Рабочая программа по географии для учащихся 7 класса
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.,
программой основного общего образования в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и федерального агентства по образованию и Федеральной рабочей программой Е.М. Домогацкого.
Преподавание ведется по учебнику:
Е.М. Домогацких,Э.Л. Введенский.
«География: Материки и океаны» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Москва « Русское слово»: 2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_v_7_klasse.docx | 79.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному курсу
«География: Материки и океаны»
для 7 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.,
программой основного общего образования в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и федерального агентства по образованию и Федеральной рабочей программой Е.М. Домогацкого.
Преподавание ведется по учебнику:
Е.М. Домогацких,Э.Л. Введенский.
«География: Материки и океаны» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Москва « Русское слово»: 2015г.
Количество часов в году – 69
Оценочных практических работ – 10 часов
Контрольных срезов по четвертям – 4 часа
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 5 и 6 классах, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом — региональном (материковом) уровне.
Цели и задачи курса:
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Результаты изучения учебного предмета
Учащиеся научатся понимать:
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
Учащиеся сумеют:
- анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;
- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;
- описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
- определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
- оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;
- приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;
- проводить по разным источникам информации исследования, связанное с изучением географических объектов и явлений;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;
- сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений;
- сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
Основные содержательные линии
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы,населения и хозяйства на различных уровнях познаний .Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстэтической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строиться с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
- социальная сущность человека;
- уровневая организация природы, населения и хозяйства
Содержание структуировано по пяти курсам: « Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».
Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая- «Планета, на которой мы живем»- знакомит с оболочками Земли: литосферой , атмосферой , гидросферой , биосферой . Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках . Материкам их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника - «Материки планеты Земля».
Цели географического образования в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобально ,метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение курса географии в 7 классе 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Контроль за результатами обучения
Формы контроля: Беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа, работа по карточкам (заданиям), тест, самоконтроль по образцу, презентации, творческие работы.
Содержание программы
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (22 часа)
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)
Содержание темы
Материки, океаны и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Учебные понятия:
Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии
Альфред Вегенер.
Основные образовательные идеи:
- Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.
- Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте) и человек.
- Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения
Умение объяснять:
- географические явления и процессы
- причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
- местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.
Практическая работа:
1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Тема 2. Атмосфера - воздушный океан (4 часа)
Содержание темы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Учебные понятия:
Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Основные образовательные идеи:
- Разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
- формирование климатических поясов;
- действие климатообразующих факторов.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
- местоположение климатических поясов.
Практические работы:
1. Составление по картам краткой характеристики каждого климатического пояса и сравнение их.
2. Составление описания преобладающих погод в разные сезоны года в климатических поясах.
2. Определение типов климата по предложенным климатограммам.
4. Составление характеристики основных воздушных масс.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)
Содержание темы:
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Учебные понятия:
Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Основные образовательные идеи:
- Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
- Мировой океан — колыбель жизни.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические явления и процессы в гидросфере;
- формирование системы поверхностных океанических течений.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское течение;
- местоположение крупнейших морских течений.
Практические работы:
- Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (4 часа)
Содержание темы
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Учебные понятия
Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии
Василий Васильевич Докучаев.
Основные образовательные идеи:
- Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
- Природные зоны и человек.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;
- местоположение природных зон.
Практическая работа:
- 1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.
- 2. Описание природных зон Земли по географическим картам.
- 3. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Тема 5. Человек разумный (5 часов)
Содержание темы
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Учебные понятия:
Миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.
Основные образовательные идеи:
- С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.
- Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
- Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса;
- местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий.
Практическая работа:
- 1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения
- разных регионов и стран мира.
Раздел 2. Материки планеты Земля (46 часов)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (10 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.
Персоналии:
Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.
Основные образовательные идеи
- Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
- Африка – материк равнин.
- Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
- Своеобразие регионов Африки:
- Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
- Западная и Центральная Африка - разнообразие народов и культур.
- Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки;
- Южная Африка – саванны и пустыни, богатейшие полезные ископаемые.
Метапредметные умения:
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материков и океанов.
- географическая специфика отдельных стран.
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.
