Работа с трудными детьми
статья по географии на тему

Захарова Лариса Сергеевна
1. Начну свое небольшое повествование с одной притчи, 
«Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма.
И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море.
-- Зачем ты это делаешь? -- спросил человек. -- Ты же не поможешь им всем! Их слишком много!
-- Может быть, -- ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море еще одну морскую звезду.
-- Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала все, что могла».
Я надеюсь, что большинство из вас, истинные педагоги-воспитатели, конечно, узнали в этой маленькой девочке самих себя. Ведь из года в год мы, несмотря на усвоенную житейскую бытовую мудрость, гласящую о том, что яблоко от яблони недалеко падает, пытаемся помочь трудным детям.
«Трудные» есть в каждой школе, в каждом классе, работать с ними приходится каждому педагогу. К сожалению, не у каждого эта работа сопровождается должным успехом.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_trudnymi.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место.    А Макаренко

        

1. Начну свое небольшое повествование с одной притчи,

«Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма.

И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море.

-- Зачем ты это делаешь? -- спросил человек. -- Ты же не поможешь им всем! Их слишком много!

-- Может быть, -- ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море еще одну морскую звезду.

-- Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала все, что могла».

Я надеюсь, что большинство из вас, истинные педагоги-воспитатели, конечно, узнали в этой маленькой девочке самих себя. Ведь из года в год мы, несмотря на усвоенную житейскую бытовую мудрость, гласящую о том, что яблоко от яблони недалеко падает, пытаемся помочь трудным детям.

«Трудные» есть в каждой школе, в каждом классе, работать с ними приходится каждому педагогу. К сожалению, не у каждого эта работа сопровождается должным успехом.

  И даже благополучные, казалось, ребята приносили «сюрпризы».

Можно много говорить о причинах такого социально-педагогического явления как неблагополучные дети

Наиболее убедительным ответом на этот  вопрос являются слова известного историка А. Днепрова:

«Вот уже почти век мы революционизируем. У нас фактически не выросло еще двух поколений, которые не разделяла бы линия фронта. То у нас Октябрьская революция, то гражданская война. То мы детей принуждаем отказываться от родителей -- «врагов народа», то родители предают анафеме детей, отброшенных от них волной хрущевской оттепели; преемственность и связь поколений варварски рушилась в стране каждые 20--30 лет. А каждые два смежных поколения росли в качественно разных условиях -- с иной идеологией, иными ценностями и иными установками. И сегодня опять у нас отцы и дети по разные стороны баррикад».

С мнением этого ученого трудно не согласиться. Трудные 90-е. , начало 21 века. Не удивительно, что родители говорят , что они много работают,

именно бороться за выживание. А дети? Они были предоставлены сами себе. Вот мы и имеем сегодня столь печальные педагогические последствия.

Но ведь и наше поколение выросло почти без родителей, вечно занятых на работе. Все мои сверстники носили на шее не только пионерский галстук, но и ленточку с ключом от квартиры. Но такого количества трудных детей и социальных сирот тогда не было.

Важным аспектом в воспитании подростка, является взаимодействие с его семьей. Не секрет, что многие семьи  не спешат советоваться с учителем, классным  руководителем, но, тем не менее, когда  становится невмоготу, и родители приходят к учителю, бывает уже поздно.

Моя роль классного руководителя – стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.

В начале каждого года провожу диагностику семей, составляю социальный

паспорт,  выявляю уровень образования и культуры родителей, провожу анкетирование родителей ,посещение семей и выявление жилищно-бытовых условий.

На первом родительском собрании, в начале учебного года я не устаю повторять родителям: «У нас с вами общий объект заботы, который обладает тонкой и нежной душой, эмоционально чуткий и впечатлительной, чрезвычайно ранимый и пока еще очень слабый. А поэтому главный педагогический принцип, на котором будут строиться наши сотруднические воспитательные отношения, -- принцип «не навреди»». Далее я, как правило, знакомлю родителей с психофизическими особенностями детей подросткового возраста.

Большое спасибо психологу О.И.. В 5 классе я приглашаю её на род собрание выступить перед родителями с беседой « Особенности адаптации детей при переходе из начальной школы в основную.» Родители с интересом слушают, задают вопросы, О.И. проводила анкетирование и с родителями, и с учащимися, на следующем род собрании был проведён анализ. Двое родителей приходили на индивидуальную беседу, где получили рекомендации.

 Собрания с родителями я провожу регулярно. На собраниях присутствуют 75-80%. Остальных каждого вызываю на индивидуальную беседу. Связь через дневники.. При работе с родителями я так же стараюсь использовать принцип «бумеранга»: делай добро, оно добром к тебе вернется. На собраниях и личных беседах всегда стараюсь отметить положительные  черты детей, но только наедине о проблемах их ребенка. Иногда помогая советом: как найти подход к ребенку.

я предложила детям и родителям заполнить анкету со следующими вопросами:

Родители-20, ученики- 21

1. Согласны ли вы с выражением Себастьяна Бранта (XVI в.): «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему»?

