Рабочая программа по географии для учащихся 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.,
программой основного общего образования в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и федерального агентства по образованию и Федеральной рабочей программой Е.М. Домогацкого.
Преподавание ведется по учебнику:
Е.М. Домогацких,Э.Л. Введенский.
«География. Физическая география» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва « Русское слово»: 2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_v_6_klasse.docx | 58.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному курсу
«География. Физическая география»
для 6 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.,
программой основного общего образования в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и федерального агентства по образованию и Федеральной рабочей программой Е.М. Домогацкого.
Преподавание ведется по учебнику:
Е.М. Домогацких,Э.Л. Введенский.
«География. Физическая география» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва « Русское слово»: 2013г.
Количество часов в году – 35
Оценочных практических работ – 4 часов
Контрольных срезов по четвертям – 4 часа
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения.
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;
- формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Материал курса сгруппирован в семь разделов. Материал первого раздела — «Земля как планета» — не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Второй раздел — «Географическая карта» — знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Последний раздел — «Почва и географическая оболочка» — призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.
Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Результаты изучения учебного предмета
Учащиеся научатся (понимать):
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
Учащиеся научатся:
- анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
- определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
- приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления;
- создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
- строить простые планы местности;
- формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
Основные содержательные линии
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы,населения и хозяйства на различных уровнях познаний .Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстэтической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строиться с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
- социальная сущность человека;
- уровневая организация природы, населения и хозяйства
•
Содержание структуировано по пяти курсам: « Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».
В курсе « Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы , происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.
Цели географического образования в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобально ,метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 34 часа, в неделю 1 час. 4 часа отводится на региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов); тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно – исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).
Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.
Содержание программы
Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Содержание темы
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Основные образовательные идеи:
- Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)
- Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли.
- Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение — определяют распределение тепла и света на ее поверхности.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- влияние космоса на жизнь на Земле;
- географические следствия движения Земли;
- особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.
Умение определять:
- географические координаты;
- особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;
- географические следствия движений Земли.
Практические работы:
- Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Географическая карта (4 часа)
Содержание темы
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия
Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Основные образовательные идеи:
- Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.
- План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:
- Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- свойства географической карты и плана местности;
- специфику способов картографического изображения;
- отличия видов условных знаков;
- отличия видов масштабов;
- значение планов и карт в практической деятельности человека.
Умение определять:
- существенные признаки плана, карты и глобуса;
- классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;
- расстояния по карте;
- азимут по карте местности;
- абсолютную и относительную высоту;
- читать условные знаки;
- масштаб карты.
Практические работы:
- Определение направлений и расстояний по карте.
- Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
- Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Литосфера (7 часов)
Содержание темы
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Учебные понятия
Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Основные образовательные идеи:
- Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;
- Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.
- Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил.
Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- особенности внутреннего строения Земли;
- причины и следствия движения земной коры;
- действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;
- особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.
Умение определять:
- существенные признаки понятий;
- по заданным признакам горные породы и минералы;
- отличие видов земной коры;
- виды форм рельефа;
- районы землетрясений и вулканизма.
Практические работы:
1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Тема 4. Атмосфера (7 часов)
Содержание темы
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Учебные понятия
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Основные образовательные идеи:
- Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:
- Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- закономерности географической оболочки на примере атмосферы;
- вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;
- причины возникновения природных явлений в атмосфере;
- зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
- особенности адаптации человека к климатическим условиям.
Умение определять:
- существенные признаки понятий;
- основные показатели погоды.
Практические работы:
Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Содержание темы
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Учебные понятия:
Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Основные образовательные идеи:
- Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.
- Необходимость рационального использования воды.
- Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- закономерности географической оболочки на примере гидросферы;
- выделение существенных признаков частей Мирового океана;
- особенности состава и строения гидросферы;
- условия залегания и использования подземных вод;
- условия образования рек, озер, природных льдов;
- характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга
Умение определять:
- существенные признаки понятий;
- вид рек, озер, природных льдов;
- особенности размещения и образования объектов гидросферы.
