Внеурочная деятельность "Школа географа-следопыта" 5 класс по ФГОС
рабочая программа по географии по теме

Грошева Людмила Петровна

В данной программе представлена система занятий внеурочной детельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленных на формирование универсальных учебных действий. Этот курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью. Главной воспитательной целью курса следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и мире Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_5_kl.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Димитровграда»

«РАССМОТРЕНО»                                                              «СОГЛАСОВАНО»                                                                «УТВЕРЖДАЮ»                                          

Руководитель МО                                                                  Зам. директора по УВР                                                         Директор школы                                                                                                                                                   ___________ Грошева Л.П.                                                   __________ Большакова И.П.                                              ___________ Семина О.А.                                        

                                                     

Протокол №                                                                            «___» августа 2013 г.                                                           Приказ №

от  «__» августа 2013 г.                                                                                                                                                         от «__ » августа  2013 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование курса: Внеурочная деятельность «Школа – географа следопыта»

Класс: 5

Уровень общего образования: основная школа

Учитель географии: Грошева Людмила Петровна

Срок реализации программы: 2013-2014 учебный год

Количество часов по учебному плану:  34 часа, в неделю 1 час

Планирование составлено: на основе методических рекомендаций ИПК ПРО

                                                                                                        Рабочая программа составила __________ Грошева Л.П.

                                                                                  Пояснительная записка.

    В данной рабочей программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленных на формирование универсальных учебных действий. 

География в школе — это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» наукой. Несмотря на это до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Её главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных связей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального уровня. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются в решении разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.

В соответствии с современной концепцией учебного предмета география — это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся системное представление о Земле как о планете людей. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать своё место в мире и понять тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Программа факультативного курса базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии.

Изучение факультативного курса направлено на развитие личной ответственности школьника за всё происходящее в окружающем мире. Курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки. В конечном итоге, изучение факультативного курса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего своё место в Отечестве и в мире Земли.

         В течение 34 занятий учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научаться ориентироваться и проводить измерения на местности, составлять простые карты и схемы, наглядные пособия, исследовать свойства воды, познавать «тайны» географических названий, создавать географическую игротеку.

                                                  Методические особенности организации  занятий

1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.  

2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

                                                           Ожидаемые результаты

  • ученик научится  самостоятельно составлять простейший  план местности;
  •  ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, производить элементарную глазомерную съёмку местности.
  • узнает, из чего состоит земная кора, какие горные породы залегают в нашей местности;
  • узнает состав гидросферы и как охранять её;
  • научиться практическим навыкам охраны окружающей среды.


Тема внеурочной деятельности

       Цель работы

     Результаты обучения

  Методы

  Оборудование

    1.

Наблюдение – метод географической науки

Работа с гномом

Определение времени по гномону.

Личностные: осознание целостности природы Метапредметные: познавательный интерес. Предметные: овладение практическими умениями по использованию приборов.

Наблюдение

Лист картона, гномон, пластилин, линейка, отвес.

2

Наблюдение и исследование за высотой Солнца в течение года.  Изготовление и работа  с угломером и транспортиром

Долгосрочные наблюдения за высотой Солнца в течение года.

Личностные: осознание целостности природы Метапредметные: познавательный интерес. Предметные: овладение практическими умениями по изготовлению и  использованию приборов, анализировать и делать соответствующие выводы.

3

Осенняя экскурсия «Что происходит в природе и что можно наблюдать осенью»

Наблюдения за изменениями в живой природе

Личностные: осознание целостности природы Метапредметные: познавательный интерес. Предметные: находить объекты живой природы, называть изменённые признаки, овладение практическими умениями по изготовлению гербарий

 4

Земля среди других планет Солнечной системы. Осваиваем моделирование! Глобус – модель Земли.

Определение форм Земли.

Личностные: осознание целостности природы. Метапредметные: способствовать самостоятельному приобретению практических умений.                  Предметные: формирование представлений об особенностях планета Земля.

Моделирование

Гибкая линейка или портновский метр.

5

Движение Земли по околосолнеч-      ной орбите.

Почувствуёте себя фенологами-наблюдателями! Теллурий – модель вращения Земли вокруг Солнца.

Умения вести фенологические наблюдения

Личностные; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде.                                       Метапредметные: умения вести наблюдения.           Предметные: умения вести наблюдения за объектами и явлениями географической среды. Устанавливать местоположение Земли на теллурии в зависимости от времени года

Наблюдения

Календарь- погоды

6

Суточное вращение Земли. Осваиваем метод моделирования! Теллурий: модель вращения Земли вокруг Солнца.