2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема 2. Австралия — маленький великан (7 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Учебные понятия:
Лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии:
Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.
Основные образовательные идеи
- Самый маленький и самый засушливый материк.
- Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.
- Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы
- Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
- Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
- Океания — особый островной мир.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практическая работа:
1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида — холодное сердце (3 часа)
Содержание темы:
Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Учебные понятия:
Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии:
Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт.
Основные образовательные идеи
- Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материкаэ
- Антарктида — материк без постоянного населения.
Метапредметные умения:
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материков и океанов.
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
- Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.
Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)
Содержание темы:
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.
Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии:
Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.
Основные образовательные идеи
- Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
- Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.
- Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)
Содержание темы
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.
Основные образовательные идеи
- Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
- Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный горный хребет.
- Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.
- Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.
Персоналии:
Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Сравнение климата полуостровов материка (по выбору), расположенных в одном климатическом поясе, объяснение причин сходства или различия, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 6. Евразия – музей природы (8 часов)
Содержание темы:
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные образовательные идеи:
- Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
- Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
- Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.
- Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.
- Евразия — самый заселенный материк Земли.
- Особенности регионов Европы (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).
Персоналии:
Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод Иванович Роборовский.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
- создавать объяснительные тексты
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
- географические особенности отдельных стран.
- следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
- местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:
1. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
3. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Взаимоотношения природы и человека (2 часа)
Содержание темы:
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Учебные понятия:
Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии:
Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.
Основные образовательные идеи:
- Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.
- Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.
Метапредметные умения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя,
- планировать свою деятельность под руководством учителя,
- оценивать работу одноклассников,
- выявлять причинно-следственные связи,
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
- анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
- выслушивать и объективно оценивать другого,
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- особенности взаимодействия природы и человека;
- особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли;
- следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли.
Умение определять:
- центры происхождения культурных растений;
- местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа:
- Составление описания какой-либо местности: выявление ее экологических проблем, путей сохранения и улучшения окружающей среды: перечисление памятников природы и культуры.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект:
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.
2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
3. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
4. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
5. Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
6. Контурные карты по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
Дополнительная литература:
1. География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей).
2. Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.
3. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 287 с. – (В помощь школьному учителю).
Источники информации:
- Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.
- Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») / Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 312 с. – (Образовательный стандарт).
- Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.
- Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
- Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
- Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
- Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
Географическая номенклатура
Тема «Африка – материк коротких теней»:
- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
- Нил, Конго, Нигер, Замбези;
- Виктория, Танганьика, Чад;
- Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия – маленький великан»:
- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
- Муррей, Эйр;
- Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка – материк чудес»:
- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
- Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка – знакомый незнакомец»:
- полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
- Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
- Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
- Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
- Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
- Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия – музей природы»:
- полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
- моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
- Финский, Ботнический, Персидский заливы;
- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
- равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;
- горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
- реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
- озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | УУД (универсальные учебные действия) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | Наглядно-методическое оснащение | ||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||||
ПЛАНЕТА, НА КОТРОЙ МЫ ЖИВЕМ МИРОВАЯ СУША | |||||||||||||||||||||||||
1 | Суша в океане | 1 | Изучение нового материала | Материки и океаны. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые | Объяснение необходимости для каждого человека географических знаний. Установление по карте соотношение суши и океанов, размещение материков и океанов | Работа с картой | П.1 | Физическая карта мира | |||||||||||||||||
ЛИТОСФЕРА – ПОДВИЖНАЯ ТВЕРДЬ | |||||||||||||||||||||||||
2 | Геологическое время | 1 | Практикум | Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период | Определение эр, на которые делится геологическое время | Фронтальный опрос | П.2 | Физическая карта мира | |||||||||||||||||
3 | Строение земной коры | 1 | Изучение нового материала | Строение материковой и океанической земной коры. Дрейф материков. Теория литосферных плит | Объяснение различия между литосферой и земной корой, материковой и океанической корой и их сравнение | Фронтальный опрос | П.3 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
4 | Литосферные плиты и современный рельеф. Рельеф РА | 1 | Практикум | Литосферные плиты. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа | Установление закономерностей размещения на Земле крупных форм рельефа | Работа с картой, фронтальный опрос | П.4 | Физическая карта мира | |||||||||||||||||
5 | Платформы и равнины | 1 | Практикум | Тектоника и тектоническая карта. Древние платформы. Виды равнин | Определение существенных признаков понятий: «тектоника», «рельеф», «платформа» | Работа с картой, фронтальный опрос | П.5 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
6 | Складчатые пояса и горы. Область равнин и предгорий, горнолесная область в РА | 1 | Практикум | Складчатые пояса и горы. Эпохи суши и эпохи моря. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты | Определение основных эпох горообразования; местоположения географических объектов и явлений на карте | Работа с картой, фронтальный опрос | П.6 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН | |||||||||||||||||||||||||
7 | Пояса планеты | 1 | Изучение нового материала | Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления | Объяснение географических явлений и процессов в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров | Работа с картой, фронтальный опрос | П.7 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
8 | Воздушные массы и климатические пояса. Климатические пояса РА. | 1 | Изучение нового материала | Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы | Составление описания преобладающих погод в разные сезоны года в климатических поясах | Работа с картой, фронтальный опрос | П.8 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
9 | Практическая работа № 1 «Составление по картам краткой характеристики каждого климатического пояса и сравнение их». | 1 | Практикум | ||||||||||||||||||||||
10 | Климатообразующие факторы. Климатообразующие факторы РА | 1 | Изучение нового материала | Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли | Объяснение роли каждого климатообразующего фактора в формировании климата; образования постоянных ветров и их роль в формировании климата | Работа с картой, фронтальный опрос | П.9 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
МИРОВОЙ ОКЕАН – СИНЯЯ БЕЗДНА | |||||||||||||||||||||||||
11 | Мировой океан и его части | 1 | Изучение нового материала | Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана | Выявление особенностей воздействия гидросферы на природу и жизнь человека | Работа с картой, фронтальный опрос | П.10 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
12 | Движение вод Мирового океана | 1 | Практикум | Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана | Объяснение роли океанических течений в распределении тепла на Земле; формировании системы поверхностных океанических течений | Работа с картой, фронтальный опрос | П.11 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
13 | Органический мир океана | 1 | Практикум | Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты | Определение факторов, влияющих на богатство жизни в океане; группы живых организмов обитающих в океане | Работа с картой, фронтальный опрос | П.12 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
14 | Особенности отдельных океанов | 1 | Практикум | Особенности природы отдельных океанов Земли | Объяснение особенностей природы отдельных океанов Земли | Работа с картой, фронтальный опрос | П.13 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – ЖИВОЙ МЕХАНИЗМ | |||||||||||||||||||||||||
15 | Географическая оболочка. Природные комплексы. Ландшафты РА | 1 | Практикум | Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность | Подбор примеров взаимосвязи между компонентами географической оболочки. Выявление основных закономерностей (свойств) географической оболочки | Работа с картой, фронтальный опрос | П.14 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
16 | Зональность географической оболочки. Практическая работа №2 «Описание природных зон Земли по географическим картам». | 1 | Практикум | Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Понятие о высотной поясности | Установление существенных признаков понятия «природная зона». Объяснение причин формирования природных зон и закономерностей их размещения на Земле | Работа с картой, фронтальный опрос | П.15 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