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Содержание темы
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Учебные понятия
Биосфера, Красная книга.
Персоналии
Владимир Иванович Вернадский
Основные образовательные идеи:
- Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.
- Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.
- Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- закономерности географической оболочки на примере биосферы;
- особенности приспособления организмов к среде обитания;
- роль царств природы;
- необходимость охраны органического мира.
Умение определять:
- существенные признаки понятий;
- сущность экологических проблем;
- причины разнообразия растений и животных;
- характер взаимного влияния живого и неживого мира.
Практическая работа
1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)
Содержание темы
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Учебные понятия
Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Основные образовательные идеи:
- Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.
- В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.
- Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.
Персоналии
Василий Васильевич Докучаев.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- закономерности образования почвы;
- особенности строения и состава географической оболочки;
- взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;
- законы развития географической оболочки;
- сущность влияния человека на географическую оболочку.
Умение определять:
- существенные признаки понятий;
- условия образования почв;
- характер размещения природных зон Земли.
Практические работы:
- Описание природных зон Земли по географическим картам.
- Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Используемый УМК:
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 224с.: ил.- (Инновационная школа)
2. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география» 6 класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 104 с.
3. Географический атлас по географии: География. Планета Земля. 6 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2010
4. Контурные карты по географии: География. Физическая география. 6 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2010
Дополнительная литература:
1. География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие / авт.-сост. А.П. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2010. – 284 с. – (Книга для учителя).
2. Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическрое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.
3. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
4. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 304 с. – (В помощь школьному учителю).
5. Субботин Г.П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов. /Приложение к основному учебнику Т.П. Герасимова, О.В. Крылова «Физическая география», 6 класс. М.: Просвещение, 1993. / М.: «Аквариум», 1997, 256 с, илл.
Источники информации:
- Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.
- Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») / Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 312 с. – (Образовательный стандарт).
- Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 232 с.: ил.
- Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география» 6 класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 104 с.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.
Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | УУД (универсальные учебные действия) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | Наглядно-методическое оснащение | ||||||||
план | факт | ||||||||||||||||
ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА | |||||||||||||||||
1 | Земля и Вселенная | 1 | Изучение нового материала | Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из восьми планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. | Сравнение географических явлений и процессов в геосферах, | Вводная беседа, индивидуальная работа | П.1 | Компьютер | |||||||||
2 | Система географических координат Практическая работа №1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов» | 1 | Практикум | Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Экватор | Определение по карте географических координат различных географических объектов | Работа с картой | П.2 | Физическая карта полушарий, глобус | |||||||||
3 | Времена года | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Распределение света и тепла на земном шаре. Смена времён года. Особенные дни года. | Объяснение даты дней весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния | Работа с картой, схемой | П.3 | глобус | |||||||||
4 | Пояса освещённости | 1 | Практикум | Особые линии на карте (Тропики, Полярный круг и Южный полярный круг). Пояса освещённости (тропический, полярный и умеренный пояса) | Определение значения географической широты точек, расположенных на тропиках, полярных кругах | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.4 | Физическая карта полушарий | |||||||||
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА | |||||||||||||||||
