Конспект урока по теме "Тихий океан"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Латина     Ольга Прокофьевна

Данный урок соответствует требованиям ФГОС :развитие критического мышления посредством чтения и письма; приёмы – таблица ЗХУ, шесть шляп мышления, синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_primeneniem_kriticheskogo_myshleniya.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тихий океан.

Класс7

Используемая технология: развитие критического мышления посредством чтения и письма; приёмы – таблица ЗХУ, шесть шляп мышления, синквейн.

Оборудование: Раздаточный материал «Тихий океан», шляпы разного цвета, презентация «Тихий океан».

Цель урока: познакомить учеников с историей исследования Тихого океана, с наиболее значительными экспедициями и знаменитыми путешественниками и исследователями; сформировать у них представление об особенностях рельефа, климата и вод Тихого океана.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учеников с историей исследования Тихого океана, с наиболее значительными экспедициями и знаменитыми путешественниками и исследователями.
  2. Сформировать у обучающихся представление об особенностях рельефа, климата и вод Тихого океана

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умения составлять характеристику географического объекта, на примере характеристики Тихого океана.
  2. Продолжить формирование умений работать с картой, контурной картой (составление лоции Тихого океана).
  3. Продолжить формирование умений делать выводы.
  4. Развитие творческого мышления (синквейн).

Воспитывающие:

  1. Продолжить работу над формированием географической картины мира.
  2. Воспитывать в учениках чувство сплочённости посредством работы в группе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела «Материки и океаны».

Сначала, мы с вами познакомимся с океанами Земли.

Океаны – самые обширные природные комплексы. Недаром учёные называют Землю планетой морей или планетой Океан.

Мировой океан обнимает Землю неразделимыми водами и является по своей природе единой стихией, которая приобретает разные свойства с изменением широт.

Мировой океан – самый большой природный комплекс географической оболочки, который делят на части – отдельные океаны.

? Сколько океанов на Земле? Кто сможет показать на карте?

Знакомство с океанами мы с вами начнём с Тихого океана. Открыли тетради. Записали тему урока «Тихий океан».

Давайте с вами вспомним, что мы знаем о Тихом океане. Для этого зачертим в тетради таблицу:

З

Х

У

 

Заполняем графу З (знаю) графу Х (хочу узнать).

  1. Изучение нового материала.

Слайд 1.

С особенностями Тихого океана мы будем знакомится немного в необычной форме – форме заседания Академии юных знатоков географии.

        Представьте, что вы академики и находитесь на очередном заседании Академии по теме «Тихий океан».

          Перед вами на столах находятся шляпы разного цвета. Исходя из цвета шляпы, вы будете представлять свои впечатления и мысли.

          При помощи цветных жетонов формируются группы, которые будут мыслить в «соответствующем цвете».

Белая шляпа

  Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций. Только факты!!!

Жёлтая шляпа

  Позитивное мышление. Нужно выделить, что именно было хорошо, полезно, продуктивно и объяснить почему.

Чёрная шляпа

  Противоположность жёлтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и объяснить, почему так произошло.

Зелёная шляпа

  Это – творческое мышление. Нужно представить тот или иной факт в иной, новой ситуации.

Синяя шляпа

  Обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» цвете, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы. За ними последнее слово.

  Итак, мы приступаем к заседанию. В нашу Академию пришло письмо от главного редактора газеты, в которую был вложен научно-фантастический рассказ «Тихий океан». Главный редактор просит нас, чтобы мы внимательно изучили рассказ и сделали выводы, что же в нём научно, а что фантастично.

Не забываем, что мы поделились на группы, у каждой группы шляпа определённого цвета, и мыслить мы должны неодинаково.

ТИХИЙ ОКЕАН

***

        Однажды осенним дождливым вечером собрались выкурить по трубке и повспоминать былые дни знаменитые капитаны разных стран и времён. Всегда – и раньше были такие люди, и сейчас, их мало, но есть, которые испытывают жажду – куда-то пойти в неизвестное. Им не живётся спокойно, их куда-то тянет жажда дальних странствий, любознательность первооткрывателей, а зачастую и амбиции, жажда славы. А бывает, что и наоборот – хочется от всех сбежать. Некоторые открывали целые новые материки, и возвращались героями, некоторые погибали сами и губили всю команду.

        Слово за слово и оказалось, что все капитаны плавали по самому большому океану Земли – Тихому.

        -Да, я Васко Нуньес де Бальбоа – первооткрыватель Тихого океана, и великий завоеватель Америки. В сентябре 1513 года я с отрядом в 66 человек, пробираясь сквозь сплошные заросли, поднялся на вершину горы, откуда увидел простирающуюся морскую гладь. Спустившись на побережье, мы пересекли Панамский канал и войдя по колено в воду с обнаженной шпагой и кастильским знаменем в руках, я торжественно назвал открытое мною море Южным и объявил его владением испанского короля. 

        -Но название-то океану дал я, прервал его Фернан Магеллан. Я потому-то и назвал его Тихим, что океан встретил нас гостеприимно: не было ни сильных ветров, ни волнения. Мои корабли почти 4 месяца не встречали суши. Мы питались сухарями, но это уже были не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью шкуру, покрывавшую грот-мачту. Мы питались древесными опилками. Крысы продавались за полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать. Если бы не изумительная погода, мы бы не смогли выжить целых полгода , путешествую по Тихому океану.

-Ну и что, возразил Эль Кано. Зато мы пересекли величайший океан планеты и открыли столько островов – Марианские, Филиппинские, достигли Молуккских островов, где дёшево закупили пряности – корицу, гвоздику, мускатный орех.

-Да, гостеприимный океан, проворчал Дрейк. Мои люди очень сильно страдали от холода. Выйдя из пролива, носящего моё имя, Тихий океан показал свой свирепый нрав. Началась буря. Днём не было видно солнца, а ночью - звёзд. Ветер разбросал мои корабли и погнал их на юг. Один из них пропал без вести. Целых два месяца мою «Золотую Лань» трепала и терзала буря.

? Белая шляпа

Кто был первооткрывателем тихого океана? Кто дал название океану?  Какой Тихий океан - спокойный или бурный?

Жёлтая шляпа

Что было полезно, продуктивно в данной части письма?

? Чёрная шляпа

Что было трудно, неясно, проблематично?

▲ У учащихся в «чёрной шляпе» возникает вопрос – когда океан бывает спокойным, а когда на нём господствуют бури и ураганы?

Зелёная шляпа

Что было бы, если бы Магеллана встретил не спокойный Тихий океан, а бушующий, как Дрейка?

? Синяя шляпа

Сделайте выводы по данному отрывку.

Выводы записываются в третью колонку таблицы (У):

  1. 1513г – Бальбоа впервые вышел к Тихому океану.
  2. Магеллан дал название океану.
  3. Ф. Дрейк испытал суровый нрав Тихого океана.

***

        -Что ваши открытия, по - сравнению с моими, скромно, но с достоинством сказал Абель Тасман. Я открыл большую часть северного побережья Австралии, остров Тасмания, который носит моё имя, так же как и море в южной части Тихого океана между берегами Австралии и Новой Зеландии, острова Тонга и Фиджи. Одно плохо – мы не смогли найти новые районы торговли. Встречные ветры не позволили мне войти в пролив Баса, отделяющий открытую нами Новую Зеландию от материка, ведь в субтропических широтах господствуют пассаты.

        -Мне же суждено было продолжить ваши исследования Тихого океана, сказал капитан Джеймс Кук. На моём «Индеворе» мы совершили много открытий, которые поубавили белых пятен на карте. Я первым доказал, что Новая Зеландия – это два острова, разделённые проливом, который впоследствии был назван моим именем – пролив Кука), а не часть неведомого Южного континента, исследовал восточное побережье Австралии и нанёс его на карту; доказал, что Новая Гвинея не  соединяется с Австралией. Через год на «Резольюшене» и «Адвенчуре» я попытался достигнуть Антарктиды, но мне помешали льды, зато я посетил самый загадочный в мире остров – остров Пасхи. В своё третье путешествие я изучил сказочно красивые Гавайские острова, которые однако принесли мне погибель.

        -Мы, русские, также внесли немалый вклад в исследование Великого океана. Я, знаменитый русский землепроходец Семён Иванович Дежнёв, в 1648 году, обогнув Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой.

        -Ну и  что, что вы его открыли. Носит то он моё имя, с усмешкой возразил Витус Беринг. Я был нанят на русскую службу по поручению Петра I, который ценил опытных моряков. В результате Первой Камчатской экспедиции мы исследовали побережье полуострова Камчатка, самое суровое море Тихого океана – Охотское, которое зимой почти полностью покрывается льдом, кроме него подо льдом оказывается северная половина Берингова моря и небольшая часть побережья Японского моря. Это происходит потому, что с азиатского материка дует холодный и сухой муссон, оказывающий большое влияние на климат океана. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы – тайфуны («тайфун» означает сильный ветер). Во время Второй Камчатской экспедиции я вместе с Алексеем Чириковым на кораблях «Святой Павел» и «Святой Пётр» открыли северо-западные берега Америки – полуостров Аляска. Каких только лишений мы не претерпели – бури, цинга, голод, туманы. Ведь в умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы, ураганы поднимают в океане водяные горы до 30 м высотой. Не смотря на все лишения мы не теряли бодрости духа.

        -На мою же долю выпало завершение дел  Второй Камчатской экспедиции – сказал Алексей Чириков. Я составил карту северной части Тихого океана, северо-западных берегов Америки, островов Алеутской гряды и восточных берегов Камчатки.

        - А мы, в свою очередь, пытаясь завязать торговые отношения с Японией, произвели много географических открытий, сказали в один голос Иван Фёдорович Крузенштерн и Юрий Фёдорович Лисянский. Наши «Нева» и «Надежда» исследовали Маркизские острова, Гавайские острова. Во время плавания Тихий океан то оправдывал своё названии, представал перед нами гладким как зеркало. Можно было спокойно плавать на шлюпках, производить исследования температуры воды и делать другие наблюдения. Ещё бы, ведь мы  были в экваториальных широтах, где весь год в основном штилевая погода. Однако у берегов Японии мы испытали все прелести Тихого океана – сильнейшие бури, туманы. Однако благодаря специальным приборам (секстанту, хронометру) мы определили направление и скорости морских течений – Южного и Северного Пассатного, Экваториального противотечения. Поверхностные течения в океане согласуются с движением воздушных масс над ними. При помощи термометра Сикса мы исследовали вертикальное распределение температур в океане. Из-за большой протяжённости океана с севера на юг среднегодовая температура поверхностных вод изменяется от -10С до +290С у экватора. В летнее время различия в температурном режиме морей Тихого океана весьма существенны. В Беринговом море средние температуры июля составляют 7-100С,  в Охотском 11-140С, Японском 15-200С. На моря из южных широт проникают иногда тайфуны и мощные циклоны, приносящие ураганы. Для всех морей Дальнего Востока характерны низкие зимние температуры воды: от 0… +20С до 1,3…1,80С. Солёность морских вод изменяется от 30-32‰ в Охотском море до 33‰ В Беринговом море и в Японском море.

Белая шляпа

  1. Какие открытия совершил Абель Тасман? Джеймс Кук? Семён Дежнёв?Витус Беринг и Алексей Чириков? И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский?
  2.  Каковы климатические условия в северо-восточной и северо-западной части Тихого океана?
  3. Как изменяется температура поверхностных вод и солёность Тихого океана с севера на юг?

Жёлтая шляпа

Что было полезно, продуктивно в данной части письма?

Чёрная шляпа

Что было трудно, неясно, проблематично?

У учащихся возникает вопрос – почему такие большие различия в климате и характеристиках водных масс в разных частях Тихого океана?

Зелёная шляпа

Предположите цепь событий, которые могли бы произойти, если бы Тасману не помешали ветры, Берингу – туманы, а Крузенштерн и Лисянский имели бы современное оборудование?

Синяя шляпа

  Сделайте выводы (под запись в третью колонку):

  1. А. Тасман – северное побережье Австралии, о. Тасмания, Тасманово море, острова Тонга и Фиджи, Новая Зеландия.
  2. Дж. Кук – Новая Зеландия – два острова, между ними пролив Кука, Новая Гвинея – остров, О. Пасхи, Гавайские острова, Льды в южной части океана помешали достичь Антарктиды.
  3. С. Дежнёв – Берингов Пролив.
  4. В. Беринг, А. Чириков –
  • Берингово, Охотское море, Японское море, северо-западные берега Америки (полуостров Аляска), Алеутские острова, восточные берега Камчатки.
  • Северные моря зимой покрыты льдом (причина холодный сухой муссон), в западной части океана – тайфуны. Берингово море покрыто туманами.
  1. Крузенштерн, Лисянский – температурный режим морей, солёность

***

        -Начало же комплексным научным исследованиям в океане положила моя океанографическая экспедиция на корабле «Челленджер» с 1872 по 1876 г., сказал капитан Уайвилл Томсон. Наш маршрут лежал через Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Мы выяснили, что цвет воды в субтропических и тропических широтах синий, прозрачность в отдельных местах более 50м. В северных умеренных широтах преобладает тёмно-голубой цвет воды, у берегов — зеленоватый, что связано с подъёмом из глубины прозрачных как стекло маленьких сальп; прозрачность 15—25 м. В антарктических широтах цвет воды зеленоватый, прозрачность до 25 м.
 Лёд в северной части Тихого океана образуется в морях с суровыми зимними климатическими условиями (Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое) и в заливах у берегов острова Хоккайдо, полуостровов Камчатка и Аляска. Зимой и весной льды выносятся Курильским течением в крайнюю северо-западную часть Тихого океана. В заливе Аляска встречаются небольшие айсберги. В южной части Тихого океана льды и айсберги образуются у берегов Антарктиды и течениями и ветрами выносятся в открытый океан. Северная граница плавучих льдов зимой проходит у 61—64° южной широты, летом смещается к 70° южной широты, айсберги в конце лета выносятся до 46—48° южной широты Айсберги образуются главным образом в море Росса.
В экваториальной части Тихого океана наиболее благоприятный климат. Температура над морем составляет около 250С и почти не меняется в течение года. В Тихом океане количество осадков больше, чем испаряющейся воды. С учётом речного стока сюда ежегодно поступает свыше 30 тысяч км3 пресной воды. Поэтому солёность поверхностных вод Тихом океане ниже, чем в других океанах (средняя солёность равна 34,58‰). Наиболее низкая солёность (30,0—31,0‰ и менее) отмечается на З. и В. северных умеренных широт и в прибрежных районах восточной части океана, наибольшая (35,5‰ и 36,5‰) — соответственно в северных и южных субтропических широтах. У экватора солёность воды уменьшается от 34,5‰ и менее, в высоких широтах — до 32,0‰ и менее на С., до 33,5‰ и менее на Ю.

К западу от 180-го меридиана климат постепенно меняется. Здесь господствуют муссоны с их внезапными капризами.

Мы же положили начало исследованиям самого глубокого места   в океане – Марианской впадине. Впервые составили карту глубин и рельефа дна.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
Характерная особенность 
рельефа дна океана — приуроченность наибольших глубин к его окраинам. Глубоководные впадины тянутся в виде узких длинных желобов в западной и восточной частях океана. Крупные поднятия разделяют ложе океана на котловины. На востоке океана расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. Океан расположен почти целиком на одной литосферной плите, которая на своих границах взаимодействует с другими плитами. Океан окружает кольцо глубоководных желобов. Края плиты погружаются в их тесное пространство. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Это знаменитое «огненное кольцо» планеты.

        -Также значительный вклад в изучение Тихого океана внесли мы русские моряки, совершившие кругосветную экспедицию на «Витязе» в 1886-1889 г. под моим руководством, сказал Степан Осипович Макаров. Я впервые пришёл к выводу, что поверхностные течения во всех морях северного полушария имеют как правило круговое вращение и направлены против часовой стрелки. В Южном же полушарии течения движутся по часовой стрелке. А в 1958 году экспедиция на одноимённом корабле установила наличие жизни на глубинах более 7000 м. А в 1960 г. было проведено погружение батискафа «Триест» на дно Марианского желоба на глубину 10925 м.

Белая шляпа

  1. На каком корабле и в каком году началось первое комплексное исследование Тихого океана?
  2. Опишите цвет и прозрачность вод Тихого океана?
  3. Где встречаются айсберги в Тихом океане?
  4. Солёность Тихого океана?
  5. Особенности рельефа дна Тихого океана?
  6. Как проходят течения в северном и южном полушарии?

Жёлтая шляпа

Что было полезно, продуктивно в данной части письма?

Чёрная шляпа

Что было трудно, неясно, проблематично?

Зелёная шляпа

Предположите, как изменился бы климат Тихого океана, если бы Берингов пролив был бы по ширине равен проливу Дрейка?

Синяя шляпа

  Сделайте выводы (под запись в третью колонку):

  1. 1872-1876 г – «Челленджер», первая научная океанографическая экспедиция.
  2. Цвет воды от тёмно-голубого до зелёного.
  3. Прозрачность 15-50 м.
  4. Айсберги - небольшие в заливе Аляска, у берегов Антарктиды из моря Росса.
  5. Осадков больше чем испаряющейся воды→средняя солёность34, 58‰ (ниже, чем в других океанах)
  6. К западу от 180 меридиана – муссоны.
  7. Рельеф – наибольшие глубины на окраинах океана, есть глубоководные впадины и крупные поднятия.; единая литосферная плита; на границе «огненное кольцо» планеты.
  8. 1886-1889- Макаров, «Витязь» - направление течений.
  9. 1958 г «Витязь» - глубинная жизнь.
  10. 1960-«Триест» - погружение в Марианскую впадину.

Рассказ прочитан. Что же  в нём было научно, а что фантастично?

Теперь мы с вами знаем гораздо больше о Тихом океане, чем знали в начале занятия. Давайте полюбуемся видами Тихого океана. (показ слайда)

  1. Рефлексия

Давайте попробуем составить синквейн на тему «Тихий океан»

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Однако дома нам предстоит выполнить ещё одно закрепление полученных знаний о Тихом океане – составить лоцию Тихого океана при помощи атласа и контурной карты, а также того материала, который мы с вами сегодня получили на уроке.

§    , Практическая работа №13 (задания 1-6).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тихий океан. Конспект урока по географии. 7 класс

Данный конспект используется при изучении нового материала по географии в 7 классе по теме "Тихий океан" (учебник Коринской В.А.). Обучающиеся знакомятся с географическим положением океана, с особенно...

Организмы в Мировом океане. Конспект урока по географии. 6 класс

Ресурс используется на уроке начального курса географии в 6 классе при изучении новой темы "Организмы в Мировом океане" (учебник Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П.) и формирует представление обучающихс...

Движение воды в океане. Конспект урока. 6 класс

Конспект урока по географии в 6 классе предназначен для лучшего закрепления учебного материала учащимися данного возраста....

Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...

Конспект урока географии по теме "Тихий океан" ( 7 класс)

познакомить учащихся с физико-географическими особенностями,  происхождением берегов, рельефом дна,  познакомить с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием, хоз. использованием...

конспект урока в 6 классе "Волны в океане"

конспект урока в 6 классе "Волны в океане"...

План-конспект урока географии на тему: «Жизнь в Мировом океане» с рабочей тетрадью к уроку

Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уро...