Дополнительная общеобразовательная программа "ИКТ в мире фото и видео"
рабочая программа (8 класс) на тему

Степанова Лидия Ивановна

Программа расчитана на детей 12-16 лет. Срок реализации - 1 год. Главная цель программы - познакомить детей с видеотехникой и фототехникой. Научить видеосъёмке, создавать простейшие видеоролики, обрабатывать фото и создавать архив с накопленным материалом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_v_mire_foto_i_vider_na_1god_obucheniya.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО Г. МЕЖГОРЬЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «ИКТ В МИРЕ ФОТО И ВИДЕО»

Программа рассчитана на детей: 12-16 лет

срок реализации: 1 год

                                                                       Педагог дополнительного образования

Степанова Лидия Ивановна

г.Межгорье

2015

Пояснительная записка

В современном мире техника является неотъемлемой  частью жизни человека. Почти у каждого человека дома имеются фотографии, домашние и профессиональные видеосъемки. Но не все знают историю возникновения фотоаппаратов и видеокамер, и как правильно ими пользоваться. Занятия по программе «ИКТ в мире фото и видео» (фото и видеосъемка) открывает для детей мир технологических возможностей, именно здесь учащиеся приобщаются к занятиям в области техники. Без них сегодня цивилизованному человеку просто не обойтись. XXI век, на пороге которого мы стоим, станет веком глобального информационного общества. Нетрудно догадаться о предстоящем в ближайшем будущем еще более интенсивном внедрении электроники в нашу жизнь. Вот почему так важно изучать  технику буквально с детства, со школьной скамьи.

На уроках информатики данную технологию не изучают, поэтому появляется потребность в создании кружка.

Работа кружка будет направлена на повышение приобретённых пользовательских навыков работы на компьютере у учащихся. А также планируется изучение графических редакторов Photoshop, и видео-редактора Movie Maker. После изучения данных программ ребята смогут создать собственные фотоархивы, мини-видеофильмы, а также рассматривается такой компонент как поддержка школьного Web-сайта и создание школьного фото-видеоархива. Фото-видеоархив будет содержать в себе фото и видеоматериалы, собранные учениками в течение 2015-2016 учебного года. Все материалы будут собираться согласно срокам и определённым темам, которые указаны в тематическом планировании (т.е. фото-видеоархив будет состоять из различных тем, для сбора фото- и видеоинформации будет отводиться время, по всем темам фото-видеоархива).

Организация образовательного процесса

  Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 12-16 лет.

  Объем курса – 72 часа в год (2 часа в неделю).

 

Главная цель: ознакомить детей с видеотехникой и фототехникой. Создание простейших видеосъемок и фотографий.

Цели программы: 

Образовательные

  1. Познакомить учащихся с:
  • основными правилами фото и видеосъёмки;
  • правилами подбора сюжетов к теме;
  • графическим редактором  Photoshop;
  • видео-редактором Movie Maker;
  • формированием архива;
  • работой в глобальной сети Интернет;
  • работой по поддержке школьного сайта

Развивающие

  1. Развивать у учащихся:

- познавательный интерес к фото и видеосъемкам;

- интеллектуальную инициативу;

- творческий подход к собственной деятельности;

- положительную самооценку

Воспитательные

3. Учить:

- находить источники информации по теме и выбирать нужную информацию из этих источников;

- находить и отбирать информацию в глобальной сети Интернет.

- технологии редактирования изображений, используя редактор Photoshop;

- технологии создания видеофильмов, используя редактор Movie Maker.

Задачи программы:

1. Создать фото-видеоархив за 2015-2016 учебный год;

  1. Осуществлять поддержку школьного и Центра внешкольной работы Web-сайтов.
  2. Создать видеофильмы: «Школьный каламбур», «Школа сегодня», «Наши педагоги», «Фотоальбом ваших школьных дней» (к 1-му сентября 2016 года).
  3. Провести фотоконкурс «Юный фотограф 2016»

Методическое обеспечение программы

В данной программе применяются педагогические технологии обучения на основе активизации деятельности учащихся, используются различные формы, методы и подходы педагогики.

Формы: лекционные занятия, диспуты, семинары, экскурсии, конференции. Создание  фотоальбомов. Фото и видеосъемка  на занятиях и на школьных мероприятиях. Создание и оформление интервью.