17 | Контрольный срез за I четверть | 1 | Семинар | Работа с тестами | Бланки с тестами | ||||||||||||||||||||
18 | Резервный урок | 1 | |||||||||||||||||||||||
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ | |||||||||||||||||||||||||
19 | Освоение Земли человеком | 1 | Изучение нового материала | Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство | Объяснение географических особенностей населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности | Работа с картой, фронтальный опрос | П.16 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
20 | Охрана природы. Охрана природных ресурсов: вод, земель, недр, воздуха, растительности и животного мира в РА | 1 | Практикум | Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие | Установление роль Красной книги и программы Всемирного наследия в охране природы | Работа с картой, фронтальный опрос | П.17 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
20 | Население Земли. Население РА. Практическая работа №3 «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира»
| 1 | Изучение нового материала | Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования | Определение по карте плотности населения наиболее и наименее заселенные территории, выявление причин установленных фактов. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира | Работа с картой, фронтальный опрос | П.18 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
21 | Страны мира | 1 | Изучение нового материала | Политическая карта мира. Страны современного мира | Определение разницы между монархической и республиканской формой правления | Работа с картой, индивидуальный опрос | П.19 | Политическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ АФРИКА – МАТЕРИК КОРОТКИХ ТЕНЕЙ | |||||||||||||||||||||||||
22 | Географическое положение и история исследования Африки | 1 | Изучение нового материала | История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка | Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.20 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
23 | Практическая работа №4 «Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах» | 1 | Практикум | Индивидуальная работа | Физическая карта мира | ||||||||||||||||||||
24 | Геологическое строение и рельеф Африки | 1 | Практикум | Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды | На основе сопоставления карт объяснение закономерностей размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.21 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
25 | Климат Африки | 1 | Практикум | Африка — самый жаркий материк. Климатообразующие факторы и климатические пояса Африки. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы | Объяснение влияние каждого климатообразующего фактора на формирование климата материка; на распределение температур и осадков | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.22 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
26 | Гидрография Африки | 1 | Практикум | Гидрографическая сеть Африки. Внутренние воды. Основные речные системы. Озера. Значение внутренних вод для хозяйства | Выявление зависимости питания и режима рек от климата, характера течения – от рельефа | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.23 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
27 | Разнообразие природы Африки | 1 | Практикум | Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки | Установление связи между компонентами природы в изучаемых зонах. Объяснение причин смены экваториальных лесов саваннами | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.24 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
28 | Население Африки | 1 | Изучение нового материала | Народы Африки. Природа и человек | Выявление территории с высокой и низкой плотностью населения | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.25 | Политическая карта мира, политическая карта Африки, компьютер | |||||||||||||||||
29 | Регионы Африки: Северная и Западная Африка | 1 | Практикум | Регионы Африки. Географическое положение, население, хозяйство стран Северной и Западной Африки | Определение географического положения и общие черты природы, населения и хозяйства стран Северной и Западной Африки | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.26 | Политическая карта мира, политическая карта Африки, компьютер | |||||||||||||||||
30 | Контрольный срез за II четверть | 1 | Семинар | Работа с тестами | Бланки с тестами | ||||||||||||||||||||
31 | Резервный урок | 1 | |||||||||||||||||||||||
32 | Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка | 1 | Практикум | Географическое положение, население, хозяйство стран Центральной, Восточной и Южной Африки | Устанавливать географическое положение и общие черты природы, населения и хозяйства стран Центральной, Восточной и Южной Африки | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.27 | Политическая карта мира, политическая карта Африки, компьютер | |||||||||||||||||
АВСТРАЛИЯ – МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН | |||||||||||||||||||||||||
33 | Географическое положение и история исследования Австралии. Практическая работа № 5 «Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков» | 1 | Изучение нового материала, практикум | История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка | Определение по карте географических координат, расстояния в километрах и градусах. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.28 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
34 | Компоненты природы Австралии | 1 | Практикум | Геологическое строение и рельеф. Климат. Гидрография Австралии | Составление по плану описания и характеристики рельефа материка и его крупных частей, климатических поясов и областей Сравнение внутренних вод Австралии и Африки, объяснение результатов сравнения | Работа с картой, к/к, по группам, фронтальный опрос | П.29 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
35 | Особенности природы Австралии | 1 | Практикум | Природные зоны. Изолированность и уникальность природного мира материка | Объяснение размещения природных зон в зависимости от климата. Подготовка сообщений, презентаций о представителях растительного и животного мира Австралии | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.30 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