Определение времён года с помощью теллурия

Л-ые: овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации.                                  М –ые: умения моделировать                                               Пр- ые: овладение практическими навыками при использовании теллурия.

Моделирование

Теллурий, глобус

7

Слой твёрдой Земли.          Строим свою модель Земли.

Определение внутреннего строения Земли.

Л –ые: овладение системой географических знаний.            М –ые: умение моделировать                                          Пр – ые: умение описывать и объяснять признаки географических объектов..

Моделирование

Разноцветный пластилин, дощечки для лепки.

8

Вулканы Земли. Осваиваем метод моделирования. Создаем  конструктор литосферных плит.

Определение положения действующих вулканов на границе литосферных плит.

Л –ые: овладение системой географических знаний;            М-ые: умение моделировать, организовать свою деятельность, выбирать средства для реализации цели;                                    Пр-ые: формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени.                                                                                    

Моделирование

Картон, ножницы, карандаш, копировальная бумага, краски, клей.

9

Из чего состоит земная кора. Почувствуйте себя геологами.

Научит собирать и оформлять коллекцию горных пород и минералов.

Л-ые: осознание ценности природы;                                М-ые: умение организовать свою деятельность;                Пр-ые: использование полученных умений и навыков в повседневной жизни для объяснения образования горных пород.

Моделирование

Пустые спичечные коробки, клей, кисточка, обёрточная бумага, лупа.

10

Строение земной коры. Землетрясе-  ния.     Почувствуйте себя учёными сейсмологами!

Формирование умений анализировать 12-бальную шкалу землетрясений.

Л-ые: осознание глобальных проблем человечества;         М-ые: умение анализировать и отбирать информацию;   Пр-ые: использование полученных умений и навыков в повседневной жизни для предсказания землетрясений.

Работа со справочной литературой.

Учебник. Презентация

11

Рельеф земной поверхности.      Мы – геодезисты!

Умение работать с нивелиром по определению высоты холма.

Л-ые: осознание ценности природы;                               М-ые: умение организовать свою деятельность;              Пр-ые: владение практическими умениями по использованию нивелира для определения высоты объекта.

Полевые исследования метод нивелирования.

Нивелир.

12

Опасные явления, связанные с особенностями рельефа на местности, меры предосторожности.

Выявление опасных участков своей местности.

Л-ые: осознание глобальных проблем;                                                         М-ые: умение наблюдать, анализировать, происходящее рядом с тобой  и возможные последствия.                                                                        Пр-ые: знать характерные явления, происходящие в нашем крае природного характера и антропогенного и соблюдать меры предосторожности. 

Работа со справочной литературой

Учебник Ульяновская область.

13

Мой край на карте Родины. План-схема города Димитровграда.

Умение  по карто –схеме находить свой микрорайон, свою улицу, школу, дом.

Л-ые: осознание гражданина своей страны, самой большой державы в мире;                                                   М-ые: умение анализировать и отбирать информацию;                                                                   Пр-ые: умение работать с картами и  находить город Димитровград или его местоположение на любой карте.                                                                                                                        

14

Человек и литосфера. Почувствуйте себя топонимистами!

Умение работать с топонимистическими словарями, энциклопедиями.

Л-ые: овладение умениями и навыками по применению их в жизненных ситуациях;                                                               М-ые: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации её преобразование;                                               Пр-ые: овладение основными навыками нахождения и использования географической информации

Работа со справочной литературой, социологический опрос.

Учебник, дневник следопыта.

15

Воздушная оболочка Земли – атмосфера.  Попробуйте себя в роли метеоролога!

Доказать наличие атмосферного давления.

Л-ые: осознание ценности географической среды;                 М-ые: умение самостоятельно проводить эксперимент;                       Пр-ые: овладение практическими умениями для определения атмосферного давления                    

Эксперимент, исследование.

Стакан, лист бумаги, стеклянная банка, воздушный шарик, ластик, основание прибора из картона, резиновый клей. толстая пластиковая трубочка, небольшой лист картона, строительный уровень.

16

Погода и метеорологические наблюдения. Создаём свою метеорологическую станцию.

Умение создавать простые метеоприборы для определения погоды.

Л-ые: осознание ценности географической среды.        М-ые: умение организовать свою деятельность по моделированию приборов;                                                 Пр-ые: умение владеть практическими умениями по измерению направления ветра, определения температуры, количества осадков.

