рабочая программа по географии 8 класс к учебнику А.И. Алексееву
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс)
рабочая программа по географии 8 класс к учебнику А.И. Алексеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_po_geografii_8_klass_alekseev_polyarnaya_zvezda.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
- Программ для общеобразовательных учреждений .География. 6-9 классы.10-11 классы. Авторы:А.И.Алексеев,Е.К.Липкина,В.В.Николина. М.Просвещение,2014.
- Учебного плана МОУ СОШ№ 31 на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Используемый УМК:
- «География.Россия.8 класс» Академический школьный учебник, серия «Полярная звезда»,А.И.Алексеев, В.В.Николина и др.( под. ред. А.И.Алексеева), М.Просвещение,2014.
- «Мой тренажер» рабочая тетрадь, пособие для учащихся ,В.В.Николина,М.просвещение,2018.
- «География. Поурочные разработки.8 класс» пособие для учителя ,В.В.Николина,М.Просвещение,2014.
- Атлас по географии для 8 класса ,М.АСТ-ПРЕССС,2018.
- Мультимедийное обеспечение : СД-диски
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета
учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;
Практических работ -8 .
ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ
8 класс
(70 ч; 2 ч в неделю; )
Тема 1. Россия в мире (4 ч)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнение способов районирования (природного и экономического). 5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).
Тема 2. Россияне (10 ч)
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Практикум. 1. Анализ графиков рождаемости и смертности в России. 2. Построение графика численности населения своего района (области). 3. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов. 4. Анализ карты народов России. 5. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.
Тема 3. Природа (16 ч)
История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Практикум. 1. Описание рельефа России по плану. 2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых. 3. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
Практикум. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России. 2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации. 3. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. 2. Описание одного из российских морей по типовому плану.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору). 3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
Практикум. 1. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа. 2. Ознакомление с образцами почв своей местности.
Тема 4. Хозяйство (18 ч)
Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».
Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.
Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.
Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).
Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.
Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.
Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.
Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.
Животноводство. Особенности животноводства России.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.
Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.
Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.
Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).
Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.
Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (11ч)
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.
Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.
Тема 6. Наше наследие (4 ч)
Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.
Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.
Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг».
Тема 7. Повторение(7 час)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
1) знать / понимать:
географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
положение России на карте часовых поясов;
административно-территориальное деление России;
историю формирования и заселения территории России;
вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
численность, плотность и воспроизводство населения России;
особенности естественного движения населения;
основные направления миграций;
состав трудовых ресурсов;
национальный и религиозный состав населения России;
особенности размещения населения;
типы поселений;
связь рельефа с тектоническим строением;
закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
факторы, определяющие особенности климата России;
основные климатические пояса и типы климата России;
влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
особенности морей, омывающих берега России;
ресурсы морей и их использование человеком;
крупнейшие речные системы и озера страны;
границу распространения многолетней мерзлоты;
меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
основные типы почв, их размещение по территории страны;
особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
состав и структуру хозяйства России;
основные факторы размещения отраслей хозяйства;
важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);
изменения в экономике России и своей области;
природные зоны России;
особенности природно-хозяйственных зон;
влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
что такое территориальная организация общества;
что такое Всемирное наследие;
объекты Всемирного природного и культурного наследия России;
что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;
2) уметь:
характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);
определять поясное время;
определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;
использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;
объяснять структуру экспорта и импорта в России;
устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
3) оценивать:
географическое положение России, своей области (республики, края);
природно-ресурсный потенциал страны;
климатические ресурсы России;
водные ресурсы России и своей местности;
влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
современные проблемы России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«География России. 8 класс» линии «Полярная звезда» авт. Алексеев А.И.,Липкина Е.К.,Николина В.В.
