Рабочая программа по географии для учащихся 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Нехай Фатима Аскербиевна

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным  приказом  Министерства образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г.,

программой  основного общего образования  в рамках проекта  «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов  второго поколения», реализуемого Российской академией  образования по  заказу  Министерства образования  и науки  Российской Федерации и федерального агентства по образованию и Федеральной рабочей программой Е.М. Домогацкого.

Преподавание ведется по учебнику:

Е.М. Домогацких,Э.Л. Введенский.

«География. Физическая география» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.    Москва « Русское слово»: 2013г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_v_6_klasse.docx58.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по   учебному курсу

                    «География. Физическая  география»

для 6 класса

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным  приказом  Министерства образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г.,

программой  основного общего образования  в рамках проекта  «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов  второго поколения», реализуемого Российской академией  образования по  заказу  Министерства образования  и науки  Российской Федерации и федерального агентства по образованию и Федеральной рабочей программой Е.М. Домогацкого.

Преподавание ведется по учебнику:

Е.М. Домогацких,Э.Л. Введенский.

«География. Физическая география» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.    Москва « Русское слово»: 2013г.

Количество часов в году – 35

Оценочных практических работ – 4 часов

Контрольных срезов по четвертям – 4 часа

  Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения.

  Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Цели и задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  • продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
  • продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;
  • формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Материал курса сгруппирован в семь разделов. Материал первого раздела — «Земля как планета» — не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел — «Географическая карта» — знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел — «Почва и географическая оболочка» — призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Результаты изучения учебного предмета

Учащиеся научатся  (понимать):    

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
  • части внутреннего строения Земли;
  • основные формы рельефа;
  • части Мирового океана;
  • виды вод суши;
  • причины изменения погоды;
  • типы климатов;
  • виды ветров, причины их образования;
  • виды движения воды в океане;
  • пояса освещенности Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой.

Учащиеся научатся:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного  давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • строить простые планы местности;
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

     Основные содержательные линии

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы,населения и хозяйства на различных уровнях познаний .Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстэтической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строиться с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
  • социальная сущность человека;
  • уровневая организация природы, населения и хозяйства

Содержание структуировано по пяти курсам: « Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».

В курсе « Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы , происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.

Цели географического образования в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобально ,метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ

   Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 34 часа, в неделю 1 час. 4 часа отводится на региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и  при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы;  фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов); тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.            

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно – исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).

Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.  

Содержание программы

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Содержание темы

Земля и Вселенная.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Учебные понятия:

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Основные образовательные идеи:

  • Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)
  • Создание системы географических координат  связано с осевым движением Земли.
  • Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение — определяют распределение тепла и света на ее поверхности.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • влияние космоса на жизнь на Земле;
  • географические следствия движения Земли;
  • особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Умение определять:

  • географические координаты;
  • особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;
  • географические следствия движений Земли.

Практические работы:  

  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Географическая карта (4 часа)

Содержание темы

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин.  Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия

Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Основные образовательные идеи:

  • Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.
  • План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:
  • Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • свойства географической карты и плана местности;
  • специфику способов картографического изображения;
  • отличия видов условных знаков;
  • отличия видов масштабов;
  • значение планов и карт в практической деятельности человека.

Умение определять:

  • существенные признаки плана, карты и глобуса;
  • классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;
  • расстояния по карте;
  • азимут по карте местности;
  • абсолютную и относительную высоту;
  • читать условные знаки;
  • масштаб карты.

Практические работы:

  1. Определение направлений и расстояний по карте.
  1. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
  2. Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (7 часов)

Содержание темы

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Учебные понятия

Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,  метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Основные образовательные идеи:

  • Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;
  • Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.
  • Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил. 
    Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности внутреннего строения Земли;
  • причины и следствия движения земной коры;
  • действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;
  • особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • по заданным признакам горные породы и минералы;
  • отличие видов земной коры;
  • виды форм рельефа;
  • районы землетрясений и вулканизма.

Практические работы:

1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 4. Атмосфера (7 часов)

Содержание темы

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

Учебные понятия

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Основные образовательные идеи:

  • Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:
  • Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере атмосферы;
  • вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;
  • причины возникновения природных явлений в атмосфере;
  • зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
  • особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • основные показатели погоды.

