Работа с трудными детьми
статья по географии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_trudnymi.doc | 300.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. А Макаренко
1. Начну свое небольшое повествование с одной притчи,
«Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма.
И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море.
-- Зачем ты это делаешь? -- спросил человек. -- Ты же не поможешь им всем! Их слишком много!
-- Может быть, -- ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море еще одну морскую звезду.
-- Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала все, что могла».
Я надеюсь, что большинство из вас, истинные педагоги-воспитатели, конечно, узнали в этой маленькой девочке самих себя. Ведь из года в год мы, несмотря на усвоенную житейскую бытовую мудрость, гласящую о том, что яблоко от яблони недалеко падает, пытаемся помочь трудным детям.
«Трудные» есть в каждой школе, в каждом классе, работать с ними приходится каждому педагогу. К сожалению, не у каждого эта работа сопровождается должным успехом.
И даже благополучные, казалось, ребята приносили «сюрпризы».
Можно много говорить о причинах такого социально-педагогического явления как неблагополучные дети
Наиболее убедительным ответом на этот вопрос являются слова известного историка А. Днепрова:
«Вот уже почти век мы революционизируем. У нас фактически не выросло еще двух поколений, которые не разделяла бы линия фронта. То у нас Октябрьская революция, то гражданская война. То мы детей принуждаем отказываться от родителей -- «врагов народа», то родители предают анафеме детей, отброшенных от них волной хрущевской оттепели; преемственность и связь поколений варварски рушилась в стране каждые 20--30 лет. А каждые два смежных поколения росли в качественно разных условиях -- с иной идеологией, иными ценностями и иными установками. И сегодня опять у нас отцы и дети по разные стороны баррикад».
С мнением этого ученого трудно не согласиться. Трудные 90-е. , начало 21 века. Не удивительно, что родители говорят , что они много работают,
именно бороться за выживание. А дети? Они были предоставлены сами себе. Вот мы и имеем сегодня столь печальные педагогические последствия.
Но ведь и наше поколение выросло почти без родителей, вечно занятых на работе. Все мои сверстники носили на шее не только пионерский галстук, но и ленточку с ключом от квартиры. Но такого количества трудных детей и социальных сирот тогда не было.
Важным аспектом в воспитании подростка, является взаимодействие с его семьей. Не секрет, что многие семьи не спешат советоваться с учителем, классным руководителем, но, тем не менее, когда становится невмоготу, и родители приходят к учителю, бывает уже поздно.
Моя роль классного руководителя – стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.
В начале каждого года провожу диагностику семей, составляю социальный
паспорт, выявляю уровень образования и культуры родителей, провожу анкетирование родителей ,посещение семей и выявление жилищно-бытовых условий.
На первом родительском собрании, в начале учебного года я не устаю повторять родителям: «У нас с вами общий объект заботы, который обладает тонкой и нежной душой, эмоционально чуткий и впечатлительной, чрезвычайно ранимый и пока еще очень слабый. А поэтому главный педагогический принцип, на котором будут строиться наши сотруднические воспитательные отношения, -- принцип «не навреди»». Далее я, как правило, знакомлю родителей с психофизическими особенностями детей подросткового возраста.
Большое спасибо психологу О.И.. В 5 классе я приглашаю её на род собрание выступить перед родителями с беседой « Особенности адаптации детей при переходе из начальной школы в основную.» Родители с интересом слушают, задают вопросы, О.И. проводила анкетирование и с родителями, и с учащимися, на следующем род собрании был проведён анализ. Двое родителей приходили на индивидуальную беседу, где получили рекомендации.
Собрания с родителями я провожу регулярно. На собраниях присутствуют 75-80%. Остальных каждого вызываю на индивидуальную беседу. Связь через дневники.. При работе с родителями я так же стараюсь использовать принцип «бумеранга»: делай добро, оно добром к тебе вернется. На собраниях и личных беседах всегда стараюсь отметить положительные черты детей, но только наедине о проблемах их ребенка. Иногда помогая советом: как найти подход к ребенку.
я предложила детям и родителям заполнить анкету со следующими вопросами:
Родители-20, ученики- 21
1. Согласны ли вы с выражением Себастьяна Бранта (XVI в.): «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему»?
Ответ «ДА» подчеркнули 14 родителей и 19 детей, «НЕТ» --1 ребёнок, . Ответ «Не только, еще и улица» -- 6 родителей и 1 ребёнок
2. Актуально ли сегодня выражение «глава семьи», и кто им должен быть?
Родители и дети почти единодушно ответили « АКТУАЛЬНО», глава семьи –отец.
