Рабочая программа по географии для учащихся 7 класса
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Нехай Фатима Аскербиевна

Рабочая программа составлена  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным  приказом  Министерства образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г.,

программой  основного общего образования  в рамках проекта  «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов  второго поколения», реализуемого Российской академией  образования по  заказу  Министерства образования  и науки  Российской Федерации и федерального агентства по образованию и Федеральной рабочей программой Е.М. Домогацкого.

Преподавание ведется по учебнику:

Е.М. Домогацких,Э.Л. Введенский.

«География: Материки и океаны» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2-х  частях.  Москва « Русское слово»: 2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_v_7_klasse.docx79.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа   по учебному курсу

«География: Материки и океаны»

для  7  класса

Рабочая программа составлена  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным  приказом  Министерства образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г.,

программой  основного общего образования  в рамках проекта  «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов  второго поколения», реализуемого Российской академией  образования по  заказу  Министерства образования  и науки  Российской Федерации и федерального агентства по образованию и Федеральной рабочей программой Е.М. Домогацкого.

Преподавание ведется по учебнику:

Е.М. Домогацких,Э.Л. Введенский.

«География: Материки и океаны» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2-х  частях.  Москва « Русское слово»: 2015г.

Количество часов в году – 69

Оценочных практических работ – 10 часов

Контрольных срезов по четвертям – 4 часа

  Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

География материков и океанов продолжает географическое образование  учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 5 и 6 классах, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом — региональном (материковом) уровне.

 Цели и задачи курса:

  • создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
  • раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
  • воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

Результаты изучения учебного предмета

Учащиеся научатся понимать:

  •  географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
  •  причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
  •  основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
  •  связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
  •  причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
  •  географию крупнейших народов Земли.

Учащиеся  сумеют:

  • анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;
  • выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;
  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;
  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;
  • проводить по разным источникам информации исследования, связанное с изучением географических объектов и явлений;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;
  • сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений;
  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Основные содержательные линии

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы,населения и хозяйства на различных уровнях познаний .Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстэтической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строиться с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
  • социальная сущность человека;
  • уровневая организация природы, населения и хозяйства

Содержание структуировано по пяти курсам: « Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».

Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая- «Планета, на которой мы живем»- знакомит с оболочками Земли: литосферой , атмосферой , гидросферой , биосферой . Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках . Материкам их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника - «Материки планеты Земля».

Цели географического образования в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобально ,метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план отводит на изучение курса географии в 7 классе 68   часов, из расчёта 2 часа в неделю.

Контроль за результатами обучения

Формы контроля: Беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа, работа по карточкам (заданиям), тест, самоконтроль по образцу, презентации, творческие работы.

Содержание программы

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (22 часа)

Тема 1.  Литосфера – подвижная твердь (6 часов)

Содержание темы

Материки, океаны и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними  формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические  пояса планеты.

Учебные понятия:

Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

Персоналии

Альфред Вегенер.

Основные образовательные идеи:

  • Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.
  • Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте)  и человек.
  • Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • географические явления и процессы
  • причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
  • местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.

Практическая работа:

1. Составление картосхемы «Литосферные  плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.

  1. Тема 2. Атмосфера - воздушный океан (4 часа)

Содержание темы:

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  Разнообразие климатов Земли.

Учебные понятия:

Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса. 

Основные образовательные идеи:

  • Разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
  • формирование климатических поясов;
  • действие климатообразующих факторов.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
  • местоположение климатических поясов.

Практические работы:

1. Составление по картам краткой характеристики каждого климатического пояса и сравнение их.

2. Составление описания преобладающих погод в разные сезоны года в климатических поясах.

2. Определение типов климата по предложенным  климатограммам.

4. Составление характеристики основных воздушных масс.

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)

Содержание темы:

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Учебные понятия:

Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
  • Мировой океан — колыбель жизни.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические явления и процессы в гидросфере;
  • формирование системы поверхностных океанических течений.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  Мировой океан, морское течение;
  • местоположение крупнейших морских течений.

Практические работы:

  1. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (4  часа)

Содержание темы

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты.  Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Учебные понятия

Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.

Персоналии

Василий Васильевич Докучаев.

Основные образовательные идеи:

  • Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
  • Природные зоны и человек.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;
  • местоположение природных зон.

Практическая работа:

  1. 1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.
  2. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам.
  3. 3. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Тема 5. Человек разумный  (5 часов)

Содержание темы

Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.