РАЗДЕЛ/ТЕМА | Кол-во часов | Практические работы |
Тема №1. Россия в мире | 4 | 5 |
Тема №2. Россияне | 10 | 5 |
Тема №3. Природа | 16 | 16( в т.ч. 1 географическая исследовательская практика «Учимся с Полярной звездой»)) |
Тема №4. Хозяйство | 18 | 12(в т.ч. 2 географических исследовательских практик «Учимся с Полярной звездой») |
Тема №5. Природно-хозяйственные зоны | 11 | 6 |
Тема №6. Наше наследие | 4 | 1(географическая исследовательская практика «Учимся с Полярной звездой» |
Повторение курса «География России.8 класс» | 7 | |
Всего | 70 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте государственной границы России»
Практическая работа №2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов»
Практическая работа №3 «Ориентирование по физической карте России»
Практическая работа №4 «Сравнение способов районирования(природного и экономического»
Практическая работа №5 «Подготовка доклада о русском первопроходце»
Практическая работа №6 «Анализ графика рождаемости и смертности в России»
Практическая работа №7 «Построение графика численности населения своего района»
Практическая работа №8 «Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов»
Практическая работа №9 «Выявление на основе опроса рейтинга профессий»
Практическая работа №10 «Анализ карты народов России»
Практическая работа №11 «Описание рельефа России по плану»
Практическая работа №12 «Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых»
Практическая работа №13 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,ср.температур января и июля,годового количества осадков»
Практическая работа №14 «Анализ прогноза погоды за период»
Практическая работа №15 «Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности»
Практическая работа №16 «Изучение по различным источникам стихийныз природных явлений,имевших место на территории России в различные исторические периоды»
Практическая работа № 17 «Обозначение на контурной карте крупных рек России»
Практическая работа № 18 «Определение падения и уклона одной из российских рек»
Практическая работа № 19 «Описание одной из российских рек с использованием тематических карт
Учимся с «Полярной звездой»(1) «Решаем проблему:преобразование рек»
Практическая работа № 20 «Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России»
Практическая работа №21 «Ознакомление с образцами почв своей местности»
Практическая работа №22 « Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа»
Практическая работа№23 «Выделение циклов развитии экономики своего региона»
Практическая работа №24 «Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности»
Практическая работа №25 «Составление схемы «Структура ТЭК»
Практическая работа №26 «Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности»
Учимся с «Полярной звездой»(2) « Что такое АПК и какие проблемы АПК ждут своего решения»
Практическая работа№27 «Обозначение на контурной карте сельскохозяйственных районов страны», «Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства»
Практическая работа №28 «Составление характеристики одного из видов транспорта»
Практическая работа №29 «Оценка степени досупности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности»
Учимся с «Полярной звездой»(3) «Особенности развития сферы услуг своей местности»
Практическая работа№30 «Анализ карт «Природные зоны России»
Практические работа № 31 «Сопоставление карты ПЗ,графика «Смена ПЗ с севера на юг» и таблицы
Практическая работа № 32 «Природно-хозяйственные зоны России»
Практическая работа №33 «Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах»
Практическая работа №34 «Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану»
Практическая работа №35 «Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны»
Практическая работа№36 «Описание природно-хозяйственной зоны своей местности»
Географическая исследовательская практика. №4Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России-наш нравственный долг»
НОМЕНКЛАТУРА 8-9 КЛАСС
Тема "Географическое положение России": мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, горная система Кавказ, Гданьский залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнёва, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив; проливы: Лаперуза, Кунаширский, Татарский Берингов; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское , Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля, остров Сахалин, Курильские о-ва, полуостров Камчатка, полуостров Ямал; Пенжинская губа
Тема "Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы": Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность), Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), ье, Западный и Восточный Саяны, Становое хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Оймяконское плоскогорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь.
Нефтегазоносные бассейны: шельф Баренцева моря, Печорский, Волго-Уральский, Западно-Сибирский с шельфом Баренцева моря.
Каменноугольные бассейны: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.
Месторождения железных руд: КМА(Курская Магнитная Аномалия), Урал(Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория.
Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, плато Путорана и Северо-Восток Сибири, Сихотэ-Алинь.
Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь.
Месторождения солей: Прикаспий( озёра Эльтон, Баскунчак), Предуралье (Соликамск и Березняки), юг Западной Сибири.
