Программа курса «Избранные вопросы картографии»
рабочая программа по географии на тему

Коростелева Елена Юрьевна

Цель курса: познакомить учащихся с профессиями картографа, топографа, геодезиста, которые находят широкое применение в народном хозяйстве, к которым обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Избранные вопросы картографии»

Пояснительная записка

        Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

        Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) и предоставляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

        Информационно-методическая функция рабочей программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,  общей стратегии этапов обучения, структурировании учебного материала, определении его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения при подготовке к ОГЭ учащихся.

Дополнительные образовательные услуги предусматривают пропедевтику изучения географии, относящуюся к сфере будущей профессиональной деятельности, познание методов создания различных географических карт. Они открывают возможность в увлекательной и познавательной форме получать комплексную географическую информацию об окружающей среде, географическом пространстве, в котором живет человек.

Цель курса: познакомить учащихся с профессиями картографа, топографа, геодезиста, которые находят широкое применение в народном хозяйстве, к которым обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные.

Задачи курса:

        Приобретение практических навыков и умений в работе с картой, развитие пространственного мышления, обучение аналитической деятельности: умению анализировать причины географических явлений и процессов в природе, сопоставлять и сравнивать географические карты, обобщать полученную информацию, делать самостоятельные выводы. Занятия картографией приучают школьников к работе с атласами, справочной литературой, расширяю кругозор, учат быть наблюдательными. логических операций мышления, приемов рациональной работы с информацией. Особое внимание уделяется делению карт на физические 6-8 классы) и социально-экономические (8 - 9классы).

      Курс построен таким образом, что начинать изучение можно как с 8 класса, так и с 9 класса. Тема №3 «Практические работы по топографической карте» с этой целью разделена на изучение в 8 и 9 классах.

В результате изучения курса обучающийся должен:

        Знать: теоретические концепции современной географии; основные понятия картографии; основные картографические проекции и их свойства, проекции синоптических, морских навигационных и других карт; принципы и методы построения карт и других картографических изображений, особенности методик создания климатических, гидрологических, морских навигационных кат; виды и типы карт, основные климатические, гидрологические, морские навигационные карты и атласы; способы картографического изображения; принципы генерализации; методы использования карт в изучении гидросферы, атмосферы и других геосфер; возможности применения в картографии методов дистанционного зондирования, компьютерных методов, геоинформационных технологий, средств телекоммуникации; перспективы развития картографии.

        Владеть: навыками составления карт и редактирования карт и атласов гидрометеорологического цикла (составлять программы, редакционные планы карт и атласов, авторские оригиналы карт, выбирать проекцию, источники, разрабатывать легенду, обосновывать способы изображения и приемы генерализации); приемами использования карт в научно-практических исследованиях.

        Уметь: применять методы графического анализа, картометрии, морфометрии, математико-картографического моделирования для изучения объектов и явлений по картам; осуществлять выбор и применять различные методы составления кар; оценивать качество карт и других картографических произведений.

        Форма работы. Реализация программы предполагает использование активных форм и методов обучения: практикумы, ролевые и деловые игры, «мозговой штурм», конкурс знатоков карты, решение практических задач по карте, чаще всего встречающихся

 при решении вариантов ОГЭ.

Учебно – тематический план

Наименование раздела, темы

Теоретические часы

Практические

работы          

8 класс

Тема 1. Какие бывают карты

1.

Заглянем в прошлое

2

2.

Зеркало планеты

2

3.

События и явления на картах

2

4.

Бывают и другие карты

2

Тема 2. Со сферы на плоскость

5.

Модель Земли

2

                 1

6.

От глобуса к карте

2

7.

Масштабы карт

4

                 2

8.

Как построить проекцию и составить карту

1

                 

Тема 3. Практические работы по топографической карте

9.

Измерение расстояний, площадей и координат

4

3

10.

Направления на картах

4

3

Итого:

25

9

9 класс

Тема 3. Практические работы по топографической карте

1.

Задачи по горизонталям (изогипсам)

4

2

2.

Путешествия по картам мира

4

                 2

Тема 4. От плана местности до карты Венеры

3.

Карандашом с натуры

1

1

4.

На помощь приходит аэрофотосъемка

1

5.

Космическая картография

2

6.

Без полевых работ не обойтись

1

                  1

7.

Тема 5: Географическая карта как источник знаний.

Географическая карта – основной источник знаний.

5

          1

Тематические карты.

5

2

Обобщающее повторение по теме.

1

                   

Обобщающее повторение по курсу.

1

Итого:

25

9

Содержание изучаемого курса

8 класс

Тема 1: Какие бывают карты. Значение картографии в современном общества и в исследованиях земных оболочек. Теоретические концепции картографии. Связи картографии с географией и другими науками о Земле и об обществе. Виды картографирования. Определение карты и картографии. Структура картографии. Краткий исторический очерк развития картографии. События и явления на картах.

Тема 2: Со сферы на плоскость. Понятие о картографических проекциях, их видах и свойствах. Классификация проекций. Искажение длин и площадей, углов на картах. Выбор проекций. Проекции для мира, полушарий, материков. Координатные сетки.  

Тема 3: Практические работы по топографической карте. Работы по измерению расстояний, измерение площадей. Чтение рельефа с помощью условных знаков. Построения профиля АВ по карте страны, мира. Определение географических координат различных объектов, Содержание и назначение карт. Приёмы самостоятельной работы с картой. Приёмы использования условных знаков карты. Работа методом наложения карт для целостной характеристики территории. 

Содержание изучаемого курса

9 класс

Тема 3: Практические работы по топографической карте. Работы по измерению расстояний от одного города до другого, от города до транспортных магистралей, измерение площадей. Чтение отраслевой структуры экономических районов с помощью условных знаков. Определение географических координат городов РФ.

 Содержание и назначение карт. Приёмы самостоятельной работы с картой. Приёмы использования условных знаков карты. Работа методом наложения карт для целостной характеристики территории.

Тема 4. От плана местности до карты Венеры. Основное и ведущее место в создании карт заняла аэрофотосъемка. Она позволяет исключительно быстро получать изображение земной поверхности больших пространств. Местные предметы, изображённые на аэрофотоснимке, могут занять на карте точное положение, если они будут посажены на сеть опорных пунктов. По тем местам, где пролетал самолёт, будь то непроходимая тайга или недоступные горные вершины, пройдут геодезисты. С помощью космических снимков составлены карты Луны и Марса.

Тема 5. Географическая карта как источник знаний. Каждая карта несёт в себе огромную информацию, зашифрованную в условных знаках. Язык карты. Условные знаки, их виды и функции. Виды шкал. Надписи как условные обозначения. Указатели географических названий. Понятие об использовании карт. Цифровые карты. Электронные карты и атласы. Перспективы развития картографии.

Литература

Т. А. Карташева, С. В. Курчина рабочая тетрадь к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой – Дрофа, 2014.

А. М. Куприн Занимательная картография – М.: Просвещение, 1989.

Берлянт А.М. Картография - М.: УКД, 2010, 322с.

Географическое картографирование: карты природы. – Изд. КДУ, 2010, 316с.

Картоведение, под ред. А. М. Берлянта.- М.: Аспект-Пресс, 2003, 477с.

Интернет-ресурсы:

Сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, http://www.rosreestr.ru;

Сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, http://meteorf.ru

Сайт Международной картографической Ассоциации, http:/icaci.org/

Сайт ГИС-Ассоциации России, www.gisa.ru

Сайт Инженерно-технологического центра Сканекс, www.scanex.ru/en/

Сайт международного центра геофизических данных, http://www.ngdc.noaaa.gov/;

Сайт геологической службы США, http://www.usgs.gov/;

Портал «География – электронная земля» www.webgeo.ru.

Разработала учитель географии МБУ «Лицей №6» Коростелёва Е.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...

Программа элективного курса "Избранные вопросы русского языка" 9 класс

Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для   9  класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связа...

Рабочая программа курса "Избранные вопросы математики"

Курс предназначен для изучения ряда вопросов алгебры, не рассматриваемых в курсе основной школы. Курс имеет практико-ориентированный характер....

Рабочая программа курса "Избранные вопросы математики " 9 класс

Рабочая программа курса "Избранные вопросы математики " 9 класс...

Платная образовательная программа курса "Избранные вопросы математики" 7 класс на 2020-2021 учебный год

Программа расчитана на 27 учебных часов. В ней рассматриваются вопросы как алгебраического так и геометрического материала....

Рабочая программа курса "Избранные вопросы математики"

Рабочая программа по курсу «Избранные вопросы математики» для учащихся 10-11 классов составлена на основе примерной программы  среднего общего образования   по математике и ...