Учебные понятия:

Миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.

Основные образовательные идеи:

  • С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.
  • Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
  • Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.

Метапредметные умения:

  • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
  • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  человеческая раса;
  • местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий.

Практическая работа:

  1. 1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения
  2. разных регионов и стран мира.

Раздел 2. Материки планеты Земля (46  часов)

Тема 1. Африка — материк коротких теней (10 часов)

Содержание темы

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия:

Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.

Персоналии:

Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.

Основные образовательные идеи

  • Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
  • Африка – материк равнин.
  • Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
  • Своеобразие регионов Африки:
  • Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
  • Западная и Центральная Африка -  разнообразие народов и культур.
  • Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки;
  • Южная Африка – саванны и пустыни,  богатейшие полезные ископаемые.

Метапредметные умения:

  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материков и океанов.
  • географическая специфика отдельных стран.
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема 2. Австралия — маленький великан (7 часов)

Содержание темы

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

 

Учебные понятия:

Лакколит, эндемик, аборигены.

Персоналии:

Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.

Основные образовательные идеи

  • Самый маленький и самый засушливый материк.
  • Самый низкий материк, лежащий  вне сейсмической зоны.
  • Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы
  • Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
  • Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
  • Океания — особый островной мир.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
  • географические особенности отдельных стран.
  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практическая работа:

1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Тема 3. Антарктида — холодное сердце (3 часа)

Содержание темы:

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Учебные  понятия:

Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

Персоналии:

Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт. 

Основные образовательные идеи

  • Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материкаэ
  • Антарктида — материк без постоянного населения.

Метапредметные умения:

  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материков и океанов.
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

  1. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)

Содержание темы:

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад.  Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия:

Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная  Америка.

Персоналии:

Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.

Основные образовательные идеи

  • Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
  • Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и  самые длинные горы суши.
  • Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
  • географические особенности отдельных стран.
  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)

Содержание темы

Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки.  Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население.  Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия:

Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.

Основные образовательные идеи

  • Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
  • Равнины на востоке и горы на западе.  Кордильеры – главный горный хребет.
  • Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.
  • Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.

Персоналии:

Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр  Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
  • географические особенности отдельных стран.
  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Сравнение климата полуостровов материка (по выбору), расположенных в одном климатическом поясе, объяснение причин сходства или различия, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 6. Евразия  – музей природы (8 часов)

Содержание темы:

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Основные образовательные идеи:

  • Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
  • Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
  • Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.
  • Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.
  • Евразия — самый заселенный материк Земли.
  • Особенности регионов Европы  (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).

Персоналии:

Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод  Иванович Роборовский.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
  • географические особенности отдельных стран.
  • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

  • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
  • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам.

2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

3. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

 Взаимоотношения природы и человека (2 часа)

Содержание темы:

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Учебные понятия:

Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.

Персоналии:

Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.

Основные образовательные идеи:

  • Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.
  • Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • особенности взаимодействия природы и человека;
  • особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли;
  • следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли.

Умение определять:

  • центры происхождения культурных растений;
  • местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа:

  1. Составление описания какой-либо местности: выявление ее экологических проблем, путей сохранения и улучшения окружающей среды: перечисление памятников природы и культуры.

Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

Учебно-методический комплект:
1.  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.

2.  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия:  учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
3.  Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.

4.  Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
5.  Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
6.  Контурные карты по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011

Дополнительная литература:
1.  География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей).
2.  Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.
3.  Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
4.  Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 287 с. – (В помощь школьному учителю).

Источники информации:

  1. Е.М. Домогацких  Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.  
  2. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») / Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 312 с. – (Образовательный стандарт).
  3. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.
  4. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия:  учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
  5. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
  6. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
  7. Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011

Географическая номенклатура

Тема «Африка – материк коротких теней»:

  •  Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
  •  Нил, Конго, Нигер, Замбези;
  •  Виктория, Танганьика, Чад;
  •  Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Тема «Австралия – маленький великан»: 

  •  Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
  •  Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
  •  Муррей, Эйр;
  •  Сидней, Мельбурн, Канберра.

