Конспект урока по теме "Волны в океане"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Цель урока: сформировать представление о в видах движения воды в океане, показать учащимся причины образования волн, познакомить их с понятиями "длина волны", "высота волны", "прибой", "приливы", "отливы", "цунами", зыбь", развивать интерес учащихся к урокам географии на основе материала данного урока, продолжать развивать умение их работать с учебником, заполнять таблицы, сравнивать и делать выводы. К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_volny_v_okeane.docx | 23.44 КБ |
skrinshoty_prezentatsii_volny_v_okeane.docx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Волны в океане
Цели:
а) образовательные: сформировать представление о видах движения воды в океане; показать учащимся причины образования волн; познакомить с понятиями высота волны, длина волны, зыбь, прибой, цунами, приливы и отливы; формировать представление о постоянном движении воды в океане.
б) воспитательные: расширить кругозор учащихся на основе знаний о прибоях, цунами, приливах и отливах; осуществлять связь изучаемого материала с повседневной жизнью и другими темами курса.
в) развивающие: развивать интерес учащихся к урокам географии на основе материала данного урока; продолжать развивать умение работать с учебником, сравнивать, заполнять таблицы и делать выводы.
Оборудование: видеофрагмент «Цунами», любой видеофрагмент прибоя, презентация, сделанная учителем «Волны в океане».
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.
2. Повторение и проверка домашнего задания.
Устный опрос: 1. Соленость воды. 2. Температура воды.
Географический диктант: Закончите предложение…
1. Единица измерения солености воды. (Промилле)
2. Напишите знак, которым показывается соленость воды. (‰)
3. Средняя соленость океанической воды равна... (35‰)
4. Определите соленость воды, если в 1 л воды содержится 1 г соли. (1‰)
5. Чем теплее вода, тем испарение... (выше)
6. Если в море впадает много крупных рек, то соленость воды... (небольшая)
7. Где самая высокая соленость вод: в районе арктических, умеренных, тропических или экваториальных широт? (Тропических)
8. Температура вод океана понижается при удалении от экватора или при приближении к экватору? (При удалении)
9. Температура воды с глубиной... (понижается)
10. Что медленнее нагревается и медленнее остывает: вода или суша? (Вода)
Работа с картой: Показать на карте географические объекты…
1) моря (Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карское);
2) заливы (Гудзонов, Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Финский, Большой Австралийский, Гвинейский);
3) проливы (Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка);
4) острова (Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Новая Гвинея, Исландия, Новая Зеландия);
5) полуострова (Аравийский, Лабрадор, Индостан, Скандинавский, Камчатка).
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с океаническими волнами. Океан никогда не бывает абсолютно спокойным. На поверхности всегда есть волны. Слабые волны моряки называют штилем, а сильное, волнение – штормом.
– Как вы думаете, что вызывает волны? (Ветер)
Особенно сильные волны бывают не в море, а в океане, где большое пространство открытой воды.
– Как движется вода в волне?
Нам кажется, что волны перемещаются в горизонтальном направлении. Но на самом деле вода в волне колеблется вертикально. Вы сидите в лодке, а волна вас будет поднимать и опускать.
Рассмотрите рисунок 49 на странице 76. Высота волны – это расстояние от подошвы волны до ее гребня по вертикали. Длина волны – это расстояние между гребнями. Опаснее волны с короткой длиной волны. Частицы воды совершают в волне замкнутые круги, благодаря волнам вода перемешивается.
Чем сильнее ветер, тем выше волны. Обычная высота волн до 4 метров, но при шторме волны могут достигать 12 метров. Небольшие волны без пенистых гребней называются зыбью.
При приближении к берегу движение волны тормозит дно, и гребень волны опрокидывается в сторону берега и разбивается в пену. Это прибой (рисунок 50 на странице 77). Прибой, особенно сильный во время шторма, обладает огромной силой: он может выбрасывать на берег камни весом в сотни килограммов.
Особенно опасны такие волны, как цунами (при наличии показать видеофрагмент «Цунами»). Причина цунами – подводные землетрясения. Цунами могут вызывать оползни и извержения подводных вулканов. В цунами движется вся толща воды – от поверхности до дна. Огромна скорость распространения цунами – 800 км/ч. В открытом море высота волны цунами около 1 метра, что для океанских кораблей неопасно. Но при приближении к берегу волна поднимается до 40 метров и с огромной силой обрушивается на берег. Цунами выбрасывает на берег суда, которые не успели выйти в море, разбивает постройки и уносит за собой в океан все, что успела разрушить. Спасение для людей одно: уйти подальше от берега и подняться повыше в горы. Корабли должны уйти в море, дальше от берега. Необходимо сообщить людям о приближении цунами. Специальная служба предупреждает людей об опасности за час или несколько минут.
Последнее цунами, обрушившееся на Таиланд, унесло много жизней. Особенно пострадали туристы, которые из любопытства и незнания пошли по освободившемуся дну собирать дары моря. А это было предупреждение: когда вода уходит от берега, обнажая дно, она как бы говорит людям: «Внимание! Я скоро вернусь, берегитесь!» Цунами может повториться – за первой волной придут вторая и третья.
Еще один вид волн – это приливы и отливы.
– Что является причиной образования приливов и отливов? (Притяжение Луны)
Приливы и отливы регулярно повторяются: 6 часов длится прилив и 6 часов – отлив. Самые высокие приливы возникают в узких заливах и бухтах. В России самые высокие приливы наблюдаются в Пенжинской губе Охотского моря – до 13 метров, в Белом море они достигают высоты 10 метров, а в Черном равны всего нескольким сантиметрам. Самые высокие приливы на Земле, достигающие 18 метров, наблюдаются в заливе Фанди, у восточных берегов Северной Америки.
– Откройте карту океанов и найдите условный знак, показывающий высоту приливов. Найдите места с высокими приливами.
Энергия приливов используется для получения электроэнергии на приливных электростанциях. В России такая станция работает на Кольском полуострове в Кислой губе.
При отливах местные жители выходят на берег и собирают принесенные приливом дары моря: водоросли, крабов, креветок.
4. Закрепление изученного материала.
– Как движется вода в волне? (Движение колебательное, по кругу)
– Расстояние между двумя соседними гребнями называется… (Длиной волны)
– Чем сильнее ветер и глубже море, тем волны... (больше)
– О какой волне стихотворение Ф.И. Тютчева?
Волн неистовым прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой.
– Скажите по-японски «волна в бухте». (Цунами)
– Где кораблям можно найти безопасное место при приближении цунами? (В море, дальше от берега)
– Какой вид волн и для чего человек использует в хозяйственных целях? (Приливы, для выработки электроэнергии)
– Почему на кораблях обязательно есть таблицы приливов и отливов? (При заходе в порт, где высокие приливы и отливы, необходимо знать их расписание, чтобы во время прилива зайти в порт, а во время следующего прилива благополучно из порта выйти.)
– Лондон находится на реке Темзе. Как же в Лондонский порт заходят океанические корабли? (Корабли заходят во время прилива, когда уровень воды резко увеличивается)
– Какая сила вызывает приливы и отливы? (Изменения лунных фаз)
– Какова причина возникновения цунами? (Подводные землетрясения, оползни либо извержения подводных вулканов)
– Заполните таблицу. Поставьте знак «+» или «–».
Характеристики | Приливы | Цунами | Прибой |
1. Образуются под влиянием фаз Луны | |||
2. Периодически повторяются | |||
3. Образуются в результате землетрясений | |||
4. Обладают разрушительным действием (бедствие) | |||
5. Образуются в сейсмически активных зонах | |||
6. Образуются только у берегов |
5. Домашнее задание.
Выучить параграф 27, составить по нему 5 вопросов, знать ответы на свои вопросы. Вопросы, начинающиеся со слова «почему» более ценные.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о течении Гольфстрим.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".
сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....
Конспект урока "Открытие Австралии и Океании"
Урок изучения нового материала. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.На уроке применены технологии: проблемного обучения, деятельностного типа, продуктивного чтения. Материал урока возмо...
Конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса.
Подробный конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса....
Конспект урока по теме "Тихий океан"
Данный урок соответствует требованиям ФГОС :развитие критического мышления посредством чтения и письма; приёмы – таблица ЗХУ, шесть шляп мышления, синквейн....
Конспект урока по географии "Тихий океан"
Цели и задачи: познакомить учащихся с физико-географическими особенностями, происхождением берегов, рельефом дна, познакомить с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием,...
Конспект урока по теме "Мировой океан"
Технологическая карта урока в 6 классе по географииТема урока_ «Мировой океан и его части»...
Конспект урока Движение воды в океане
Виды движения воды в океане и их причины. Разница между волнами и океаническими теченичми...