Тема "Климат": Оймякон, Верхоянск
Тема "Внутренние воды и водные ресурсы":
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур
Озёра: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское
Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианский бассейн
Тема "Растительный и животный мир. Биологические ресурсы": заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья гора
№ | тема | дата | Тип и форма урока | Формируемые понятия | Практические работы | Оборудование | Домашнее задание | |
план | факт | |||||||
ТЕМА 1.РОССИЯ В МИРЕ (4 часа) | ||||||||
1 | Мы и наша страна на карте мира Практикум №1 | вводный | ГП России,ВВП,крайние точки,огромность территории | Практикум №1 «Обозначение на контурной карте государственной границы России» | Презентация «Введение по РОССИИ» СД 8 кл Практика зад.№3 «Подписать назв. Крайних точек страны» | П.1 Зад.9-11 в учебнике стр.9 | ||
2. | Наша страна на карте часовых поясов. Практикум №2 | Изучение нового материала | Часовой пояс,местное время,поясное время,декретное,летнее время,линия перемены дат | Практикум №2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов» | СД 8кл Практика «Часовые пояса» 6 пр.заданий | П.2 Зад.7-8 в учебнике стр.13 | ||
3. | Как ориентироваться по карте России Практикум №3 | комбинированный | Административ но-территориальное районирование | Практикум №3 «Ориентирование по физической карте России» | П.3 Зад.9 стр 18 в учебнике | |||
4. | Формирование территории России Практикум №4 и №5 | комбинированный | первопроходцы | Практикум №4 «Сравнение способов районирования(природного и экономического» №5 «Подготовка доклада о русском первопроходце» | СД 8 кл Практика «Заселение и освоение» зад. №1-4 | П.4 зад.1 в учебнике стр.23 | ||
ТЕМА 2. РОССИЯНЕ (10 часов) | ||||||||
5. | Воспроизводство населения Практикум №6 | Изучение нового материала | Воспроизвод ство населения.естественный прирост | Практикум №6 «Анализ графика рождаемости и смертности в России» | П.5 | |||
6. | Численность населения. Практикум №7 | Изучение нового материала | Демографический кризис | Практикум №7 «Построение графика численности населения своего района» | П.6 Зад.7 стр.34 в уч. | |||
7. | Миграции населения | Изучение нового материала | миграция | П.7 зад 1-3 | ||||
8. | Наш «демографический портрет» ПрПрактикум №8 | Формирование навыков и умений(чтение половозрастной пирамиды) | Половозрастная пирамида,демографическая ситуация | Практикум №8 «Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов» | П.8 Зад 1-4 стр.42 в уч. | |||
9. | Россияне на рынке труда. Практикум №9 | комбинированный | Трудовые ресурсы.безработица,рынок труда,экономически активное население | Практикум №9 «Выявление на основе опроса рейтинга профессий» | П.9 Стр.46 зад.1-5 | |||
10. | Мозаика народов. Практикум №10 | комбинированный | Этнос,национальный состав,языковые семьи,религии | Практикум №10 «Анализ карты народов России» | П.10 зад 1-5 стр.51 | |||
11. | Размещение населения | Изучение нового материала | Зона очагового заселения,спошное заселение,главная полоса расселения | П.11 зад.1-4 стр.55 | ||||
12. | Расселение и урбанизация | Изучение нового материала | Расселение,урбанизация,городской и сельский образ жизни | П.12 зад. 1-5 стр.58 в уч. | ||||
13. | Городские и сельские поселения | Изучение нового материала | Типы городов,сельские поселения | П.13 зад 1-5 стр.63 | ||||
14. | Урок-обобщение темы «Россияне».Тест. | Урок контроля,проверки и коррекции знаний | ||||||
ТЕМА 3.ПРИРОДА (16 часов) | ||||||||
15. | Геологическая история | Изучение нового материала | Геохронологическая таблица,эры | П.14 зад.2-4 стр.70 | ||||
16. | Рельеф: тектоническая основа | Изучение нового материала | Геосинклиналь,платформа,щит,плита, тектоническая структура | СД 8 кл Практика «Рельеф» зад. 1-6 №1 «На карту рельефа перенести след.круп.формы» №2 «На карту строения зем.коры перенести след. формы» №3 «Из отд.элементов сконструировать участки зем.коры» | П.15 Зад.2-6 стр.75 | |||
