Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа географа-следопыта» «Я – землевед»
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Гичунц Аннушка

В данном материале представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5-6 классов, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе материалов учебника рубрики «Школа географа-следопыта».

В течение занятий учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научатся ориентироваться и проводить измерения на местности, создавать простые карты, схемы, справочники, наглядные пособия, исследовать свойства воды, познавать «тайны» географических названий, создавать географическую игротеку и многое другое.

Методические особенности организации занятий

1. Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.

2. Задания носят не оценочный, а обучающих и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу учащихся динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Остальная информация в прикрепленном файле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа91.51 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРДА МОСКВЫ

ГБОУ города Москвы «ШКОЛА» 1468

ул. Новорогожская,9, Москва, 109544, тел/факс 8(495)678-73-78

ОГРН1037739437537ОКПО34572541 ИНН/КПП 7709157090/770901001

Утверждаю

Директор ГБОУ Школы№1468

_______________Волкова Е.В.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Школа географа-следопыта»

«Я – землевед»

Класс: 5-6

Учитель: Гичунц А.А.

Срок реализации программы, учебный год: 2016-2017 учебный год

Количество часов по учебному плану: 35ч. в год, в неделю: 1 ч.

Планирование составлено на основе: Авторской программы внеурочной деятельности: Аксенова М.Ю., Храмова Е.В. «Внеурочная деятельность по географии 5-6 классы»: учебно-методическое пособие / Аксенова М.Ю., Храмова Е.В. –УИПКПРО, 2013.

Учебник: Дронов В.П. География. Землеведение. 5-6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /  В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2012.
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 5,6 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельева. Дневник: «Я географ-следопыт», «Я – землевед».


Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов предназначена для организации учебной познавательной деятельности учащихся после уроков и разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).
  • Авторской программы внеурочной деятельности: Аксенова М.Ю., Храмова Е.В. «Внеурочная деятельность по географии 5-6 классы»: учебно-методическое пособие / Аксенова М.Ю., Храмова Е.В. –УИПКПРО, 2013.

Введение

В данном материале представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5-6 классов, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе материалов учебника рубрики «Школа географа-следопыта».

В течение занятий учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научатся ориентироваться и проводить измерения на местности, создавать простые карты, схемы, справочники, наглядные пособия, исследовать свойства воды, познавать «тайны» географических названий, создавать географическую игротеку и многое другое.

Методические особенности организации занятий

1. Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.

2. Задания носят не оценочный, а обучающих и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу учащихся динамичной, насыщенной и менее утомительной.


Программа внеурочной деятельности

«Я – географ-следопыт»

Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)

Курс состоит из шести разделов:

– Введение;

– Земля как планета солнечной системы;

– Внутреннее строение Земли;

– Атмосфера;

– Водная оболочка Земли;

– Биосфера.

Целью курса является расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность. Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности

Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности

Альбом

паспорт

Газета

плакат

журнал, книжка-раскладушка

серия иллюстраций

Коллаж

справочник

Коллекция

стенгазета

Макет

сценарий праздника, игры

Модель

учебное пособие

наглядные пособия

фотоальбом

Содержание программы

Введение

Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет. Построение модели для подтверждения шарообразности Земли.

Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномоном. Определение времени по гномону

Земля как планета солнечной системы

Осваиваем метод моделирования! Глобус - модель Земли. Определение форм Земли.

Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями! Умение вести фенологические наблюдения.

Осваиваем метод моделирования! Теллурий: модель Земли - Луна - Солнце. Определение времён года с помощью Теллурия.

Внутренние строение Земли

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли! Определение внутреннего строения Земли.

Осваиваем метод моделирования! Создаём конструктор литосферных плит. Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит.

Почувствуйте себя геологами! Научить собирать и оформить коллекцию горных пород и минералов

Почувствуйте себя учёными-сейсмологами! Формирование умений анализировать «12-балльную шкалу интенсивности землетрясений»

Почувствуйте себя геодезистами. Умение работать с нивелиром по определению высоты холма.

Почувствуйте себя топонимнстами! Умение работать с томонимистическими, словарями, энциклопедиями.

Атмосфера

Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями ~ Доказать наличие атмосферного давления.

Почувствуйте себя метеорологами. Создаём свою метеорологическую станцию. Умейте создавать метеорологические приборы для определения погоды.