1- муж и жена должны иметь равные права и обязанности, быть одинаково ответственными за детей.
3. Что бы Вы хотели изменить в своей семье?
Р - 12 ответили «НИЧЕГО». 6 - «ДОБИТЬСЯ ПОНИМАНИЯ РЕБЕНКА», 1 – изменить материальное положение, 1 – иметь возможность чаще всей семьёй путешествовать.
Д. – 19 –« Ничего», 1 – не знаю, 1 – добиться взиамопонимания в семье.
4. Как вы считаете: институт семьи изжил себя и будущее за свободными парами?
18 -- «НЕТ»., 2 –« ДА»
5. Кто в большей степени должен заниматься воспитанием детей: родители или учителя?
Р – 15 « родители», 5 – « и родители, и учителя»
Д – 14 7
Итак, мы видим, что сегодня наметился серьезный перелом в отношении родителей к школе. Но ведь совсем еще недавно, несколько лет назад, мы часто встречали родителей, которые категорически утверждали, что воспитание детей есть обязанность исключительно школы ? Мне кажется, что даже в идеале, , должно быть установлено единство профессионального и непрофессионального, то есть семейного, воспитания.
Я стараюсь проводить родительские собрания с детьми.
В 5 и 6 классах я проводила совместные родительские собрания детей и родителей: в 5 кл- « Педагогика сотрудничества, где дети выступали в роли директора школы, психолога, врача, учёного. , в 6 классе – Вот и стали мы на год взрослей», где дети выступили с отчётом перед родителями о своей урочной и внеурочной деятельности за год. Участвуют все дети, но больше стараюсь привлечь проблемных детей.
У трудных детей обострено чувство справедливости и равенства. Поэтому, прежде чем предъявлять к ним педагогические требования необходимо самому соответствовать им.
Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. ( А. Макаренко)
Ежедневно мне, как классному руководителю, приходится проходить своеобразное испытание на прочность, прежде всего на прочность нервной системы; приходится не поддаваться на провокации, гасить конфликты, демонстрировать умение «властвовать над собой» и др.
Для достижения положительных результатов существует множество различных форм воздействия. Наиболее распространенной является проведение классных часов. Я также систематически провожу классные часы с различной тематикой. Например: «Давайте говорить дуг другу комплименты!», «Я, и ценности в моей жизни», «Что значит быть порядочным человеком» , О милосердии», Нет наркотикам, курению и др.и т.д. Причем ребята часто являются не пассивными слушателями, а участниками. Они все такие разные, поэтому к каждому необходим особый подход. А для этого необходимо методично, целеустремленно, но не заметно для ребят, изучать их.
Один из самых распространенных методов изучения учащихся – индивидуальная беседа.
В воспитательном процессе нужно избегать типичных ошибок. Ошибки в работе педагогов чаще всего вытекают из их острой реакции на отрицательное поведение школьников. При негативных стрессовых состояниях (гнев, страх, раздражение) педагогу трудно найти правильное решение. Его действия в этом случае становятся трафаретными, подчас бестактными, резкими, что неизбежно обрекает на неудачу всю воспитательную работу. Перефразируя высказывание Э.Роттердамского, хочу сказать следующее: «Агрессия порождает и вызывает агрессию».
И в заключении хочется сказать, что мне очень комфортно работать с учителями, работающими в моем классе. Хочется сказать огромное спасибо за понимание, терпение
Уважаемые коллеги, в заключении хотелось бы обратить ваше внимание на утверждения польского педагога Януша Корчака о проблеме «трудных» детей «Трудные дети – это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье родителям, в школе учителям и воспитателям. Тем не менее, чаще нужно задумываться над тем, каждый ли ребенок действительно трудно воспитуемый. Есть ли гарантия правильности наших педагогических воздействий?
«По своей трудности это дело доступно каждому человеку, - находим у А, С, Макаренко -….Хорошо воспитывать ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а, кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое».
Так что будем плодотворно, усиленно, старательно заниматься с вами этим благородным делом.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет по работе с трудными детьми
Рекомендации педагогам при работе с учащимися подросткового возраста в школе - интернате 8 вида....
Система работы с трудными детьми.
Сообщение на ШМО классных руководителей....
Работа с трудными детьми и семьями
В данной статье описываются основные направления работы классного руководителя с трудными детьми и их семьями...
программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».
(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...
К плану воспитательной работы. Система работы с "трудными" детьми
Шаблоны для организации системы работы с детьми" группы риска"...
Обобщение опыта работы по теме: «Социальная работа с «трудными» детьми в условиях реабилитационного центра»
Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста чис...
Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска
В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...