Методы:

  • Творческие
  • Развивающие
  • Индивидуальные и коллективные

Подходы:

  • Сотрудничество и партнерство
  • Индивидуальный
  • Гуманно – личностный

Пути реализации задач:

- Объявлять дни творчества, где учащиеся делают свои работы, полагаясь на приобретённые знания и умения, а также на свою фантазию.

- Отводить время на сбор информации.

- Отводить время на структурирование информации.

- Объявлять дни обсуждений, дни написания сценариев к фильму.

- Объявлять дни демонстрации видеофильмов.

- Провести фотоконкурс «Юный фотограф 2016».

Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимо иметь перечень средств ИКТ:

Аппаратные средства:

  • компьютеры,
  • локальная сеть;
  • мультимедиа проектор;
  • принтер;
  • сканер;
  • цифровой фотоаппарат;
  • цифровая видеокамера;

Программные средства:

  • операционная система Windows;
  • полный пакет офисных приложений Microsoft Office;
  • программа Photoshop;
  • программа Movie Maker;
  • антивирусная программа AVP.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2часа в неделю (72 часа)

Наименование блока

Всего часов

В том числе

Теории

Практики

1.

Введение

2

1

1

2.

Основы работы с фото и видео камерой

12

6

6

3.

Знакомство с графическим редактором Photoshop

20

10

10

4.

Знакомство с видео-редактором Movie Maker и его интерфейсом

4

2

2

5.

Фоторепортаж. Интервью.

6

2

4

6.

Фото и видеосъемка. Обработка материала. Работа с архивом.

28

16

12

Итого

72

37

35

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

БЛОК 1.  Введение (2ч)

П/П

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Знакомство с учащимися. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1

2.

Формирование группы, обсуждение целей и задач кружка.  Знакомство с компьютером и сферами применения.

1

БЛОК 2.  Основы работы с фото и видеокамерой (12)ч

П/П

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

История фотографии. Знакомство с устройством фотоаппарата

1

2.

Основные правила фотосъемки. Подборка сюжетов к теме.

1

3.

Сбор фотоматериала по теме:

«Природа нашего городка». Загрузка фото на компьютер.

1

4.

Сбор фотоматериала по теме:

«Природа нашего городка». Загрузка фото на компьютер.

1

5.

Сбор фотоматериала по теме:

«Учителя нашей школы». Загрузка фото на компьютер

1

6.

Сбор фотоматериала по теме:

«Учителя нашей школы». Загрузка фото на компьютер

1

7.

Изучение способов создания архивов. Создание архива.

1

8.

Знакомство с устройством видеокамеры. Уход за видеокамерой.

1

9.

Работа с цифровыми носителями.

Основные правила видеосъемки. Подборка сюжетов к теме.

1

10.

Сбор видеоматериала по теме: «Общешкольные мероприятия»,

«Жизнь моего класса»

1

11.

Сбор видеоматериала по теме: «Общешкольные мероприятия»,

«Жизнь моего класса»

1

12.

Загрузка видеороликов на компьютер.

1

БЛОК 3.  Знакомство с графическим редактором Photoshop (20ч)

П/П

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Назначение и возможности программы Adobe Photoshop. Интерфейс программы Adobe Photoshop CS.

1

2.

Изучение строки МЕНЮ и меню ФАЙЛ и РЕДАКТИРОВАНИЕ.

1

3.

Изучение меню ИЗОБРАЖЕНИЕ и СЛОЙ.

1

4.

Знакомство с меню ВЫДЕЛЕНИЕ, ФИЛЬТР, ВИД и ОКНО.

1

5.

Редактирование фотографий-пробников.

1

6.

Наложение слоёв на фотографии-пробники.

1

7.

Подбор фона для слоёв.

1

8.

Панель инструментов. Инструменты выделения.

1

9.

Настройка изображения. Команды автокоррекции.

1

10.

Работа со слоями.

1

11.

Инструменты восстановления, реставрации и ретуширования изображения.

1

12.

Улучшение оттенков и контраста, коррекция экспозиции с помощью корректирующих слоев. Цветовая автокоррекция.

1

13.

Работа с масками.

1

14.

Работа с масками слоя

1

15.

Классификация фильтров. Использование фильтров.

1

16.

Съёмка портрета

1

17.

Рамки для фотографий

1

18.

Фотомонтаж. Фотоколлаж.

1

19.

Обработка фотографий общешкольных мероприятий.

Перенос  и сохранение фото на другие носители

1

20.

Обработка фотографий общешкольных мероприятий.

Перенос  и сохранение фото на другие носители

1

БЛОК 4.  Знакомство с видео-редактором Movie Maker (4ч.)

П/П

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Общее представление об инструментах программы Movie Maker

1

2.

Импорт видеофайлов, изображений и звукозаписей. Монтаж фильма.

1

3.

Добавление в проект переходов и эффектов.

Добавление заголовков и титров к фильму. Монтаж фильма.

1

4.

Монтаж фильма. Сохранение проекта. Просмотр проекта.

1

БЛОК 5.  Фоторепортаж, интервью (6ч.)

П/П

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Фоторепортаж. Знакомство с  видами фоторепортажа.

1

2.

Интервью.  Подготовка к интервью

1

3.

Проба интервью. Работа над ошибками

1

4.

Запись интервью с педагогами школы.

1

5.

Запись интервью с учениками школы

1

6.

Фотосъемка ветеранов педагогического труда.

 Обработка полученного материла.

 

1

БЛОК 6.Фото и видеосъемка. Обработка материала.Работа с архивом (28ч)                 

П/П

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Сбор фото-видеоматериалов по темам фото-видеоархива.

1

2.

Работа над созданием сценария видеофильма «Школа сегодня».

1

3.

Работа над созданием сценариев видеофильмов:

        - подгруппа_1 - «Школьный каламбур»;

        - подгруппа_2 - «Фотоальбом ваших школьных дней».

1

4.

Обработка и структурирование материалов по теме «Школа сегодня» во временный фото-видеоархив.

1

5.

Отбор собранных фото-видеоматериалов подходящих к сценарию видеофильма («Школа сегодня»).

1

6.

Создание шаблона видеофильма из собранных фото-видеоматериалов. («Школа сегодня»)

1

7.

Создание видео-переходов, видеоэффектов, надписей и титров в шаблоне видеофильма («Школа сегодня»).

1

8.

Создание видео-переходов, видеоэффектов, надписей и титров в шаблоне видеофильма («Школа сегодня»).

1

9,10,11,12

Подбор и наложение звукового, голосового и музыкального сопровождения на шаблон видеофильма («Школа сегодня»).

4

13.

Обработка и структурирование материалов по темам «Школьный каламбур» и «Фотоальбом ваших школьных дней» во временный фото-видеоархив.

1

14.

Отбор собранных фото-видеоматериалов подходящих к сценарию видеофильмов «Школьный каламбур» и «Фотоальбом ваших школьных дней».

1

15.

Создание шаблона видеофильмов из собранных фото-видеоматериалов («Школьный каламбур» и «Фотоальбом ваших школьных дней»).

1

16.

Создание видео-переходов, видеоэффектов, надписей и титров в шаблоне видеофильмах («Школьный каламбур» и «Фотоальбом ваших школьных дней»).

1

17.

Создание видео-переходов, видеоэффектов, надписей и титров в шаблонах видеофильмов  («Школьный каламбур» и «Фотоальбом ваших школьных дней»).

1

18.

Завершение создания фильма (сохранение на компьютере, запись на компакт-диск). Проверочная демонстрация видеофильма «Школа сегодня».

1

19.

Демонстрация видеофильма «Школа сегодня».

1

20.

Подбор и наложение звукового, голосового и музыкального сопровождения на шаблоны видеофильмов «Школьный каламбур» и «Фотоальбом ваших школьных дней».

1

21.

Обработка, структурирование и внесение материалов по темам «Общешкольные мероприятия» и «Жизнь моего класса» в фото-видеоархив.

1

22.

Обработка, структурирование и внесение материалов по темам «Ученики нашей школы» и «Учителя нашей школы» в фото-видеоархив.

1

23.

Обработка, структурирование и внесение материалов по теме «Природа в нашем посёлке – весна» в фото-видеоархив.

1

24.

Завершение создания фильмов (сохранение на компьютере, запись на компакт-диск). Проверочная демонстрация видеофильмов («Школьный каламбур» и «Фотоальбом ваших школьных дней»).

1

25.

Демонстрация видеофильма «Школьный каламбур».

1

26.

Конкурс «Лучший видеофильм».

1

27.

Фотовыставка «Лучший фотограф»

1

28.

Подведение итогов, оценка деятельности учащихся.

1

Диагностический блок программы

Диагностика позволяет отслеживать результаты деятельности учащихся. Их уровень развития в соответствии с программой. При этом на каждом занятии дети сами оценивают работу друг друга. После чего делают выводы, как работала группа в целом и каждый в отдельности.

Результативность программы «ИКТ в мире фото и видео» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в три этапа.

Начальная диагностика проводится в начале года обучения. Ее результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и разделить детей на уровни мастерства. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия.

Контрольная диагностика проводится в конце первого полугодия и позволяет проследить результат усвоения практического навыка.

Итоговая диагностика проводится в конце года обучения, позволяет проследить усвоение знаний, умений, навыков полученных по данной программе.

По итогам диагностического исследования, анализа творческой активности (участие  в выставках, конкурсах, фестивалях) в конце обучения детям выдается свидетельство об окончании обучения с указанием уровня мастерства («Лучший фотограф», «Лучший оператор видеосъемки», «Мастер фото и видеосъемки»).

К концу обучения учащиеся должны:

Знать

Уметь

  • Историю фото и видеосъемки
  • Правила безопасности при работе с фото и видео аппаратурой
  • Правила ухода за фото и видео аппаратурой
  • Правила взаимодействия в коллективе
  • Организовать рабочее место
  • Выполнить правила безопасной работы
  • Работать со светотенью
  • Работать с сюжетно-тематическим (смысловым) центром
  • Подбирать гармоничные цветовые сочетания
  • Выстраивать работу с композицией
  • Вести портретную съемку
  • Фотографировать детей
  • Брать интервью
  • Составлять репортажи
  • Вести видеосъемку

Ожидаемые результаты

В результате деятельности компьютерного объединения «ИКТ в мире фото и видео» учащиеся овладеют умениями:

- планировать свою деятельность;

- организации совместной работы в группе;

Приобретут навыки:

- самостоятельной работы;

- продуктивного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе оформления материала;

- творческого взаимодействия с педагогами.

Итогом работы всей программы должны стать самостоятельный выпуск стенгазеты и видеозаписи, которые позволят частично проверить, насколько учащиеся овладели навыками использования фото и видеокамеры.

Список литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., Народное образование, 2008 год.
  2. Сластенин В.А. Общая педагогика в двух частях / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 год.
  3. Педагогика /. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2007 год.
  4. Волков.В.Г. // Цифровой фотоаппарат. М. , 2005,- 95с.
  5. Надеждин Н.Я. //Практическое руководство. Цифровая фотография, М., 2003, - 363с.
  6. Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. //Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке. Практическое пособие. М., Высшая школа, 1991,-160с.
  7. Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель
  8. Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты  - Спб.: Питер, 2002.

Нормативно-правовая база образовательной программы объединения       «Икт в мире фото и видео»

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
  2. Закон «Об образовании в Республике Башкортостан»  от 1 июля 2013 года № 696-з;
  3. Конституция Республики Башкортостан (24.12.1993);
  4. Конституция Российской Федерации (12.12.1993);
  5. Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989г.);
  6. «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  устройству, содержанию  и  организации  режима  работы  образовательных организаций  дополнительного  образования  детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14 );
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  8.   Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  9. Положение о дополнительной общеобразовательной программе МБУДО ЦВР от 25.05.2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для 9 класса "Цифровое фото и видео"

Материал урока объясняет учащимся принципы работы цифрового фото, способы создания и монтажа видеофильмов, раскрывает особенность потокового видео...

Рабочая программа кружка "Фото и видео"

Данныйкурс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к предмету, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в о...

Тест-викторина к дополнительной общеобразовательной программе "В мире искусства"

Перед вами  один из двух  вариантов  теста-викторины для диагностики уровня освоения 3-годичной общеобразовательной программы "В мире искусства". Вопросы викторины касаются как тео...

Фото и видео репортаж с Выльгортской "Завалинки". Республика Коми. (видео смотри в разделе "Видео")

В 2004 году в культурной жизни России произошло яркое событие - появился уникальный фестиваль, цель которого - сохранение и развитие культурного наследия народов Российской Федерации. Ежегодно в фести...

Дополнительная общеобразовательная программа « В мире географии»

Актуальность программы заключается в том, что она предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся, направлена на расширение знаний по географии и является неотъемлемой со...

Дополнительная общеобразовательная программа Фото - видео творчество

    Цель программы:Создание условий для развития технических качеств личности и реализации творческих способностей подростков с помощью фото - видео искусства, обеспечивая раскрытие п...

Дополнительная общеобразовательная программа «В мире презентаций»

Современные школьники, начиная с начальных классов, участвуют в исследовательских, творческих проектах, где им необходимо наглядно продемонстрировать результаты своей деятельности. Программа "В м...