Почувствуйте себя метеорологами-синоптиками! Умение составлять прогноз погоды.

Водная оболочка земли

Почувствуйте себя гидробиологами! Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека 

Почувствуйте себя мореходами! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Почувствуйте себя гидрологами! Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам Волги и Тереку.

Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников. Изучить водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника.

Почувствуйте себя фольклористами! Умения находить в тексте географические названия и работать с топонимическим словарем.

Биосфера

Почувствуйте себя палеонтологами! Умение соотнести изображение окаменелостей с их описанием в тексте учебника.

Почувствуйте себя биогеографами! Умение создавать коллекцию комнатных растений по их географическому принципу.

Создайте географическую игротеку! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Почувствуйте себя исследователем глубин океана! Умение создавать устройство «Глубины океана» и определять морских обитателей на разных глубинах океана.

Почувствуйте себя экотуристами! Составление по тексту схемы путешествия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Тема

Общее кол-во часов

Результат

Введение 4 ч.

1

Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет

1

Модель

2

Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномоном.

1

3

4

Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями!

2

Отчет по результатам наблюдения

Внутреннее строение Земли 6 ч.

5

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли!

2

Модель «Внутреннее строение Земли».

6

Осваиваем метод моделирования! Создаем конструктор литосферных плит.

1

Модель «Литосферные плиты»

7

8

Почувствуйте себя геологами!

2

Почувствуйте себя геологами.

9

10

Почувствуйте себя геодезистами.

1

Почувствуйте себя геодезистами.

11

12

Почувствуйте себя топонимистами

2

Почувствуйте себя топонимистами


Атмосфера 4 ч.

13

14

15

Почувствуйте себя метеорологами. Создаем свою метеорологическую станцию.

2

Метеоприборы

16

Почувствуйте себя метеорологами-синоптиками!

1

Прогноз погоды

Водная оболочка Земли 7ч.

17

Почувствуйте себя гидробиологами!

1

Плакат «Свойства воды»

18

Почувствуйте себя мореходами!

1

Игра «Знатоки морских названий»

19

20

Почувствуйте себя гидрологами!

2

Проект путешествия

21

22

Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников.

2

Модель родника

23

Почувствуйте себя фольклористами!

1

Биосфера 12 ч.

24

25

Почувствуйте себя биогеографами!

2

Атлас комнатных растений школы

26

27

Создайте географическую игротеку!

2

Игротека

28

29

Почувствуйте себя исследователем глубин океана!

2

Устройство «Глубины океана»

30

31

Почувствуйте себя экотуристами!

2

Проспект для путешествия

32

33

Почувствуем себя экскурсоводами. Разработка виртуальной или реальной экскурсия в национальный парк!

2

Коллаж «Экскурсия по национальному парку»

34

35

Защита проектов по темам: «Погода метеорологические наблюдения», «Вода в земных кладовых»!

2

Исследовательские проекты

Итого

35


Календарно-тематическое планирование

Тема внеурочной деятельности

Цель работы

Результаты обучения

Методы

Оборудование

Сроки выполнения

1

2

3

4

5

6

7

Введение

1

Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет

Построение модели для подтверждения шарообразности Земли.

- Личностные: осознание целостности природы;

- Универсальные: познавательный интерес;

- Предметные: овладение практическими умениями по использованию приборов.

Моделирование.

Карта Древнего Египта (картон 20х60), деревянные палочки (2 шт., длинной 8-10 см), пластилин,

линейка, карандаш, настольная лампа, дневник географа-следопыта.

В течение занятия.

2

Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномоном.

Определение времени по гномону.

- Личностные: осознание целостности природы;

- Универсальные: познавательный интерес;

- Предметные: овладение практическими умениями по использованию приборов.

Наблюдение.

Лист картона размером 40х40, гномон – деревянная палочка длиной 20 см, пластилин, карандаш,

В течение дня.

3

4

Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями!

Умение вести фенологичекие

наблюдения

- Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;

- Универсальные: умение вести наблюдение;

- Предметные: умение вести наблюдение за объектами и явлениями географической среды.

Наблюдение

Дневник географа-

следопыта.

В течение года.

Внутреннее строение Земли

5

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель Земли!

Определение

внутреннего строения Земли.

