рабочая программа по географии 8 класс по учебнику Алексеева, Николиной, Липкина "Полярная звезда"
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему

рабочая программа по географии 8 класс по учебнику Алексеева, Николиной, Липкина "Полярная звезда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щенниковская основная школа

Рассмотрено

На педсовете    

«__»____________2017 г.    

Протокол № _________                                                    

Утверждаю

Директор школы

_______________   Г.Н. Бобыкина

Рабочая  программа

по Географии

8 класс

на 2017 – 2018 учебный год

Учитель:  О.С. Колбина

                                                                                                                                                                         количество часов – 70

село Щенники

2017 год


Пояснительная записка

        Цель изучения географии 8 класса – создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

        Задачи изучения географии 8 класса:

  • способствовать формированию географического мышления учащихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
  • формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;
  • служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих  граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;
  • развить у учащихся словесно-логическое и образное мышление;
  • способствовать формированию картографической грамотности.

        При обучении учащихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы уроков: лекции, деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами,  работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.

        Требования к уровню подготовки учащихся:

        знать и понимать:

  • географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
  • положение России на карте часовых поясов;
  • административно – территориальное деление России;
  • историю формирования и заселения территории России;
  • вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
  • численность, плотность и воспроизводство населения России;
  • особенности естественного движения населения;
  • основные направления миграций;
  • состав трудовых ресурсов;
  • национальный и религиозный состав населения России;
  • особенности размещения населения;
  • типы поселений;
  • связь рельефа с тектоническим строением;
  • закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
  • факторы, определяющие особенности климата России;
  • основные климатические пояса и типы климата России;
  • влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
  • меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
  • особенности морей, омывающих берега России;
  • ресурсы морей и их использование человеком;
  • крупнейшие речные системы и озёра страны;
  • границу распространения многолетней мерзлоты;
  • меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
  • основные типы почв, и их распространение на территории страны;
  • особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
  • состав и структуру хозяйства России;
  • важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
  • главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
  • главные отрасли хозяйства Кемеровской области;
  • изменение в экономике России и в Кемеровской области;
  • природные зоны России;
  • особенности природно-хозяйственных зон;
  • влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
  • пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
  • что такое территориальная организация общества;
  • что такое Всемирное наследие;
  • объекты Всемирного природного и культурного наследия России;
  • что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;

        уметь:

  • характеризовать географическое положение страны и Нижегородской области;
  • определять поясное время России;
  • определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;
  • использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
  • устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением  территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
  • пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
  • анализировать почвенную карту  и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
  • устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
  • анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
  • анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
  • составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;
  • объяснять структуру экспорта и импорта в России;
  • устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
  • отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

        оценивать:

  • географическое положение России, своей области;
  • природно-ресурсный потенциал страны;
  • климатические ресурсы России;
  • водные ресурсы России и своей местности;
  • влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
  • тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
  • современные проблемы России.

        Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю, запланированных практических работ – 20.

        Часы резервного времени распределены дополнительно на темы:

  • природа -  5 часов;
  • хозяйство – 5 часов;
  • природно-хозяйственные зоны -  1 час;
  • наше наследие – 4 часа;
  • обобщающее повторение – 4 часа.

Тематическое планирование по географии 8 класс

№ п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Практическая работа

1.

Тема 1. Россия в мире

4

3

2.

Тема 2. Население России

10

2

3.

Тема 3 Природа

21

9

4.

Тема 4. Хозяйство

20

5

5.

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны

7

1

6.

Тема 6. Наше наследие

4

7.

Повторение

4

Итого

70

20

Календарно-тематическое планирование по географии России 8 класс

2 часа в неделю (70 часов в год)

№ урока в теме

Дата

Тема урока

Практическая работа

План

факт

Тема 1. РОССИЯ В МИРЕ (4 часа)

1.

Мы и наша страна на карте мира

Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте государственной границы России».

2.

Россия на карте часовых поясов

Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных городов России».

3.

Ориентирование по карте России

Практическая работа  №3 «Ориентирование по физической карте России».

4.

Формирование территории России

Тема 2. Население России  (10 часов)

1.

Воспроизводство населения

2.

Численность населения

Практическая работа №4 «Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий».

