Методика формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания географии.
методическая разработка по географии на тему
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, важную роль в образовании играет формирование учебной деятельности на уровне учебных действий.
География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.
География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания географии.
Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Мобильность, активность, успешность – эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Выпускники школы не только знакомы с этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению в жизни. Обществом востребованы специалисты, способные к самостоятельному принятию решений, умеющие действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующиеся во всех сферах социальной жизни. Воспитание такого профессионала предполагает содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к самореализации в профессии, адаптации в социуме. На такой подход к образованию направлен новый ФГОС. Основная задача современного образования «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации» (ФГОС: Основное общее образование.- М. Просвещение, 2010).
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, важную роль в образовании играет формирование учебной деятельности на уровне учебных действий.
География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.
География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.
Главная образовательная цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества.
Главная воспитательная цель курса - воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.
Основные направления развития учащихся средствами предмета «География»
1) Осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития.
«География – ключ к комплексному познанию!»
Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения. Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.
2) Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся.
«Знание – сила!»
Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.
3) Использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения.
«В умении – уверенность!»
Освоение географических умений и способов деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает репродуктивные, продуктивные и креативные умения.
4) Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
«Карта – альфа и омега географического познания!»
Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов. Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.
5) Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств.
«Триумф личностного развития!» (позитивная Я-концепция)
Выделенные линии развития отражают ценностно-смысловой, эмоционально-чувственный, когнитивный, рационально-логический, деятельностный и личностный аспекты школьного географического содержания. Осмысление их функционального назначения позволит ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как, знаю я.
Стандарт устанавливает три основные группы результатов образования – личностные, метапредметные и предметные. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Программа формирования универсальных учебных действий предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достичь эту цель возможно только благодаря системе формирования универсальных учебных действий.
Условия, обеспечивающие развитие УУД.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
- Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
- УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо:
- сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
- основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
- сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию;
- организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Значит, уже сейчас всем учителям надо быть готовым планировать свои уроки так, чтобы универсальные учебные действия формировались или развивались, учитывая возрастные и психологические особенности учеников.
Приоритетными технологиями для достижения новых образовательных результатов, для формирования универсальных учебных действий становятся технологии деятельностного типа:
- Технология проектной деятельности
- Технология исследовательской деятельности
- Технология деятельностного метода
- Информационно-коммуникационные технологии
- Технологии проблемного обучения
- Технология критического мышления
- Проблемно-диалогическая технология
- Технология оценивания
- Технология продуктивного чтения
Универсальные учебные действия группируют в четыре основных блока:
- личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
- регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
- познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
- коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
УУД выполняют на уроке определенные функции:
- обеспечивают возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создают условия для развития личности и ее самореализации, толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе;
- обеспечивают успешное усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Формирование УУД на основных этапах урока географии:
Этап урока | Универсальные Учебные Действия |
Актуализация Эпиграф | Познавательные: извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, формулировка темы урока. |
Мотивация к учебной деятельности и целеполагание | Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: мотивация к познанию, действия смыслообразования. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности. |
Процессуальный (основная часть урока): 1. Формулирование проблемы. 2. Выдвижение гипотезы. 3. Направление поиска исследования. 4. Выбор источников информации. 5. Проверка гипотезы. 6. Выводы по результатам исследования. 7. Подведение итогов. 8. Работа с тематической картой. 9. Творческая работа.
| Познавательные: постановка и формулирование проблемы, выбор способов решения проблемы; извлечение информации, выбор источников информации и способы переработки информации для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта, презентации в том числе с использованием ИКТ; Анализировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия явлений. Личностные: мотивация к познанию, действия смыслообразования. Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, в диалоге совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления презентации учиться давать оценку. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); управление поведением партнера; предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений |
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности | Познавательные: умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление. Коммуникативные: учет позиции других людей, умение выражать свои мысли; Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка своей работы; Достиг ли я своей цели?; взаимооценка. |
Контрольно-оценочная деятельность
| Регулятивные: волевая саморегуляция; самооценка работы на уроке; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
Заключительный этап. Домашнее задание
| Познавательные: постановка и формулирование новой проблемы. Коммуникативные: учет позиции других людей, умение выражать свои мысли; Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения проекта совместно с учителем. |
Таким образом, надо понимать, что ЗУН (знания, умения, навыки) отличаются от УУД (универсальные учебные действия) не сильно. Принципиальное различие заключается в функции учителя на уроке. Раньше мы учили, передавая знания и свой опыт по его формированию ученикам, а теперь мы должны помочь ученику самому добывать знания, консультировать ученика и корректировать процесс самообучения и самосовершенствования. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:
- участие в проектах, исследованиях;
- подведение итогов урока;
- творческие задания
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- сравни;
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- поиск лишнего;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках; топонимика
- взаимоконтроль;
- взаимный диктант;
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- отгадай, о ком говорим»;
- «подготовь рассказ...»;
- «опиши устно...»;
- «объясни...» и т. д.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:
- участие в проектах, исследованиях;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
Виды географических заданий для формирования универсальных учебных действий:
Самооценка события, происшествия; Вам около 13-14 лет? Изрядный уже срок вы провели на земной поверхности. И не могли не наблюдать её изменений. Может быть, вы и не застали тёплых морей, плескавшихся, когда-то на месте вашего дома, и разминулись во времени с ящерами, кормившимися другими ящерами на территории школьного буфета. Но вы видели дома, корпуса, сооружения, которые вырастали на ваших глазах или, наоборот, разрушались. Вы видели, как отчуждались у природы, под те или иные нужды, окрестные земли или, напротив, как зарастали возделанные поля. Как закрывались в вашей местности одни предприятия и открывались другие.
Изучите и опишите один прибавившийся и один исчезнувший за последние 10 лет объект в вашей местности.
1. Дамба через реку Норильская. Многое я видел в своём городе: строились детские сады, развлекательные центры, торговые центры, менялся ландшафт города. Но меня больше всего поразило строение, которое возникло в очень короткое время, и имело для нашего региона первостепенное значение. Через реку Норильская была построена дамба, цель этого сооружения это поднятия уровня воды в реке. В этом году на Таймыре выдалось аномально жаркое лето, и водоёмы в окрестностях Норильска стали катастрофически мелеть. Эта участь не минула и реку Норильская, из которой берётся вода для водоснабжения города и предприятий Норильского металлургического комбината. Возникла угроза нормального проживания людей и остановка работы предприятий комбината. Разрабатывались разные проекты, вплоть до эвакуации населения и было принято одно из решений проблемы, это строительство дамбы. Дамба была построена и уровень воды в реке Норильская постепенно начал подниматься. Угроза существования города и комбината исчезла.
2. Разрушение домов: За последние 24 года в нашем районе Талнах города Норильска, не построено ни одного жилого дома, в то же время за последние 5 лет снесено большое количество домов старой застройки. Парадокс, не хватает квартир для людей и дорожает стоимость жилья, а их разрушают? Почему это происходит? Конечно это не чей-то злой умысел, а всё из-за многолетней мерзлоты. Наши дома стоят на сваях в мороженный в грунт, и стоит только нарушить технологию эксплуатации зданий на многолетней мерзлоте и сразу плачевный результат. Грунт начинает подтаивать и здания постепенно разрушаются. И для того чтобы не произошла трагедия, из этих домов выселяют людей и сносят дома. Это наглядный пример того, что может произойти с нашим городом, если наступит глобальное потепление.
Создание краткого путеводителя для гостей нашего города.
Каждый из вас проживает в населённых пунктах, в пределах которых есть интересные, и даже удивительные географические объекты. Предложите наиболее интересный маршрут и составьте краткий путеводитель к нему для гостей вашего города (района). С какими удивительными объектами природы (2-3) могут познакомиться ваши гости? В какое время года лучше приезжать в гости и где им предпочтительнее останавливаться для отдыха в ходе путешествия? Наличие фотографий (рисунков, схем) приветствуется.
1. Посещение памятника природы «Красные Камни».
Я проживаю в Норильском промышленном районе, единого муниципального образования города Норильска в районе Талнах. У нас очень холодные климатические условия и большая часть года – это зима и жители нашего города могут наслаждаться общением с природой только в тёплое время года (которое длится около трёх месяцев).
Основными местами «паломничества» нашего населения являются озеро «Лама» и памятник природы местного значения «Красные Камни».
В 6 км на восток от Талнаха находится ущелье «Красные Камни», в долине ручья Угольный. Ущелье расположено в горном массиве Хараелах. Оно образовано двумя безымянными вершинами, обозначенными на карте высотами 578 м и 615 м.
Базальты – основная излившаяся горная порода, из которой сложены «Красные камни», порода крепкая и плотная.
Другой достопримечательностью этого места является водопад. С высоты 24 м низвергается огромный поток, оглушительно ревущий воды. Двух ступенчатый водопад особенно впечатляющ в солнечный день, когда вода, преломляя лучи солнца, светится многоцветной радугой. Водопад и всё его окружение органично входят в неповторимый ландшафт северной лесотундры.
Поэтому я приглашаю всех желающих посетить наш крайний север, только в тёплое время года, а в зимнее время это такое великолепие невозможно увидеть, так как всё вокруг в снегах и льдах.
- Долететь до нас можно самолётом до посёлка Алыкель.
- Затем на автобусе доехать до автовокзала района Талнах.
- Затем можно пешком дойти до памятника природы (или часть пути проехать на автобусе №21).
Остановиться можно в гостинице «Отель» в районе Талнах.
2. Посещение памятника природы «Озеро Лама».
Озеро Лама расположено примерно в 80 км от г. Норильска, в глубокой горной котловине. Площадь озера 466 кв. км, длинна 82км, наибольшая ширина 13 км, глубина до 1208 м. В озеро впадают, образуя заливы, реки Микчангда, Бучарама, Батык и Капчук; в устьях притоков – заливы. Вытекает одна река с тем же названием – Лама, впадающая в небольшое озеро Мелкое. Температура воды низкая (около 4 градусов летом). Ледостав с начала ноября до июня. Озеро называют «полярная Рица»: оно окружено высокими крутыми берегами, проросшими вековыми лиственницами, каким – то чудом выросшим на вечной мерзлоте. Вот уж действительно северный оазис! Летом сюда из Норильска ходят катера, отправляются от пристани, что находится у железнодорожного моста. На берегах база отдыха и несколько изб охотников и рыбаков. Озеро Лама, как и озеро Глубокое находятся на буферной (охранной) зоне заповедника.
1. Маршрут к озеру Лама.
- Долететь до нас можно самолётом до посёлка Алыкель.
- Затем от Алыкеля доехать на автобусе до автовокзала Норильска.
- Затем на автобусе №22 доехать до железнодорожного моста реки. Норильская.
- От Железнодорожного моста можно катером добраться до озера Лама.
- База отдыха (можно собирать ягоды, грибы, созерцать северную природу и "ужасаться гнусу"). Можно остановиться и в избах охотников или рыбаков.
2. Маршрут к озеру Лама.
1.Можно пароходом доплыть по Енисею до Дудинки.
2.От Дудинки на автобусе доехать до автовокзала Норильска.
3. Затем от Норильска на автобусе №22 доехать до железнодорожного моста реки Норильская.
4.От железнодорожного моста катером добраться до озера Лама.
5. Остановиться на базе отдыха или в домиках рыбаков и охотников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения школьного курса физики».
Рассмотрим виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) на уроках физики....
Проектная работа «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии»
Тема проекта: « Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-9 клас...
Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения биологии
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека 21 века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвую...
Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе преподавания географии и перехода на ФГОС
Данный материал разработан на основании ФГОС по географии в 5 классе...
образовательный проект «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии"
Свою педагогическую деятельность строю в соответствии с концепцией развития школы. Она ориентирует на создание условий, способствующих формированию «человека культуры».«Человек культуры» –...
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.
Научно-методическая статья, опубликованная в сборнике трудов преподавателей студентов и аспирантов Москвоского государственного областного университа...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ.
Статья (ФГОС, преподавание геометрии)...