17. | Рельеф :скульптура поверхности. Практикум №11 | комбинированный | Выветривание,эрозия,денудация,оледенение,многолетняя мерзлота | Практикум №11 «Описание рельефа России по плану» | П.16 зад.1-4 стр.79 | |||
18. | Как осваивают россияне свой участок земной поверхности Практикум №12 | комбинированный | Минеральные ресурсы,полезные ископаемые,стихийные природные явления | Практикум №12 «Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых» | СД 8 кл Практика «Рельеф» Зад.№6 «Расположите пол.ископ. в соответствии с их происхождением и строением зем.коры» | П.17 зад. 2-7 стр.84 | ||
19. | Солнечная радиация. Практикум №13 | комбинированный | Солнечная радиация,прямая радиация,рассеянная,суммарная,радиационный баланс | Практикум№13 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,ср.температур января и июля,годового количества осадков» | СД 8 кл Практика «Климат» зад .1 «Уст.зависимость между углом падения солнечных лучей и кол.радиации» Видеосюжет «Солнечная радиация» | П.18 зад.1-7 стр.89 | ||
20. | Атмосферная циркуляция | Изучение нового материала | Воздушные массы,атмосферный фронт,циклон,антициклон | СД 8 кл Практика «Климат» зад №2 «Сравнение циклона и антициклона» Видеосюжет «Теплый и холодный фронт» | П.19 зад. 1-6 стр.94 | |||
21. | Зима и лето в нашей северной стране. Практикум №14 | комбинированный | Сезонность климата,континентальность климата,синоптическая карта | Практикум №14 «Анализ прогноза погоды за период» | СД 8 кл «Климат» «Климат и человек» | П.20 | ||
22. | Изучаем карту климатических поясов России Практикум №15 | практикум | Практикум №15 «Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности» | СД 8 кл «Климат» «Климат и человек» | П.21 | |||
23. | Как мы живем и работаем в нашем климате. Практикум №16 и №17 | комбинированный | Комфортность,агроклиматические ресурсы,коффециент увлажнения испаряемость | Практикум №16 «Изучение по различным источникам стихийныз природных явлений,имевших место на территории России в различные исторические периоды»Практикум №17 «Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития с/х» | СД 8 кл зад.№4 «Собрать карту типов климата» №5 «Выбрать город и подобрать тип климата» | П.22 | ||
24. | Наши моря | Изучение нового материала | Ресурсы моря,проблемы морей | Практикум. №18. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. Практикум № 19. Описание одного из российских морей по типовому плану | СД 8 кл «Воды и человек» СД 8 кл Практика зад.№4 «Подписать названия морей» «Установить соответствие между числом и ГО» «Название моря –рыба» | П.23 | ||
25. | Наши реки. Практикум №20;21;22 | Изучение нового материала | Питание,режим,расход,годовой сток,падение.уклон реки | Практическая работа № 20 «Обозначение на контурной карте крупных рек России» Практическая работа № 21«Определение падения и уклона одной из российских рек» Практическая работа № 22 «Описание одной из российских рек с использованием тематических карт» | Презентация –тест «Реки» СД 8 кл «Воды» ПРАКТИКА №1 «Нанести на карту реки» №2 «Расставить водоразделы» | П.24 | ||
26. | Где спрятана вода | Изучение нового материала | Озера,болота,подземные воды,артезианский бассейн,ледники | Презентация «Крупнейшие озера» | П.25 | |||
27. | Водные дороги и перекрестки. Практикум №23 | комбинированный | Морские пути сообщения. морской порт | Практикум № 23 «Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России» | П.26 | |||
28 | Учимся с «Полярной звездой»(1) «Решаем проблему:преобразование рек» | Урок-практикум | Учимся с «Полярной звездой»(1) «Решаем проблему: преобразование рек» | П.27 | ||||
29. | Почва-особое природное тело. Практикум №24 | комбинированный | Почвенный профиль.почвенный горизонт.механический состав почвы | Практикум №24 «Ознакомление с образцами почв своей местности» | СД 8 кл «Почвы» практика №1 «Расставить горизонты» | П.28 | ||