Практические работы:

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Содержание темы

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Учебные понятия:

Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Основные образовательные идеи:

  • Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.
  • Необходимость рационального использования воды.
  • Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере гидросферы;
  • выделение существенных признаков частей Мирового океана;
  • особенности состава и строения гидросферы;
  • условия залегания и использования подземных вод;
  • условия образования рек, озер, природных льдов;
  • характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • вид рек, озер, природных льдов;
  • особенности размещения и образования объектов гидросферы.

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Содержание темы

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Учебные понятия

Биосфера, Красная книга.

Персоналии

Владимир Иванович Вернадский 

Основные образовательные идеи:

  • Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.
  • Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.
  • Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности географической оболочки на примере биосферы;
  • особенности приспособления организмов к среде обитания;
  • роль царств  природы;
  • необходимость охраны органического мира.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • сущность экологических проблем;
  • причины разнообразия растений и животных;
  • характер взаимного влияния живого и неживого мира.

Практическая работа

1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)

Содержание темы

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Учебные понятия

Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Основные образовательные идеи:

  • Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.
  • В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.
  • Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.

Персоналии

Василий Васильевич Докучаев.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • закономерности образования почвы;
  • особенности строения и состава географической оболочки;
  • взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;
  • законы развития географической оболочки;
  • сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять:

  • существенные признаки понятий;
  • условия образования почв;
  • характер размещения природных зон Земли.

Практические работы:

  1. Описание природных зон Земли по географическим картам.
  2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

Используемый УМК:

1.  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 224с.: ил.- (Инновационная школа)
2.  Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география» 6 класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 104 с.
3.  Географический атлас по географии: География. Планета Земля. 6 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2010
4.  Контурные карты по географии: География. Физическая география. 6 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2010

Дополнительная литература:
1.  География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие / авт.-сост. А.П. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2010. – 284 с. – (Книга для учителя).
2.  Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическрое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.
3.  Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
4.  Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 304 с. – (В помощь школьному учителю).
5. Субботин Г.П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов. /Приложение к основному учебнику Т.П. Герасимова, О.В. Крылова «Физическая география», 6 класс. М.: Просвещение, 1993. / М.: «Аквариум», 1997, 256 с, илл.

Источники информации:

  1. Е.М. Домогацких  Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.  
  2. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») / Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 312 с. – (Образовательный стандарт).
  3. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 232 с.: ил.
  4. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география» 6 класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 104 с.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.

Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

УУД (универсальные учебные действия)

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата

проведения

Наглядно-методическое оснащение

план

факт

ЗЕМЛЯ  КАК  ПЛАНЕТА

1

Земля и Вселенная

1

Изучение нового материала

Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из восьми планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Сравнение  географических явлений  и процессов в геосферах,
выявление взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

Вводная беседа, индивидуальная работа

П.1

Компьютер

2

Система географических координат

Практическая работа №1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов»

1

Практикум

Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Экватор

Определение по карте географических координат различных географических объектов

Работа с картой

П.2

Физическая карта полушарий, глобус

3

Времена года

1

Урок актуализации знаний и умений

Распределение света и тепла на земном шаре. Смена времён года. Особенные дни года.

Объяснение даты дней весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния

Работа с картой, схемой

П.3

глобус

4

Пояса освещённости

1

Практикум

Особые линии на карте (Тропики, Полярный круг и Южный полярный круг). Пояса освещённости (тропический, полярный и умеренный пояса)

Определение значения географической широты точек, расположенных на тропиках, полярных кругах

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.4

Физическая карта полушарий

  ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

5

Географическая карта и её масштаб

1

Изучение нового материала

Географическая карта.  Масштаб (численный, именованный и линейный)

Применение в процессе учебного познания понятия: масштаб, географическая карта, топографическая карта. Примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт

Работа с картой, фронтальный опрос

П.5

Физическая карта полушарий

6

Виды условных знаков

1

Практикум

Условные знаки. Способы изображения на географических картах. Классификация карт. Чтение и использование карт

Сравнение общегеографические  карты от тематических карт. Описание географические объекты с использованием различных карт

Работа с картой, фронтальный опрос

П.6

Карты

7

Контрольный срез за I четверть

1

Семинар

Работа с тестами

Бланки с тестами

8

Резервный урок

1

9

Ориентирование

1

Практикум

Ориентирование на местности. Компас. Азимут. Стороны горизонта

Определение направлений и расстояний по карте.  Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту

Работа с картой, компасом

П.7

Компас

10

Изображение рельефа на карте

1

Практикум

Рельеф. Относительная и абсолютная высота. Изображение рельефа на карте с помощью изолиний, послойной окраски

Определение относительной высоты  холма и абсолютной  высоты  над уровнем моря.

Составление простейшего плана местности

Работа с картой, тестами

П.8

Физическая карта полушарий

ЛИТОСФЕРА

11

Строение земного шара

1

Изучение нового материала

Литосфера: строение земной коры. Внутренне строение Земли. Состав земной коры. Изучение недр Земли

Сравнение океанической  земной  коры  с материковой

Индивидуальная работа, фронтальный опрос

П.9

Компьютер

12

Виды горных пород

1

Изучение нового материала

Горные породы и минералы. Магматические горные породы и минералы.  Метаморфические горные породы

Сравнение  горных  пород  и минералов. Объяснение  различных свойств изверженных и глубинных горных пород

Индивидуальная работа, фронтальный опрос

П.10

Минералы

13

Полезные ископаемые

1

Практикум

Виды полезных ископаемых (топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые). Поиск полезных ископаемых

Описание  по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнение  свойства горных пород различного происхождения

Индивидуальная работа, фронтальный опрос

П.11

Минералы

14

Движения земной коры

1

Изучение нового материала

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Вековые движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм

Выявление закономерностей  распространения землетрясений и вулканизма. Установление  с помощью географических карт сейсмических районов  и поясов Земли

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.12

Физическая карта мира, компьютер

14

Контрольный срез за II четверть

1

Семинар

Работа с тестами

Бланки с тестами

15

Резервный урок

1

16

Выветривание горных пород.

1

Практикум

Выветривание: физическое, химическое и биогенное. Техногенное (антропогенное) выветривание

Определение  основных причин возникновения выветривания.

Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека

Индивидуальная работа, работа с тестами

П.13

Компьютер

17

Рельеф суши и дна Мирового океана.

1

Изучение нового материала

Разнообразие форм рельефа. Рельеф суши. Рельеф суши и условия жизни людей. Рельеф дна Мирового океана

Сравнивать разнообразные формы рельефа. Объяснять влияние внутренних и внешних сил на формирование рельефа нашей планеты

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.14

Физическая карта мира, компьютер

18

Практическая работа №2  «Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей»

1

Практикум

  АТМОСФЕРА

19

Строение атмосферы

1

Изучение нового материала

Атмосфера Земли. Газовый состав атмосферы. Строение атмосферы. Изучение атмосферы

Выявление  роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составление  и анализ схемы «Состав атмосферы».

Индивидуальная работа, фронтальный опрос

П.15

Компьютер

20

Температура воздуха

1

Практикум

Температура воздуха. Изменение температуры с высотой, в зависимости от географической широты, во времени. Амплитуда температур. Средние температуры

Решение практических задач на определение  средней  месячной температуры, изменения температуры  воздуха с высотой

Работа с таблицей, фронтальный опрос

П.16

Схемы, таблицы

21

Атмосферное давление

1

Практикум

Атмосферное давление. Вес воздуха. Изменение атмосферного давления. Барометр и измерение атмосферного давления

Решение практических задач на определение изменений температуры  и давления воздуха с высотой

Индивидуальная работа, фронтальный опрос

П.17

Схемы, таблицы

22

Движение воздуха.