Тема «Южная Америка – материк чудес»: 

  •  Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
  •  горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
  •  Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
  •  Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Тема «Северная Америка – знакомый незнакомец»: 

  •  полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
  •  Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
  •  Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
  •  горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
  •  Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
  •  Великие Американские озера, Виннипег,  Большое Соленое;
  •  Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Тема «Евразия – музей природы»:

  •  полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
  •  моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
  •  Финский, Ботнический, Персидский заливы;
  •  проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
  •  острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
  •  равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;
  •  горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
  •  реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн,  Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
  •  озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

Календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

УУД (универсальные учебные действия)

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата

проведения

Наглядно-методическое оснащение

план

факт

ПЛАНЕТА, НА КОТРОЙ МЫ ЖИВЕМ

  МИРОВАЯ СУША

1

Суша в океане

1

Изучение нового материала

Материки и океаны.  Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые

Объяснение необходимости для каждого человека географических знаний. Установление   по карте соотношение суши и океанов, размещение материков и океанов

Работа с картой

П.1

Физическая карта мира

ЛИТОСФЕРА – ПОДВИЖНАЯ ТВЕРДЬ

2

Геологическое время

1

Практикум

Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период

Определение  эр, на которые делится геологическое время

Фронтальный опрос

П.2

Физическая карта мира

3

Строение земной коры

1

Изучение нового материала

Строение материковой и океанической земной коры. Дрейф материков.  Теория литосферных плит

Объяснение   различия  между литосферой и земной корой, материковой и океанической корой и их сравнение

Фронтальный опрос

П.3

Физическая карта мира, компьютер

4

Литосферные плиты и современный рельеф.

Рельеф РА

1

Практикум

Литосферные плиты. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними  формы рельефа

Установление  закономерностей размещения на Земле крупных форм рельефа

Работа с картой, фронтальный опрос

П.4

Физическая карта мира

5

Платформы и равнины

1

Практикум

Тектоника и тектоническая карта. Древние платформы. Виды равнин

Определение существенных  признаков  понятий: «тектоника», «рельеф», «платформа»

Работа с картой, фронтальный опрос

П.5

Физическая карта мира, компьютер

6

Складчатые пояса и горы. Область равнин и предгорий, горнолесная  область в РА

1

Практикум

Складчатые пояса и горы. Эпохи суши и эпохи моря. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические  пояса планеты

Определение основных эпох горообразования; местоположения  географических объектов и явлений на карте

Работа с картой, фронтальный опрос

П.6

Физическая карта мира, компьютер

АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН

7

Пояса планеты

1

Изучение нового материала

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления

Объяснение географических явлений  и процессов  в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров

Работа с картой, фронтальный опрос

П.7

Физическая карта мира, компьютер

8

Воздушные массы и климатические пояса. Климатические пояса РА.

1

Изучение нового материала

Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы

Составление описания преобладающих погод в разные сезоны года в климатических поясах

Работа с картой, фронтальный опрос

П.8

Физическая карта мира, компьютер

9

Практическая работа № 1 «Составление по картам краткой характеристики каждого климатического пояса и сравнение их».

1

Практикум

10

Климатообразующие факторы.

Климатообразующие факторы РА

1

Изучение нового материала

Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  Разнообразие климатов Земли

Объяснение  роли каждого климатообразующего фактора в формировании климата; образования постоянных ветров и их роль в формировании климата

Работа с картой, фронтальный опрос

П.9

Физическая карта мира, компьютер

МИРОВОЙ ОКЕАН – СИНЯЯ БЕЗДНА

11

Мировой океан и его части

1

Изучение нового материала

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана

Выявление особенностей воздействия гидросферы на природу и жизнь человека

Работа с картой, фронтальный опрос

П.10

Физическая карта мира, компьютер

12

Движение вод Мирового океана

1

Практикум

Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана

Объяснение   роли океанических течений в распределении тепла на Земле; формировании системы поверхностных океанических течений

Работа с картой, фронтальный опрос

П.11

Физическая карта мира, компьютер

13

Органический мир океана

1

Практикум

Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты

Определение  факторов, влияющих  на богатство жизни в океане;   группы  живых организмов обитающих в океане

Работа с картой, фронтальный опрос

П.12

Физическая карта мира, компьютер

14

Особенности отдельных океанов

1

Практикум

Особенности природы отдельных океанов Земли

Объяснение особенностей природы отдельных океанов Земли

Работа с картой, фронтальный опрос

П.13

Физическая карта мира, компьютер

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – ЖИВОЙ МЕХАНИЗМ

15

Географическая оболочка. Природные комплексы. Ландшафты РА

1

Практикум

Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты.  Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность

Подбор примеров взаимосвязи между компонентами географической оболочки. Выявление  основных закономерностей (свойств) географической оболочки

Работа с картой, фронтальный опрос

П.14

Физическая карта мира, компьютер

16

Зональность географической оболочки.

Практическая работа №2 «Описание природных зон Земли по географическим картам».

