рабочая программа по географии 8 класс по учебнику Алексеева, Николиной, Липкина "Полярная звезда"
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему
рабочая программа по географии 8 класс по учебнику Алексеева, Николиной, Липкина "Полярная звезда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по географии 8 класс | 41.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Щенниковская основная школа
Рассмотрено На педсовете «__»____________2017 г. Протокол № _________ | Утверждаю Директор школы _______________ Г.Н. Бобыкина |
Рабочая программа
по Географии
8 класс
на 2017 – 2018 учебный год
Учитель: О.С. Колбина
количество часов – 70
село Щенники
2017 год
Пояснительная записка
Цель изучения географии 8 класса – создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Задачи изучения географии 8 класса:
- способствовать формированию географического мышления учащихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;
- служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;
- развить у учащихся словесно-логическое и образное мышление;
- способствовать формированию картографической грамотности.
При обучении учащихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы уроков: лекции, деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами, работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать и понимать:
- географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
- положение России на карте часовых поясов;
- административно – территориальное деление России;
- историю формирования и заселения территории России;
- вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
- численность, плотность и воспроизводство населения России;
- особенности естественного движения населения;
- основные направления миграций;
- состав трудовых ресурсов;
- национальный и религиозный состав населения России;
- особенности размещения населения;
- типы поселений;
- связь рельефа с тектоническим строением;
- закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
- факторы, определяющие особенности климата России;
- основные климатические пояса и типы климата России;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
- меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
- особенности морей, омывающих берега России;
- ресурсы морей и их использование человеком;
- крупнейшие речные системы и озёра страны;
- границу распространения многолетней мерзлоты;
- меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
- основные типы почв, и их распространение на территории страны;
- особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
- состав и структуру хозяйства России;
- важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
- главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
- главные отрасли хозяйства Кемеровской области;
- изменение в экономике России и в Кемеровской области;
- природные зоны России;
- особенности природно-хозяйственных зон;
- влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
- пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
- что такое территориальная организация общества;
- что такое Всемирное наследие;
- объекты Всемирного природного и культурного наследия России;
- что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;
уметь:
- характеризовать географическое положение страны и Нижегородской области;
- определять поясное время России;
- определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;
- использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
- пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
- анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
- устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
- анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
- анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
- составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;
- объяснять структуру экспорта и импорта в России;
- устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
- отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
оценивать:
- географическое положение России, своей области;
- природно-ресурсный потенциал страны;
- климатические ресурсы России;
- водные ресурсы России и своей местности;
- влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
- тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
- современные проблемы России.
Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю, запланированных практических работ – 20.
Часы резервного времени распределены дополнительно на темы:
- природа - 5 часов;
- хозяйство – 5 часов;
- природно-хозяйственные зоны - 1 час;
- наше наследие – 4 часа;
- обобщающее повторение – 4 часа.
Тематическое планирование по географии 8 класс
№ п/п | Содержание | Количество часов | |
Всего | Практическая работа | ||
1. | Тема 1. Россия в мире | 4 | 3 |
2. | Тема 2. Население России | 10 | 2 |
3. | Тема 3 Природа | 21 | 9 |
4. | Тема 4. Хозяйство | 20 | 5 |
5. | Тема 5. Природно-хозяйственные зоны | 7 | 1 |
6. | Тема 6. Наше наследие | 4 | |
7. | Повторение | 4 | |
Итого | 70 | 20 |
Календарно-тематическое планирование по географии России 8 класс
2 часа в неделю (70 часов в год)
№ | № урока в теме | Дата | Тема урока | Практическая работа | ||
План | факт | |||||
Тема 1. РОССИЯ В МИРЕ (4 часа) | ||||||
1. | Мы и наша страна на карте мира | Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте государственной границы России». | ||||
2. | Россия на карте часовых поясов | Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных городов России». | ||||
3. | Ориентирование по карте России | Практическая работа №3 «Ориентирование по физической карте России». | ||||
