Учебная программа по географии для 7 класса по учебнику Алексеева А.И.
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Данная программа по географии за 7 класс по учебнику Алексеева А.И помогает организовать учебный процесс и организацию урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx20.48 КБ
Файл soderzhanie_programmy.docx22.76 КБ
Файл uchebno_-_tematicheskoe_planirovanie.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа:

1.Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (5-11 классы)/ Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.:Дрофа, 2008.

2.Алексеев А.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008.

Количество часов:

В 5-6 классах по 35 ч (1ч в неделю);

В 7, 8, 9, классах по 70 ч (2 ч в неделю)

В 10-11 классах по 35 ч (1ч в неделю).

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-11 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И.Алексеева.

В соответсвии с базисным учебным (образовательным)  планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир»,  включающий определённые географические сведения. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

 Рабочая программа по географии составлена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
  • Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В рабочей программе соблюдается переемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

  • Комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • Целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;
  • Умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта, и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
  • Умений организации собственной жизни в соответсвии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • Формироавание целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
  • Понимание особенностей взаимодействия человеа и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;
  • Познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических  процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • Формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
  • Формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
  • Формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
  • Формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
  • Формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических прдуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
  • Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • Всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных,  социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной  форме, вступать в диалог и т.д.

Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5-7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России, с 10-11 класс экономическая и социальная география мира.

Ожидаемые результаты:

  1. Личностные результаты:
  1.  Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

Метапредметными результатами освоения являются:

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательную рефлесию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  3. Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации,  компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  4. Умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
  5. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты:

  1. Формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
  3. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  4. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  5. Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  6. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. Формирование умений и навыков использования разнообразных  географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
  8. Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.



Предварительный просмотр:

Содержание курса географии

География. Страны и континенты

7 класс

Введение (3 ч)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.

Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

 Практикум. 1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; е) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида. 2.Анализ карт географического атласа.

Тема 1. Население Земли (6 ч)

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.

Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.

Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.

Практикум. 1.Анализ карт «Народы и плотность населения мира». 2.Определение на карте крупнейших городов мира. 3.Составление таблицы «Самые многонаселённые страны мира».

Тема 2. Природа Земли (14 ч)

Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А.Вегенера.

Земная кора на карте. Платформа и её строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато – глыбовые и возрождённые горы. Размещение на Земле гор и равнин.

Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.

Практикум. 1.Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых.

Температура возуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.

Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.

Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Практикум. 1.Анализ карты «Среднегодовое количество осадков». 2.Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». 3.Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса. 4.Изучение климатической диаграммы. 5.Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.

Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.

Реки и озёра Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озёр на Земле. Крупнейшие озёра мира.

Практикум. 1.Характеристика течения Западных ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, тёплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное);  д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное). 2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озёр Земли.

Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.

Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В.В.Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч)

Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.

Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану.

Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.

Практикум. 1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору).

Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки - Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.

Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника.

Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединённых Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.

Тема 4. Материки и страны (34 ч)

Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.

Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка – беднейший материк мира.

Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой – способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.

Маршрут Касабланка – Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген – памятник Всемрного культурного наследия. Сахара – «жёлтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту – Лагос. Саванна: особенности природы.

Маршрут Лагос – озеро Виктория. Лагос – крупнейший город Нигерии. Население. Нигер – одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озера Виктория – Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар – эс – Салам – мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.

Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет – мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.

Практикум. 1.Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяжённости Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20º в.д. 2.Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3.Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года). 4.Описание Египта по типовому плану. 5.Работа с картами путешествий.

Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.

Путешествие по Австралии. Маршрут Перт – озеро Эйр – Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр – Норт - Сидней.  Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней  -  Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф – памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н.Н.Миклухо – Маклай.

Практикум.  1.Определение по карте географического положения Австралии. 2.Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.

Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды.

Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка – самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка – родина многих культурных растений.

Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.

Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля – Буэнос – Айрес. Аргентина – второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос – Айрес – Рио – де – Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа.

Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и  животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус – Анды. Амазонка – самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима – Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.

Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.

Практикум. 1.Описание Амазонки по плану. 2.Описание страны (по выбору) по плану.

Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озёра. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.

Англо – Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США  и Канада: схоство и различия. США и Канада – центры мировой экономики и культуры.

Путешествие по Северной Америке. Вест – Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест – Индия – Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико – Лос – Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио – Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.

Маршрут Лос – Анджелес – Сан – Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан – Франциско – Чикаго. Сьерра – Невада. Большое Солёное озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго – Нью – Йорк. Аппалачи. Вашингтон – столица США. Нью – Йорк – финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад – река Св. Лаврентия.

Соединённые Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.

Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).

Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озёра материка. Природные зоны.

Европа  в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.

Путешествие по Европе. Маршрут Исландия – Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон – Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания – средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам – Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия, Швеция: особая культура.

Маршрут Стокгольм – Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд – Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим – мировая сокровищница. Маршрут Мессина – Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.

Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.

Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.

Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.

Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высоко развитые страны Азии. Политическая карта Азии.

Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор – Мёртвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйтсво. Турция. Иерусалим – центр трёх религий. Маршрут Мёртвое море – Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ланшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив – Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города - Самарканд, Хива, Бухара.

Маршрут Ташкент – Катманду. Тянь – Шань, Памир. Озеро Иссык – Куль. Пустыня Такла – Макан. Тибетское нагорье. Лхаса – религиозный центр ламаизма. Гималаи.

Маршрут Катманду – Бангкок. Непал. Культура выращиванмя риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок – «Венеция Востока». Маршрут Бангкок – Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно – Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай - многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай - Владивосток. Япония – крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.

Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению.

Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.

Практикум.  1.Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору). 2. Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору). 3. Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии.

Россия в мире. Россия – крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия – многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру.



Предварительный просмотр:

 Учебно – тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности

Планируемые результаты

Вид контроля

Домашнее задаие

Дата проведения

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

План

Факт

Введение (3 часа)

1.

Как мы будем изучать географию

Урок изучения нового материла

Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору). Анализ карт географического атласа

Знать: основные географические понятия и термины

Умение ставить вопросы, структуировать материал

Эвристическая беседа

§

2.

Географические карты

Урок актуализации знаний и умений

1.Работа с картами атласа

§

3.

Географическая исследовательская практика

Практикум

Уметь извлекать информацию из различных источников (литература, Интернет)

§

                                                                                            Тема 1. Население Земли  (5 часов)

4.

Народы, языки и религии

Урок изучения нового материала

1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира».

2. Определение на карте крупнейших городов мира.

3. Составление таблицы «Самые многонаселённые страны мира»

Уметь: называть и показывать предполагаемые  пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения  на  Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространённые языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности – людей, крупнейшие страны и их столицы

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§

5

Города и сельские поселения

Урок актуализации знаний и умений

Классифицировать и структуировать материал

Работа с картами атласа

§

6.

Страны мира

§

7.

Экономически развитые страны мира

Формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§

8.

Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность

Практикум

Умение работать в группах-эффективно сотрудничать и взаимодействовать

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§

                                                                                                  Тема 2.  Природа Земли (12 часов)

9.

Развитие земной коры

Урок изучения нового материала

Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем.

Знать: происхождение материков,  строение земной коры; основные типы воздушных масс и их свойства; закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли; причины образования океанических течений; зависимость характера течения рек от рельефа; зависимость режима и водоносности рек от климата; происхождение озёрных котловин; влияние хозяйственной деятельности  людей на реки и озёра; особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле.

Умение ставить вопросы, структуировать материал, давать определения понятиям

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§

10.

Размещение на Земле гор и равнин

Практикум

Определение по карте строения земной коры, закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых.

Умение на практике пользоваться основными логическими приёмами

Работа с картами атласа

§

11.

Природные ресурсы земной коры

Урок актуализации знаний и умений

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§

12.

Распределение температур на Земле

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт «Среднегодовое количество осадков», «Климатические пояса и области Земли».

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§

13.

Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре

Практикум

Умение на практике пользоваться основными логическими приёмами

Работа с картами атласа

§

14.

Общая циркуляция атмосферы

Урок актуализации знаний и умений

Умение ставить вопросы, структуировать материал, давать определения понятиям

§

15.

Климатические пояса и области Земли

Описание одного из климатических поясов по плану.

§

16.

Океанические течения

Характеристика течения западных ветров с использованием карты

§

17.

Реки и озёра

Практикум

Умение на практике пользоваться основными логическими приёмами

Работа с картами атласа

§

18

Растительный и животный мир

§

19

Почвы

Урок актуализации знаний и умений

Уметь извлекать информацию из различных источников (литература, Интернет)

§

20.

Природа Земли

Урок повторения и обобщения (практикум)

Умение на практике пользоваться основными логическими приёмами

§

Тема3.  Природные комплексы и регионы (4часа)

21.

Природные зоны Земли

§

22.

Океаны

§

23.

Материки

§

24.

Сходства и различия материков

§

                                                                                        Тема4.  Материки и страны  (44 часа)

Африка (10 часов)

25.

Географическое положение, размеры и очертания Африки

Урок изучения нового материала

Определение: географических координат крайних точек Африки; протяжённости Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20º восточной долготы. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов.

Уметь: называть имена исследователей континента и результаты их работы; показывать элементы береговой линии, определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах, объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка, называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, территории с определённым типом климата,  важнейшие реки и озёра, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных природных зон Африки; определять географическое положение природных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; описывать «образ» одной из рек континента ( по картам и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние компонентов природы на жизнь, быт, хозяйственную деятельность народов материка, изменение природы континента под влиянием деятельности человека, особенности растительности и животного мира природных зон, особенности питания и режима рек; называть и показывать районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее  крупные по площади страны; определять по картам природные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения.

Умение ставить вопросы, структуировать материал

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§

26.

Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые.

Урок актуализации знаний и умений

Формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§

27.

Особенности климата и внутренних вод Африки

Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года).

§

28.

История освоения Африки. Население.

Урок актуализации знаний и умений

Умение ставить вопросы, структуировать материал

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§

29.

Путешествие по Африке

Урок – путешествие

Уметь извлекать информацию из различных источников (литература, Интернет)

§

30.

Маршрут Касабланка – Триполи

§

31

Маршрут Томбукту – Лагос

§

32.

Маршрут Лагос – озеро Виктория

§

33.

Египет

Описание Египта по типовому плану. Работа с картами путешествий

§

34.

Африка

Урок повторения и обобщения

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, тестирование

§

                                                                                                       Австралия (5 часов)

35.

Особенности географического положения, рельефа

Урок изучения нового материала

1. Определение по карте географического положения Австралии.

2. Оозначение на ккарте географических объектов маршрута путешествия

Умение ставить вопросы, структуировать материал, давать определения понятиям

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§

36.

Климат. Внутренние воды. Природные зоны.

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картой  атласа

Работа с картами атласа. Составление по карте маршрута путешествия

§

37.

История освоения материка. Австралийский Союз.

Путешествие

§

38.

Путешествие по Австралии

§

39.

Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия.

§

                                                                                            Антарктида  (2 часа)

40.

 

Антарктида: образ материка

Исследование

Определение по карте крайних точек Антарктиды

Уметь: называть и показывать имена путешественников и учёных, внёсших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты (в том числе крупные полярные станции), особенности компонентов природы Антарктики; объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики; прогнозировать тенденции в изменении природы Земли при условии таяния  ледникового покрова Антарктики

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§

41.

Открытие материка. Особенности природы

Практикум

Работа скартами атласа. Составление по карте маршрута путешествия

                                                                                        Южная Америка  (6 часов)

42..

Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки

Урок изучения нового материала

Определение географических координат, протяжённости материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии; определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; описывать географическое положение континента; объяснять влияние географического положения на особенности природы континента; называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озёра,  представителей растительного и животного мира природных зон, размещение зон по карте, смену высотных поясов в горах; определять климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата; описывать рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, природной зоны); объяснять особенности рельефа материка как результат  деятельности внутренних и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных ископаемых крупных территорий, различия в климате (применительно к климатическим поясам), особенности питания и режима рек, различия в растительности и животном мире природных зон и высотных поясов в горах, особенности освоения человеком отдельных территорий континента и мер по охране природы (наличие охраняемых территорий).

Уметь: называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространённые языки  и религии, ареалы их распространения, основные густонаселённые районы материка, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения; описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, орудий труда, жилищ, средств передвижения в различных районах страны, своеобразие культуры населения отдельных стран

Умение ставить вопросы, структуировать материал, давать определения понятиям

Заполнение таблицы, работа с картами атласа. Составление по карте маршрута путешествия

§

43.

Геологическое строение и рельеф, климат и внутренние воды Южной Америки в сравнении с Африкой

Урок актуализации знаний и умений

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Работа с картой

§

44.

Латинская Америка в мире. Природные ресурсы и их использование. Население.

Урок актуализации знаний и умений

Чтение климатических диаграмм

§

45.

Маршрут Огненная Земля – Буэнос-Айрес, Буэнос-Айрес – Рио-де-Жанейро

Путешествие

Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. Обозначение на контурной карте крупных рек иозёр

Работа с картами атласа

§

46.

Амазония

Путешествие

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон

Частично – поисковая беседа

§

47.

Бразилия

Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из стран. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учётом сохранения её животного и растительного мира»

§

                                                                               Северная Америка (5 часов)

48.

