Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ. 6-9 класс.
рабочая программа по географии (6, 7, 8, 9 класс) по теме
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
6 класс – «Начальный курс физической географии»;
7 класс – «География России»;
8 класс – «География материков и океанов»;
9 класс – «География материков и океанов» (продолжение), «Наш край».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii.doc | 482.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «География»
6 – 9 класс
Учитель географии ШО-5
Власова М.В.
Количество часов: 2 часа в неделю
Всего: 68 часов
Плановых контрольных уроков 4, тестов 4
Учебники 1. География 6 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2011 г.
2. География России 7 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2008 г.
3. География материков и океанов 8 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2010 г.
4. География материков и океанов. Государства Евразии 9 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2008 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
государственной программы под редакцией Воронковой В.В. , (автор – Т.М. Лифанова ) 2011 г., Москва, Владос и
Учебник – География 6 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2011 г.
Количество часов по учебному плану - 2 часа в неделю
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
6 класс – «Начальный курс физической географии»;
7 класс – «География России»;
8 класс – «География материков и океанов»;
9 класс – «География материков и океанов» (продолжение), «Наш край».
В рабочей программе выделены практические работы, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы».
Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.
Практические работы:
Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
Изготовление топографического лото.
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, доказывающих:
- растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
- очистка воды фильтрованием.
Упражнение в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов, первых кругосветных путешествий.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции – его название – основные месторождения.
Путешествия (на карте) по нашей стране.
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
1.Введение
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.
Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Знать: что изучает география.
2.Ориентирование на местности
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане).
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
Знать: горизонт, линию и стороны горизонта;
Уметь: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы.
3.Формы поверхности Земли
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция восприятия времени.
Знать: основные формы земной поверхности;
Уметь: выявлять на местности особенности рельефа.
4.Вода на Земле
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Знать: виды водоёмов, их различия; меры по охране воды от загрязнений; правила поведения в природе;
Уметь: выявлять на местности особенности водоёмов.
5.План и карта
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Развитие пространственного восприятия.
Знать: отличие плана от рисунка и географической карты; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и основные знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Уметь: делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности.
6.Земной шар
Дать представление о распределении суши и воды на Земле, о материках и океанах; познакомить детей с картой полушарий.
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Знать: Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос; имена первых космонавтов; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
7.Карта России
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
Знать: географическое положение нашей страны на карте России и карте полушарий; названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционной школы VIII вида);
Уметь: читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе.
Тематическое планирование
Кол-во часов по теме | № уро ка по теме | Тема программы |
I четверть | ||
4 | Введение | |
1 | География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. | |
2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года. | |
3 | Явления природы. Меры предосторожности. | |
4 | Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия. | |
5 | Ориентирование на местности | |
1 | Горизонт. Линия горизонта. | |
2 | Стороны горизонта. | |
3 | Компас и правила пользования им. | |
4 | Ориентирование. | |
5 | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях. | |
4 | Формы поверхности Земли | |
1 | Рельеф местности, его основные формы (плоские и холмистые), холмы. | |
2 | Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. | |
3 | Овраги, их образование. | |
4 | Горы. Понятие о землетрясениях, извержениях вулканов. | |
10 | Вода на Земле | |
1 | Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. | |
2 | Родник, его образование. | |
3 | Колодец. Водопровод. | |
II четверть | ||
4 | Река, её части. Горные и равнинные реки. | |
5 | Использование рек. | |
6 | Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. | |
7 | Болота, их осушение. | |
8 | Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. | |
9 | Острова и полуострова. | |
10 | Водоёмы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. | |
9 | План и карта | |
1 | Рисунок и план предмета. | |
2 | Масштаб. Использование плана в практической деятельности человека. | |
3 | План класса. | |
4 | План школьного участка. | |
5 | Условные знаки плана местности. | |
6 | План и географическая карта. | |
7 | Условные цвета физической карты. | |
III четверть | ||
8 | Условные знаки физической карты. | |
9 | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | |
14 | Земной шар | |
1 | Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. | |
2 | Планеты. | |
3 | Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. | |
4 | Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. | |
5 | Физическая карта полушарий. | |
6 | Распределение воды и суши на земле. | |
7 | Океаны на глобусе и карте полушарий. | |
8 | Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). | |
9 | Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). | |
10 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). | |
11 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. | |
12 | Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. | |
13 | Природа тропического пояса. | |
14 | Природа умеренных и полярных поясов. | |
21 | Карта России | |
1 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России – Москва. | |
2 | Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. | |
3 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | |
4 | Моря Тихого и Атлантического океанов | |
IV четверть | ||
5 | Острова и полуострова России. | |
6 | Работа с контурными картами. | |
7 | Рельеф нашей местности. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | |
8 | Работа с контурными картами. | |
9 | Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. | |
10 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). | |
11 | Работа с контурными картами. | |
12 | Река Волга. | |
13 | Реки: Дон, Днепр, Урал. | |
14 | Реки Сибири: Обь, Енисей. | |
15 | Реки: Лена и Амур. | |
16 | Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийской море. | |
17 | Крупные города России. | |
18 | Работа с контурными картами. | |
19 | Наш край на физической карте России. | |
20 | Повторение начального курса физической географии. | |
21 | Контрольная работа «Карта России». |
Литература и средства обучения
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
- Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, География. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С приложением. М.: «Просвещение», 2011г.
- Т.М. Лифанова, «Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии». Учебное пособие для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2002г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
государственной программы под редакцией Воронковой В.В. , (автор – Т.М. Лифанова ) 2011 г., Москва, Владос и
Учебник – География России 7 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2008 г.
Количество часов по учебному плану - 2 часа в неделю
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
6 класс – «Начальный курс физической географии»;
7 класс – «География России»;
8 класс – «География материков и океанов»;
9 класс – «География материков и океанов» (продолжение), «Наш край».
В рабочей программе выделены практические работы, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы».
Учащиеся знакомятся с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Значительное внимание уделено экологическим проблемам. Необходимо раскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера. На изучение «Географии России» отведен 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
- Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).
- Природные зоны России.
Требуют особого внимания вопросы геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Необходимо разъяснить направления экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.
При изучении курса необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.
При изучении природных зон России следует обратить внимание на географическое положение каждой природной зоны, ее рельеф, месторождения полезных ископаемых, экологические проблемы. Изучаются климат, водоемы, растительный и животный мир; города, занятия населения, заповедники и заказники каждой природной зоны.
Практические работы:
Работа с физической картой и картой природных зон России.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.
Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых.
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих причинно-следственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
1.Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы.
Знать: положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
Уметь: показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России.
2.Природные зоны России
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы.
Знать: природные зоны России; природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
Уметь: давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами; показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе; делать несложные макеты изучаемых природных зон; принимать участие в мероприятиях о охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.
3.Зона арктических пустынь
Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
4.Зона тундры
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
5.Лесная зона
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения). Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
Коррекция устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
6.Зона степей
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени.
Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
7.Зона полупустынь и пустынь
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания.
Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
8.Зона субтропиков
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
9.Высотная поясность в горах
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие способности обобщать и делать выводы.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Знать: положение данной природной зоны на карте России; типичных представителей растительного и животного мира данной природной зоны; хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе; названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
Тематическое планирование
Кол-во часов по теме | № уро ка по теме | Тема программы |
I четверть | ||
11 | Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) | |
1 | Географическое положение России на карте мира. | |
2 | Европейская и азиатская части России. | |
3 | Административное деление России. | |
4 | Разнообразие рельефа. | |
5 | Полезные ископаемые, их основные месторождения. | |
6 | Климат России. | |
7 | Водные ресурсы России, их использование. | |
8 | Население России. Народы России. | |
9 | Промышленность-основа хозяйства, её отрасли. | |
10 | Сельское хозяйство, его отрасли. | |
11 | Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. | |
2 | Природные зоны России | |
1 | Размещение природных зон на территории России. | |
2 | Карта природных зон России. | |
5 | Зона арктических пустынь | |
1 | Зона арктических пустынь. Положение на карте. | |
2 | Климат. | |
3 | Растительный и животный мир. | |
II четверть | ||
4 | Население и его основные занятия. | |
5 | Северный морской путь. | |
8 | Зона тундры | |
1 | Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. | |
2 | Климат. Водоёмы тундры. | |
3 | Растительный мир. | |
4 | Животный мир тундры. | |
5 | Хозяйство. Население и его основные занятия. | |
6 | Города: Мурманск, Воркута. | |
7 | Города: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. | |
8 | Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. | |
18 | Лесная зона | |
1 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | |
2 | Климат. | |
3 | Реки, озёра, каналы. | |
4 | Растительный мир. Хвойные леса (тайга). | |
III четверть | ||
5 | Смешанные и лиственные леса. | |
6 | Животный мир. | |
7 | Пушные звери. | |
8 | Значение леса. | |
9 | Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. | |
10 | Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. | |
11 | Города Центральной России. | |
12 | Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. | |
13 | Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград. | |
14 | Западная Сибирь. | |
15 | Восточная Сибирь. | |
16 | Дальний Восток. | |
17 | Заповедники и заказники лесной зоны. | |
18 | Обобщающий урок по лесной зоне. | |
7 | Зона степей | |
1 | Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. | |
2 | Растительный мир. | |
3 | Животный мир. | |
4 | Хозяйство. Население и его основные занятия. | |
5 | Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. | |
6 | Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. | |
IV четверть | ||
7 | Охрана природы зоны степей. | |
6 | Зона полупустынь и пустынь | |
1 | Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. | |
2 | Климат, реки | |
3 | Растительный мир. | |
4 | Животный мир. | |
5 | Хозяйство. Население и его основные занятия. | |
6 | Города зоны полупустынь и пустынь. | |
2 | Зона субтропиков. | |
1 | Положение на карте. | |
2 | Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск. | |
6 | Высотная поясность в горах | |
1 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. | |
2 | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. | |
3 | Города и экологические проблемы Урала. | |
4 | Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | |
5 | Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | |
6 | Работа с контурными картами. | |
1 | Контрольная работа «География России». | |
2 | Обобщающий урок по географии России. |
Литература и средства обучения
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
- Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, География России. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С приложением. М.: «Просвещение», 2006г.
- Т.М. Лифанова, «Рабочая тетрадь по физической географии России». Учебное пособие для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2002г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
государственной программы под редакцией Воронковой В.В. , (автор – Т.М. Лифанова ) 2011 г., Москва, Владос и
Учебник – География материков и океанов 8 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2010 г.
Количество часов по учебному плану - 2 часа в неделю
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
6 класс – «Начальный курс физической географии»;
7 класс – «География России»;
8 класс – «География материков и океанов»;
9 класс – «География материков и океанов» (продолжение), «Наш край».
В рабочей программе выделены практические работы, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы».
Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америки. Учащиеся знакомятся с природой континентов, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. В четвертой четверти дается общий обзор природных условий Евразии.
Практические работы:
Обозначение океанов на контурной карте полушарий.
Составление схемы хозяйственного использования океанов.
Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, рек Нил, Нигер, Заир, Атласских гор, Суэцкого канала, изученных государств Африки.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных Африки.
Обозначение на контурной карте островов Новая Гвинея, Тасмания, реки Муррей, городов Канберра, Сидней и Мельбурн.
Обозначение на контурной карте Антарктиды.
Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури Великих озер. Нанесение изученных государств Северной Америки и их столиц.
Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анд, реки Амазонки, озера Титикака, Магелланова пролива.
Нанесение изученных государств Южной Америки и их столиц.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных Южной Америки.
Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум). Проведение границы между Европой и Азией.
Запись в тетради названий типичных растений и животных Евразии.
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
1.Мировой океан
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
Знать: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны; географическое положение и их хозяйственное значение;
Уметь: показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику.
2.Африка
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.
Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).
Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки.
Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
3.Австралия
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
4.Антарктида
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция внимания (объем и переключение).
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
5.Северная Америка
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
6.Южная Америка
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
7.Евразия
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция внимания (объем и переключение).
Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
Тематическое планирование
Кол-во часов по теме | № уро ка по теме | Тема программы |
I четверть | ||
1 | Введение | |
1 | Что изучает география материков и океанов. | |
5 | Мировой океан | |
1 | Атлантический океан. Хозяйственное значение. | |
2 | Северный Ледовитый океан. | |
3 | Тихий океан. | |
4 | Индийский океан. | |
5 | Современное изучение Мирового океана. | |
Материки и части света | ||
12 | Африка | |
1 | Африка. Географическое положение. | |
2 | Разнообразие рельефа, климат. | |
3 | Реки и озёра. | |
4 | Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. | |
5 | Животный мир тропических лесов. | |
6 | Растительный мир саванн. | |
7 | Животный мир саванн. | |
8 | Растительный и животный мир пустынь. | |
9 | Население. | |
10 | Государство Египет, его столица. | |
IIчетверть | ||
11 | Эфиопия, ЮАР, их столицы. | |
12 | Обобщающий урок "Материки и части света". | |
8 | Австралия | |
1 | Австралия. Географическое положение. | |
2 | Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. | |
3 | Растительный мир Австралии. | |
4 | Животный мир Австралии. | |
5 | Население. | |
6 | Австралийский союз. | |
7 | Океания. Остров Новая Гвинея. | |
8 | Обобщающий урок по теме «Австралия». | |
6 | Антарктида | |
1 | Антарктида. Географическое положение. Антарктика. | |
2 | Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. | |
3 | Разнообразие рельефа, климат. | |
4 | Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы. | |
III четверть | ||
5 | Современное исследование Антарктиды. | |
6 | Обобщающий урок по теме «Антарктида». | |
20 | Америка | |
1 | Открытие Америки | |
1 | Открытие Америки. | |
8 | Северная Америка | |
1 | Географическое положение. | |
2 | Разнообразие рельефа, климат. | |
3 | Реки и озёра. | |
4 | Растительный и животный мир. | |
5 | Население и государства. | |
6 | Соединённые Штаты Америки. | |
7 | Канада. | |
8 | Мексика. Куба. | |
11 | Южная Америка | |
1 | Географическое положение. | |
2 | Разнообразие рельефа, климат. | |
3 | Реки и озёра. | |
4 | Растительный мир тропических лесов. | |
5 | Животный мир тропических лесов. | |
6 | Растительный мир саванн, степей. | |
7 | Растительный мир пустынь и горных районов. | |
8 | Животный мир саванн, степей, пустынь и гор. | |
9 | Население. Государства: Бразилия, Аргентина, Перу и другие. | |
IV четверть | ||
10 | Работа с контурной картой. | |
11 | Обобщающий урок. Часть света – Америка. | |
14 | Евразия | |
1 | Географическое положение. | |
2 | Очертание берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. | |
3 | Острова и полуострова. | |
4 | Очертание берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. | |
5 | Острова и полуострова. | |
6 | Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. | |
7 | Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. | |
8 | Климат Евразии. | |
9 | Реки и озёра Европы. | |
10 | Реки и озёра Азии. | |
11 | Растительный и животный мир Европы. | |
12 | Растительный и животный мир Азии. | |
13 | Население Евразии. | |
14 | Культура и быт народов Европы. Культура и быт народов Азии. |
Литература и средства обучения
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
- Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, География материков и океанов. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С приложением. М.: «Просвещение», 2006г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
государственной программы под редакцией Воронковой В.В. , (автор – Т.М. Лифанова ) 2011 г., Москва, Владос
Учебник – География материков и океанов. Государства Евразии 9 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2008 г.
Количество часов по учебному плану - 2 часа в неделю
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
6 класс – «Начальный курс физической географии»;
7 класс – «География России»;
8 класс – «География материков и океанов»;
9 класс – «География материков и океанов» (продолжение), «Наш край».
В рабочей программе выделены практические работы, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы».
На изучение стран Евразии выделено три четверти. Изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Бывшие союзные республики изучаются во второй четверти в разделах «Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем. Следует отметить на экономические и культурные контакты с этими государствами.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Изучение стран Евразии строится по плану:
- Географическое положение.
- Государственный строй, символика.
- Климат, рельеф, флора и фауна.
- Хозяйство, население.
- Столица, крупные города.
- Достопримечательности.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения Кемеровской области учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.
Нанесение границы Европы и Азии.
Запись в тетрадь названий водоемов, форм земной поверхности.
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
1.Западная Европа
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
2.Южная Европа
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
3.Северная Европа
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
4.Восточная Европа
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
5.Центральная Азия
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
6.Юго-Западная Азия
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
7.Южная Азия
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
8.Восточная Азия
Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
9.Юго-Восточная Азия
Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
10.Россия
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения). Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Знать: границы, государственный строй и символику России;
Уметь: показывать Россию на политических картах мира и Евразии.
11.Свой Край
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты). Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки.
Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Знать: особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийные бедствиях; медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;
Уметь: находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон); давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края; называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области; правильно вести себя в природе; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
Тематическое планирование
Кол-во часов по теме | № уро ка по теме | Тема программы |
I четверть | ||
7 | Западная Европа | |
1 | Политическая карта Евразии. | |
2 | Великобритания: географическое положение. | |
3 | Великобритания: население, культура, обычаи и традиции. | |
4 | Франция (Французская Республика), географическое положение. | |
5 | Франция: население, культура, обычаи и традиции. | |
6 | Германия (Федеративная Республика Германия). | |
7 | Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация). | |
4 | Южная Европа | |
1 | Испания, Португалия (Португальская Республика). | |
2 | Италия (Итальянская Республика). | |
3 | Италия: население, культура, обычаи и традиции. | |
4 | Греция (Греческая Республика). | |
3 | Северная Европа | |
1 | Норвегия (Королевство Норвегия). | |
2 | Швеция (Королевство Швеция). | |
3 | Финляндия (Финляндская Республика). | |
10 | Восточная Европа | |
1 | Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). | |
2 | Венгрия (Венгерская Республика). | |
II четверть | ||
3 | Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). | |
4 | Сербия и Черногория. | |
5 | Эстония (Эстонская Республика). | |
6 | Латвия (Латвийская Республика). | |
7 | Литва (Литовская Республика). | |
8 | Белоруссия (Республика Беларусь). | |
9 | Украина. | |
10 | Молдавия (Республика Молдова). | |
5 | Центральная Азия | |
1 | Азия. Центральная Азия. Казахстан (Республика Казахстан). | |
2 | Узбекистан (Республика Узбекистан). | |
3 | Туркмения (Туркменистан). | |
4 | Киргизия (Кыргызская Республика). | |
5 | Таджикистан (Республика Таджикистан). | |
7 | Юго-Западная Азия | |
1 | Грузия (Республика Грузия). | |
III четверть | ||
2 | Азербайджан (Азербайджанская Республика). | |
3 | Армения (Республика Армения). | |
4 | Турция (Турецкая Республика). | |
5 | Ирак (Республика Ирак). | |
6 | Иран (Исламская Республика Иран). | |
7 | Афганистан (Исламская Республика Афганистан). | |
2 | Южная Азия | |
1 | Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика. | |
2 | Индия: население, культура, обычаи и традиции. | |
5 | Восточная Азия | |
1 | Китай (Китайская Народная Республика). | |
2 | Монголия. | |
3 | Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). | |
4 | Япония: географическое положение, природа, экономика. | |
5 | Япония: население, культура, обычаи и традиции. | |
3 | Юго-Восточная Азия | |
1 | Таиланд (Королевство Таиланд). | |
2 | Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). | |
3 | Индонезия (Республика Индонезия). | |
6 | Россия | |
1 | Границы России. | |
2 | Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии. | |
3 | Административное деление России. | |
IV четверть | ||
4 | Столица, крупные города России. | |
5 | Обобщающий урок по России. | |
6 | Обобщающий урок по географии материков и океанов. | |
13 | Свой край | |
1 | История возникновения нашего края. | |
2 | Положение на карте области, края. | |
3 | Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. | |
4 | Полезные ископаемые и почвы нашей местности. | |
5 | Реки, пруда, озёра, каналы нашей местности. | |
6 | Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоёмов. | |
7 | Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно - декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). | |
8 | Животный мир нашей местности (хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). | |
9 | Вред природе наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники. | |
10 | Население нашего края (области). Его состав. | |
11 | Промышленность нашей местности. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы. | |
12 | Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. | |
13 | Наш город (посёлок, деревня). Архитектурно-исторические и культурные сооружения. |
Литература и средства обучения
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
- Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, География материков и океанов. Государства Евразии. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С приложением. М.: «Просвещение», 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по этике для учащихся с ОВЗ. 10-11 класс.
Цель программы.1. Воспитание нравственно — этических качеств, важнейшей ценности духовного развития человека.2. Cоздание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей д...
Адаптированная рабочая программа по географии (8 класс)
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...
Адаптированная рабочая программа по географии (7 класс)
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...
Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ....
Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Адаптированная рабоча...
Авторская адаптированная рабочая программа по информатике для учащихся с ОВЗ, 7-9 класса
рабочая программа по информатике для учащихся с ОВЗ, 7-9 класса...
Адаптированная рабочая программа по географии для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс
предлагаю адаптированную рабочую программу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 6 класса по ФГОС. Она имеет следующие разделы: пояснмтельная записка, содержание учебн...