Моделирование

Флюгер: картон, цветная бумага, компас, деревянный стержень, клей, 2 катушки для ниток небольшая обувная коробка.                       Осадкомер: пластиковая бутылка, цветной скотч..          Термометр: стеклян. бутылка с пробкой, краситель пищевой или цв. чернила, 5-литровая пластиковая бутылка, картон, скотч, пластилин, пластиковая прозрачная трубочка.

17.

Практическая работа «Составление графика температуры по своим наблюдениям»

Умение чертить графики температур.

Л-ые: формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи с природой;            М--ые: формирование умения применять знания на практике, оценивать достигнутые результаты;                   Пр-ые: делать умозаключения: причины изменения температуры в природе.

Работа с термометром

18

Человек и атмосфера.         Мы синоптики!

Умение составлять прогноз погоды

Л-ые: осознание целостности географической среды;          М-ые: умение вести самостоятельный анализ и прогноз погоды;                                                                               Пр-ые: формирование умений и навыков использования метеорологических знаний в повседневной жизни для прогнозирования погоды.

Наблюдения

Дневник географа-следопыта, интернет-ресурсы.

19

Ветер. Определения направления ветра. Составление розы ветров.

Умение практически определять направление ветра по флюгеру и по местным признакам, анализировать и чертить розу ветров.

Л-ые: осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы;                                                             М-ые: формирование умения ставить учебную цель, вести долгосрочные наблюдения и достигать её;          Пр-ые: объяснять значение понятий: ветер, бриз, муссон. Объяснять причины образования ветров, чертить розу ветров.      

Работа с флюгером. Наблюдения.

Дневник географа-следопыта.

20

Определение состояния атмосферного воздуха, охрана его от загрязнения.

Практическая работа по определению загрязнения воздуха на пришкольном участке по  листьям деревьев.

Л-ые: осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы;                                                             М-ые: формирование умения ставить учебную цель, вести долгосрочные наблюдения и достигать её;          Пр-ые: выяснять источники загрязнения воздуха пришкольной территории.      

Наблюдение, исследование

Листья разных деревьев, скотч, справочная литература.

21

Облака. Стихийные явления атмосферы.

Умение определять практически виды облаков. Знать стихийные явления и причины их возникновения.

Л-ые: формирование умения наблюдать, замечать изменения и делать прогнозы, видеть красоту облаков;                                                                                 М-ые: формирование умения ставить учебную цель, вести долгосрочные наблюдения и достигать её;               Пр-ые: объяснять значение понятий: облака. Знать характерные стихийные явления атмосферы: гроза, молния, ураган, смерч. Соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий.        

Наблюдение справочная литература.

Дневник географа-следопыта.

22

Вода на Земле.  Почувствуйте себя гидробиологами!

Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека.

Л-ые: осознание ценности  географического знания как важнейшего компонента научной карты мира;               М-ые: умение вести самостоятельные исследования;                                                            Пр-ые: формирование представлений о свойствах воды.                  

Исследовательский

2 бутылки питьевой воды по 0,5 л,3 ст. ложки поваренной соли, сырое куриное яйцо, мерный стакан, ст. ложка, кубики пищевого льда, 2 бутылки минеральной воды(одна охлаждённая)

23

Мировой океан – главная часть гидросферы. Почувствуйте себя мореходами!

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Л-ые: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;                                    М-ые: умение организовать свою деятельность, определить её задачи и оценить достигнутые результаты;                                                                        Пр-ые: использование географических названий  в повседневной жизни.

Игровая деятельность

Учебник, интернет-ресурсы.

24

Воды суши. Реки. Почувствуйте себя гидрологами!

Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам Волга и Терек. Бол.Черемшан – приток Волги

Л-ые: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;                                    М-ые: умение вести отбор информации на основе текста учебника с последующим устным рассказом.                           Пр-ые: развитие географического мышления на основе работы с интернет- ресурсом и картой атласа.

 Самостоятельная работа с интернет-ресурсом

Интернет-ресурс. Презентация.

25

Озёра. Вода в земных кладовых. Почувствуйте себя гидрологами. Познакомимся с принципом работы родников.

Изучить водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника.

Л-ые: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;                                    М-ые: умение организовать свою деятельность, определить её цели, оценить достигнутые результаты;   Пр-ые: формирование географических знаний о водопроницаемых и водоупорных слоях.

Исследование, эксперимент, моделирование.

3 воронки, 3 стакана, часы с секундной стрелкой, кувшин с водой, образцы пород: песок, глина, суглинок, лейка с водой.

26

Человек и гидросфера. Почувствуйте себя фольклористами!

Умение находить в тексте географические названия и работать с топонимическим словарём.