- Личностные: овладение системой географических

знаний;

- Универсальные:

умение моделировать;

- Предметные: умение описывать и объяснить признаки географических объектов.

Моделирование.

Разноцветный пластилин, дощечка для лепки.

В течение занятия.

6

Осваиваем метод моделирования! Создаем конструктор литосферных плит.

Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит.

- Личностные: овладение системой географических

знаний;

- Универсальные: умение

моделировать, умение организовать свою деятельность,

выпирать средства для реализации цели;

- Предметные: формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени.

Моделирование.

Картон (например, гофрированная или упаковочная бумага), ножницы,

карандаш, копировальная бумага, краски, клей.

В течение занятия.

7

8

Почувствуйте себя геологами!

Научить собирать и оформлять коллекцию горных пород и минералов.

- Личностные: осознание ценности природы;

- Универсальные: умение организовать свою деятельность;

- Предметные: использование полученных умений и навыков в повседневной жизни для объяснения образования горных пород.

Моделирование

Пустые спичечные коробки, клей и кисточка, оберточная бумага, увеличительное стекло, дневник географа-следопыта.

В течение года.

9

10

Почувствуйте себя геодезистами.

Умение работать с нивелиром по определение высоты холма.

- Личностные: осознание ценности природы;

- Универсальные: умение организовать свою деятельность;

- Предметные: владение

практическими умениями по использованию нивелира для определения высоты холма.

Полевые исследования, метод нивелирования.

Самодельный нивелир.

В течение занятия.

11

12

Почувствуйте себя топонимистами!

Умение работать с томонимистическими, словарями, энциклопедиями.

- Личностные: овладение умениями и навыками по применению в жизненных ситуациях;

-Универсальные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации и ее преобразование;

- Предметные: овладение основными навыками нахождения и использования географической информации.

Работа со справочной литературой, социологический опрос.

Учебник, дневник географа-следопыта.

В течение недели.

Атмосфера

13

14

15

Почувствуйте себя метеорологами. Создаем свою метеорологическую станцию.

Умение создавать метеорологичес кие приборы для определения погоды.

- Личностные: осознание ценности географической

среды;

- Универсальные: умение организовать свою деятельность по моделированию

приборов;

- Предметные: умение моделировать и владеть практическими умениями по

измерению направления ветра, определения температуры, количества осадков.

Моделирование

Флюгер

Картон, цветная бумага, компас, деревянный стержень, клей, две катушки для ниток, небольшая обувная

коробка. Дождемер ластиковая бутылка, цветной скотч.

Термометр

Стеклянная бутылка с пробкой, краситель (пищевой или цветные чернила), большая пластиковая бутылка (5 л), картон, скотч, пластилин, прозрачная пластиковая трубочка.

В течение занятия.

16

Почувствуйте себя метеорологами-синоптиками!

Умение составлять прогноз погоды.

- Личностные: осознание ценности географической среды;

- Универсальные:

умение вести самостоятельный анализ и прогноз погоды;

- Предметные: формирование умений и навыков использования метеорологических знаний в повседневной жизни для прогнозирование погоды.

Наблюдения.

Дневник географаследопыта, ресурсы Интернет.

В течение 2-го полугодия.

Водная оболочка Земли

17

Почувствуйте себя гидробиологами!

Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека.

- Личностные: осознание ценности географического

знания как важнейшего компонента научной карты мира;

- Универсальные: умение вести самостоятельно исследование;

- Предметные: формирование представлений о свойствах воды.

Исследовательский

Две бутылки с питьевой водой по 0,5л, 3-4 столовые ложки поваренной соли, сырое куриное яйцо, мерный стакан, столовая ложка, кубики пищевого льда, две бутылки минеральной воды (1-ая - охлажденная, 2-ая –комнатной температуры).

В течение занятия.

18

Почувствуйте себя мореходами!

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

- Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

- Универсальные: умение организовать свою деятельность, определить ее задачи

и оценить достигнутые результаты;

- Предметные: использование географических названий в повседневной жизни.

Игровая деятельность.

Учебник, ресурсы Интернет, картон, цветные карандаши и др.

В течение занятия.

19

20

Почувствуйте себя гидрологами!

Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам Волги и Тереку.

- Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

- Универсальные: умение вести отбор информации на основе текста учебника с последующим устным рассказом;

- Предметные: развитие географического мышления на основе работы с текстом учебника и картой атласа.

Самостоятельная работа с текстом учебник.

Учебник.

В течение занятия.

21

22

Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом

«работы» родников.

Изучить водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника.

- Личностные: овладение на уровне общего образования

системой географических

знаний;

- Универсальные: умения организовать свою деятельность, определить ее цели, оценить достигнутые результаты;

- Предметные: формирование географических знаний о водопроницаемых и водоупорных слоях.

Исследовательский, эксперимент, моделирование.

Три воронки, три стакана, часы с секундной стрелкой, кувшин с водой, образцы пород (песок, глина и суглинок); небольшой и узкий аквариум, песок или пластилин, лейка с водой.

В течение занятия.

23

Почувствуйте себя фольклористами!

Умения находить в тексте географические названия и работать с топонимическим словарем.

- Личностные: уважение к истории, культуре народов;

- Универсальные: умения самостоятельно отбирать информацию;

- Предметные: умение работать с различными источниками географической информации.

Исследовательский.

Учебник, дневник географа-следопыта.

В течение занятия.

Биосфера

24

25

Почувствуйте себя биогеографами!

Умение создавать коллекцию комнатных растений по их географическом у принципу.

- Личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- Универсальные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразования в виде информационной карточки;

- Предметные: формирование представлений о разнообразии растительного мира тропических поясов.

Исследовательский

Картон, фотографии, клей.

В течение занятия.

26

27

Создайте географическую игротеку!

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

- Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

- Универсальные: умение организовать свою деятельность, определить, определить цели и задачи игры, оценить достигнутые результаты;

- Предметные: формирование представлений о разнообразии растительного мира умеренных поясов.

Игровая деятельность.

Рисунки, фотографии, картон.

В течение занятия.

28

29

Почувствуйте себя исследователем глубин океана!

Умение создавать устройство «Глубины океана» и определять морских обитателей на разных глубинах океана.

- Личностные: осознание ценности географической

среды;

- Универсальные: умение организовать свою деятельность по моделированию прибора «Глубины океана»;

- Предметные: умение моделировать и владеть практическими умениями по определению морских животных в разных глубинах океана.

Моделирование, исследовательский.

Самодельное устройство «Глубины океана», определитель морских обитателей.

В течение занятия.

30

31

Почувствуйте себя экотуристами!

Составление по тексту схемы путешествия

-Личностные: осознание единства географического пространства России;

- Универсальные: умение организовать свою деятельность по моделированию прибора туристического маршрута;

- Предметные: формирование представлений об особенностях природной среды и охраны природы.

Исследовательский

Учебник, дневник географа-следопыта.

В течение занятия.

32

33

Почувствуем себя экскурсоводами. Разработка виртуальной или реальной экскурсия в национальный парк

Знакомство с особо

- Личностные: осознание охраняемыми территориями целостности планета Земля;

- Универсальные: способствовать самостоятельному

приобретению практических

умений;

- Предметные: формирование представлений об особенностях природной среды и охраны природы.

Исследование

Презентация

В течение занятия

34

35

Защита проектов по темам: «Погода метеорологические наблюдения», «Вода в земных кладовых»

Защита проектов

- Личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- Универсальные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразования в виде проекта;

- Предметные: использовать приобретенные знания и умения по гидросфере для составления проектов

Исследование

Презентация

В течение занятия


Программа внеурочной деятельности

«Я – землевед»

6 класс

Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)

Курс состоит из пяти разделов:

- История географических открытий;

- Изображение земной поверхности;

- Земля во Вселенной;

- Геосферы Земли.

Целью курса является расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, энциклопедии, материалы на компакт-дисках, интернет-ресурсы, экскурсии.

Методы проведения занятий: практическая работа, игра, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, мини-конференция.

Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности

альбом

паспорт

Газета

плакат

журнал, книжка-раскладушка

серия иллюстраций

коллаж

справочник

коллекция

стенгазета

Макет

сценарий праздника, игры

модель

учебное пособие

наглядные пособия

фотоальбом


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Тема

Общее кол-во часов

Результат

История географических открытий 6 ч.

1

Почувствуйте себя картографами!

1

Создание модели «Карта мира»

2

Почувствуйте себя древними путешественниками!

1

Составление справочника «Европейские путешественники Средних веков»

3

Осваиваем метод моделирования – делаем компас!

1

Построение модели компаса.

4

Почувствуйте себя древними путешественниками!

1

Составление стенгазеты «Великие географические открытия».

5

Почувствуйте себя учеными!

1

Составление коллажа «Памятники природы нашей местности».

6

Почувствуйте себя журналистами!

1

Разработка журнала «Антарктида и Арктика: вчера, сегодня, завтра».

Изображение земной поверхности 12 ч.

7

Почувствуйте себя топографами!

1

Составление презентации.

8

Почувствуйте себя топографами!

1

Составление план-схемы школьной территории.

9

Создайте географическую игротеку!

1

Создание игротеки.

10

Почувствуйте себя топографами!

1

Составление плана местности.

11

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель холма.

1

Создание модели холма.

12

Почувствуйте себя топографами!

1

Разработка плана реконструкции территории своей школы.

13

14

Почувствуйте себя картографами!

2

Разработка альбома «Различные виды глобусов».

15

Создайте географическую игротеку!

1

Создание игротеки.

16

17

Осваиваем метод моделирования! Создаем рельефную карту Африки

2

Разработка модели «Рельефная карта Африки».

18

Создайте географическую игротеку!

1

Разработка игротеки «Картографическое домино».

Геосеферы Земли 17 ч.

Литосфера 5 ч.

19

Почувствуйте себя минералогами!

1

Подготовка плаката «Полезные ископаемые родного края».

20

Почувствуйте себя спелеологами!

1

Подготовка презентации «Пещеры России».

21

22

Почувствуйте себя ученными!

2

Разработка справочника «Величайшие горы и равнины мира».

23

Почувствуйте себя проектировщиками!

1

Разработка проекта прокладки газопровода по дну Черного моря.

Атмосфера 6 ч.

24

25

Изучаем работу барометра-анероида!

2

Создание картосхемы атмосферного давления.

26

27

Осваиваем методы моделирования и проектирования!

2

Создание модели и разработка маршрута.

28

29

Почувствуйте себя ученными-географами!

2

Разработка атласа облаков.

Гидросфера 2 ч.

30

31

Осваиваем методы моделирования!

2

Создание модели речной долины равниной реки/речной долины горной реки/ озерных котловин.

Биосфера и почвенный покров 4 ч.

32

Почувствуйте себя почвоведами!

1

Разработка макета профиля почвы.

33

Почувствуйте себя антропологами!

1

Составление справочника «Описание коренных жителей материков».

34

35

Почувствуйте себя экотуристами!

2

Разработка маршрута путешествия на ватмане в формате фотоколлаж.

Итого

35

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

История географических открытий (6 ч)

Почувствуйте себя картографами! Построить модель «Карта мира» и нахождение информации о географических объектах (используя различные источники информации).

Почувствуйте себя древними путешественниками! Составить справочник «Европейские путешественники Средних веков».

Осваиваем метод моделирования – делаем компас! Построить компас своими руками.

Почувствуйте себя древними путешественниками! Составить ленты времени «Великие географические открытия».

Почувствуйте себя учеными! Составить коллаж «Памятники природы нашей местности».

Почувствуйте себя журналистами! Разработать выпуск научного журнала «Антарктида и Арктика: вчера, сегодня, завтра».

Раздел 2. Изображение земной поверхности (12 ч)

Почувствуйте себя топографами! Определить географические объекты на космическом снимке.

Почувствуйте себя топографами! Определить площадь пришкольной территории.

Создайте географическую игротеку! Продолжить развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей. (создание топографического домино).

Почувствуйте себя топографами! Проведение глазомерной съемки (например, дорога из школы в кинотеатр).

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель холма. Определить, как абсолютные высоты показывают способом горизонталей на картах.

Почувствуйте себя топографами! Создать план реконструкции территории своей школы.

Почувствуйте себя картографами! Уметь работать с материалами интернет-ресурсов.

Создайте географическую игротеку! (игра на закрепление умений определение объекта по географическим координатам). Продолжить развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Осваиваем метод моделирования! Создаем рельефную карту Африки. Уметь создавать рельефную карту.

Создайте географическую игротеку! (игра на закрепление умений чтения условных знаков). Продолжить развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Геосферы Земли (17 ч)

Литосфера

Почувствуйте себя минералогами! Изучить полезных ископаемых родного края.

Почувствуйте себя спелеологами! (разработка виртуального путешествия по пещерам России). Уметь использовать различные источники географической информации для разработки виртуального путешествия по пещерам России.

Почувствуйте себя ученными! (составление справочника «Величайшие горы и равнины мира»). Уметь работать с географической информацией и выделять главное.

Почувствуйте себя проектировщиками! (разработка проекта прокладки газопровода по дну Черного моря). Использовать различные источники географической информации для разработки проекта прокладки газопровода по дну Черного моря.

Атмосфера

Изучаем работу барометра-анероида! Разработать барометрическую карту Вашего населенного пункта.

Осваиваем методы моделирования и проектирования! Сделать воздушный шар своими руками и разработать маршрут кругосветного путешествия на воздушном шаре.

Почувствуйте себя ученными-географами! Разработать выпуск атлас «Облака нашей местности».

Гидросфера

Осваиваем методы моделирования! Сделать своими руками модели объектов вод суши.

Биосфера и почвенный покров

Почувствуйте себя почвоведами! Научиться закладывать почвенный профиль, выделение и описание почвенных горизонтов.

Почувствуйте себя антропологами! Составить справочник «Описание коренных жителей материков».

Почувствуйте себя экотуристами! Разработка маршрута путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам.


Календарно-тематическое планирование

Тема внеурочной деятельности

Цель работы

Результаты обучения

Методы

Оборудование

Сроки выполнения

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. История географических открытий

1

Почувствуйте себя картографами!

Построить модель «Карта мира» и нахождение информации о географических объектах (используя различные источники информации).

- Личностные: осознание целостности природы;

- Метапредметные: познавательный интерес;

- Предметные: картографическая грамотность; использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации.

Моделирование.

Контурная карта, атлас.

В течение занятия.

2

Почувствуйте себя древними путешественниками!

Составить справочник «Европейские путешественники Средних веков».

- Личностные: осознание целостности природы;

- Метапредметные: познавательный интерес;

- Предметные: использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации.

Работа со справочной литера-турой

Энциклопедии, доступ к ресурсам интернет.

В течение дня.

3

Осваиваем метод моделирования – делаем компас!

Построить компас своими руками.

- Личностные: овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации;

- Метапредметные: умение моделировать;

- Предметные: использовать понятия «компас» для построения модели компаса.

Моделирование.

Инструкция для работы

http://igrushka.kz/vi

p71/samkom.php

В течение занятия.

4

Почувствуйте себя древними путешественниками!

Составить ленты времени «Великие географические открытия».

- Личностные: осознание целостности природы;

- Метапредметные: познавательный интерес;

- Предметные: проводить самостоятельный поиск географической информации о великих географических открытиях.

Работа со справочной литературой.

Учебник, энциклопедии, доступ к ресурсам интернет.

В течение занятия.

5

Почувствуйте себя учеными!

Составить коллаж «Памятники природы нашей местности».

- Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;

- Метапредметные: умение вести наблюдение;

- Предметные: использовать

приобретенные знания и умения для выявления памятников природы нашей местности.

Наблюдение

Учебник, полевой дневник, карандаши, компас, планшет, бумага, визирная линейка, фотоаппарат.

В течение занятия.

6

Почувствуйте себя журналистами!

Разработать выпуск научного журнала «Антарктида и Арктика: вчера, сегодня, завтра».

- Личностные: овладение умениями и навыками по применению в жизненных ситуациях;

- Метапредметные умение вести самостоятельный поиск, отбор информации и ее преобразование;

- Предметные: проводить самостоятельный поиск географической информации об Антарктиде и Арктике.

Работа со справочной литера турой

Учебник, энциклопедии, доступ к ресурсам интернет.

В течение занятия.

Раздел 2. Изображение земной поверхности

7

Почувствуйте себя топографами!

Определить географические объекты на космическом снимке.

- Личностные: овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации;

- Метапредметные: умение анализировать и отбирать информацию;

- Предметные: использовать приобретенные знания и умения для чтения космических снимков.

Наблюдение

Доступ к ресурсам интернет.

В течение занятия.

8

Почувствуйте себя топографами!

Определить площадь пришкольной территории.

- Личностные: осознание ценности природы;

- Метапредметные: умение организовать свою деятельность;

- Предметные: использовать приобретенные знания и умения для проведения топографической съемки.

Полевое исследование.

Планшет.

В течение занятия.

9

Создайте географическую игротеку!

Продолжить развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей. (создание топографического домино).

- Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

- Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить, определить цели и задачи игры, оценить достигнутые результаты;

- Предметные: использовать знания о топографической карте для создания топографического домино.

Игровая деятельность.

Картон, цветные карандаши.

В течение занятия.

11

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель холма.

Определить, как абсолютные высоты показывают способом горизонталей на картах.

- Личностные: овладение системой географических знаний;

- Метапредметные: умение моделировать;

- Предметные: использовать понятия «абсолютная и относительная высота» для решения учебной задачи по построению модели холма.

Моделирование.

Плотная бумага, циркуль, клей, пластилин.

В течение занятия.

12

Почувствуйте себя топографами!

Создать план реконструкции территории своей школы.

- Личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего

компонента научной картины мира;

- Метапредметные: умение организовать свою деятельность по соответствию описания с изображением;

- Предметные: использовать приобретенные знания и умения для нанесения объектов на топографическую

карту.

Моделирование.

Лист бумаги, цветные карандаши.

В течение занятия.

13

14

Почувствуйте себя картографами!

Уметь работать с материалами интернет-ресурсов.

- Личностные: осознание ценности природы;

- Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации и ее преобразование;

- Предметные: проводить самостоятельный поиск географической информации о видах глобусов.

Полевые исследования, метод нивелирования.

Доступ к интернет-ресурсам.

В течение занятия.

15

Создайте географическую игротеку! (игра на закрепление умений определение объекта по географическим координатам)

Продолжить развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

- Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

- Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить, определить цели и задачи игры, оценить достигнутые результаты;

- Предметные: использовать понятия «географическая карта» для решения учебных задач по созданию игротеки.

Игровая деятельность.

Учебник, атлас.

В течение занятия.

16

17

Осваиваем метод моделирования! Создаем рельефную карту Африки.

Уметь создавать рельефную карту.

- Личностные: овладение системой географических знаний;

- Метапредметные: умение моделировать, умение организовать свою деятельность, выпирать средства для реализации цели;

- Предметные: использовать понятия «литосфера», «рельеф» для решения учебной

задачи по созданию модели «Рельефная карта Африки»

Моделирование.

Калька, гофрированный картон, ножницы, краски, карандаш, краски, клей.

В течение занятия.

18

Создайте географическую игротеку! (игра на закрепление умений чтения условных знаков)

Продолжить развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

- Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

- Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить, определить цели и задачи игры, оценить достигнутые результаты;

- Предметные: использовать понятие «план местности», «географическая карта» для решения учебной задачи по созданию игротеки.

Игровая деятельность.

Учебник, атлас.

В течение занятия.

Раздел 3. Геосферы Земли

Литосфера

19

Почувствуйте себя минералогами!

Изучить полезных ископаемых родного края.

- Личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной карты мира;

- Метапредметные: умение вести самостоятельно исследование;

- Предметные: проводить самостоятельный поиск географической информации о минералах родного края.

Исследовательский.

Справочная литература, интернет-ресурсы.

В течение занятия.

20

Почувствуйте себя спелеологами! (разработка виртуального путешествия по пещерам России)

Уметь использовать различные источники географической информации для разработки виртуального путешествия по пещерам России.

- Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

- Метапредметные: умение вести отбор информации на основе текста учебника, интернет-ресурсов с последующим устным рассказом;

- Предметные: использовать приобретенные знания и умения для разработки

Самостоятельная работа.

Учебник, интернет-ресурсы, энциклопедии.

В течение занятия.

21

22

Почувствуйте себя ученными! (составление справочника «Величайшие горы и равнины мира»)

Уметь работать с географической информацией и выделять главное.

- Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

- Метапредметные: умения самостоятельно отбирать информацию;

- Предметные: использовать понятия «горы» и «Равнина» для разработки справочника «Величайшие горы и равнины мира».

Исследовательский.

Интернет-ресурсы, энциклопедии.

В течение занятия.

23

Почувствуйте себя проектировщиками! (разработка проекта прокладки газопровода по дну Черного моря)

Использовать различные источники географической информации для разработки проекта прокладки газопровода по дну Черного моря.

- Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

- Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить ее задачи и оценить достигнутые результаты;

- Предметные: использовать приобретенные знания и умения по гидросфере для составления проекта прокладки газопровода по дну Черного моря.

Исследовательский, моделирование.

Учебник, карты атласа, интернет-ресурсы.

В течение занятия.

Атмосфера

24

25

Изучаем работу барометра- анероида!

Разработать барометрическую карту Вашего населенного пункта.

- Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;

- Метапредметные: умения организовать свою деятельность, определить ее цели, оценить достигнутые результаты;

- Предметные: использовать понятия «атмосфера» по определению зависимости высоты местности и атмосферного давления.

Исследовательский.

Учебник, барометр-анероид.

В течение занятия.

26

27

Осваиваем методы моделирования и проектирования!

Сделать воздушный шар своими руками и разработать маршрут кругосветного путешествия на воздушном шаре.

- Личностные: овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации;

- Метапредметные: умение организовать свою деятельность по моделированию и проектированию маршрута кругосветного путешествия;

- Предметные: использовать понятие «ветер» для решения учебной задачи по определению маршрута кругосветного путешествия на воздушном шаре.

Моделирование.

Инструкция для работы.

http://igrushka.kz/vi

p73/shar.php

В течение занятия.

28

29

Почувствуйте себя ученными-географами! (1 занятие – экскурсия с целью фотографирования облаков; 2 занятие - разработка атласа облаков)

Разработать выпуск атлас «Облака нашей местности».

- Личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- Метапредметные: умение вести наблюдение;

- Предметные: использовать приобретенные знания и умения по атмосфере для описания признаков облаков.

Исследовательский.

Инструкция для работы

http://igrushka.kz/vi

p71/samkom.php

В течение занятия.

Гидросфера

30

31

Осваиваем методы моделирования!

Сделать своими руками модели объектов вод суши.

- Личностные: осознание ценности природы;

- Метапредметные: умение работать в группе, умение моделировать, умение организовать свою деятельность, выпирать средства для реализации цели;

- Предметные: использовать приобретенные знания и умения по гидросфере для создания модели речной долины.

Моделирование.

Картон (например, гофрированная или упаковочная бумага), ножницы, карандаш, краски, клей ПВА.

В течение занятия.

Биосфера и почвенный покров

32

Почувствуйте себя почвоведами! (экскурсия-практикум)

Научиться закладывать почвенный профиль, выделение и описание почвенных горизонтов.

- Личностные: осознание ценности природы;

- Метапредметные: умение организовать свою деятельность по описанию почвенных горизонтов;

- Предметные: выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвенных горизонтов своей местности.

Исследовательский.

Лопата, полевой дневник, бумага, цветные карандаши линейка или рулетка.

В течение занятия.

33

Почувствуйте себя антропологами!

Составить справочник «Описание коренных жителей материков».

- Личностные: уважение к другим народам;

- Метапредметные: умение организовать свою деятельность по описанию жителей разных материков.

- Предметные: использовать понятие о человеческих расах для решения учебных задач по составлению справочника «Описание коренных жителей материков».

Описательный.

Учебник, фотографии жителей разных материков, ресурсы интернет, этнографическая энциклопедия.

В течение занятия.

34

35

Почувствуйте себя экотуристами! (работа в группах)

Разработка маршрута путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам.

- Личностные: осознание единства географического пространства России;

- Метапредметные: умение организовать свою деятельность, умение работать в группе;

- Предметные: формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени.

Исследовательский.

Учебник, результаты внеурочных занятий.

В течение занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность "Школа географа-следопыта" 5 класс по ФГОС

В данной программе представлена система занятий внеурочной детельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленных на формирование универсальных учебных действий. Этот курс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа географа-следопыта"

Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В данной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа телетворчества"

Цель реализации программы: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру тележурналистики.В осно...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности»

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  при...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа географа-следопыта» «Я – землевед»

Общая информацияВ данном материале представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5-6 классов, направленная на формирование универсальных учебных...