1

Практикум

Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Понятие о высотной поясности

Установление существенных признаков   понятия «природная зона». Объяснение  причин формирования природных зон и закономерностей их размещения на Земле

Работа с картой, фронтальный опрос

П.15

Физическая карта мира, компьютер

17

Контрольный срез за I четверть

1

Семинар

Работа с тестами

Бланки с тестами

18

Резервный урок

1

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ

19

Освоение Земли человеком

1

Изучение нового материала

Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство

Объяснение географических

особенностей населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности

Работа с картой, фронтальный опрос

П.16

Физическая карта мира, компьютер

20

Охрана природы. Охрана природных ресурсов: вод, земель, недр, воздуха, растительности и животного мира в РА

1

Практикум

Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие

Установление  роль  Красной книги и программы Всемирного наследия в охране природы

Работа с картой, фронтальный опрос

П.17

Физическая карта мира, компьютер

20

Население Земли.

Население РА.

Практическая работа №3 «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира»

 

1

Изучение нового материала

Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования

Определение   по карте плотности населения наиболее и наименее заселенные территории, выявление причин установленных фактов. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира

Работа с картой, фронтальный опрос

П.18

Физическая карта мира, компьютер

21

Страны мира

1

Изучение нового материала

Политическая карта мира. Страны современного мира

Определение  разницы   между монархической и республиканской формой правления

Работа с картой, индивидуальный  опрос

П.19

Политическая карта  мира, компьютер

МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

АФРИКА – МАТЕРИК КОРОТКИХ ТЕНЕЙ

22

Географическое положение и история исследования Африки

1

Изучение нового материала

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка

Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.20

Физическая карта мира, компьютер

23

Практическая работа №4 «Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах»

1

Практикум

Индивидуальная работа

Физическая карта мира

24

Геологическое строение и рельеф Африки

1

Практикум

Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды

На основе сопоставления карт  объяснение  закономерностей  размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.21

Физическая карта мира, компьютер

25

Климат Африки

1

Практикум

Африка — самый жаркий материк. Климатообразующие факторы и климатические пояса Африки.  Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы

Объяснение   влияние  каждого климатообразующего фактора на формирование климата материка; на распределение температур и осадков

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.22

Физическая карта мира, компьютер

26

Гидрография Африки

1

Практикум

Гидрографическая сеть Африки. Внутренние воды. Основные речные системы. Озера. Значение внутренних вод для хозяйства

Выявление зависимости питания и режима рек от климата, характера течения – от рельефа

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.23

Физическая карта мира, компьютер

27

Разнообразие природы Африки

1

Практикум

Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки

Установление  связи   между компонентами природы в изучаемых зонах. Объяснение причин  смены экваториальных лесов саваннами

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.24

Физическая карта мира, компьютер

28

Население Африки

1

Изучение нового материала

Народы Африки. Природа и человек

Выявление территории  с высокой и низкой плотностью населения

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.25

Политическая карта  мира, политическая карта Африки,   компьютер

29

Регионы Африки: Северная и Западная Африка

1

Практикум

Регионы Африки.  Географическое положение, население, хозяйство стран Северной и Западной Африки

Определение  географического положения  и общие  черты природы, населения и хозяйства стран Северной и Западной Африки

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.26

Политическая карта  мира, политическая карта Африки,  компьютер

30

Контрольный срез за II четверть

1

Семинар

Работа с тестами

Бланки с тестами

31

Резервный урок

1

32

Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная  Африка

1

Практикум

Географическое положение, население, хозяйство стран Центральной, Восточной  и Южной  Африки

Устанавливать географическое положение  и общие  черты природы, населения и хозяйства стран Центральной, Восточной  и Южной  Африки

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.27

Политическая карта  мира, политическая карта Африки,  компьютер

АВСТРАЛИЯ – МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН

33

Географическое положение и история исследования Австралии.

Практическая работа № 5 «Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков»

1

Изучение нового материала,

практикум

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка

Определение по карте географических координат, расстояния в километрах и градусах. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.28

Физическая  карта  мира, компьютер

34

Компоненты природы Австралии

1

Практикум

Геологическое строение и рельеф. Климат. Гидрография Австралии

Составление по плану описания и характеристики рельефа материка и его крупных частей, климатических поясов и областей

Сравнение внутренних вод Австралии и Африки, объяснение результатов сравнения

Работа с картой, к/к, по группам, фронтальный опрос

П.29

Физическая  карта  мира, компьютер

35

Особенности природы Австралии

1

Практикум

Природные зоны. Изолированность и уникальность природного мира материка

Объяснение размещения природных зон в зависимости от климата. Подготовка сообщений, презентаций о представителях растительного и животного мира Австралии

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.30

Физическая  карта  мира, компьютер

36

Австралийский Союз

1

Изучение нового материала

Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия

Составление по плану комплексной характеристики крупных территорий страны

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.31

Физическая  карта  мира, компьютер

37

Океания

1

Изучение нового материала

Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов

 Характеристика географического положения Океании, обозначение на карте частей региона.

Поиск информации и  подготовка презентации, сообщения  о стране или группе островов Океании

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.32

Физическая  карта  мира, компьютер

38

Итоговый тест по теме: «Австралия»

1

Семинар

Индивидуальная работа с тестами

Бланки с тестами

АНТАРКТИДА – ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ

39

Географическое положение и история исследования Антарктиды

1

Изучение нового материала

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса

Выявление  своеобразия географического положения Антарктиды и его влияния на природу

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.33

Физическая  карта  мира, компьютер

40

Практическая работа № 6 «Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности»

1

Практикум

Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности

Индивидуальная работа

Физическая  карта  мира

41

Особенности природы Антарктиды

1

Практикум

Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Составление описания климата внутренних и прибрежных районов материка Объяснение   влияние Антарктиды на природу Земли

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.34

Физическая  карта  мира, компьютер

ЮЖНАЯ АМЕРИКА – МАТЕРИК ЧУДЕС

42

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования

1

Изучение нового материала

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения

Сравнение географического положения Африки и Южной Америки, определение черт сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.35

Физическая  карта  мира, компьютер

43

Геологическое строение и рельеф Южной Америки

1

Практикум  

Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми

Составление по плану описания и характеристики рельефа крупных равнин и Анд

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.36

Физическая  карта  мира, компьютер

44

Климат Южной Америки

1

Практикум  

Климатообразующие факторы. Разнообразие климатов

Сравнение климата Южной Америки и Африки, объяснение причин сходства и различий

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.37

Физическая  карта  мира

45

Гидрография Южной Америки.

Практическая работа № 7 «Описание речных систем Южной Америки и Африки (по выбору), определение сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения».

1

Практикум  

Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Озера Южной Америки

Объяснение причины разнообразия богатства внутренних вод.

Оценка возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.38

Физическая  карта  мира, компьютер

46

Разнообразие природы Южной Америки

1

Практикум  

Основные черты природы Южной Америки.  Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка

Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.39

Физическая  карта  мира, компьютер

47

Население Южной Америки

1

Изучение нового материала

Население. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия

Анализ политической карты, группировку стран по географическому положению и величине территории

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.40

Политическая карта  мира, политическая карта Южной Америки, компьютер

48

Регионы Южной Америки

1

Изучение нового материала

Регионы Южной Америки.  Андийские страны. Равнинный  Восток

Составление по картам и другим источникам информации описания и характеристики страны.

Поиск информации и подготовка сообщений (презентаций) о стране

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.41

Политическая карта  мира, политическая карта Южной Америки, компьютер

49

Контрольный срез за III четверть

1

Семинар

Индивидуальная работа с тестами

Бланки с тестами

50

Резервный урок

1

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА – ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

51

Географическое положение Северной  Америки. История открытия и исследования

1

Изучение нового материала

Географическое положение Северной Америки. История открытия, изучения и освоения

Определение координат крайних точек Американского континента

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.42

Физическая  карта  мира, компьютер

52

Геологическое строение и рельеф Северной Америки

1

Практикум

Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые

Составление характеристики крупных форм рельефа, оценивание рельефа и полезных ископаемых для развития хозяйства на территории материка

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.43

Физическая  карта  мира, компьютер

53

Климат и гидрография Северной Америки.

Практическая работа № 8 «Сравнение климата полуостровов материка (по выбору), расположенных в одном климатическом поясе, объяснение причин сходства или различия, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения»

1

Практикум

Климатообразующие факторы.  Климатические пояса. Разнообразие типов климата

Объяснение  причин разнообразия климатов на материке.

Сравнение климата полуостровов материка (по выбору), расположенных в одном климатическом поясе, объяснение причин сходства или различия, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.44

Физическая  карта  мира, компьютер

54

Гидрография Северной Америки

1

Практикум

Реки Северной Америки.  Великие Американские озера

Установление  связи  распределения речных систем и озер, характера течения, питания и режима рек с рельефом и климатом.