Л-ые: уважение к истории и культуре народов;             М-ые: умение самостоятельно отбирать информацию;                                                               Пр-ые: умение работать с различными источниками географической информации.

Исследование

Учебник, дневник географа-следопыта

27

Оболочка жизни. Почувствуйте себя палеонтологами!

Умение соотнести изображение окаменелостей с их описанием в тексте учебника

Л-ые: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;           М-ые: умение организовать свою деятельность по соответствию описания с изображением;                       Пр-ые: умение выделять существенные признаки изображения и соотносить  с текстовым описанием

Описательный

Учебник, дневник географа-следопыта

28

Жизнь в тропическом поясе. Почувствуйте себя биогеографами!

Умение создавать коллекцию комнатных растений по их географическому принципу.

Л-ые: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;           М-ые: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации ,её преобразования в виде информационной карточки;                                                                                  Пр-ые: формирование представлений о разнообразии растительного мира тропических поясов.

Исследовательский

Картон, фотографии, клей

29

Растительный и животный мир умеренного пояса. Создайте географическую игротеку!

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Л-ые: овладение на уровне общего образования системой географических знаний;                                     М-ые: умение организовать свою деятельность, определить цели и задачи игры, оценить достигнутые результаты;                                                                              Пр-ые: формирование представлений о разнообразии растительного мира умеренного пояса.

Игровая деятельность

Рисунки, фотографии, картон

30

Почвы своей местности. Проблема охраны и улучшения плодородия почв своей  местности. Почувствуйте себя почвоведами 

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Л-ые: формирование основ экологической культуры; формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи  природы.                                     М-ые: умение организовать свою деятельность, определить цели и задачи, оценить достигнутые результаты;                                                                              Пр-ые: формирование представлений о разнообразии почв Ульяновской области. Объяснять значение понятий: почва, гумус, объяснять процесс образования почвы

Справочная литература, образцы почв.

Презентация

31

Жизнь в полярных поясах и океане. Почувствуйте себя исследователем глубин океана!

Умение создавать устройство «Глубины океана» определять морских обитателей на разных глубинах океана.

Л-ые: осознание ценности географической среды;                 М-ые: умение организовать свою деятельность, по моделированию прибора «Глубины океана»                       Пр-ые: умение моделировать и владеть практическими умениями по определению морских животных в разных глубинах океана.                                                                            

Моделирование, исследовательский.

Самодельное устройство «Глубины океана» определитель морских обитателей.

32

Природная среда. Почувствуйте себя экотуристами

Составление схемы путешествия  на Зелёное озеро

Л-ые: осознание единства географического пространства России;                                                                                      М-ые: умение организовать свою деятельность по моделированию маршрутного листа путешествия;               Пр-ые: формирование представлений об особенностях природной среды и охраны природы.

Исследовательский

Дневник географа-следопыта.

33

Охрана природы. Выявление источников загрязнения местных вод. Почувствуйте себя экологами!

Практическое занятие по подготовке Зелёного озера  к пляжному сезону.

Л-ые: осознание себя частицей живой природы, но в то же время человеком, вносящим вклад в её сохранение;      М-ые: умение организовать практическую деятельность по улучшению окружающей среды;                                      Пр-ые: формирование представлений о том, что человек может по разному относится к природе, но как существо разумное он должен её охранять.

34

Итоговое занятие

Л-ые: формирование основ экологической культуры, формирование осознания себя как жителя планеты Земля.                                                                                    М-ые: высказывать суждения, подтверждая фактами. Оценивать работу одноклассников.                                Пр-ые: формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях; формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Физические карты полушарий и России электронное приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данное тематическое планирование рассчитано на 1ч. в неделю. Содержит основные виды деятельности обучающихся....

Внеурочная деятельность в 1 классе в рамках реализации ФГОС НОО

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном ...

Внеурочная деятельность в 1х классах по ФГОС 2-го поколения

В размещенном материале раскрыты виды, направления, результаты и эффективность внеурочной деятельности учащихся 1классов. Дана классификация результатов и форм этой работы....

Программа по внеурочной деятельности по математике в 5 классе по ФГОС.

Представлена программа по внеурочной деятельности в 5 классе по ФГОС, с учетом УУД по каждому занятию.По данной программе я работаю в 5б классе МОУ СОШ№4 г. Дмитрова....

Рабочая программа и КТП кружка по внеурочной деятельности 5-6 класс для классов казачьей направленности "Казаки - хранители православной веры" ФГОС

Требования к личностным результатам:формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех н...