Ответ «ДА» подчеркнули 14 родителей и 19 детей, «НЕТ» --1 ребёнок, . Ответ «Не только, еще и улица» -- 6 родителей и 1 ребёнок

2. Актуально ли сегодня выражение «глава семьи», и кто им должен быть?

Родители и дети почти единодушно ответили « АКТУАЛЬНО», глава семьи –отец.

1- муж и жена должны иметь равные права и обязанности, быть одинаково ответственными за детей.

3. Что бы Вы хотели изменить в своей семье?

Р - 12 ответили «НИЧЕГО». 6 - «ДОБИТЬСЯ ПОНИМАНИЯ РЕБЕНКА»,  1 – изменить материальное положение, 1 – иметь возможность чаще всей семьёй путешествовать.

Д. – 19 –« Ничего», 1 – не знаю, 1 – добиться взиамопонимания в семье.

4. Как вы считаете: институт семьи изжил себя и будущее за свободными парами?

18 -- «НЕТ»., 2 –« ДА»

5. Кто в большей степени должен заниматься воспитанием детей: родители или учителя?

Р – 15 « родители», 5 – « и родители, и учителя»

Д – 14         7

 Итак, мы видим, что сегодня наметился серьезный перелом в отношении родителей к школе. Но ведь совсем еще недавно, несколько лет назад, мы часто встречали родителей, которые категорически утверждали, что воспитание детей есть обязанность исключительно школы ? Мне кажется, что даже в идеале, , должно быть установлено единство профессионального и непрофессионального, то есть семейного, воспитания.

         Я стараюсь проводить родительские собрания с детьми.

   В 5 и 6 классах я проводила совместные родительские собрания детей и родителей: в 5 кл- « Педагогика сотрудничества, где дети выступали в роли директора школы, психолога, врача, учёного. , в 6 классе – Вот и стали мы на год взрослей», где дети выступили с отчётом перед родителями о своей урочной и внеурочной деятельности за год. Участвуют все дети, но больше стараюсь привлечь проблемных детей.

У трудных детей обострено чувство справедливости и равенства. Поэтому, прежде чем предъявлять к ним педагогические требования необходимо самому соответствовать им.

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. ( А. Макаренко)

           Ежедневно мне, как классному руководителю, приходится проходить своеобразное испытание на прочность, прежде всего на прочность нервной системы; приходится не поддаваться на провокации, гасить конфликты, демонстрировать умение «властвовать над собой» и др.

Для достижения положительных результатов существует множество различных форм воздействия. Наиболее распространенной является проведение классных часов. Я также систематически провожу классные часы с различной тематикой. Например: «Давайте говорить дуг другу комплименты!», «Я, и ценности в моей жизни», «Что значит быть порядочным человеком» , О милосердии», Нет наркотикам, курению и др.и т.д. Причем ребята часто являются не пассивными слушателями, а участниками. Они все такие разные, поэтому к каждому необходим особый подход. А для этого необходимо методично, целеустремленно, но не заметно для ребят, изучать их.

 Один из самых распространенных методов изучения учащихся – индивидуальная беседа.

В воспитательном процессе нужно избегать типичных ошибок. Ошибки в работе педагогов чаще всего вытекают из их острой реакции на отрицательное поведение школьников. При негативных стрессовых состояниях (гнев, страх, раздражение) педагогу трудно найти правильное решение. Его действия в этом случае становятся трафаретными, подчас бестактными, резкими, что неизбежно обрекает на неудачу всю воспитательную работу. Перефразируя высказывание Э.Роттердамского, хочу сказать следующее: «Агрессия порождает и вызывает агрессию».

 И в заключении хочется сказать, что мне очень комфортно работать с учителями, работающими в моем классе. Хочется сказать огромное спасибо за понимание, терпение

Уважаемые коллеги, в заключении хотелось бы обратить ваше внимание на утверждения польского педагога Януша Корчака о проблеме «трудных» детей «Трудные дети – это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье родителям, в школе учителям и воспитателям. Тем не менее, чаще нужно задумываться над тем, каждый ли ребенок действительно трудно воспитуемый. Есть ли гарантия правильности наших педагогических воздействий?

«По своей трудности это дело доступно каждому человеку, - находим у А, С, Макаренко -….Хорошо воспитывать ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а, кроме того, это – дело приятное, радостное, счастливое».

Так что будем плодотворно, усиленно, старательно заниматься с вами этим благородным делом.

Кто-то, когда-то, должен ответить,

 Высветив правду, истину вскрыв,

 Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

 Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон

Вот они, главные истины эти:

 Поздно заметили… поздно учли…

 Нет! Не рождаются трудные дети!

 Просто им вовремя не помогли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет по работе с трудными детьми

Рекомендации педагогам при работе с учащимися подросткового возраста в школе - интернате 8 вида....

Система работы с трудными детьми.

Сообщение на ШМО классных руководителей....

Работа с трудными детьми и семьями

В данной статье описываются основные направления работы классного руководителя с трудными детьми и их семьями...

программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».

(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...

К плану воспитательной работы. Система работы с "трудными" детьми

Шаблоны для организации системы работы с детьми" группы риска"...

Обобщение опыта работы по теме: «Социальная работа с «трудными» детьми в условиях реабилитационного центра»

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста чис...

Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...