Рабочая программа по географии для учащихся 8 класса
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Фролова Татьяна Ивановна

Коррекционно- педагогическая работа с детьми школьного среднего возраста, имеющими ООП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_programma_po_geografii_to_chto_nuzhno.docx61.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш

муниципального района Клявлинский Самарской области

Рабочая программа по географии

для учащихся 8 класса

Наименование программы:

 « Коррекционно- педагогическая работа с детьми

 среднего школьного возраста, имеющими ООП»

Программу составила учитель географии  ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш Фролова Татьяна Ивановна.

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа предмета  « География. Природа России» 8 класс составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативно- правовых  документов:
  • Закона РФ « Об образовании» 10.07.1992 г
  • Типового положения о специальном ( коррекционном ) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Постановление Правительства РФ № 228 от 12.03.97.г.
  • Приказа Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования».
  • Рекомендации  НИИ дефектологии РАУ по распределению учебного материала для учащихся с ЗПР

  ( согласовано с министерством образования РСФСР 1994 г).

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Рабочая программа определяет основное содержание предмета и отражает требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования.

Обоснование выбора программы:

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии России , рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ в полном объёме соответствует образовательным целям школы. Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывая возрастную психологию обучающихся, имеющих задержку психического развития.

Информация о количестве учебных часов.

В учебном плане на изучение географии в 8 классе отводится 68 учебных часов в год.

В том числе 10 часов отводится на выполнение практических работ, 1 час на экскурсии.

Информация о внесённых изменениях в рабочую программу и их обоснование:

Программа составлена с учётом данных особенностей детей с ЗПР , в рабочую программу внесены некоторые изменения.

Сокращено число практических работ,

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой обучения является урок. Виды уроков различны. В работе используется в основном традиционный ( комбинированный ) урок, урок по изучению нового материала, практическая работа, урок- викторина. Также используется урок творчества, урок- опрос( устный и письменный)

При поведении уроков по географии применяются различные формы обучения- коллективная, групповая и индивидуальная. В образовательном процессе также применяются педагогические методы и приёмы- включаются в уроки оригинальные тренинги, упражнения и задачи, которые позволяют разнообразить коррекционную составляющую урока, развивают умения и навыки, активизируют творческую деятельность и самостоятельность детей с ЗПР. Таблицы, демонстрационный материал,  схемы – опоры,    применяемые во время уроков, развивают сообразительность, инициативу, вызывают чувство новизны, необычности.

Использование разнообразных форм обучения позволяет более эффективно развивать интерес у учащихся к географии.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации , письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий

Методы обучения: словесные- рассказ, беседа; наглядные- иллюстрации, демонстрации как обычные , так и компьютерные ;практические- выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения:

Исходя из уровня подготовки обучающихся используются технологии : коррекционно- развивающего обучения, личностно- ориентированные, игровые, проектные.

Применяются учебные игры- эффективное средство активации познавательной деятельности учащихся. В процессе игры постоянно создаются ситуации , требующие немедленного самостоятельного решения, инициативы, развития мышления .Методы обучения: репродуктивный ( объяснительно-иллюстрированный) и продуктивный. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний и умений, а также для закрепления изученного материала применяются практические работы, работа с дидактическим раздаточным материалом, наглядным пособием.

Коррекционный блок

Эффективность обучения детей с ЗПР обеспечена адекватными условиями: адаптацией учебной программы при сохранении общего цензового объёма содержания обучения и коррекционными приёмами и методами обучения и воспитания.

Однако успешность овладения знаниями, учебными умениями и навыками заметно снижается при переходе учеников из начальной школы в 5 класс и обучении в 6-9 классах.

Постоянно усложняющийся учебный материал , его насыщенность теоретическими разделами, большой объём представляют значительные трудности для детей с ЗПР, которые , как известно, отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания.

Основной принцип организации образовательного процесса- принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие.

Обучение направлено на общее развитие , а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.

При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объёма теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.

При обучении географии с ЗПР учитываются особенности их психического и эмоционального развития- неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность, бедность сферы образов- представлений, замедленность процессов переработки сенсорной  информации, снижение работоспособности и интереса к процессу и результатам деятельности.

На уроках географии в связи с особенностями детей с ЗПР наряду с основными задачами решаются и задачи коррекции, компенсации нарушенных и недоразвитых функций.

Большое внимание имеет развитие внимания, наблюдательности , памяти.

Особая роль принадлежит планированию работы, умению подчинить свои действия поставленной задаче и доведению начатого до конца.

В целях обогащения речи детей используются выразительные средства языка, рассказы- описания, работа над развитием словаря. Важно поощрять успехи детей.

Среди коррекционных задач выделяются:

Расширение кругозора детей.

Воспитание познавательной активности.

Обогащение чувственного опыта.

Активизация интеллектуальной деятельности путём формирования умственных операций и действий анализа, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов.

Обучение построению умозаключений, выявляющих причинно- следственные, пространственные, временные связи в наблюдаемых объектах, а также развитие речи, включающие обогащение словаря. Обучение построению высказываний и составлению сюжетных и описательных рассказов.

Применяются коррекционные игры , развивающие наблюдательность , внимание, память и воображение « Сколько предметов ты заметил?», « Что зачеркнуть и что подчеркнуть» , « Запрещённое движение», « Что изменилось?» , « Ну-ка вспомни», « Будь наблюдательным!»

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Учебно- познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться ; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль .

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личному самосовершенствованию школьника, а именно умению : анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся: Овладеют ключевыми компетенциями , способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества ( навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка , знание и владение коммуникационными средствами связи и др);

Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современном мировоззрение культурного человека;

 Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Виды и формы контроля

Используется текущий и промежуточный вид контроля. Оценивание знаний и умений учащихся по географии проводится каждую учебную четверть. Для аттестации учащихся по окончанию учебного года и перевода в следующий класс применим промежуточный вид контроля.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчёты по практическим работам; творческие задания( защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов), тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

Определение места и роли учебного предмета:

Курс « География.  Природа России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно- ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс « География. Природа России»изучается после страноведческого курса « Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования. Изучает природу и природные ресурсы нашей Родины

Главной задачей курса является изучение природы и природных ресурсов всей страны в целом и отдельных её частей.

Основная часть программы- комплексная географическая характеристика России и отдельных её частей.

Закономерности развития научных знаний о географических комплексах обуславливают необходимость перед их изучением сформировать у школьников представление о каждом из компонентов, постепенно раскрывая и усложняя знания о связях между ними.

В программе значительное место отводится природному районированию, изучению крупных природных районов:

Русская ( Восточно- Европейская ) равнина, Кавказ. Урал, Западная Сибирь. Средняя и Северо- Восточная Сибирь, Горы Южной Сибири, Дальний Восток.

Важнейшей задачей физической географии является выделение и изучение ПТК. Воздействие человека на природу изменяет или нарушает связи в природных комплексах.

В содержание курса включены знания о рациональном использовании природных ресурсов и охране природы. Раскрыта роль географической науки в решении проблем взаимодействия человека и природы.

Предпринята попытка усилить занимательность школьной географии в курсе изучения природы России.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий.

О своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения:

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

В результате изучения курса « География: природа России» ученик должен:

  1. Знать/ понимать:
  1.        Географическое положение России на карте мира,границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
  2. Положение России на карте часовых поясов;
  3. Связь рельефа с тектоническим строением;
  4. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
  5. Факторы, определяющие особенности климата России;
  6. Основные климатические пояса и типы климата России;
  7.  Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
  8.  Меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
  9. Особенности морей, омывающих берега России;
  10. Ресурсы морей и их использование человеком;
  11. Крупнейшие речные системы и озёра страны;
  12. Границу распространения многолетней мерзлоты;
  13. Меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
  14. Основные типы почв, их размещение по территории страны;
  15. Особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
  16. Природные зоны России;
  17. Особенности растительного и животного мира России;
  18. Своеобразие природы различных регионов России;
  19. Влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
  20. Пути рационального природоиспользования в природных регионах России.

2.

Уметь:        

  • Характеризовать географическое положение страны и своей области ( республики, края);
  • Природно- ресурсный потенциал страны;
  • Климатические ресурсы России;
  • Водные ресурсы России и своей местности;
  • Разнообразие растительного и животного мира России;
  • Природные ресурсы регионов и проблемы их использования;
  • Влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;

             

Используемый УМК:

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2011г
  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“8 класс – М.: Дрофа, 2011 г

  1. Атлас. География России. Природа. 8 класс.
  2. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2011 г
  3. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Календарно- тематическое планирование. 8 класс.

№п.

Кол-во часов для уч-ся с норм .возр азвитием

Наименование

разделов, тем

Форма

учебного

занятия

Материал

учебника

Планируемые

Результаты для уч-ся с нормальным возр. развитием

Планируемые результаты для детей с ООП

Кол-во часов для детей с ОПП

Сроки

проведения

Введение.  Наша Родина на карте мира.

9 часов

1

1

Что изучает физическая география России?

Лекция

Стр.3

Знать источники географической информации.

Владение источниками информации

Знакомство с различными источниками информации, методы получения географической информации

1

2

1

Географическое положение России.

Работа с картой

№1

Определять географическое положение России показывать пограничные государства

определять географическое положение России показывать пограничные государства

1

3

4

1

1

Практическая работа №1«Характеристика

Географ. Положения России.»

Моря, омывающие территорию России.

Работа с картой

№2

Знать моря, омывающие Россию. Показывать на карте

Показывать на карте моря омывающие Россию.

Практическая работа№1

 « Определение по картам географического положения России , пограничных государств

1

1

5

6

1

1

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа№2:

 «Определение поясного времени для разных городов»

Лекция с элементами самостоятельной работы

№3

Местное, поясное, декретное, летнее время.

Определять поясное время.

Определять поясное время.

Работа с картой часовых поясов.

1

1

7

8

9

2

1

История освоения и заселения территории России.

Итоговый урок по теме . Контрольная работа.

Семинар

№4

Знать историю освоения и заселения территории России.

Работать с разными источниками географической информации.

Знакомство с историей освоения и заселения территории России Работать с разными источниками географической информации

Итоговый урок по теме.

 Контрольная работа.

2

1

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России.
16 часов

Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые
4 часа

10

1

Особенности рельефа России. Практическая работа№3. «Взаимосвязь между тектоническими структурами и формами рельефа».

Лекция

П.работа

№5

Рельеф, формы рельефа. Называть и показывать крупные равнины и горы

называть и показывать крупные равнины и горы.

Практическая работа№2

 « Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности»

 

1

,

11

1

Геологическое летосчисление. Работа с геологической картой.

Работа с геологической картой

№6

Эры, периоды развития Земли.

Составлять описание отдельных форм рельефа по картам

Творческая работа:

« Художественное   описание гор, равнин своей местности»

1

12

1

Минеральные ресурсы России.

Лекция

№7

Классификация природных и минеральных ресурсов. Роль минеральных ресурсов в хозяйстве человека.

Показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых

Показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых.

1

13

1

Развитие  форм рельефа

Лекция с элементами беседы

№8

Развитие форм рельефа. Изменение рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов

Изменение рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов

1

Тема 2. Климат и климатические ресурсы
5 часов

14

1

От чего зависит климат нашей страны.

Проблемный урок

№9

Климатообразующие факторы.

Называть факторы, влияющие на формирование климата России

называть факторы, влияющие на формирование климата России;

1

15

1

Закономерности циркуляции воздушных масс, влияние на климат и погоду. Синоптическая карта.

Лекция

Карта

Закономерности циркуляции воздушных масс, влияние на климат и погоду.

Определять характерные особенности климата России

определять характерные особенности климата России

1

16

1

Закономерности распределения основных элементов климата на территории России.

Практическая работа №4 

«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны»

Работа с картой

Карта

наблюдения

Основные элементы климата.

Уметь определять температуры, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации

Иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов.

Практическая работа №3

 « Определение состояния погоды по синоптической карте. Приметы погоды.»

1

17

1

Типы климатов России — разнообразие условий жизни.
Практическая работа №5« Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны»

П/работа

№10

Типы климата России. Давать описание климата отдельных территорий.

Типы климатов России. Давать описания климата своей местности.»

1

18

1

Зависимость человека от климата. Неблагоприятные климатические явления. Агроклиматические ресурсы.

Лекция с элементами беседы

Влияние климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.

Приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.

1

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы
3 часа

19

1

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Значение в истории освоения, заселения, хозяйственной деятельности. Стихийные явления.
Практическая работа№6. «Характеристика реки с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.»

Лекция

П.работа

№12

Учащиеся должны знать крупнейшие  реки России.

Показывать крупнейшие реки. Используя карту , давать характеристику отдельных водных объектов. Оценивать водные ресурсы.

Значение рек в истории освоения, заселения, хозяйственной деятельности.

Учащиеся должны называть и показывать крупнейшие реки.

Практическая работа №4:

« Описание опасных явлений, связанных с водами»

1

20

1

Озера, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота, ледники.

Работа с учебником с элементами беседы

№13

Называть и показывать крупнейшие озера, используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов.

Значение озёр. Болот, подземных вод.

Называть и показывать крупнейшие озера; используя карту,

1

21

Водные ресурсы. Загрязнение поверхностных вод. Пути решения экологических проблем.

Семинар

№14

Используя карту давать характеристику отдельным водным объектам, оценивать водные  ресурсы. Пути решения экологических проблем.

Используя карту, давать характеристику отдельным водным объектам; оценивать водные ресурсы.

1

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы
2 часа

22

1

Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв.

Лекция с элементами п.работы

№15,

Почва, плодородие. Учащиеся должны называть факторы почвообразования.Значение почв.

Учащиеся должны называть факторы почвообразования;

1

23

1

Почвенные ресурсы России. Пути сохранения плодородия. Проблемы рационального использования.

Практическая работа:№ 7«Знакомства с почвами своей местности»

Лекция с элементами беседы

№17

Знать типы почв и их свойства; используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов

Используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов.

1

Тема 5. Растительный и животный мир
3часа

24

1

Своеобразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растительного и животного мира.

Урок-семинар

№18,19

Растительный и животный мир России. Учащиеся должны объяснить разнообразие растительных сообществ на территории России. Значение животного и растительного мира

Учащиеся должны объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России,

1

25

1

Природно-ресурсный потенциал России.

Практическая работа№8: « Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»

Лекция

№20

Видовое разнообразие; приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных

приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.

1

26

1

Урок обобщения по разделу «Общая характеристика природы России».

Урок обобщения

1

Раздел II. Природные комплексы России 31 час

Тема 1. Природное районирование. Природные зоны
6 часов

27

1

Разнообразие природных комплексов (ландшафты) России.

Лекция

Работа по контурной карте.

№21

Разнообразие природных комплексов. Значение природных комплексов.

Показывать на карте  природные зоны России. Приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира природных комплексов.

Показывать на карте основные зоны России.

Приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира природных комплексов.

1

28

1

Моря как крупные природные комплексы

Работа с картой

№22

Знать моря России; показывать на карте крупные природно- территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе

 Знать моря России. показывать на карте.

1

29

1

Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундра. Разнообразие лесов России.

Семинар

№23

Знать природные зоны России; показывать на картах основные природные зоны России, называть их. Объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов.

Показывать на картах основные природные зоны России, называть их

1

30

1

Разнообразие лесов России. Лесные зоны России.

Семинар

№24

Знать разнообразие лесов ;значение лесов; называть и показывать на карте лесные зоны России

Называть и показывать на карте лесные зоны России

1

31

1

Безлесные зоны на юге России  

Семинар

№25

Знать степи; значение степей называть и показывать на карте.

Называть и показывать на карте

1

32

1

Высотная поясность.
Практическая работа№9. Выявление зависимости между природными компонентами на примере конкретных природных комплексов.

П.работа

№26

Знать высотная поясность; выявлять зависимость между компонентами комплекса

Выявлять зависимость между компонентами комплекса.

Практическая работа №5:

« Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон»

1

Тема 2. Природа регионов России.
19 часов

33

1

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

Самостоятельная работа

№27

Знать Г.П. Русской равнины; значение крупных природных комплексов; давать комплексную физико- географическую характеристику

Знать  Г.П Русской равнины.

Работа с контурной картой

1

34

1

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

Самостоятельная работа

№28

Природные комплексы; называть и показывать на карте географические объекты

Называть и показывать на карте географические объекты, определяющие географический образ данной территории.

35

1

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

Семинар

№29

Проблемы рационального использования; давать характеристику природных ресурсов

Давать характеристику природных ресурсов

1

36

1

Традиции, культура, промыслы многочисленных народов России под влиянием природных условий.

Семинар

Дополнительная литература

Знать традиции и культуру народов России. Соблюдать и чтить.

Традиции, культура народов России. Соблюдать и чтить.

1

37

1

Кавказ - самые высокие горы России. Природные комплексы Северного Кавказа.

Самостоятельная работа

№30,31

Знать Г.п. Кавказа; давать комплексную физико- географическую характеристику

Знать Г.П Кавказа. Особенности природы. Природные комплексы, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека

1

38

1

Урал —  " Каменный пояс Русской земли"

Самостоятельная работа

№32

Знать Г.П. Урала; давать комплексную физико- географическую характеристику

Знать Г.П Урала.

Работа с контурной картой

1

39

1

Своеобразие природы Урала.

Лекция

№33

Знать части Урала; называть и показывать на карте географические объекты

называть и показывать на карте географические объекты

1

40

1

Природные уникумы. Природные богатства, население, традиции

семинар

№34

Природные ресурсы Урала; рациональное использование природных ресурсов; давать характеристику природных ресурсов. Значение Урала для хозяйства России.

Давать характеристику природных ресурсов

1

41

1

Западно - Сибирская равнина — особенности природы.

Самостоятельная работа

№35

Знать Г.п. Западной Сибири; значение Западной Сибири давать комплексную физико- географическую характеристику

Знать Г.П Западно- Сибирской равнины.

1

42

1

Природные ресурсы Западной Сибири, проблемы рационального использования.

П.работа

№36

Знать природные ресурсы Западной Сибири; уметь характеризовать проблемы рационального использования природных ресурсов

Природные ресурсы Западной Сибири и условия их освоения.

1

43

1

Восточная Сибирь: величие и суровость природы

Самостоятельная работа

№37

Знать  Г.П. Восточной Сибири значение Восточной Сибири; давать комплексную физико- географическую характеристику

Знать Г.П Восточной Сибири. Показывать на карте . Работа с контурной картой.

1

44

1

Природные районы Восточной Сибири.

№38

Знать природные районы Восточной Сибири; называть и показывать на карте; давать комплексную физико- географическую характеристику

Называть и показывать на карте

1

45

1

Горы Южной Сибири.

Самостоятельная работа

Знать Г.П. гор южной Сибири; давать комплексную физико- географическую характеристику

Знать Г.П гор Южной Сибири.

1

46

1

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье.

Знать географические объекты и показывать на карте; давать комплексную физико- географическую характеристику

называть и показывать на карте географические объекты

1

47

1

Жемчужина Сибири Байкал.

Урок - презентация

№39

Знать в чём уникальность озера Байкал; показывать на карте

Показывать на карте

1

48

1

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

П/работа

№40

Уметь давать характеристику природных ресурсов; рациональное использование природных ресурсов.

Давать характеристику природных ресурсов

1

49

1

Дальний Восток — край контрастов.

Семинар

№41

Знать Г.п. Дальнего Востока; значение Дальнего Востока; давать комплексную физико- географическую характеристику

Знать Г.П

Дальнего Востока.

1

50

1

Чукотка, Приамурье, Приморье — природные комплексы материковой части Дальнего Востока. Природные уникумы.

Урок-путешествие

№42

Знать природные комплексы Дальнего Востока; называть и показывать на карте географические объекты

называть и показывать на карте географические объекты

1

51

1

Камчатка, Сахалин, Курильские острова — островная и полуостровная территория Дальнего Востока

Урок-путешествие

№42

Природные комплексы Дальнего Востока; давать комплексную физико- географическую характеристику; называть и показывать на карте географические объекты

Называть и показывать на карте географические объекты.

Практическая работа№6:

 « Характеристика условий работы и быта в одном из регионов»

1

52

1

Природные ресурсы Дальнего Востока. Освоение их человеком.
Практическая работа: №10

  «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»

Семинар

№43

Природные ресурсы Дальнего Востока; давать характеристику природных ресурсов; рациональное использование природных ресурсов.

Давать характеристику природных ресурсов

1

53

1

Обобщающий урок по разделу «Крупные природные районы России».

Обобщающий урок

Знать крупные географические объекты; называть и показывать на карте географические объекты; значение природных районов России.

называть и показывать на карте географические объекты

1

Тема 3. География своей местности
10 часов

54-55

2

Территории, границы, географическое положение РТ

География РТ

Г.п. РТ; учащиеся должны определять по карте особенности географического РТ; приводить примеры природоохранительной деятельности

Учащиеся должны определять по карте особенности географического РТ Приводить примеры природоохранной деятельности;

2

56-57

2

Рельеф, полезные ископаемые.

Дополнительный материал

Знать особенности рельефа, полезные ископаемые; называть и показывать основные формы рельефа

Называть и показывать основные формы рельефа;

2

58-59

2

Климатические особенности. Характеристика сезонов года.
Особенности климата РТ

Климатические особенности; давать характеристику климатических особенностей

давать характеристику климатических особенностей

2

60-61

2

Реки и озера.

Реки и озера РТ; называть и показывать наиболее значительные реки и озёра

Называть и показывать наиболее значительные реки и озера;

2

62

1

Растительные зоны. Характеристика основных природных комплексов. Экологические проблемы.

Знать природные зоны родного края; называть основные почвенно- растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране

называть основные почвенно-растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране;

1

63

1

Обобщающий урок по разделу «География своей местности».

Давать комплексную физико- географическую характеристику природных объектов

давать комплексную физико-географическую характеристику природных объектов.

Раздел III. Человек и природа.

6 часов

64

1

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

№44

Природные условия; уч-ся должны объяснять влияние природных условий на жизнь , здоровье и хозяйственную деятельность людей; значение природы в жизни человека.

Учащиеся должны объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей

1

65

1

Антропогенное воздействие на природу.

№45

Антропогенное воздействие на изменение природы под влиянием деятельности человека

на изменение природы под влиянием деятельности человека

1

66

1

Рациональное природопользование.

№46

Рациональное природопользование, а также приводить соответствующие примеры

, а также приводить соответствующие примеры.

1

67

68

1

1

Экологическая ситуация в России. Формирование экологического сознания и экологической культуры — один из важнейших путей решения экологических проблем.

Итоговая контрольная работа

Знать экологическая ситуация в России; уметь характеризовать экологическую ситуацию в России

Знать экологическую ситуацию в России.

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

Рабочая программа по СБО 7 класс для учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Программа СБО  составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...

Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса):

Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)...