5 | Географическая карта и её масштаб | 1 | Изучение нового материала | Географическая карта. Масштаб (численный, именованный и линейный) | Применение в процессе учебного познания понятия: масштаб, географическая карта, топографическая карта. Примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт | Работа с картой, фронтальный опрос | П.5 | Физическая карта полушарий | |||||||||
6 | Виды условных знаков | 1 | Практикум | Условные знаки. Способы изображения на географических картах. Классификация карт. Чтение и использование карт | Сравнение общегеографические карты от тематических карт. Описание географические объекты с использованием различных карт | Работа с картой, фронтальный опрос | П.6 | Карты | |||||||||
7 | Контрольный срез за I четверть | 1 | Семинар | Работа с тестами | Бланки с тестами | ||||||||||||
8 | Резервный урок | 1 | |||||||||||||||
9 | Ориентирование | 1 | Практикум | Ориентирование на местности. Компас. Азимут. Стороны горизонта | Определение направлений и расстояний по карте. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту | Работа с картой, компасом | П.7 | Компас | |||||||||
10 | Изображение рельефа на карте | 1 | Практикум | Рельеф. Относительная и абсолютная высота. Изображение рельефа на карте с помощью изолиний, послойной окраски | Определение относительной высоты холма и абсолютной высоты над уровнем моря. Составление простейшего плана местности | Работа с картой, тестами | П.8 | Физическая карта полушарий | |||||||||
ЛИТОСФЕРА | |||||||||||||||||
11 | Строение земного шара | 1 | Изучение нового материала | Литосфера: строение земной коры. Внутренне строение Земли. Состав земной коры. Изучение недр Земли | Сравнение океанической земной коры с материковой | Индивидуальная работа, фронтальный опрос | П.9 | Компьютер | |||||||||
12 | Виды горных пород | 1 | Изучение нового материала | Горные породы и минералы. Магматические горные породы и минералы. Метаморфические горные породы | Сравнение горных пород и минералов. Объяснение различных свойств изверженных и глубинных горных пород | Индивидуальная работа, фронтальный опрос | П.10 | Минералы | |||||||||
13 | Полезные ископаемые | 1 | Практикум | Виды полезных ископаемых (топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые). Поиск полезных ископаемых | Описание по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнение свойства горных пород различного происхождения | Индивидуальная работа, фронтальный опрос | П.11 | Минералы | |||||||||
14 | Движения земной коры | 1 | Изучение нового материала | Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Вековые движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм | Выявление закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Установление с помощью географических карт сейсмических районов и поясов Земли | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.12 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||
14 | Контрольный срез за II четверть | 1 | Семинар | Работа с тестами | Бланки с тестами | ||||||||||||
15 | Резервный урок | 1 | |||||||||||||||
16 | Выветривание горных пород. | 1 | Практикум | Выветривание: физическое, химическое и биогенное. Техногенное (антропогенное) выветривание | Определение основных причин возникновения выветривания. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека | Индивидуальная работа, работа с тестами | П.13 | Компьютер | |||||||||
17 | Рельеф суши и дна Мирового океана. | 1 | Изучение нового материала | Разнообразие форм рельефа. Рельеф суши. Рельеф суши и условия жизни людей. Рельеф дна Мирового океана | Сравнивать разнообразные формы рельефа. Объяснять влияние внутренних и внешних сил на формирование рельефа нашей планеты | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.14 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||
18 | Практическая работа №2 «Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей» | 1 | Практикум | ||||||||||||||
АТМОСФЕРА | |||||||||||||||||
19 | Строение атмосферы | 1 | Изучение нового материала | Атмосфера Земли. Газовый состав атмосферы. Строение атмосферы. Изучение атмосферы | Выявление роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составление и анализ схемы «Состав атмосферы». | Индивидуальная работа, фронтальный опрос | П.15 | Компьютер | |||||||||
20 | Температура воздуха | 1 | Практикум | Температура воздуха. Изменение температуры с высотой, в зависимости от географической широты, во времени. Амплитуда температур. Средние температуры | Решение практических задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры воздуха с высотой | Работа с таблицей, фронтальный опрос | П.16 | Схемы, таблицы | |||||||||
21 | Атмосферное давление | 1 | Практикум | Атмосферное давление. Вес воздуха. Изменение атмосферного давления. Барометр и измерение атмосферного давления | Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой | Индивидуальная работа, фронтальный опрос | П.17 | Схемы, таблицы | |||||||||
22 | Движение воздуха. Практическая работа № 3 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным» | 1 | Практикум | Ветер и его связь с атмосферным давлением. Механизм возникновения ветра. Направление ветра. Роза ветров | Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды | Индивидуальная работа, фронтальный опрос | П.18 | Компьютер, таблицы | |||||||||
