Дополнительная общеобразовательная программа « В мире географии»
методическая разработка по географии на тему

Актуальность программы заключается в том, что она предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся, направлена на расширение знаний по географии и является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Данная программа поможет обогатить знания учащихся, поспособствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. А также помогает учащимся проверить уровень своих знаний по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы

«Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»

(ГБОУ ШМК Бибирево)

127560, г. Москва, ул. Конёнкова, д.8А, тел. 8(499) 207-10-88, 8(499)206-94-66,

e-mail:shmk-bibirevo@edu.mos.ru, http://sch-bibirevo.mskobr.ru

ОГРН 1157746866562, ИНН/КПП 9715217689/771501001

8

«Согласовано»:

«Утверждено»:

Заместитель директора по

Директор ГБОУ ШМК Бибирево

воспитательной работе ГБОУ ШМК Бибирево

________________________С.Н. Кусакина

___________________________М.П. Андрианова

___________________ 2017 г.

_____________________________ 2017 г.

Дополнительная

общеобразовательная (общеразвивающая) программа

                               « В мире географии»

                       

Направленность программы: естественно-научная

Уровень освоения программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 15-16 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов: 38 часов

                                                                         

 Автор - составитель программы:                                             Лихачева О.Л.,учитель географии

                           Москва, 2017 год

Раздел 1. Пояснительная записка.

1.1. Направленность программы  -  естественно-научная.

1.2. Уровень освоения  -  ознакомительный.

1.3. Актуальность программы заключается в том, что она предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся, направлена на расширение знаний по географии и является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Данная программа поможет обогатить знания учащихся, поспособствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. А также помогает учащимся проверить уровень своих знаний по географии.

1.4. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что уделяется особое внимание как подготовке теоретического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ. Учащиеся начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за 4 года, не каждому под силу. На занятиях есть возможность устранить пробелы учащихся по тем или иным темам. Учитель помогает выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала. Компетентностный подход, реализуемый в рамках дополнительной общеобразовательной программы способствует формированию активной жизненной позиции ученика, его гражданственности и патриотизма.

1.5. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального Образовательного Стандарта Основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования, которое включает в себя Конституцию РФ, Закон РФ "Об образовании", принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области  образования (пункт 1 статьи 3 Закона РФ "Об образовании").

Программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по

географии в новой форме, а также разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса (учащиеся, родители).

1.6. Цель курса - повысить уровень предметной и психологической подготовки по географии.

Задачи курса  -  повторить теоретические основы курса географии;

-  отработать практические навыки и умения;

-  закрепить основные правила оформления

экзаменационных работ, разные типы заданий;

-  повторить географическую номенклатуру, основные

географические термины и понятия;

-  анализировать природные, экономические и социальные

явления.

Программа составлена для учащихся 9-ых классов, для которых география, как предмет, представляет особый интерес.

Возраст детей - 15-16 лет.

1.7. Программа рассчитана на 1 год.

Общее количество часов за год – 38.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия - 1 час.

1.8. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа; заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися и составляет основу курса.  Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

1.9. Учащиеся в процессе освоения программы должны :

знать/понимать:

-  основные географические понятия и термины;

-  различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу,

способам картографического изображения;

-  результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

-  географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменения в результате деятельности человека;

-  географическая зональность и поясность;

-  географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

-  специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства; природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногеных явлений.

      Уметь:

 -  определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

 -  выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

 -  объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

 -  составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

 -  приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также  крупнейших регионов и стран мира;

 -  находить в разных источниках информациию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

 -  анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

 -  представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 -  определения поясного времени;

 -  чтения карт различного содержания;

 -  решения практических задач по определению качества окружающей

    среды, ее использования в хозяйственной деятельности человека.

            Раздел 2. Содержание программы.

2.1. Учебный план на 2017/2018 год.

Раздел, тема

Количество часов

 

Введение

         2

 1

Источники географической информации

         4                

 2

Природа Земли и человек

         7

 3

Материки, океаны, народы и страны

         5

 4

Природопользование и геоэкология

         2

 5

География России

         16

 6

Итог. Решение типовых экзаменационных вариантов

         2

2.2. Содержание учебного плана.

1. Введение.

     Особенности процедуры проведения ГИА выпускников 9 классов в новой форме по географии. Ознакомление с нормативно-правовыми и другими документами, определяющими порядок проведения ГИА, бланками ГИА и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

2. Источники географической информации.

      Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

3. Природа Земли и человек.

      Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

      Гидросфера, ее состав, строение. Мировой океан, его части; взаимоотношение с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

      Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

      Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

      Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

4. Материки, океаны, народы и страны.

      Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии.

5. Природопользование и геоэкология.

       Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере.

6. География России.

Особенности географического положения России:

       Территория и акватории, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России:

       Особенности геологического строения и распространения крупнейших форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.

Население России:

        Численность населения, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения населения. Направления и типы миграций. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупные города.

Хозяйство России:

         Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта.

7. Рефлексивная часть. Итог.

          Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или

Компьютерной формах) и анализ его результативности.

2.3. Календарно-тематическое планирование.

№ занятия

      Тема занятия

Дата проведения

        Введение

  1.

Особенности  географии как науки.

  2.

Нормативно-правовые документы.

Раздел 1. Источники географической информации.

  3.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности.

  4.

Масштаб, условные знаки, градусная сеть.

  5.

Выдающиеся открытия и путешественники. Географические исследования Земли.

  6.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел 2. Природа Земли и человек.

  7.

Земля как планета. Форма, размеры, движения Земли.

  8-9

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат

  10.

Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие.

  11.

Гидросфера.

  12.

Биосфера. Географическая оболочка Земли.

  13.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

 

Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны.

  14.

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.

  15.

Население Земли. Численность населения Земли.

Человеческие расы, этносы.

 16-17

Материки и страны. Основные черты природы материков.

  18

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел 4. Природопользование и геоэкология.

  19

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления.

  20

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел 5. География России.

  21

Особенности географического положения России.

  22

Часовые пояса.

  23

Административно-территориальное устройство России.

  24

Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупнейших форм рельефа.

  25

Типы климатов, климатические пояса.

  26

Внутренние воды и водные ресурсы России.

  27

Почвы. Почвенные ресурсы.

  28

Растительный и животный мир России. Природные зоны.

  29

Решение учебно-тренировочных тестов.

 30-31

Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав  населения.

  32

Размещение населения. Народы, основные религии. Городское и сельское население.

  33

Хозяйство России.

34-35

Природно-хозяйственное районирование России.

  36

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

      6. Итог.

 37-38

Анализ результативности знаний.

 

            Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы.

3.1. Виды контроля знаний учащихся по географии:

 -  предварительный (это диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы).

 -  текущий (выявление объема, глубины и качества восприятия материала;определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения);

 -  периодический (рубежный). Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени.

 -  итоговый (заключительный). Выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем, курса вцелом.

    Формы контроля:  - тестовый контроль ( закрытая форма, где имеется серия ответов, один из которых является правильным; тесты с ответами в графическом виде; тесты, построенные на причинно-следственном выражении

«Если…то», «Чем…тем…»; открытая форма, где отсутствуют готовые ответы; тесты «установить соответствие»; восстановить цепочку причинно-следственных связей);

 

                    - устный опрос;

                    - письменная работа;

                    - практическая работа;

                    -географические игры;

                    -электронный контроль.

           Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации

                   Программы.

4.1. Материально-технические условия реализации программы следующие:

    - Учебно-наглядные пособия (компас, коллекции минералов, плакаты, рисунки, макеты);

    - Технические средства обучения: интерактивная доска, диапроектор.

    - Средства информационных технологий (презентации, фотографии, рисунки, таблицы, схемы).

4.2. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы:

   1. Федеральный институт педагогических измерений. ОГЭ. География: тематические и типовые экзаменационные варианты. Под ред. Э.М.Амбарцумовой, г.Москва: изд. «Национальное образование», 2016г.

   2. Э.М.Амбарцумян, С.Е.Дюкова – ГИА – 2009, экзамен в новой форме. Геогр., АСТ – «Астрель», Москва.2009г.

   3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, География. Школьный курс за 100 часов. М.Вентана-Граф, 2008.336с.

   4. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Экспериментальная экзаменационная работа 9 кл. Москва, изд.»Экзамен 2к», 2006.

   5. Е.М.Курашаева «География в схемах и таблицах 8-9кл.», Москва, изд. «Экзамен 2к», 2009г.

   6. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ОГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь. Москва, изд. «Вентана-Граф», 2008г.

   7. ФИПИ http://www.fipi.ru/

   8. http://ege.edu.ru/

   9.http://gia.edu.ru/

             

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест-викторина к дополнительной общеобразовательной программе "В мире искусства"

Перед вами  один из двух  вариантов  теста-викторины для диагностики уровня освоения 3-годичной общеобразовательной программы "В мире искусства". Вопросы викторины касаются как тео...

Дополнительная общеобразовательная программа "ИКТ в мире фото и видео"

Программа расчитана на детей 12-16 лет. Срок реализации - 1 год. Главная цель программы - познакомить детей с видеотехникой и фототехникой. Научить видеосъёмке, создавать простейшие видеоролики, обраб...

Дополнительная общеобразовательная программа "Глобальная география"

Цель дополнительной общеобразовательной программы - расширение знаний о глобальных проблемах человечества, рассчитана на учащихся старших классов....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Я В МИРЕ, МИР - ВО МНЕ"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Я В МИРЕ, МИР - ВО МНЕ"...

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мире искусства»

laquo;Первые шаги в мире искусства» обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподавани...

Дополнительная общеобразовательная программа «В мире презентаций»

Современные школьники, начиная с начальных классов, участвуют в исследовательских, творческих проектах, где им необходимо наглядно продемонстрировать результаты своей деятельности. Программа "В м...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...