4. | Формирование территории России | |||||
Тема 2. Население России (10 часов) | ||||||
1. | Воспроизводство населения | |||||
2. | Численность населения | Практическая работа №4 «Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий». | ||||
3. | Миграции населения | |||||
4. | Демографическая ситуация. Половозрастные пирамиды | |||||
5. | Россияне на рынке труда | Практическая работа №5 «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства». | ||||
6. | Мозаика народов | |||||
7. | Размещение населения | |||||
8. | Расселение и урбанизация. Типы поселений | |||||
9. | Города и сельские поселения. | |||||
10. | Контрольная работа по теме «Население России» | |||||
Тема 3. ПРИРОДА (21 час) | ||||||
1. | Геологическая история развития земной коры | |||||
2. | Рельеф: тектоническая основа | Практическая работа №6 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых». | ||||
3. | Рельеф: скульптура поверхности. Рельеф своей местности. | |||||
4. | Полезные ископаемые России и Нижегородской области | Практическая работа №7 «Оценка природно-ресурсного потенциала России, Нижегородской области, проблем и перспектив его рационального использования». | ||||
5. | Солнечная радиация | |||||
6. | Атмосферная циркуляция | |||||
7. | Зима и лето в нашей северной стране | Практическая работа №8 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России». | ||||
8. | Климатические пояса и типы климата России | |||||
9. | Климат Нижегородской области | Практическая работа № 9 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения». | ||||
10. | Климат и хозяйственная деятельность людей | |||||
11. | Комфортность климата | |||||
12. | Климат и климатические ресурсы | Практическая работа №10 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды». | ||||
13. | Наши моря | |||||
14. | Реки России и Нижегородской области | Практическая работа №11 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования». | ||||
14. | Где спрятана вода | |||||
16. | Водные дороги и перекрестки | |||||
17. | Учимся с «Полярной звездой» (1) | Практическая работа №12 «Объяснение закономерностей размещение разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата». | ||||
18. | Водные ресурсы России и Нижегородской области | Практическая работа №13 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России». | ||||
19. | Почва – особое природное тело | Практическая работа №14 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса». | ||||
20. | Почва – основа сельского хозяйства | |||||
21. | Контрольная работа по теме "Природа" | |||||
Тема 4. ХОЗЯЙСТВО (20 часов) | ||||||
1. | Развитие хозяйства России. Структура хозяйства Нижегородской области | |||||
2. | Особенности экономики России | |||||
3. | ТЭК. Угольная промышленность | Практическая работа №15 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам». | ||||
4. | Нефтяная и газовая промышленность | Практическая работа №16 «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам». | ||||
5. | Электроэнергетика | |||||
6. | Черная металлургия | |||||
7. | Цветная металлургия | |||||
8. | Машиностроение | Практическая работа №17 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. | ||||
9. | Химическая промышленность | |||||
10. | Лесопромышленный комплекс | |||||
11. | Растениеводство | |||||
12. | Животноводство | Практическая работа№18 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства». | ||||
13. | АПК. Учимся с «Полярной звездой» (2) | |||||
14. | Пищевая промышленность | |||||
15. | Лёгкая промышленность | |||||
16. | Сухопутный транспорт | |||||
17. | Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы | Практическая работа №19 «Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору)». | ||||
18. | Сфера услуг | |||||
19. | Учимся с «Полярной звездой» (3) | |||||
20. | Контрольная работа по теме "Хозяйство" | |||||
Тема 5 ПРИРОДНО- ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ (7 часов) | ||||||
1. | Зональность в природе и жизни людей | |||||
2. | Северные безлесные зоны | |||||
3. | Лесные зоны | |||||
4. | Степи и лесостепи | |||||
5. | Южные безлесные зоны | |||||
6. | Субтропики. Высотная поясность в горах | Практическая работа №20 «Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах». | ||||
7. | Зачет по теме "Природно-хозяйственные зоны" | |||||
Тема 6. НАШЕ НАСЛЕДИЕ (4 часов) | ||||||
1. | Территориальная организация общества | |||||
2. | Влияние мировых процессов на жизнь Россиян | |||||
3. | Природное и культурное наследие России | |||||
4. | Обобщение по теме «Наше наследие» | |||||
ПОВТОРЕНИЕ (4 часа) | ||||||
1. | Повторение и обобщение разделов «Россия в мире» и «Россияне» | |||||
2. | Повторение и обобщение раздела «Природа» | |||||
3. | Повторение и обобщение раздела «Хозяйство» | |||||
4. | Повторение и обобщение раздела «природно-хозяйственные зоны» и «Наше наследие» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 9 класса по учебнику А.И. Алексеева
Рабочая программа для 9 класса по учебнику А.И.Алексеев,В.В.Николина составлена на основе требований, предъявляемых к рабочим программам....
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
рабочая программа по географии для 8-9 класов , серия "Полярная звезда"
Программа по географии к учебнику серии"Полярная звезда"...
Рабочая программа курса географии, вошедших в учебник «География. Планета Земля» в 6 классе
Рабочая программа в 6 классе 1час (34 нед.) по географии...
рабочая программа по географии фгос к учебнику Дронов Савельева
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 201...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...