23 | Вода в атмосфере | 1 | Практикум | Водяной пар. Влажность и температура. Распределение влаги на поверхности Земли. Облака. Атмосферные осадки | Решение практических задач на определение влажности воздуха | Работа с таблицей | П.19 | Компьютер, таблицы | |||||||||
24 | Погода. НРК. Погода в Республике Адыгея | 1 | Практикум | Метеорология. Погода. Воздушные массы. Наблюдения за погодой | Установление причинно-следственных связей между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются | Индивидуальная работа, фронтальный опрос | П.20 | Климатическая карта | |||||||||
24 | Климат. НРК. Климат в Республике Адыгея | 1 | Практикум | Погода и климат. Климатообразующие факторы. Адаптация человека к климатическим условиям | Выявление связи между погодой и климатом. Сравнение показателей, применяемых для характеристики погоды и климата | Индивидуальная работа | П.21 | Физическая карта мира | |||||||||
25 | Контрольный срез за III четверть | 1 | Семинар | Работа с тестами | Бланки с тестами | ||||||||||||
26 | Резервный урок | 1 | |||||||||||||||
ГИДРОСФЕРА | |||||||||||||||||
27 | Гидросфера | 1 | Изучение нового материала | Гидросфера: океан, море, озеро, мировой круговорот воды, движение вод в океане. Значение гидросферы | Сравнение соотношений отдельных частей гидросферы. Выявление взаимосвязи между составными частями по схеме «Круговорот воды в природе» | Работа с картой | П.22 | Физическая карта мира | |||||||||
28 | Воды суши: реки и озёра. Практическая работа №4 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком» | 1 | Практикум | Воды суши. Внутренние воды: реки, озёра, болота, подземные воды и природные льды. Равнинные и горные реки. Озёра: сточные и бессточные | Определение по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Составление писание реки, озера по плану на основе анализа карт | Работа с картой, фронтальный опрос | П.23 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||
28 | Воды суши: подземные воды и природные льды. | 1 | Практикум | Подземные воды: грунтовые и межпластовые. Природные льды. Многолетняя мерзлота. Айсберги | Работа с информацией о природных условиях способствующих образованию подземных вод и ледников | Работа с картой, тестами | П.24 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||
БИОСФЕРА | |||||||||||||||||
29 | Царства живой природы | 1 | Практикум | Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки | Сопоставление границы биосферы с границами других оболочек Земли. Определение роли организмов в жизни Земли с помощью презентации по каждому царству | Индивидуальная работа, фронтальный опрос | П.25 | Компьютер | |||||||||
30 | Биосфера и охрана природы. НРК. Биосфера и охрана природы в РА | 1 | Практикум | Зарождение жизни на Земле. Границы распространения организмов. Роль биосферы в жизни планеты. Влияние человека на биосферу | Выявление зависимости разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги (климата) | Работа с картой, фронтальный опрос | П.26 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||
ПОЧВА И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА | |||||||||||||||||
31 | Почва | 1 | Изучение нового материала | Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа | Описание процесса образования почвы. Выявление причин разной степени плодородия используемых человеком почв | Индивидуальная работа, фронтальный опрос | П.27 | Компьютер | |||||||||
32 | Природный комплекс. Природные зоны. НРК. Природный комплекс в РА | 1 | Изучение нового материал | Природный комплекс (ландшафт), роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека Закон географической зональности | Подготовка и обсуждение сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу | Индивидуальная работа | П.28-29 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||
33 | Итоговый контрольный срез по теме: «Физическая география» | 1 | Практикум | Земля как планета Географическая карта. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Почва и географическая карта | Работа с тестами | ||||||||||||
34 | Итоговый урок по теме: «География Земли» | 1 | Практикум | Земля как планета. Географическая карта. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Почва и географическая карта | Индивидуальная работа | ||||||||||||
35 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...
Рабочая программа по географии для учащихся 6 класса (ФГОС-68 час.)
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 класс) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к...
Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и...
Рабочая программа по географии для учащихся 7 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки ...
Рабочая программа по географии для учащихся 8 класса
Коррекционно- педагогическая работа с детьми школьного среднего возраста, имеющими ООП....
Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ. 6-9 класс.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия че...
Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса
Рабочая программа разработана на основе ФГОС по Программе основного общего образования по географии 5-9 классы. Рабочая программа содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения...