Дополнительная общеобразовательная программа « В мире географии»
методическая разработка по географии на тему
Актуальность программы заключается в том, что она предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся, направлена на расширение знаний по географии и является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Данная программа поможет обогатить знания учащихся, поспособствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. А также помогает учащимся проверить уровень своих знаний по географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Восточный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы
«Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»
(ГБОУ ШМК Бибирево)
127560, г. Москва, ул. Конёнкова, д.8А, тел. 8(499) 207-10-88, 8(499)206-94-66,
e-mail:shmk-bibirevo@edu.mos.ru, http://sch-bibirevo.mskobr.ru
ОГРН 1157746866562, ИНН/КПП 9715217689/771501001
8
«Согласовано»: | «Утверждено»: |
Заместитель директора по | Директор ГБОУ ШМК Бибирево |
воспитательной работе ГБОУ ШМК Бибирево | |
________________________С.Н. Кусакина | ___________________________М.П. Андрианова |
___________________ 2017 г. | _____________________________ 2017 г. |
Дополнительная
общеобразовательная (общеразвивающая) программа
« В мире географии»
Направленность программы: естественно-научная
Уровень освоения программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов: 38 часов
Автор - составитель программы: Лихачева О.Л.,учитель географии
Москва, 2017 год
Раздел 1. Пояснительная записка.
1.1. Направленность программы - естественно-научная.
1.2. Уровень освоения - ознакомительный.
1.3. Актуальность программы заключается в том, что она предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся, направлена на расширение знаний по географии и является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Данная программа поможет обогатить знания учащихся, поспособствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. А также помогает учащимся проверить уровень своих знаний по географии.
1.4. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что уделяется особое внимание как подготовке теоретического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ. Учащиеся начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за 4 года, не каждому под силу. На занятиях есть возможность устранить пробелы учащихся по тем или иным темам. Учитель помогает выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала. Компетентностный подход, реализуемый в рамках дополнительной общеобразовательной программы способствует формированию активной жизненной позиции ученика, его гражданственности и патриотизма.
1.5. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального Образовательного Стандарта Основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования, которое включает в себя Конституцию РФ, Закон РФ "Об образовании", принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования (пункт 1 статьи 3 Закона РФ "Об образовании").
Программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по
географии в новой форме, а также разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса (учащиеся, родители).
1.6. Цель курса - повысить уровень предметной и психологической подготовки по географии.
Задачи курса - повторить теоретические основы курса географии;
- отработать практические навыки и умения;
- закрепить основные правила оформления
экзаменационных работ, разные типы заданий;
- повторить географическую номенклатуру, основные
географические термины и понятия;
- анализировать природные, экономические и социальные
явления.
Программа составлена для учащихся 9-ых классов, для которых география, как предмет, представляет особый интерес.
Возраст детей - 15-16 лет.
1.7. Программа рассчитана на 1 год.
Общее количество часов за год – 38.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия - 1 час.
1.8. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа; заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися и составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
1.9. Учащиеся в процессе освоения программы должны :
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу,
способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- географическая зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства; природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногеных явлений.
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информациию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей
среды, ее использования в хозяйственной деятельности человека.
Раздел 2. Содержание программы.
2.1. Учебный план на 2017/2018 год.
№ | Раздел, тема | Количество часов |
| Введение | 2 |
1 | Источники географической информации | 4 |
2 | Природа Земли и человек | 7 |
3 | Материки, океаны, народы и страны | 5 |
4 | Природопользование и геоэкология | 2 |
5 | География России | 16 |
6 | Итог. Решение типовых экзаменационных вариантов | 2 |
2.2. Содержание учебного плана.
1. Введение.
Особенности процедуры проведения ГИА выпускников 9 классов в новой форме по географии. Ознакомление с нормативно-правовыми и другими документами, определяющими порядок проведения ГИА, бланками ГИА и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
2. Источники географической информации.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
3. Природа Земли и человек.
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, ее состав, строение. Мировой океан, его части; взаимоотношение с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
4. Материки, океаны, народы и страны.
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии.
5. Природопользование и геоэкология.
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере.
6. География России.
Особенности географического положения России:
Территория и акватории, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России:
Особенности геологического строения и распространения крупнейших форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
Население России:
Численность населения, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения населения. Направления и типы миграций. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупные города.
Хозяйство России:
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта.
7. Рефлексивная часть. Итог.
Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или
Компьютерной формах) и анализ его результативности.
2.3. Календарно-тематическое планирование.
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
Введение | ||
1. | Особенности географии как науки. | |
2. | Нормативно-правовые документы. | |
Раздел 1. Источники географической информации. | ||
3. | Географические модели: глобус, географическая карта, план местности. | |
4. | Масштаб, условные знаки, градусная сеть. | |
5. | Выдающиеся открытия и путешественники. Географические исследования Земли. | |
6. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | |
Раздел 2. Природа Земли и человек. | ||
7. | Земля как планета. Форма, размеры, движения Земли. | |
8-9 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат | |
10. | Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. | |
11. | Гидросфера. | |
12. | Биосфера. Географическая оболочка Земли. | |
13. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | |
| Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны. | |
14. | Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. | |
15. | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. | |
16-17 | Материки и страны. Основные черты природы материков. | |
18 | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | |
Раздел 4. Природопользование и геоэкология. | ||
19 | Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления. | |
20 | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | |
Раздел 5. География России. | ||
21 | Особенности географического положения России. | |
22 | Часовые пояса. | |
23 | Административно-территориальное устройство России. | |
24 | Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупнейших форм рельефа. | |
25 | Типы климатов, климатические пояса. | |
26 | Внутренние воды и водные ресурсы России. | |
27 | Почвы. Почвенные ресурсы. | |
28 | Растительный и животный мир России. Природные зоны. | |
29 | Решение учебно-тренировочных тестов. | |
30-31 | Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. | |
32 | Размещение населения. Народы, основные религии. Городское и сельское население. | |
33 | Хозяйство России. | |
34-35 | Природно-хозяйственное районирование России. | |
36 | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | |
6. Итог. | ||
37-38 | Анализ результативности знаний. | |
|
Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы.
3.1. Виды контроля знаний учащихся по географии:
- предварительный (это диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы).
- текущий (выявление объема, глубины и качества восприятия материала;определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения);
- периодический (рубежный). Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени.
- итоговый (заключительный). Выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем, курса вцелом.
Формы контроля: - тестовый контроль ( закрытая форма, где имеется серия ответов, один из которых является правильным; тесты с ответами в графическом виде; тесты, построенные на причинно-следственном выражении
«Если…то», «Чем…тем…»; открытая форма, где отсутствуют готовые ответы; тесты «установить соответствие»; восстановить цепочку причинно-следственных связей);
- устный опрос;
- письменная работа;
- практическая работа;
-географические игры;
-электронный контроль.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации
Программы.
4.1. Материально-технические условия реализации программы следующие:
- Учебно-наглядные пособия (компас, коллекции минералов, плакаты, рисунки, макеты);
- Технические средства обучения: интерактивная доска, диапроектор.
- Средства информационных технологий (презентации, фотографии, рисунки, таблицы, схемы).
4.2. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы:
1. Федеральный институт педагогических измерений. ОГЭ. География: тематические и типовые экзаменационные варианты. Под ред. Э.М.Амбарцумовой, г.Москва: изд. «Национальное образование», 2016г.
2. Э.М.Амбарцумян, С.Е.Дюкова – ГИА – 2009, экзамен в новой форме. Геогр., АСТ – «Астрель», Москва.2009г.
3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, География. Школьный курс за 100 часов. М.Вентана-Граф, 2008.336с.
4. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Экспериментальная экзаменационная работа 9 кл. Москва, изд.»Экзамен 2к», 2006.
5. Е.М.Курашаева «География в схемах и таблицах 8-9кл.», Москва, изд. «Экзамен 2к», 2009г.
6. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ОГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь. Москва, изд. «Вентана-Граф», 2008г.
7. ФИПИ http://www.fipi.ru/
9.http://gia.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест-викторина к дополнительной общеобразовательной программе "В мире искусства"
Перед вами один из двух вариантов теста-викторины для диагностики уровня освоения 3-годичной общеобразовательной программы "В мире искусства". Вопросы викторины касаются как тео...
Дополнительная общеобразовательная программа "ИКТ в мире фото и видео"
Программа расчитана на детей 12-16 лет. Срок реализации - 1 год. Главная цель программы - познакомить детей с видеотехникой и фототехникой. Научить видеосъёмке, создавать простейшие видеоролики, обраб...
Дополнительная общеобразовательная программа "Глобальная география"
Цель дополнительной общеобразовательной программы - расширение знаний о глобальных проблемах человечества, рассчитана на учащихся старших классов....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Я В МИРЕ, МИР - ВО МНЕ"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Я В МИРЕ, МИР - ВО МНЕ"...
Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мире искусства»
laquo;Первые шаги в мире искусства» обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподавани...
Дополнительная общеобразовательная программа «В мире презентаций»
Современные школьники, начиная с начальных классов, участвуют в исследовательских, творческих проектах, где им необходимо наглядно продемонстрировать результаты своей деятельности. Программа "В м...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...