Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения биологии
статья по биологии на тему
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека 21 века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека 21 века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Одним из таких механизмов признан компетентностный подход к оценке достижений учащихся в образовательном процессе.
Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.
Сущностным в понимании компетентностного подхода, основные понятия которого - «компетенция» и «компетентность» является создание психолого-педагогических условий для личностных достижений учащихся. При этом под компетенцией понимается совокупность того, чем человек располагает, а под компетентностью - совокупность того, чем он владеет.
Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.
Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.
Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.
Перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции
7. Компетенции личностного самосовершенствования. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Основные принципы реализации компетентностного подхода:
- учет интересов учащихся;
- учение через обучение мысли и действию;
- познание и знание - следствие преодоления трудностей;
- свободная творческая работа и сотрудничество.
К основным компетентностным результатам относятся следующие универсальные способности:
- способность к исследованию;
- способность к эффективной коммуникации и организации взаимодействия;
- способность и умение принимать решение;
- способность осуществлять принятое решение;
- способность постоянно осваивать новые типы деятельности.
На основании анализа «перечней» ключевых компетенций и оценки спектра возможностей предметов естественнонаучного цикла, можно предположить, что компетентностный подход в обучении должен быть направлен на то, чтобы научить школьников:
- Анализировать ситуации практического характера, распознавать в них знакомые природные явления и применять знания для их объяснения;
- Решать задачи, распознавать проблемы, которые можно решить при помощи различных методов, уметь разрешать проблему как на основе имеющихся знаний с использованием математического аппарата, так и при недостатке необходимого материала с помощью методов оценки, на качественном уровне или на основе здравого смысла;
- Навыкам эффективного поиска информации, понимания предметного содержания информации научно-популярного характера в СМИ, умению критически ее оценивать, приемам достоверности информации, использования полученной информации для принятия решений практического характера.
Список используемой литературы
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002 № 31.
- Башев В.В., Сергоманов П.А. Модель организации образования в школах ступеней обучения. Методическое пособие, Красноярск, ИЦ КрасГУ, 2006 год
- Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
- Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№ 5 с.3-12
- Маскин В.В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. Москва, 2008 год
- Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности., Москва,2009 год
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. № 5 – 2003 год.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – 2002 год - 23апреля.
- Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования-образование в мире. 2001, № 4.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. (Портрет выпускника)
Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. Гёте.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий …» А. Дистервег
Основные требования общества к образовательной системе: - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Цели образования Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» .
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» ( УУД ), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Теоретико-методологическая основа развития УУД Системно-деятельностный культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов), интегрирующий достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
Характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе
Универсальные учебные действия способность субъекта к само развитию и само совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться », толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
ВИДЫ универсальных учебных действий
ВИДЫ УУД Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные, логические и знаково-символические Коммуникативные
Личностные УУД действие смыслообразования действие нравственно-этического оценивания
Регулятивные действия целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка волевая саморегуляция
Познавательные УУД Общеучебные УД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Общеучебные УД смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; постановка и формулирование проблемы , самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Логические УД выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково-символические УД Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования , выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний.
Коммуникативные УД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением (своего и партнера) – контроль, коррекция, оценка действий (своих и партнера); умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задание для проверки сформированности УУД БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками. Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно. Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра. Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы. Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!
I . Тест по литературному чтению и развитию речи 1. Белый медведь летом а) меняет цвет шерсти; б) не меняет цвет шерсти 2. Подошвы лап у белого медведя покрыты а) густой шерстью; б) утолщенной кожей 3. Пальцы лап у белого медведя на половину своей длины а) соединены плавательными перепонками; б) срастаются между собой 4. Белый медведь может плыть со скоростью а) 2 километра в час; б) 5 километров в час 5. Меню белого медведя более разнообразно а) зимой; б) весной; в) летом 6. Средний вес медведицы а) 310 кг; б) 420 кг 7. Матерый и хорошо упитанный медведь может весить а) 420 кг; б) тонну 8. В тексте 5 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, чем питается белый медведь? а) в 1-ом; б) во 2-ом; в) в 3-ем; г) в 4-ом; д) в 5-ом Задание для проверки сформированности УУД
II . Тест по математике 1. Сколько времени потребуется белому медведю, чтобы доплыть с берега до льдины? а) 3 ч; б) 10 ч; в) 20 ч; г) 75 ч При решении задачи можешь использовать рисунок: серый четырехугольник – земля, белый четырехугольник – льдина; медведь плывет по прямой, изображенной пунктиром. 2. Сможет ли белый медведь выпрыгнуть на льдину из воды, если ее высота 180 см? а) да, так как 1 м 8 см < 2 м; б) да, так как 1 м 8 дм < 2 м; в) нет, так как 1 м 8 см > 2 м; г) нет, так как 1 м 8 дм > 2 м 3. Какую часть часа может пробыть белый медведь под водой, не выныривая из неё? а) тридцатую часть часа; б) десятую часть часа; в) третью часть часа; г) вторую часть часа 4. Кто тяжелее: медведица или медведь-самец? На сколько килограмм? а) медведица тяжелее медведя-самца на 110 кг б) медведица легче медведя-самца на 110 кг в) медведь-самец тяжелее медведицы на 730 кг г) медведь-самец легче медведицы на 730 кг Задание для проверки сформированности УУД
III . Тест по окружающему миру 1. В какой природной зоне обитают белые медведи? а) в арктической пустыне; б) в Северном Ледовитом океане; в) на острове Врангеля; г) в тундре 2. В какой природной зоне расположен город Воркута а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в ледяной зоне; г) в степи 3. Какие группы животных упоминаются в статье? а) белый медведь, тюлень, заяц-беляк, песец, лемминг, птицы, рыбы; б) звери, заяц-беляк, птицы, рыбы; в) млекопитающие, птицы, рыбы; г) звери, птицы, рыбы 4. К какой группе животных можно отнести белого медведя по способу питания? а) хищник; б) всеядный; в) растительноядный; г) насекомоядный 5. Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян (при необходимости воспользуйся словарем учебника) а) мхи, водоросли, лишайники; б) мхи, водоросли; в) мхи, водоросли, грибы; г) мхи, водоросли, грибы, лишайники Задание для проверки сформированности УУД
IV . Тест по русскому языку 1. В тексте про белых медведей больше всего предложений: а) повествовательных; б) вопросительных 2. Восклицательное предложение находится: а) в начале текста; б) в конце текста 3. Вопросительное предложение находится а) в начале текста; б) в конце текста 4. Выпиши из второй части текста (из второго абзаца) первое предложение. Разбери его по членам предложения. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются а) родственными словами; б) однородными членами предложения 5. Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы: а) I спряжения; б) II спряжения 6. Эти глаголы стоят в форме: а) настоящего времени; б) будущего времени; в) прошедшего времени 7. Эти глаголы стоят в форме: а) единственного числа; б) множественного числа Задание для проверки сформированности УУД
Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной) Методики диагностики сформированности УУД Ж.Пиаже, А. Шеминьска «Построение числового эквивалента или взаимооднозначного соответствия» Методика «Беседы о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой) Методики Г.А. Цукермана «Кто прав?» «Рукавички» Методика «Кодирование» (11 субтест теста Д.Векслера В версии А.Ю.Панасюка)
УРОК ФОРМИРОВАНИЯ УУД (ШАБЛОН структуры урока): 1. Тема урока 2. Цель 3. Задачи 4. Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия 5. Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока 6. Ход урока 7. Описание возможных сложностей, с которыми могут столкнуться педагоги (психологи) при проведении урока 8. Памятки, задания, которые предлагаются детям 9. Как осуществляется оценивание на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения школьного курса физики».
Рассмотрим виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) на уроках физики....
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
В статье рассмотрены результаты (полученные в ходе экспериментальнойпроверки в 6-х и 8-х классах средней общеобразовательной школы) применения раз-работанной автором методической модели формирования р...
РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Приведено описание модели формирования регулятивных универсальныхучебных действий, а также процесса ее разработки. В основу методической модели по-ложены фундаментальные принципы функционирования слож...
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.
Научно-методическая статья, опубликованная в сборнике трудов преподавателей студентов и аспирантов Москвоского государственного областного университа...
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Научная статья в сборнике "Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы" Часть 6. г. Тамбов 2012 г....
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Научная статья в сборнике "Перспективы развития науки и образования" Часть -6. г. Тамбов 2012 год...
Формирование универсальных учебных действий в ходе изучения биологии в средней школе
Методическое пособие для учителей биологии, работающих в рамках реализации ФГОС ООО. Материал пособия содержит научную статью и три разработки уроков, отвечающие современным образовательным стан...