Особенности географического положения, рельеф,

Климатические особенности. Внутренние воды

Урок изучения нового материала

Определение географических координат, протяжённости материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.  Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Чтение климатических диаграмм. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки

Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, элементы береговой линии; определять географическое положение материка; описывать особенности береговой линии материка; объяснять влияние географического положения материка на его природу; определять климатические показатели, географическое положение крупных речных систем, озёр, расположение природных зон; описывать природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в целом, составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.), объяснять особенности рельефа Северной и Южной Америк в результате рельефа Северной и Южной Америк в результате длительного развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры, различия в климате территорий, расположенных в одном климатическом поясе, особености питания и режима рек, различия в почвенном, растительном покрове природных зон, изменения природы отдельных территорий в результате хозяйственной деятельности человека

 Умение решать проблемы, прогнозировать, пользоваться основными логическими приёмами

Фронтальный опрос. Работа с картами атласа. Составление по карте маршрута путешествия

§

49.

Англо – Саксонская Америка

Урок актуализации знаний и умений

Умение классифицировать, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

§

50.

Маршрут Лос – Анджелес – Сан - Франциско

Путешествие

Работа с картами атласа

§

51.

Маршрут Сан – Франциско – Чикаго. Чикаго – Нью-Йорк

Путешествие

Умение работать в группах-эффективно сотрудничать и взаимодействовать

Работа с контурной картой. Групповая работа. Фронтальная беседа

§

52.

Соединённые Штаты Америки

Урок актуализации знаний и умений

Умение классифицировать, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи

Составление таблицы. Групповая работа. Фронтальная беседа.

§

Евразия (11часов)

53.

Особенности географического положения. Геологическое строение и рельеф Евразии

Урок изучения нового материала

Определение географических координат, протяжённости материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Чтение климатических диаграмм. Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр. Характеристика речной системы. Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон.

Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей континента, территории, исследованные ими элементы береговой линии материка; определять географическое положение материка; описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками; объяснять роль географических  исследований русских путешественников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности

Умение ставить вопросы, структуировать материал, давать определения понятиям

Водная беседа. Составление по карте маршрутов путешествий

§

54.

Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка

Путешествие

Умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения

Работа с контурной картой, географический диктант

§

55.

Крупнейшие реки и озёра материка. Природные зоны

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и области, основные речные и озёрные системы; определять климатические показатели для отдельных регионов материка, питание и режим рек; описывать географическое положение крупных форм рельефа; рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору); объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке и причины, их вызывающие, в сравнении с другими материками, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры, различия в климате отдельных территорий материка, особенности питания и режима рек, их экологическое состояние

Уметь: называть и показывать большинство стран континента,  их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространённые языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источникам  информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; описывать географическое положение стран Европы, их столиц и крупных городов, страну в целом (по выбору); объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами страны

Умение извлекать информацию из различных источников (литература, Интернет)

Работа с картами атласа

§

56.

Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения.

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

§

57.

Маршрут Исландия – Пиренейский полуостров

Моделирование возможных преобразований на участке культурного ладшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения

Умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§

58.

Маршрут Лиссабон – Мадрид

Работа с картами атласа.

§

59.

Маршрут Амстердам – Стокгольм

Подготовка сообщений на тему, написание рекламного ролика «Приглашение в страну». Работа с картами атласа, сообщения

§

60.

Маршрут Стокгольм – Севастополь

§

61.

Маршрут Шварцвальд – Сицилия. Маршрут Мессина – Стамбул

§

62.

Германия. Франция. Великобритания.

§

63.

Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население.

§

64.

Путешествие по Азии

§

65.

Япония. Китай. Индия.

§

66.

Россия в мире

§

67.

Население Земли

Урок актуализации знаний и умений

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт, тестирование

§


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс к учебнику Алексеева А.И.

Используемая программа: Алексеев А.И., Ким Э. В.,  и др. «География России. Отечествоведение» 8-9 классыИспользуемый учебник: А.И. Алексеева и др. "География России. Природа и население»...

Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Ли...

Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику А.И. Алексеева "География России"

Рабочая программа разработана на основе: Рабочая программа разработана на  основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, Примерной прогр...

рабочая программа по географии 8 класс по учебнику Алексеева, Николиной, Липкина "Полярная звезда"

рабочая программа по географии 8 класс по учебнику Алексеева, Николиной, Липкина "Полярная звезда"...

рабочая программа по географии 9 класс по учебнику А.И. Алексеева ("Полярная звезда")

рабочая программа по географии 9 класс по учебнику А.И. Алексеева ("Полярная звезда")...

рабочая программа по географии 8 класс к учебнику А.И. Алексееву

рабочая программа по географии 8 класс к учебнику  А.И. Алексеева...

рабочая программа по географии 7 класс к учебнику А.И. Алексеева

абочая программа по географии 7 класс к учебнику А.И. Алексеева...