36 | Австралийский Союз | 1 | Изучение нового материала | Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия | Составление по плану комплексной характеристики крупных территорий страны | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.31 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
37 | Океания | 1 | Изучение нового материала | Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов | Характеристика географического положения Океании, обозначение на карте частей региона. Поиск информации и подготовка презентации, сообщения о стране или группе островов Океании | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.32 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
38 | Итоговый тест по теме: «Австралия» | 1 | Семинар | Индивидуальная работа с тестами | Бланки с тестами | ||||||||||||||||||||
АНТАРКТИДА – ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ | |||||||||||||||||||||||||
39 | Географическое положение и история исследования Антарктиды | 1 | Изучение нового материала | Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса | Выявление своеобразия географического положения Антарктиды и его влияния на природу | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.33 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
40 | Практическая работа № 6 «Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности» | 1 | Практикум | Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности | Индивидуальная работа | Физическая карта мира | |||||||||||||||||||
41 | Особенности природы Антарктиды | 1 | Практикум | Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции. | Составление описания климата внутренних и прибрежных районов материка Объяснение влияние Антарктиды на природу Земли | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.34 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
ЮЖНАЯ АМЕРИКА – МАТЕРИК ЧУДЕС | |||||||||||||||||||||||||
42 | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования | 1 | Изучение нового материала | Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения | Сравнение географического положения Африки и Южной Америки, определение черт сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.35 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
43 | Геологическое строение и рельеф Южной Америки | 1 | Практикум | Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми | Составление по плану описания и характеристики рельефа крупных равнин и Анд | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.36 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
44 | Климат Южной Америки | 1 | Практикум | Климатообразующие факторы. Разнообразие климатов | Сравнение климата Южной Америки и Африки, объяснение причин сходства и различий | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.37 | Физическая карта мира | |||||||||||||||||
45 | Гидрография Южной Америки. Практическая работа № 7 «Описание речных систем Южной Америки и Африки (по выбору), определение сходства и различий, формулирование вывода по итогам сравнения». | 1 | Практикум | Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Озера Южной Америки | Объяснение причины разнообразия богатства внутренних вод. Оценка возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.38 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
46 | Разнообразие природы Южной Америки | 1 | Практикум | Основные черты природы Южной Америки. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка | Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.39 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
47 | Население Южной Америки | 1 | Изучение нового материала | Население. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия | Анализ политической карты, группировку стран по географическому положению и величине территории | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.40 | Политическая карта мира, политическая карта Южной Америки, компьютер | |||||||||||||||||
48 | Регионы Южной Америки | 1 | Изучение нового материала | Регионы Южной Америки. Андийские страны. Равнинный Восток | Составление по картам и другим источникам информации описания и характеристики страны. Поиск информации и подготовка сообщений (презентаций) о стране | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.41 | Политическая карта мира, политическая карта Южной Америки, компьютер | |||||||||||||||||
49 | Контрольный срез за III четверть | 1 | Семинар | Индивидуальная работа с тестами | Бланки с тестами | ||||||||||||||||||||
50 | Резервный урок | 1 | |||||||||||||||||||||||
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА – ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ | |||||||||||||||||||||||||
51 | Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования | 1 | Изучение нового материала | Географическое положение Северной Америки. История открытия, изучения и освоения | Определение координат крайних точек Американского континента | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.42 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
52 | Геологическое строение и рельеф Северной Америки | 1 | Практикум | Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые | Составление характеристики крупных форм рельефа, оценивание рельефа и полезных ископаемых для развития хозяйства на территории материка | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.43 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
53 | Климат и гидрография Северной Америки. Практическая работа № 8 «Сравнение климата полуостровов материка (по выбору), расположенных в одном климатическом поясе, объяснение причин сходства или различия, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения» | 1 | Практикум | Климатообразующие факторы. Климатические пояса. Разнообразие типов климата | Объяснение причин разнообразия климатов на материке. Сравнение климата полуостровов материка (по выбору), расположенных в одном климатическом поясе, объяснение причин сходства или различия, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.44 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
54 | Гидрография Северной Америки | 1 | Практикум | Реки Северной Америки. Великие Американские озера | Установление связи распределения речных систем и озер, характера течения, питания и режима рек с рельефом и климатом. | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.45 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