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.45

Физическая  карта  мира, компьютер

55

Разнообразие природы Северной Америки

1

Практикум

Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира

Составление по плану описания и характеристики основных природных зон.

Поиск информации,   подготовка сообщений,  презентаций об изучаемых природных зонах

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.46

Физическая  карта  мира, компьютер

56

Население Северной Америки

1

Практикум

Формирование населения материка. Современное население. Политическая карта

Объяснение этнического  состава  населения материка и особенностей   его размещения

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.47

Политическая карта  мира, политическая карта Северной Америки,  компьютер

57

Регионы Северной Америки

1

Изучение нового материала

Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия

Составление комплексной характеристики одной из стран Северной Америки (по выбору)

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.48

Политическая карта  мира, политическая карта Северной Америки, компьютер

58

Итоговый тест по теме: «Северная Америка»

1

Семинар

Индивидуальная работа с тестами

Бланки с тестами

ЕВРАЗИЯ – МУЗЕЙ ПРИРОДЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

59

Географическое положение и история исследования Евразии

1

Изучение нового материала

Географическое положение.  История изучения и освоения

Определение особенностей географического положения и его влияния на природу материка

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.49

Физическая  карта  мира, компьютер

60

Геологическое строение и рельеф Евразии

1

Практикум

Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми

Определение координат крайних точек материка

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.50

Физическая  карта  мира, компьютер

61

Климат Евразии

Гидрография Евразии

1

Практикум

Все типы климатов Северного полушария. Климатообразующие факторы.  Климатические пояса

Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Оледенение Евразии. Многолетняя мерзлота

Составление характеристики крупных форм рельефа материка

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.51-52

Физическая  карта  мира, компьютер

62

Разнообразие природы Евразии.

Практическая работа № 9 «Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америки, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения».

1

Практикум

Природные зоны  Евразии. Высотная поясность

Объяснение  причины размещения природных зон на материке. Характеристика по плану основных природных зон. Поиск информации,   подготовка презентаций об изучаемых природных зонах

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.53

Физическая  карта  мира, компьютер

63

Население Евразии

1

Изучение нового материала

Численность и размещение населения. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Политическая карта

Определение признаков и группировка по ним стран Евразии.

Характеристика политической карты Евразии

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.54

Политическая карта  мира, политическая карта Евразии,   компьютер

64

Регионы Европы

1

Изучение нового материала

Страны и регионы Европы. Страны Северной, Средней, Южной, Восточной  Европы.

Составление по картам и тексту учебника сравнительных характеристик стран.

Подготовка презентаций об одной из стран (по выбору), о памятниках Всемирного наследия

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.55

Политическая карта  мира, политическая карта Евразии,   компьютер

65

Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия

Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия

1

Изучение нового материала

Юго-Западная Азия. Страны Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство

Страны Южной и Юго-Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство

Составление описания одной из стран зарубежной Азии.

Подготовка презентаций об одной из стран (по выбору), о памятниках Всемирного наследия

 Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации

Подготовка презентаций об одной из стран (по выбору), о памятниках Всемирного наследия

Работа с картой, к/к, фронтальный опрос

П.56-57

Политическая карта  мира, политическая карта Евразии,   компьютер

66

Итоговый контрольный срез

1

Семинар

Индивидуальная работа с тестами

Бланки с тестами

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

67

Природа и общество.

Практическая работа № 10 «Составление описания какой-либо местности: выявление ее экологических проблем, путей сохранения и улучшения окружающей среды: перечисление памятников природы и культуры»

1

Практикум

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений

Составление описания какой-либо местности: выявление ее экологических проблем, путей сохранения и улучшения окружающей среды: перечисление памятников природы и культуры

Работа с картой, фронтальный опрос

П.58

Экологическая карта мира, компьютер

68

Итоговый урок

1

Практикум

69

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

      География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...

Рабочая программа по географии для учащихся 6 класса (ФГОС-68 час.)

  Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 класс) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к...

Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным  приказом  Министерства образования  и...

Рабочая программа по географии для учащихся 6 класса

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным  приказом  Министерства образования  и...

Рабочая программа по географии для учащихся 8 класса

Коррекционно- педагогическая работа с детьми школьного среднего возраста, имеющими ООП....

Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ. 6-9 класс.

Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия че...

Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса

Рабочая программа разработана на основе ФГОС по Программе основного общего образования по географии 5-9 классы. Рабочая программа содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения...