Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Географические особенности природы Ульяновской области. Памятники природы Ульяновской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 года №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»,
- Образовательной программы ООО МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы №___ от________________)
Место курса в плане внеурочной деятельности
На занятия отводится 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС ООО, в год 34 часа
Цель внеурочной деятельности:
формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, воспитание уважения к природе родного края.
Задачи внеурочной деятельности:
Формировать у обучающихся:
- понимание особенностей нашего региона на основе формирования системы знаний о природе нашего края.
- гражданскую позицию бережного отношения к памятникам природы родного края.
- творческие способности
- навыки исследовательской работы
Объекты изучения: Географические особенности природы Ульяновской области. Памятники природы Ульяновской области.
2. Личностные и метапредметные результаты
Личностным результатом обучения географии своей местности в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии своей местности:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на локальном уровне, (житель конкретного региона);
- осознание целостности природы и человека
- представление о своём крае, месте и роли в современном мире;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Метапредметные результаты достигаются путем формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- использовать в своей деятельности технические средства обучения (владение компьютером, Интернетом)
Познавательные УУД:
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книгах, средствах массовой информации
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
- слушать и понимать речь других.
3. Учебно- тематический план курса внеурочной деятельности «Тропинками родного края»
№ | Название тропинки | Всего часов | Теория | Практика |
МОДУЛЬ 1 (17 часов) Географические особенности природы Ульяновской области. | ||||
Тропинка 1 | Географическое положение Ульяновской области | 2 | 1 | 1 |
Тропинка 2 | Рельеф и полезные ископаемые Ульяновской области | 2 | 1 | 1 |
Тропинка 3 | Водные объекты Ульяновской области | 2 | 1 | 1 |
Тропинка 4 | Животный мир Ульяновской области | 2 | 1 | 1 |
Тропинка 5 | Растительный мир Ульяновской области | 2 | 1 | 1 |
Тропинка 6 | Красная Книга Ульяновской области | 2 | 1 | 1 |
Тропинка 7 | Особо охраняемые территории Ульяновской области | 2 | 1 | 1 |
Тропинка 8 | Ульяновский район на карте области | 1 | 1 | - |
Тропинка 9 | Моя малая родина | 1 | 1 | - |
Итоговое занятие | Географические особенности природы Ульяновской области | 1 | - | 1 |
МОДУЛЬ 2 (15 часов) Памятники природы Ульяновской области. | ||||
Тропинка 1 | Акшуатский парк | 1 | 1 | - |
Тропинка 2 | Исток р. Свияги | 1 | 1 | - |
Тропинка 3 | Ундоровские минеральные источники | 1 | 1 | - |
Тропинка 4 | Юловский пруд | 1 | 1 | - |
Тропинка 5 | Скрипинские Кучуры | 1 | 1 | - |
Тропинка 6 | Красногуляевские пещеры | 1 | 1 | - |
Тропинка 7 | Брехово болото | 1 | 1 | - |
Тропинка 8 | Берег орланов | 1 | 1 | - |
Тропинка 9 | Озеро Поганое | 1 | 1 | - |
Тропинка 10 | Ульяновский дендропарк | 1 | 1 | - |
Тропинка 11 | Экологический парк "Черное озеро" | 1 | 1 | - |
Тропинка 12 | Языковский парк | 1 | 1 | - |
Итоговое занятие | Памятники природы Ульяновской области | 1 | - | 1 |
Защита проектов Памятники природы Ульяновской области | 2 | - | 2 | |
ИТОГО | 32 | 21 | 11 | |
Резерв | 2 | - | - |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
МОДУЛЬ 1: Географические особенности природы Ульяновской области (17 часов).
Тропинка: Географическое положение области. (2 часа)
Ульяновская область на карте. Координаты области. Состав области. Соседние регионы.
Практическая работа: «Определение по карте географического положения области».
Тропинка: Рельеф и полезные ископаемые. (2часа)
Общая характеристика рельефа Ульяновской области. Особенности рельефа Классификация полезных ископаемых и закономерности их размещения.
Практическая работа: Составление карты-схемы: « Минерально - сырьевая база Ульяновской области"
Тропинка: Водные объекты Ульяновской области (2 часа)
Особенности внутренних вод, взаимосвязь компонентов природы на примере внутренних вод. Основные речные системы. Важнейшие озёра, пруды, болота, подземные воды. Охрана водных ресурсов.
Практическая работа: Составление карты – схемы «Внутренние воды области».
Тропинка: Животный мир области.(2 часа).
Общая характеристика, типичные представители животного мира, рациональное использование и сохранение животного мира.
Практическая работа: Составление карты: « Животный мир области»
Тропинка: Растительный мир области. Типичные представители. (2 часа)
Растительный мир, типичные представители, закономерности размещения, смены растительных сообществ. Антропогенные лесные ландшафты.
Практическая работа: Составление карты - «Растительный мир области».
Тропинка: Красная Книга Ульяновской области ( 2 часа)
Представители флоры и фауны Ульяновской области занесённые в Красную Книгу
Практическая работа: Составление Красной Книги своего села
Тропинка: Особо охраняемые территории Ульяновской области ( 2 часа)
Заповедники и заказники Ульяновской области
Практическая работа: Составление карты –«Особо охраняемые территории Ульяновской области»
Тропинка: Ульяновский район на карте области ( 1час)
Ульяновский район на карте области. Общая характеристика.
Тропинка: Моя малая родина (1 час)
Моё село на карте области. Общая характеристика.
Итоговый урок-игра по теме: Географические особенности природы Ульяновской области (1 час)
МОДУЛЬ 2: Памятники природы Ульяновской области (15 часов).
Тропинка: Памятники природы края (12 часов)
Краткое описание объекта, географическое положение, нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы, перечень основных объектов охраны.
Итоговый урок-игра по теме: Памятники природы Ульяновской области (1 час)
Презентация проектов «Памятники природы края» (2 часа)
Итого: 32 часа
Резерв: 2 час
5. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Тропинками родного края»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Содержание | Дата | |
П | Ф | |||||
МОДУЛЬ 1: Географические особенности природы Ульяновской области (17 часов) | ||||||
1-2 | Географическое положение Ульяновской области | 2 | знать географическое положение на карте страны. Площадь территории, конфигурацию, протяженность по основным направлениям. выделять главные географические объекты, влияние географического положения на особенности развития области по картам местоположение области и своего населенного пункта. | Ульяновская область на карте. Координаты области. Состав области. Соседние регионы. Практическая работа: «Определение по карте географического положения области». | ||
3-4 | Рельеф и полезные ископаемые Ульяновской области | 2 | знать общую характеристику поверхности территории области анализировать основные формы рельефа своей территории, их происхождение и изменение знать местные горные породы и полезные ископаемые, главные месторождения. анализировать влияние рельефа местности на условия жизни, хозяйственную деятельность человека. | Общая характеристика рельефа Ульяновской области. Особенности рельефа Классификация полезных ископаемых и закономерности их размещения. Практическая работа: Составление карты-схемы: « Минерально - сырьевая база Ульяновской области" | ||
5-6 | Водные объекты Ульяновской области | 2 | Знать основные речные системы, озера, пруды, болота, подземные воды, источники. Питание и режим рек. Анализировать распространение опасных явлений, связанных с водами, причины их проявления и меры предотвращения. Проблемы малых рек. Хозяйственное использование внутренних вод и их охрана | Особенности внутренних вод, взаимосвязь компонентов природы на примере внутренних вод. Основные речные системы. Важнейшие озёра, пруды, болота, подземные воды. Охрана водных ресурсов. Практическая работа: Составление карты – схемы «Внутренние воды области». | ||
7-8 | Животный мир Ульяновской области | 2 | знать животный мир. Разнообразие видового состава. Животный мир антропогенных регионов.. | Общая характеристика, типичные представители животного мира, рациональное использование и сохранение животного мира. Практическая работа: Составление карты: «Животный мир области» | ||
9-10 | Растительный мир Ульяновской области | 2 | знать растительный мир области, видовой состав и его описание. анализировать особенности произрастания растительности, ее использование в жизни людей. | Растительный мир, типичные представители, закономерности размещения, смены растительных сообществ. Антропогенные лесные ландшафты. Практическая работа: Составление карты - «Растительный мир области». | ||
11-12 | Красная Книга Ульяновской области | 2 | Знать растения и животных, занесённых в Красную Книгу. Познакомиться с Красной книгой Ульяновской области | Представители флоры и фауны занесённые в Красную книгу Практическая работа: «Составление Красной книги своего села» | ||
13-14 | Особо охраняемые территории Ульяновской области | 2 | Знать классификацию особо охраняемых территорий и их отличительные признаки. Познакомиться с крупнейшими заповедниками и заказниками Ульяновской области | Охрана растительного и животного мира своей местности Практическая работа: Составление карты - «Особо охраняемые территории Ульяновской области» | ||
15 | Ульяновский район на карте области | 1 | знать географическое положение на карте области. Площадь территории, конфигурацию, протяженность по основным направлениям. выделять главные географические объекты. | Ульяновский район на карте области. (Общая характерис-тика, ГП, рельеф, водные объекты, растения и животные). | ||
16 | Моя малая родина | 1 | знать географическое положение на карте района. Площадь территории, конфигурацию, протяженность по основным направлениям. выделять главные географические объекты | Моё село на карте области (Общая характеристика, ГП, рельеф, водные объекты, растения и животные). | ||
17 | Итоговый урок Географические особенности природы Ульяновской области | 1 | Повторение изученного | |||
МОДУЛЬ 2: Памятники природы Ульяновской области (15 часов). | ||||||
18/1 | Акшуатский парк | 1 | Знать памятники природы ульяновской области, их особенности | Краткое описание объекта, географическое положение, нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы, перечень основных объектов охраны. | ||
19/2 | Исток р. Свияги | 1 | ||||
20/3 | Ундоровские минеральные источники | 1 | ||||
21/4 | Юловский пруд | 1 | ||||
22/5 | Скрипинские Кучуры | 1 | ||||
23/6 | Красногуляевские пещеры | 1 | ||||
24/7 | Брехово болото | 1 | ||||
25/8 | Берег орланов | 1 | ||||
26/9 | Озеро Поганое | 1 | ||||
27/ 10 | Ульяновский дендропарк | 1 | ||||
28/ 11 | Экологический парк "Черное озеро" | 1 | ||||
29/ 12 | Языковский парк | 1 | ||||
30/ 13 | Итоговый урок Памятники природы Ульяновской области | 1 | Повторение изученного | |||
31-32/ 14-15 | Презентация проектов «Памятники природы края» | 2 | ||||
33-34/ 16-17 | Резерв | 2 |
6. Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение
- Географическое краеведение [Текст]: учебное пособие для VI-IX классов общеобразовательного учреждения /Под общ. ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. - Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2013. - 240 с.
- Лобина Н.В. Географическое краеведение Ульяновской области в тестах, схемах, таблицах, заданиях, [Текст]: /Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е.А. изд. «Корпорация технологий продвижения», Ульяновск, 2008, 31 с.
- Особо охраняемые природные территории Ульяновской области [Текст] / под ред. В.В. Благовещенского. - Ульяновск: Дом печати, 2006. - 184 с.
- Храмова Е.В. Практические работы по географическому краеведению [Текст] : методическое пособие. /Е.В.Храмова. Ульяновск:УИПКПРО, 2010.-21с.
7. Предполагаемая результативность курса:
В результате изучения курса внеурочной деятельности обучающиеся получат возможность научиться:
- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;
- владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;
- уметь анализировать демографические, экологические ситуации на основе обработки и анализа статистических данных.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
- решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоуренская средняя школа
«Рассмотрено» на педагогическом совете Протокол № 1 от __.08.2017 | «Согласовано» зам.директора по ВР ________/______________________/ ___.08.2017 | «Утверждаю» директор школы ___________/Н.В.Кузина/ Приказ № ___ от___.___.2017 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Тропинками родного края»
6 класс
Составитель: учитель географии
Каравашкина Наталья Александровна
2017-2018 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...