55 | Разнообразие природы Северной Америки | 1 | Практикум | Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира | Составление по плану описания и характеристики основных природных зон. Поиск информации, подготовка сообщений, презентаций об изучаемых природных зонах | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.46 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
56 | Население Северной Америки | 1 | Практикум | Формирование населения материка. Современное население. Политическая карта | Объяснение этнического состава населения материка и особенностей его размещения | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.47 | Политическая карта мира, политическая карта Северной Америки, компьютер | |||||||||||||||||
57 | Регионы Северной Америки | 1 | Изучение нового материала | Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия | Составление комплексной характеристики одной из стран Северной Америки (по выбору) | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.48 | Политическая карта мира, политическая карта Северной Америки, компьютер | |||||||||||||||||
58 | Итоговый тест по теме: «Северная Америка» | 1 | Семинар | Индивидуальная работа с тестами | Бланки с тестами | ||||||||||||||||||||
ЕВРАЗИЯ – МУЗЕЙ ПРИРОДЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ | |||||||||||||||||||||||||
59 | Географическое положение и история исследования Евразии | 1 | Изучение нового материала | Географическое положение. История изучения и освоения | Определение особенностей географического положения и его влияния на природу материка | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.49 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
60 | Геологическое строение и рельеф Евразии | 1 | Практикум | Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми | Определение координат крайних точек материка | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.50 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
61 | Климат Евразии Гидрография Евразии | 1 | Практикум | Все типы климатов Северного полушария. Климатообразующие факторы. Климатические пояса Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Оледенение Евразии. Многолетняя мерзлота | Составление характеристики крупных форм рельефа материка | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.51-52 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
62 | Разнообразие природы Евразии. Практическая работа № 9 «Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америки, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения». | 1 | Практикум | Природные зоны Евразии. Высотная поясность | Объяснение причины размещения природных зон на материке. Характеристика по плану основных природных зон. Поиск информации, подготовка презентаций об изучаемых природных зонах | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.53 | Физическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
63 | Население Евразии | 1 | Изучение нового материала | Численность и размещение населения. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Политическая карта | Определение признаков и группировка по ним стран Евразии. Характеристика политической карты Евразии | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.54 | Политическая карта мира, политическая карта Евразии, компьютер | |||||||||||||||||
64 | Регионы Европы | 1 | Изучение нового материала | Страны и регионы Европы. Страны Северной, Средней, Южной, Восточной Европы. | Составление по картам и тексту учебника сравнительных характеристик стран. Подготовка презентаций об одной из стран (по выбору), о памятниках Всемирного наследия | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.55 | Политическая карта мира, политическая карта Евразии, компьютер | |||||||||||||||||
65 | Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия | 1 | Изучение нового материала | Юго-Западная Азия. Страны Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Страны Южной и Юго-Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство | Составление описания одной из стран зарубежной Азии. Подготовка презентаций об одной из стран (по выбору), о памятниках Всемирного наследия Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации Подготовка презентаций об одной из стран (по выбору), о памятниках Всемирного наследия | Работа с картой, к/к, фронтальный опрос | П.56-57 | Политическая карта мира, политическая карта Евразии, компьютер | |||||||||||||||||
66 | Итоговый контрольный срез | 1 | Семинар | Индивидуальная работа с тестами | Бланки с тестами | ||||||||||||||||||||
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА | |||||||||||||||||||||||||
67 | Природа и общество. Практическая работа № 10 «Составление описания какой-либо местности: выявление ее экологических проблем, путей сохранения и улучшения окружающей среды: перечисление памятников природы и культуры» | 1 | Практикум | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений | Составление описания какой-либо местности: выявление ее экологических проблем, путей сохранения и улучшения окружающей среды: перечисление памятников природы и культуры | Работа с картой, фронтальный опрос | П.58 | Экологическая карта мира, компьютер | |||||||||||||||||
68 | Итоговый урок | 1 | Практикум | ||||||||||||||||||||||
69 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...
Рабочая программа по географии для учащихся 6 класса (ФГОС-68 час.)
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 класс) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к...
Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и...
Рабочая программа по географии для учащихся 6 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и...
Рабочая программа по географии для учащихся 8 класса
Коррекционно- педагогическая работа с детьми школьного среднего возраста, имеющими ООП....
Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ. 6-9 класс.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия че...
Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса
Рабочая программа разработана на основе ФГОС по Программе основного общего образования по географии 5-9 классы. Рабочая программа содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения...