Рабочая программа по географии для учащихся 8 класса
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Коррекционно- педагогическая работа с детьми школьного среднего возраста, имеющими ООП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_programma_po_geografii_to_chto_nuzhno.docx | 61.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш
муниципального района Клявлинский Самарской области
Рабочая программа по географии
для учащихся 8 класса
Наименование программы:
« Коррекционно- педагогическая работа с детьми
среднего школьного возраста, имеющими ООП»
Программу составила учитель географии ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш Фролова Татьяна Ивановна.
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа предмета « География. Природа России» 8 класс составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)
- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативно- правовых документов:
- Закона РФ « Об образовании» 10.07.1992 г
- Типового положения о специальном ( коррекционном ) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Постановление Правительства РФ № 228 от 12.03.97.г.
- Приказа Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования».
- Рекомендации НИИ дефектологии РАУ по распределению учебного материала для учащихся с ЗПР
( согласовано с министерством образования РСФСР 1994 г).
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Рабочая программа определяет основное содержание предмета и отражает требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования.
Обоснование выбора программы:
Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии России , рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ в полном объёме соответствует образовательным целям школы. Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывая возрастную психологию обучающихся, имеющих задержку психического развития.
Информация о количестве учебных часов.
В учебном плане на изучение географии в 8 классе отводится 68 учебных часов в год.
В том числе 10 часов отводится на выполнение практических работ, 1 час на экскурсии.
Информация о внесённых изменениях в рабочую программу и их обоснование:
Программа составлена с учётом данных особенностей детей с ЗПР , в рабочую программу внесены некоторые изменения.
Сокращено число практических работ,
Формы организации образовательного процесса:
Основной формой обучения является урок. Виды уроков различны. В работе используется в основном традиционный ( комбинированный ) урок, урок по изучению нового материала, практическая работа, урок- викторина. Также используется урок творчества, урок- опрос( устный и письменный)
При поведении уроков по географии применяются различные формы обучения- коллективная, групповая и индивидуальная. В образовательном процессе также применяются педагогические методы и приёмы- включаются в уроки оригинальные тренинги, упражнения и задачи, которые позволяют разнообразить коррекционную составляющую урока, развивают умения и навыки, активизируют творческую деятельность и самостоятельность детей с ЗПР. Таблицы, демонстрационный материал, схемы – опоры, применяемые во время уроков, развивают сообразительность, инициативу, вызывают чувство новизны, необычности.
Использование разнообразных форм обучения позволяет более эффективно развивать интерес у учащихся к географии.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации , письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий
Методы обучения: словесные- рассказ, беседа; наглядные- иллюстрации, демонстрации как обычные , так и компьютерные ;практические- выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
Исходя из уровня подготовки обучающихся используются технологии : коррекционно- развивающего обучения, личностно- ориентированные, игровые, проектные.
Применяются учебные игры- эффективное средство активации познавательной деятельности учащихся. В процессе игры постоянно создаются ситуации , требующие немедленного самостоятельного решения, инициативы, развития мышления .Методы обучения: репродуктивный ( объяснительно-иллюстрированный) и продуктивный. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний и умений, а также для закрепления изученного материала применяются практические работы, работа с дидактическим раздаточным материалом, наглядным пособием.
Коррекционный блок
Эффективность обучения детей с ЗПР обеспечена адекватными условиями: адаптацией учебной программы при сохранении общего цензового объёма содержания обучения и коррекционными приёмами и методами обучения и воспитания.
Однако успешность овладения знаниями, учебными умениями и навыками заметно снижается при переходе учеников из начальной школы в 5 класс и обучении в 6-9 классах.
Постоянно усложняющийся учебный материал , его насыщенность теоретическими разделами, большой объём представляют значительные трудности для детей с ЗПР, которые , как известно, отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания.
Основной принцип организации образовательного процесса- принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие.
Обучение направлено на общее развитие , а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.
При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объёма теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.
При обучении географии с ЗПР учитываются особенности их психического и эмоционального развития- неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность, бедность сферы образов- представлений, замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности и интереса к процессу и результатам деятельности.