Практическая работа № 3 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным»

1

Практикум

Ветер и его связь с атмосферным давлением. Механизм возникновения ветра.  Направление ветра. Роза ветров

Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды

Индивидуальная работа, фронтальный опрос

П.18

Компьютер, таблицы

23

Вода в атмосфере

1

Практикум

Водяной пар. Влажность и температура. Распределение влаги на поверхности Земли.  Облака. Атмосферные осадки

Решение практических задач на определение влажности воздуха

Работа с таблицей

П.19

Компьютер, таблицы

24

Погода. НРК. Погода  в Республике Адыгея

1

Практикум

Метеорология. Погода. Воздушные массы. Наблюдения за погодой

Установление  причинно-следственных связей  между свойствами воздушных масс  и характером поверхности, над которой они формируются

Индивидуальная работа, фронтальный опрос

П.20

Климатическая карта

24

Климат. НРК. Климат в Республике Адыгея

1

Практикум

Погода и климат. Климатообразующие факторы. Адаптация человека к климатическим условиям

Выявление связи  между погодой и климатом. Сравнение показателей, применяемых  для характеристики погоды и климата

Индивидуальная работа

П.21

Физическая карта мира

25

Контрольный срез за III четверть

1

Семинар

Работа с тестами

Бланки с тестами

26

Резервный урок

1

  ГИДРОСФЕРА

27

Гидросфера

1

Изучение нового материала

Гидросфера: океан, море, озеро, мировой круговорот воды, движение вод в океане. Значение гидросферы

Сравнение соотношений отдельных частей гидросферы. Выявление  взаимосвязи между составными частями по схеме «Круговорот воды в природе»

Работа с картой

П.22

Физическая карта мира

28

Воды суши: реки и  озёра.

Практическая работа №4 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком»

1

Практикум

Воды суши. Внутренние воды: реки, озёра, болота, подземные воды и природные льды. Равнинные и горные реки. Озёра: сточные и бессточные

Определение  по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Составление писание реки, озера по плану на основе анализа карт

Работа с картой, фронтальный опрос

П.23

Физическая карта мира, компьютер

28

Воды суши: подземные воды и природные льды.

1

Практикум

Подземные воды: грунтовые и межпластовые. Природные льды. Многолетняя мерзлота. Айсберги

Работа с  информацией о природных условиях способствующих образованию подземных вод и ледников

Работа с картой, тестами

П.24

Физическая карта мира, компьютер

БИОСФЕРА

29

Царства живой природы

1

Практикум

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки

Сопоставление  границы биосферы с границами других оболочек Земли.  Определение  роли  организмов в жизни Земли с помощью презентации по каждому царству

Индивидуальная работа, фронтальный опрос

П.25

Компьютер

30

Биосфера и охрана природы. НРК. Биосфера и охрана природы в РА

1

Практикум

Зарождение жизни на Земле. Границы распространения организмов. Роль биосферы в жизни планеты. Влияние человека на биосферу

Выявление  зависимости  разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги (климата)

Работа с картой, фронтальный опрос

П.26

Физическая карта мира, компьютер

ПОЧВА И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

31

Почва

1

Изучение нового материала

Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа

Описание  процесса образования почвы. Выявление  причин  разной степени плодородия используемых человеком почв

Индивидуальная работа, фронтальный опрос

П.27

Компьютер

32

Природный комплекс. Природные зоны. НРК. Природный комплекс в РА

1

Изучение нового материал

Природный комплекс (ландшафт), роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека

Закон географической зональности

Подготовка  и обсуждение  сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу

Индивидуальная работа

П.28-29

Физическая карта мира, компьютер

33

Итоговый контрольный срез по теме: «Физическая география»

1

Практикум

Земля как планета Географическая карта. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Почва и географическая карта

Работа с тестами

34

Итоговый урок по теме: «География Земли»

1

Практикум

Земля как планета.  Географическая карта. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Почва и географическая карта

Индивидуальная работа

35

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

      География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...

Рабочая программа по географии для учащихся 6 класса (ФГОС-68 час.)

  Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 класс) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к...

Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным  приказом  Министерства образования  и...

Рабочая программа по географии для учащихся 7 класса

Рабочая программа составлена  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным  приказом  Министерства образования  и науки ...

Рабочая программа по географии для учащихся 8 класса

Коррекционно- педагогическая работа с детьми школьного среднего возраста, имеющими ООП....

Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ. 6-9 класс.

Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия че...

Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса

Рабочая программа разработана на основе ФГОС по Программе основного общего образования по географии 5-9 классы. Рабочая программа содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения...