция – это переход от частного утверждения к общему.
Алгоритм:
- Утверждение верно при n=1; (х)1=1
- Допустим, что утверждение верно при n=к: ((х)к)1=кхк-1
- Докажем, что утверждение верно при n=к+1: (хк+1)1= (хкх)1=(хк)1х+хк(х)1=кхк-1х+хк=хк(к+1).
Заполняем опорную схему: производная степенной функции.
Вычилить производну тригонометрической функции: у=sinх ( с помощью определения производной).
6. Следующий этап нашей работы. Поговорим о производной сложной функции.
Сложная функция – это функция вида у=f(u(х)).
У1=f1(u(х))=f1(u(х))u1(х)
7. Последний этап нашей работы. Проверим технику вашего дифференцирования. Письменная работа.
Вариант1 | Вариант2 |
1.у=х5-х4+х3-х+5, х0=1 | 1.у=х6-х3+х2-х+7, х0=1 |
2.у=(5х-4)4 | 2.у=(3х-7)5 |
3.у=tgх+х2 | 3.у=cos3х+х3 |
8.Подведение итогов работы (озвучивание опорной схемы учениками у доски).
9.Домашнее задание: составить и решить карточку «Прверь себя»- задание: найти производные функций по определению, с помощью таблицы производных и правил дифференцирования.
Опорный конспект
Определение производной:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Алгоритм нахождения производной
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правила дифференцирования
Основные формулы Следствия
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Таблица производных
Элементарные функции Сложная функция
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Урок обобщающего повторения в 7 классе. Урок-игра "Счастливый случай"
На уроке в игровой форме повторяются все разделы русского языка. Материал урока можно использовать и для внеклассного мероприятия...
Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс. (Урок-игра «Приключение Незнайки»)
Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся....
Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России» ( Урок-аукцион) 9 класс
Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России»( Урок-аукцион) 9 класс...
Повторительно-обобщающий урок в 11 классе по теме: «Применение производной к исследованию функции»
Конспект урока: "Применение производной к исследованию функции"...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...