На уроках географии в связи с особенностями детей с ЗПР наряду с основными задачами решаются и задачи коррекции, компенсации нарушенных и недоразвитых функций.
Большое внимание имеет развитие внимания, наблюдательности , памяти.
Особая роль принадлежит планированию работы, умению подчинить свои действия поставленной задаче и доведению начатого до конца.
В целях обогащения речи детей используются выразительные средства языка, рассказы- описания, работа над развитием словаря. Важно поощрять успехи детей.
Среди коррекционных задач выделяются:
Расширение кругозора детей.
Воспитание познавательной активности.
Обогащение чувственного опыта.
Активизация интеллектуальной деятельности путём формирования умственных операций и действий анализа, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов.
Обучение построению умозаключений, выявляющих причинно- следственные, пространственные, временные связи в наблюдаемых объектах, а также развитие речи, включающие обогащение словаря. Обучение построению высказываний и составлению сюжетных и описательных рассказов.
Применяются коррекционные игры , развивающие наблюдательность , внимание, память и воображение « Сколько предметов ты заметил?», « Что зачеркнуть и что подчеркнуть» , « Запрещённое движение», « Что изменилось?» , « Ну-ка вспомни», « Будь наблюдательным!»
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебно- познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться ; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль .
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личному самосовершенствованию школьника, а именно умению : анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
В результате учащиеся: Овладеют ключевыми компетенциями , способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества ( навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка , знание и владение коммуникационными средствами связи и др);
Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современном мировоззрение культурного человека;
Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Виды и формы контроля
Используется текущий и промежуточный вид контроля. Оценивание знаний и умений учащихся по географии проводится каждую учебную четверть. Для аттестации учащихся по окончанию учебного года и перевода в следующий класс применим промежуточный вид контроля.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчёты по практическим работам; творческие задания( защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов), тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
Определение места и роли учебного предмета:
Курс « География. Природа России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно- ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс « География. Природа России»изучается после страноведческого курса « Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования. Изучает природу и природные ресурсы нашей Родины
Главной задачей курса является изучение природы и природных ресурсов всей страны в целом и отдельных её частей.
Основная часть программы- комплексная географическая характеристика России и отдельных её частей.
Закономерности развития научных знаний о географических комплексах обуславливают необходимость перед их изучением сформировать у школьников представление о каждом из компонентов, постепенно раскрывая и усложняя знания о связях между ними.
В программе значительное место отводится природному районированию, изучению крупных природных районов:
Русская ( Восточно- Европейская ) равнина, Кавказ. Урал, Западная Сибирь. Средняя и Северо- Восточная Сибирь, Горы Южной Сибири, Дальний Восток.
Важнейшей задачей физической географии является выделение и изучение ПТК. Воздействие человека на природу изменяет или нарушает связи в природных комплексах.
В содержание курса включены знания о рациональном использовании природных ресурсов и охране природы. Раскрыта роль географической науки в решении проблем взаимодействия человека и природы.
Предпринята попытка усилить занимательность школьной географии в курсе изучения природы России.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий.
О своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения:
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
В результате изучения курса « География: природа России» ученик должен:
- Знать/ понимать:
- Географическое положение России на карте мира,границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
- Положение России на карте часовых поясов;
- Связь рельефа с тектоническим строением;
- Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
- Факторы, определяющие особенности климата России;
- Основные климатические пояса и типы климата России;
- Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
- Меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
- Особенности морей, омывающих берега России;
- Ресурсы морей и их использование человеком;
- Крупнейшие речные системы и озёра страны;
- Границу распространения многолетней мерзлоты;
- Меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
- Основные типы почв, их размещение по территории страны;
- Особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
- Природные зоны России;
- Особенности растительного и животного мира России;
- Своеобразие природы различных регионов России;
- Влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
- Пути рационального природоиспользования в природных регионах России.
2.
Уметь:
- Характеризовать географическое положение страны и своей области ( республики, края);
- Природно- ресурсный потенциал страны;
- Климатические ресурсы России;
- Водные ресурсы России и своей местности;
- Разнообразие растительного и животного мира России;
- Природные ресурсы регионов и проблемы их использования;
- Влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
Используемый УМК:
- И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2011г
- И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“8 класс – М.: Дрофа, 2011 г
- Атлас. География России. Природа. 8 класс.
- Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2011 г
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Календарно- тематическое планирование. 8 класс.
№п. | Кол-во часов для уч-ся с норм .возр азвитием | Наименование разделов, тем | Форма учебного занятия | Материал учебника | Планируемые Результаты для уч-ся с нормальным возр. развитием | Планируемые результаты для детей с ООП | Кол-во часов для детей с ОПП | Сроки проведения | |||
Введение. Наша Родина на карте мира. 9 часов | |||||||||||
1 | 1 | Что изучает физическая география России? | Лекция | Стр.3 | Знать источники географической информации. Владение источниками информации | Знакомство с различными источниками информации, методы получения географической информации | 1 | ||||
2 | 1 | Географическое положение России. | Работа с картой | №1 | Определять географическое положение России показывать пограничные государства | определять географическое положение России показывать пограничные государства | 1 | ||||
3 4 | 1 1 | Практическая работа №1«Характеристика Географ. Положения России.» Моря, омывающие территорию России. | Работа с картой | №2 | Знать моря, омывающие Россию. Показывать на карте | Показывать на карте моря омывающие Россию. Практическая работа№1 « Определение по картам географического положения России , пограничных государств | 1 1 | ||||
5 6 | 1 1 | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа№2: «Определение поясного времени для разных городов» | Лекция с элементами самостоятельной работы | №3 | Местное, поясное, декретное, летнее время. Определять поясное время. | Определять поясное время. Работа с картой часовых поясов. | 1 1 | ||||
7 8 9 | 2 1 | История освоения и заселения территории России. Итоговый урок по теме . Контрольная работа. | Семинар | №4 | Знать историю освоения и заселения территории России. Работать с разными источниками географической информации. | Знакомство с историей освоения и заселения территории России Работать с разными источниками географической информации Итоговый урок по теме. Контрольная работа. | 2 1 | ||||
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России. | |||||||||||
Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые | |||||||||||
10 | 1 | Особенности рельефа России. Практическая работа№3. «Взаимосвязь между тектоническими структурами и формами рельефа». | Лекция П.работа | №5 | Рельеф, формы рельефа. Называть и показывать крупные равнины и горы | называть и показывать крупные равнины и горы. Практическая работа№2 « Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности»
| 1 | , | |||
11 | 1 | Геологическое летосчисление. Работа с геологической картой. | Работа с геологической картой | №6 | Эры, периоды развития Земли. Составлять описание отдельных форм рельефа по картам | Творческая работа: « Художественное описание гор, равнин своей местности» | 1 | ||||
12 | 1 | Минеральные ресурсы России. | Лекция | №7 | Классификация природных и минеральных ресурсов. Роль минеральных ресурсов в хозяйстве человека. Показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых | Показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых. | 1 | ||||
13 | 1 | Развитие форм рельефа | Лекция с элементами беседы | №8 | Развитие форм рельефа. Изменение рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов | Изменение рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов | 1 | ||||
Тема 2. Климат и климатические ресурсы | |||||||||||
14 | 1 | От чего зависит климат нашей страны. | Проблемный урок | №9 | Климатообразующие факторы. Называть факторы, влияющие на формирование климата России | называть факторы, влияющие на формирование климата России; | 1 | ||||
15 | 1 | Закономерности циркуляции воздушных масс, влияние на климат и погоду. Синоптическая карта. | Лекция | Карта | Закономерности циркуляции воздушных масс, влияние на климат и погоду. Определять характерные особенности климата России | определять характерные особенности климата России | 1 | ||||