30. | Почва-основа сельского хозяйства Практикум №25 | комбинированный | Факторы почвообразования,типы. Почв,земельные и почвенные ресурсы | Практикум №25 « Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа» | СД 8 кл практика №2 «Сконструировать разл.виды почв» №3 «Расставить на карту типов почв» №4 «Соответст.почвы и увлажнения» №5 «Соответств.ПЗ и почв» | П.29 | ||
ТЕМА 4. ХОЗЯЙСТВО(18 часов) | ||||||||
31. | Развитие хозяйства | Изучение нового материала | Отрасль.территориальное разделение труда,секторы хозяйства | СД 8 кл практика №1 «Тип природных сообществ» №2 «Собери птицу» | П.30 | |||
32. | Особенности экономики России Практикум №26 | комбинированный | Циклы Кондратьева Типы предприятий | Практикум №26 «Выделение циклов развитии экономики своего региона» | СД 8 кл практика №3 «Портрет процвет и исчез. Вида» | П.31 | ||
33 | Практикум №27 «Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности» | Урок-практикум | Практикум №27 «Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности» | Раб.тетрадь.учебник,атлас,к/ карты | ||||
34. | Топливно-энергетический комплекс.Угольная промышленность.Тест. Практикум №28 | Изучение нового материала | Межотраслевой комплекс,ТЭК.топливный баланс | Практикум №28 «Составление схемы «Структура ТЭК» | Раб.тетрадь.учебник,атлас,к/ карты | П.32 | ||
35. | Нефтяная и газовая промышленность. | Изучение нового материала | Месторождения Ямбургское,Уренгойское,Медвежье,Заполярное | Раб.тетрадь.учебник,атлас,к/ карты | П.33 | |||
36. | Электроэнергетика.Тест | Изучение нового материала | ТЭС,ГЭС,АЭС ,альтернативные источники энергии,ЕЭС | Раб.тетрадь.учебник,атлас,к/ карты | П.34 | |||
37. | Металлургия.Практикум №29. Тест. | комбинированный | Черные металлы,цветные металлы,доменная,бездоменная металлургия,комбинат полного цикла | .Практикум №29 «Установление основных факторов размещения предприятий цветной и черной металлургии» | Раб.тетрадь.учебник,атлас,к/ карты | П.35 | ||
38. | Машиностроение.Тест Практикум №30 | Изучение нового материала | Специализация,кооперирование,наукоемкое,металлоемкое машиностроение | Практикум №30 Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности» | Раб.тетрадь.учебник,атлас,к/ карты | П.36 | ||
39. | Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Тест | Изучение нового материала | Основная химия,химия органического синтеза,целлюлоза | Учебник,атлас,раб.тетрадь Карта «Русская равнина» СД 9 класс Регионы» | П.37 | |||
40. | Растениеводство | Изучение нового материала | Угодья,технические культуры.зерновые,озимые, | Раб.тетрадь.учебник,атлас,к/ карты | П.38 | |||
41. | Животноводство.Тест | Изучение нового материала | Молочное,мясное,животноводство | Раб.тетрадь.учебник,атлас,к/ карты | П.39 | |||
42. | Учимся с «Полярной звездой»(2). Что такое АПК и какие проблемы АПК ждут своего решения | Урок-практикум | АПК | Учимся с «Полярной звездой»(2). Что такое АПК и какие проблемы АПК ждут своего решения | П.40 | |||
43 | Практикум №31 «Обозначение на контурной карте сельскохозяйственных районов страны»,Практикум №32«Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства» | Урок-практикум | Практикум №31 «Обозначение на контурной карте сельскохозяйственных районов страны»,Практикум №32«Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства» | Раб.тетрадь.учебник,атлас,к/ карты | ||||
44 | Сухопутный транспорт | Грузооборот,пассажиооборот.виды транспорта | Учебник,атлас,раб.тетрадь СД 9 кл «Регионы» Презентация «Кавказ» | П.41 | ||||
45 | Водный и воздушный транспорт.Транспортные узлы. Практикум №33. Тест | комбинированный | Транспортный узел,магистраль,каботаж | Практикум №33 «Составление характеристики одного из видов транспорта» | Раб.тетрадь.учебник,атлас,к/ карты | П.42 | ||
46. | Сфера услуг. Практикум №34 | комбинированный | Социальная инфраструктура | Практикум №34 «Оценка степени досупности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности» | СД 9 кл «Регионы» | П.43 | ||
47. | Учимся с «Полярной звездой»(3) «Особенности развития сферы услуг своей местности» | Урок-практикум | Учимся с «Полярной звездой»(3) «Особенности развития сферы услуг своей местности» | Презентация «Кунгурская пещера» | П.44 | |||
48 | Урок-обобщение темы «Хозяйство».Обобщающий тест по теме | Урок проверки, контроля и коррекции знаний | ||||||
ТЕМА 5. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ (11час) | ||||||||
49. | Зональность в природе и жизни людей. Практикум №35 | Урок-практикум | ПЗ,,природно-хозяйственная зона | Практикум №35 «Анализ карт «Природные зоны России» | Презентация «Природные зоны России»Презентация «Охрана природы» | П.45 | ||
50. | Северные безлесные зоны | комбинированный | Тундра,арктическая пустыня | СД 8 кл практика зд.№ 1-6 «Аркт.пустыни» «Леса» «Степи» «Высотная поясность» Презентация «Субарктика» | П.46 | |||
51. | Лесные зоны | комбинированный | тайга | П.47 | ||||
52. | Степи и лесостепи | комбинированный | Черноземная зона | Презентация «Леса» | П.48 | |||
53. | Южные безлесные зоны | комбинированный | Солончаки,черные земли,оазис | П.49 | ||||
54 | Субтропики.Высотная поясность в горах.Тест. | комбинированный | Черноморское побережье Кавказа | П.50 | ||||
55 | Практикум № 36 «Сопоставление карты ПЗ,графика «Смена ПЗ с севера на юг» | Урок-практикум | Практикум № 36 «Сопоставление карты ПЗ,графика «Смена ПЗ с севера на юг» | Рабочая тетрадь | ||||
56 | Практикум №37 «Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах» | Урок-практикум | Практикум№37 «Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах | Рабочая тетрадь | ||||
57 | Практикум №38 «Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану» | Урок-практикум | Практикум№38 «Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану» | Рабочая тетрадь | ||||
58 | Практикум №39 «Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны» | Урок-практикум | Практикум №39 «Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны» | Рабочая тетрадь | ||||
59 | Практикум №40 «Описание природно-хозяйственной зоны своей местности» | Урок-практикум | Практикум№40 «Описание природно-хозяйственной зоны своей местности» | Рабочая тетрадь | ||||
ТЕМА 6. НАШЕ НАСЛЕДИЕ(4час) | ||||||||
60 | Территориальная организация общества | вводный | Присваивающее хозяйство,аграрное,индустриальное,постиндустриальное общество | П.51 | ||||
61 | Все связано со всем | ТК и ПТК | П.52 | |||||
62 | Что мы оставим потомкам | ЮНЕСКО,наследие | П.53 | |||||
63 | Географическая исследовательская практика. № 4 Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России-наш нравственный долг» | Урок-практикум | Географическая исследовательская практика. № 4 Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России-наш нравственный долг | |||||
ТЕМА 7.ПОВТОРЕНИЕ (7 часов) | ||||||||
64 | Повторение темы «Россия в мире» | |||||||
65 | Повторение темы «Россияне» | |||||||
66 | Повторение темы «Природа России» | |||||||
67 | Повторение темы «Хозяйство | |||||||
68 | Повторение темы «Хозяйство» | |||||||
69 | Итоговый урок.Контрольная работа. | |||||||
70 | Анализ контрольной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Ли...
Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.
пояснительная записка,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Хозяйство и географические районы,9 класс.
пояснительная записка ,календарно-тематическое планированиеи т.д....
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 9 класса по учебнику А.И .Алексеева География 9 кл.,Полярная звезда, изд. Просвещение
Данная рабочая программа является авторской и полностью соответствует требованиям к написанию рабочей программы в 2016г....