3.

Миграции населения

4.

Демографическая ситуация. Половозрастные пирамиды

5.

Россияне на рынке труда

Практическая работа №5 «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства».

6.

Мозаика народов

7.

Размещение населения

8.

Расселение и урбанизация. Типы поселений

9.

Города и сельские поселения.

10.

Контрольная работа по теме «Население России»

Тема 3. ПРИРОДА (21 час)

1.

Геологическая история развития земной коры

2.

Рельеф: тектоническая основа

Практическая работа №6 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых».

3.

Рельеф: скульптура поверхности. Рельеф своей местности.

4.

Полезные ископаемые России и Нижегородской области

Практическая работа №7 «Оценка природно-ресурсного потенциала России, Нижегородской области, проблем и перспектив его рационального использования».

5.

Солнечная радиация

6.

Атмосферная циркуляция

7.

Зима и лето в нашей северной стране

Практическая работа №8 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России».

8.

Климатические пояса и типы климата России

9.

Климат Нижегородской области

Практическая работа  № 9 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

10.

Климат и хозяйственная деятельность людей

11.

Комфортность климата

12.

Климат и климатические ресурсы

Практическая работа №10 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».

13.

Наши  моря

14.

Реки России и Нижегородской области

Практическая работа  №11 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования».

14.

Где спрятана вода

16.

Водные дороги и перекрестки

17.

Учимся с «Полярной звездой» (1)

Практическая работа  №12 «Объяснение закономерностей размещение разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата».

18.

Водные ресурсы России и Нижегородской области

Практическая работа  №13 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России».

19.

Почва – особое природное тело

Практическая работа  №14 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса».

20.

Почва – основа сельского хозяйства

21.

Контрольная работа по теме "Природа"

Тема 4. ХОЗЯЙСТВО (20 часов)

1.

Развитие хозяйства России. Структура хозяйства Нижегородской области

2.

Особенности экономики России

3.

ТЭК. Угольная промышленность

Практическая работа  №15 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам».

4.

Нефтяная и газовая промышленность

Практическая работа  №16 «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам».

5.

Электроэнергетика

6.

Черная металлургия

7.

Цветная металлургия

8.

Машиностроение

Практическая работа №17 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

9.

Химическая промышленность

10.

Лесопромышленный комплекс

11.

Растениеводство

12.

Животноводство

Практическая работа№18 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства».

13.

АПК. Учимся с «Полярной звездой» (2)

14.

Пищевая промышленность

15.

Лёгкая промышленность

16.

Сухопутный транспорт

17.

Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы

Практическая работа №19 «Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору)».

18.

Сфера услуг

19.

Учимся с «Полярной звездой» (3)

20.

Контрольная работа по теме "Хозяйство"

Тема 5 ПРИРОДНО- ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ (7 часов)

1.

Зональность в природе и жизни людей

2.

Северные безлесные зоны

3.

Лесные зоны

4.

Степи и лесостепи

5.

Южные безлесные зоны

6.

Субтропики. Высотная поясность в горах

Практическая работа №20 «Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах».

7.

Зачет по теме "Природно-хозяйственные зоны"

Тема 6. НАШЕ НАСЛЕДИЕ (4 часов)

1.

Территориальная организация общества

2.

Влияние мировых процессов на жизнь Россиян

3.

Природное и культурное наследие России

4.

Обобщение по теме «Наше наследие»

ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)

1.

Повторение и обобщение разделов  «Россия в мире» и «Россияне»

2.

Повторение и обобщение раздела «Природа»

3.

Повторение и обобщение раздела «Хозяйство»

4.

Повторение и обобщение раздела «природно-хозяйственные зоны» и «Наше наследие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 9 класса по учебнику А.И. Алексеева

Рабочая программа для 9 класса по учебнику А.И.Алексеев,В.В.Николина составлена на основе требований, предъявляемых к рабочим программам....

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

рабочая программа по географии для 8-9 класов , серия "Полярная звезда"

Программа  по  географии  к  учебнику серии"Полярная  звезда"...

рабочая программа по географии фгос к учебнику Дронов Савельева

Данная рабочая программа разработана в соответствии  со следующими нормативными и распорядительными документами: 1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 201...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...