16 | 1 | Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Практическая работа №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны» | Работа с картой | Карта наблюдения | Основные элементы климата. Уметь определять температуры, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации | Иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов. Практическая работа №3 « Определение состояния погоды по синоптической карте. Приметы погоды.» | 1 | ||||
17 | 1 | Типы климатов России — разнообразие условий жизни. | П/работа | №10 | Типы климата России. Давать описание климата отдельных территорий. | Типы климатов России. Давать описания климата своей местности.» | 1 | ||||
18 | 1 | Зависимость человека от климата. Неблагоприятные климатические явления. Агроклиматические ресурсы. | Лекция с элементами беседы | Влияние климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни. | Приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни. | 1 | |||||
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы | |||||||||||
19 | 1 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. Значение в истории освоения, заселения, хозяйственной деятельности. Стихийные явления. | Лекция П.работа | №12 | Учащиеся должны знать крупнейшие реки России. Показывать крупнейшие реки. Используя карту , давать характеристику отдельных водных объектов. Оценивать водные ресурсы. Значение рек в истории освоения, заселения, хозяйственной деятельности. | Учащиеся должны называть и показывать крупнейшие реки. Практическая работа №4: « Описание опасных явлений, связанных с водами» | 1 | ||||
20 | 1 | Озера, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота, ледники. | Работа с учебником с элементами беседы | №13 | Называть и показывать крупнейшие озера, используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов. Значение озёр. Болот, подземных вод. | Называть и показывать крупнейшие озера; используя карту, | 1 | ||||
21 | Водные ресурсы. Загрязнение поверхностных вод. Пути решения экологических проблем. | Семинар | №14 | Используя карту давать характеристику отдельным водным объектам, оценивать водные ресурсы. Пути решения экологических проблем. | Используя карту, давать характеристику отдельным водным объектам; оценивать водные ресурсы. | 1 | |||||
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы | |||||||||||
22 | 1 | Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. | Лекция с элементами п.работы | №15, | Почва, плодородие. Учащиеся должны называть факторы почвообразования.Значение почв. | Учащиеся должны называть факторы почвообразования; | 1 | ||||
23 | 1 | Почвенные ресурсы России. Пути сохранения плодородия. Проблемы рационального использования. Практическая работа:№ 7«Знакомства с почвами своей местности» | Лекция с элементами беседы | №17 | Знать типы почв и их свойства; используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов | Используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов. | 1 | ||||
Тема 5. Растительный и животный мир | |||||||||||
24 | 1 | Своеобразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растительного и животного мира. | Урок-семинар | №18,19 | Растительный и животный мир России. Учащиеся должны объяснить разнообразие растительных сообществ на территории России. Значение животного и растительного мира | Учащиеся должны объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, | 1 | ||||
25 | 1 | Природно-ресурсный потенциал России. Практическая работа№8: « Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса» | Лекция | №20 | Видовое разнообразие; приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных | приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных. | 1 | ||||
26 | 1 | Урок обобщения по разделу «Общая характеристика природы России». | Урок обобщения | 1 | |||||||
Раздел II. Природные комплексы России 31 час Тема 1. Природное районирование. Природные зоны | |||||||||||
27 | 1 | Разнообразие природных комплексов (ландшафты) России. | Лекция Работа по контурной карте. | №21 | Разнообразие природных комплексов. Значение природных комплексов. Показывать на карте природные зоны России. Приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира природных комплексов. | Показывать на карте основные зоны России. Приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира природных комплексов. | 1 | ||||
28 | 1 | Моря как крупные природные комплексы | Работа с картой | №22 | Знать моря России; показывать на карте крупные природно- территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе | Знать моря России. показывать на карте. | 1 | ||||
29 | 1 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундра. Разнообразие лесов России. | Семинар | №23 | Знать природные зоны России; показывать на картах основные природные зоны России, называть их. Объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов. | Показывать на картах основные природные зоны России, называть их | 1 | ||||
30 | 1 | Разнообразие лесов России. Лесные зоны России. | Семинар | №24 | Знать разнообразие лесов ;значение лесов; называть и показывать на карте лесные зоны России | Называть и показывать на карте лесные зоны России | 1 | ||||
31 | 1 | Безлесные зоны на юге России | Семинар | №25 | Знать степи; значение степей называть и показывать на карте. | Называть и показывать на карте | 1 | ||||
32 | 1 | Высотная поясность. | П.работа | №26 | Знать высотная поясность; выявлять зависимость между компонентами комплекса | Выявлять зависимость между компонентами комплекса. Практическая работа №5: « Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон» | 1 | ||||
Тема 2. Природа регионов России. | |||||||||||
33 | 1 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. | Самостоятельная работа | №27 | Знать Г.П. Русской равнины; значение крупных природных комплексов; давать комплексную физико- географическую характеристику | Знать Г.П Русской равнины. Работа с контурной картой | 1 | ||||
34 | 1 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | Самостоятельная работа | №28 | Природные комплексы; называть и показывать на карте географические объекты | Называть и показывать на карте географические объекты, определяющие географический образ данной территории. | |||||
35 | 1 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. | Семинар | №29 | Проблемы рационального использования; давать характеристику природных ресурсов | Давать характеристику природных ресурсов | 1 | ||||
36 | 1 | Традиции, культура, промыслы многочисленных народов России под влиянием природных условий. | Семинар | Дополнительная литература | Знать традиции и культуру народов России. Соблюдать и чтить. | Традиции, культура народов России. Соблюдать и чтить. | 1 | ||||
37 | 1 | Кавказ - самые высокие горы России. Природные комплексы Северного Кавказа. | Самостоятельная работа | №30,31 | Знать Г.п. Кавказа; давать комплексную физико- географическую характеристику | Знать Г.П Кавказа. Особенности природы. Природные комплексы, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека | 1 | ||||
38 | 1 | Урал — " Каменный пояс Русской земли" | Самостоятельная работа | №32 | Знать Г.П. Урала; давать комплексную физико- географическую характеристику | Знать Г.П Урала. Работа с контурной картой | 1 | ||||
39 | 1 | Своеобразие природы Урала. | Лекция | №33 | Знать части Урала; называть и показывать на карте географические объекты | называть и показывать на карте географические объекты | 1 | ||||
40 | 1 | Природные уникумы. Природные богатства, население, традиции | семинар | №34 | Природные ресурсы Урала; рациональное использование природных ресурсов; давать характеристику природных ресурсов. Значение Урала для хозяйства России. | Давать характеристику природных ресурсов | 1 | ||||
41 | 1 | Западно - Сибирская равнина — особенности природы. | Самостоятельная работа | №35 | Знать Г.п. Западной Сибири; значение Западной Сибири давать комплексную физико- географическую характеристику | Знать Г.П Западно- Сибирской равнины. | 1 | ||||
42 | 1 | Природные ресурсы Западной Сибири, проблемы рационального использования. | П.работа | №36 | Знать природные ресурсы Западной Сибири; уметь характеризовать проблемы рационального использования природных ресурсов | Природные ресурсы Западной Сибири и условия их освоения. | 1 | ||||
43 | 1 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы | Самостоятельная работа | №37 | Знать Г.П. Восточной Сибири значение Восточной Сибири; давать комплексную физико- географическую характеристику | Знать Г.П Восточной Сибири. Показывать на карте . Работа с контурной картой. | 1 | ||||
44 | 1 | Природные районы Восточной Сибири. | №38 | Знать природные районы Восточной Сибири; называть и показывать на карте; давать комплексную физико- географическую характеристику | Называть и показывать на карте | 1 | |||||
45 | 1 | Горы Южной Сибири. | Самостоятельная работа | Знать Г.П. гор южной Сибири; давать комплексную физико- географическую характеристику | Знать Г.П гор Южной Сибири. | 1 | |||||
46 | 1 | Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье. | Знать географические объекты и показывать на карте; давать комплексную физико- географическую характеристику | называть и показывать на карте географические объекты | 1 | ||||||
47 | 1 | Жемчужина Сибири Байкал. | Урок - презентация | №39 | Знать в чём уникальность озера Байкал; показывать на карте | Показывать на карте | 1 | ||||
48 | 1 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | П/работа | №40 | Уметь давать характеристику природных ресурсов; рациональное использование природных ресурсов. | Давать характеристику природных ресурсов | 1 | ||||
49 | 1 | Дальний Восток — край контрастов. | Семинар | №41 | Знать Г.п. Дальнего Востока; значение Дальнего Востока; давать комплексную физико- географическую характеристику | Знать Г.П Дальнего Востока. | 1 | ||||
50 | 1 | Чукотка, Приамурье, Приморье — природные комплексы материковой части Дальнего Востока. Природные уникумы. | Урок-путешествие | №42 | Знать природные комплексы Дальнего Востока; называть и показывать на карте географические объекты | называть и показывать на карте географические объекты | 1 | ||||
51 | 1 | Камчатка, Сахалин, Курильские острова — островная и полуостровная территория Дальнего Востока | Урок-путешествие | №42 | Природные комплексы Дальнего Востока; давать комплексную физико- географическую характеристику; называть и показывать на карте географические объекты | Называть и показывать на карте географические объекты. Практическая работа№6: « Характеристика условий работы и быта в одном из регионов» | 1 | ||||
52 | 1 | Природные ресурсы Дальнего Востока. Освоение их человеком. «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса» | Семинар | №43 | Природные ресурсы Дальнего Востока; давать характеристику природных ресурсов; рациональное использование природных ресурсов. | Давать характеристику природных ресурсов | 1 | ||||
53 | 1 | Обобщающий урок по разделу «Крупные природные районы России». | Обобщающий урок | Знать крупные географические объекты; называть и показывать на карте географические объекты; значение природных районов России. | называть и показывать на карте географические объекты | 1 | |||||
Тема 3. География своей местности | |||||||||||
54-55 | 2 | Территории, границы, географическое положение РТ | География РТ | Г.п. РТ; учащиеся должны определять по карте особенности географического РТ; приводить примеры природоохранительной деятельности | Учащиеся должны определять по карте особенности географического РТ Приводить примеры природоохранной деятельности; | 2 | |||||
56-57 | 2 | Рельеф, полезные ископаемые. | Дополнительный материал | Знать особенности рельефа, полезные ископаемые; называть и показывать основные формы рельефа | Называть и показывать основные формы рельефа; | 2 | |||||
58-59 | 2 | Климатические особенности. Характеристика сезонов года. | Климатические особенности; давать характеристику климатических особенностей | давать характеристику климатических особенностей | 2 | ||||||
60-61 | 2 | Реки и озера. | Реки и озера РТ; называть и показывать наиболее значительные реки и озёра | Называть и показывать наиболее значительные реки и озера; | 2 | ||||||
62 | 1 | Растительные зоны. Характеристика основных природных комплексов. Экологические проблемы. | Знать природные зоны родного края; называть основные почвенно- растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране | называть основные почвенно-растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране; | 1 | ||||||
63 | 1 | Обобщающий урок по разделу «География своей местности». | Давать комплексную физико- географическую характеристику природных объектов | давать комплексную физико-географическую характеристику природных объектов. | |||||||
Раздел III. Человек и природа. 6 часов | |||||||||||
64 | 1 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | №44 | Природные условия; уч-ся должны объяснять влияние природных условий на жизнь , здоровье и хозяйственную деятельность людей; значение природы в жизни человека. | Учащиеся должны объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей | 1 | |||||
65 | 1 | Антропогенное воздействие на природу. | №45 | Антропогенное воздействие на изменение природы под влиянием деятельности человека | на изменение природы под влиянием деятельности человека | 1 | |||||
66 | 1 | Рациональное природопользование. | №46 | Рациональное природопользование, а также приводить соответствующие примеры | , а также приводить соответствующие примеры. | 1 | |||||
67 68 | 1 1 | Экологическая ситуация в России. Формирование экологического сознания и экологической культуры — один из важнейших путей решения экологических проблем. Итоговая контрольная работа | Знать экологическая ситуация в России; уметь характеризовать экологическую ситуацию в России | Знать экологическую ситуацию в России. | 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому
Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...
Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.
Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...
Рабочая программа по СБО 7 класс для учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."
1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...
Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса):
Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)...