Интегрированный урок географии и литературы по теме "Народные промыслы Центральной России" 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Король Мария Николаевна

Работа хороша, если в ней польза и душа.

Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Расширить знания об обычаях, традициях русского народа. Дать знания о народных художественных промыслах населения Центральной России. Установить взаимосвязи между народным творчеством и природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_narodnye_promysly_tsentralnoy_rossii.docx72.18 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок географии  и литературы на тему

"Народные промыслы Центральной России". 9-й класс

  • Король Мария Николаевна, учитель географии
  • Кутикова  Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы.

                                                                                                     СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»


Работа хороша, если в ней польза и душа.

Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Расширить знания об обычаях, традициях русского народа. Дать знания о народных художественных промыслах населения Центральной России. Установить взаимосвязи между народным творчеством и природой.

Задачи урока: познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, художественной ценностью; воспитать патриотизм; вести профессиональную ориентацию.

Оборудования: народы России, политико-административная карта, карта Центральной России, образцы продукции народных художественных промыслов населения Центральной России.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: работа в группах (презентация учащихся)

Используемое оборудование: 

Зрительный ряд: мультимедийный проектор, электронная презентация.

Предметы: хохлома, гжель, павлопосадская шаль, матрешки, дымковская игрушка,филимоновская игрушка и др.промыслы.

Ход урока

 Этап 1. Организационно-мотивационный

Весь класс разделен на творческие группы и дано опережающее задание   о различных народных художественных промыслах населения, проживающего на территории Центральной России. (презентация учащихся о народных промыслах). В процессе урока обучающиеся заполняют таблицу (приложение1).

Учитель географии

Россия очень многонациональна.
Народов много здесь  живёт.
Всегда ведь славилась Россия
Умельцами своими, мастерством.

Учитель литературы

По России мастеров не мало

Тех, чьи руки чудо создают,

В ремеслах свою Россию славят

И по миру славу ей несут!

Этап 2. Формулирование темы и цели урока

Давайте сформулируем тему нашего урока.

 «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ»

Учитель литературы. В селах Центральной России расположенных вблизи от городов зародились народные кустарные промыслы. Вы знакомились с этим термином на уроке истории. Как вы думаете: что такое промысел?

(каждая группа даёт определение слову  «промысел»)

– Это мелкое ремесленное производство, т. е. изготовление необходимых людям вещей: обуви, одежды, посуды,  мебели, украшений ручным способом.

Учитель географии.

 – А почему промыслы называют народными? – Промыслы называют народными, так как издавна народ, изготавливая какую-либо вещь, сохранял свое умение, передавал следующему поколению, при этом не терялись традиции.

 – Верно, народное искусство создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа.

Учитель географии.

-назовите условия или предпосылки развития народных промыслов?

Этому способствовали малоблагоприятные для ведения земледелия, 
зернового хозяйства природные условия (обилие лесов, отсутствие чернозёма, 
неудобные для пашни земли) и населению пришлось «промыслить себе пропитание» 
другими способами, т.е. заняться разными промыслами. Сырья для всех этих 
промыслов было достаточно на месте, а топлива при кустарной технике не 
требовалось. Обмен промысловой продукции на хлеб обеспечивал центральным 
положением и наличием ряда водных путей, имевших в прежнее время несравненно 
большее значение, чем теперь.

2,5 млн. человек в Московско-промышленном пространстве были заняты различными 
народными промыслами.

 В его создании и развитии большую роль играли природные условия и местные условия быта хозяйства, культуры, торговых связей, соседских отношений. Условиями их возникновения стали неустойчивые урожаи, свободное время зимой (внесезонье), соседство рынков, ярмарок, где можно было продать изготовленные изделия

Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои собственные самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий, одежды и украшений.

Учитель географии. Что такое Центральная Россия?  Историческое ядро русского государства, где зародились на родные промыслы. Какие экономические районы составляют Центральную Россию? (показ по карте) 

    Нам сегодня предстоит узнать, откуда на Руси появились эти, по праву, произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколения, от мастера к мастеру, от отца сыну, народные промыслы дошли и до наших времен!

Для того чтобы нам познакомиться подробно с народными промыслами Центральной России мы с ребятами подготовили небольшую выставку изделий народных промыслов. Можно будет выставку посмотреть после урока.

Этап 3. Организация и самообразование учащихся при усвоении    нового материала  

1 группа: Народные промыслы – хохломская роспись.

Один из видов расписной деревянной посуды – “золотая хохлома” изготавливается в г. Семенове Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне основа росписи.

Село Хохлома, где проходили ярмарки, дало название целому промыслу. Ковши, братины, ложки, декоративные блюда привлекают своей яркостью и красочностью.

Вырезанный из липы или березы полуфабрикат покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, вновь покрывают маслом и высушивают. Поверхность натирают алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку проводят при 100-120° С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок.

Кисть хохломская! Большое спасибо 
Сказывай сказку для радости жизни
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В. Боков

Хохломские чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Чаши отличались друг от друга формой и росписью.

Самое интересное изделие – братина. Был древний обычай – братчина. Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, Собирались в одной избе люди – родственники. Рассаживались за одним столом обсуждали дела. К концу разговора и подавались щи и каша в особой посуде, называемой братиной. Это горшок до 50 см в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цветок – цветок счастья. Но цвел он только один раз в году в Иванов день. Тот, кто сумел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь.

Ставец – индивидуальная посуда. Состоял он из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывала другую. Ставцы были посудой у монахов. Отсюда пошла поговорка: “Всяк старец имей свой ставец!”

Рисунок на изделиях – ягоды, травка, цветы. Травка писалась черным и красным цветом. Затейливые узоры называются Кудрины. Травки превращаются в крупные, кудри

  • завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной птицы, загораются они на черном или красном фоне.

Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет “солнце”; на черном фоне замечательно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.

Вопросы группам.

1.В какой области развивался промысел?( Нижегородская область, Волго-Вятский район).

2.Как называется народный промысел?( Художественная обработка дерева).

3.Назовите предпосылки возникновения промысла?( Наличие лесных ресурсов).

2 группа: Городецкая роспись.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец Нижегородская область. Яркая, лаконичная городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющаясувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Городецкие мотивы — сцены городской жизни. 

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

 Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

 Здесь такие букеты, что нельзя описать.

 Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянствакупечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Вопросы группам. 

1.Назовите изделия городецких мастеров.

(Промысел городецких мастеров многообразен в современных изделиях быта – сувенирах, мебели, ключницах, посуде, детских игрушках и прочих предметах обихода)
2. Древесину какого дерева использовали мастера?( мореный дуб).
3.Какой основной мотив городецких мастеров? ( Сцены городской жизни).

3 группа: Дымковская игрушка

Ды́мковская игрушка,  — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ г. Вятка (ныне на территории г.Кирова).

Это один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и др. животных и красили их разными яркими цветами. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 градусов игрушки покрываюттемперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохибарыни.

Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.

В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции..

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.

Вопросы группам.

1.Почему дымковская игрушка - символ Кировской области? (Подчёркивает самобытность Вятского края, древнюю историю).

2.Что является сырьём для изготовления дымковской игрушки? (Ярко-красная глина и речной песок). 

3.Почему дымковская игрушка является уникальной?

(Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий).

Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытии зимних олимпийских игр в Сочи 2014году

4 группа: Филимоновская игрушка

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Есть под Тулой деревенька,

 Филимоново зовут.

 И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

 И добро там не простое,

 И не злато, серебро.

 Филимоновской игрушкой

 Называется оно.

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет.

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов.

В 2009 году при поддержке муниципального образования Одоевский район, Тульской Торгово-промышленной палаты был открыт музей филимоновской игрушки.

Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии.

Вопросы группам.

1.Что означает круг? (Солнце), треугольник (Земля), ёлочки(символ растительности).

 Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

2. Что является главным в игрушке? ( Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу).

3.Почему фигурки имеют изящную форму?

ирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму).

5 группа: Палехская миниатюра.

П́алехская миниат́юра — народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области.Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы,кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.Палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью, известны не только в России, но и за рубежом. Появилось это искусство в 1924 г. Об искусстве Палеха написала стихи Ольга Маркова:

Палех

Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказами да былью...
Русские, иконные края...
Палеха несломленные крылья!
Будто свиток Полешка -река 
В полосе вишневого заката 
Белый храм возносится куда-то.
Мудрый, как ушедшие века!
Сколько здесь оставлено сердец,
Сколько тут написано шкатулок?!
Да и сам-mo Палех, как ларец,
Первозданен, искренен и хрупок... 
Зарастает речка муравой.
На воде — венок живой из лилий...
(То ли день струится золотой,
Толи свет из утонченных линий?...)
Не печалься, древняя земля!
Пчелами гудит лесной малинник...
Русские иконные края 
Сохраняют Таинства святыни.

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московскойновгородскойстрогановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лаврыНоводевичьего монастыря.

После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле. Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

 В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

 Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

Вопросы группам.

1.Как называют жителей  города Палех? (Палешане).

2. Почему город так называется? Палех.  Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от "молоньи". Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то - Палихой. И село стали Палехом называть". 

Есть и другая легенда: "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха" - отсюда и пошло название Палех. 

3.Чем славился город  Палех? (Славился искусным ремеслом – иконописцев))

Современность. Пережив сложные 90-е годы, палешане не оставили свой традиционный промысел. Палехское художественное училище ежегодно выпускает молодых мастеров, бережно сохраняющих традиции и особенности, которыми так интересна палехская миниатюра. Сегодня существует несколько артелей и семейных предприятий, изготавливающих в Палехе традиционные лаковые изделия.

6 группа: Матрёшка.

Кто её сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно набирает популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка. Портретная матрёшка — новое направление в искусстве авторской матрёшки, характеризующееся наличием портретного изображения на кукле.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое  внимание.Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.[1]

Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.

Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.

Вопросы группам.

1.Что является причиной популярности матрёшки?

(Она являлась олицетворением самой России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрешка символизирует продолжение жизни. Женщина рожает дочку, которая в свою очередь подарит миру еще жизнь, и так далее. Матрешка – символ плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью)

2. Сколько же лет матрёшке? ( В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. В 2000 году отметили  ее  столетие; 218).

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.

Сколько же лет матрёшке?  В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. В 2000 году отметили  ее  столетие.

7 группа: Жостовская роспись

 Жо́стовская ро́спись — российский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяныхподносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века. Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Однако коллектив, постоянно работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров

В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие. На фабрике существует музей подносов.

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака 
Ржаная медь колосьев, 
Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый: 
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

Вопросы группам.

Жостовская роспись.

1.Какой материал используют для изготовления подносов? (Листовое железо).

2.Как называется  промысел (декоративная роспись по металлу).

3. Назовите фирменный стиль росписи: цветочный букет на чёрном фоне.

8 группа: Павловопосадские платки

«Если платки расстелить на поля,то ещё краше станет земля».

Большой, как скатерть, с пышными кистями, 
Молочно-белый, русский, набивной, 
Платок с прекрасными цветами, 
Лежал красуясь предо мной,

И был в нём запах трав и ветер, 
Узор по краю кружевной, 
Поляны маков в красном цвете, 
И облаками над землёй...

Павловопосадские шали (платки) — один из русских народных промыслов. Производятся в г.Павловском Посаде Московской области на ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

Производство платков в Павловском Посаде было налажено на основе уже существовавших в районе традиций кустарного текстильного производства.

Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово И. Д. Лабзиным.

Первые павлово-посадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.

После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей.

В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.

В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.

В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года — ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

С момента основания фабрики до 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений.

С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).

В 1870-х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.

В конце XIX — начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.

 Платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. По традиционному обычаю замужняя русская женщина обязательно прятала волосы под головным убором.

Со временем павловопосадские платки получили более широкое применение: сегодня они являются любимым головным убором и украшением многих модниц, его носят в повседневной жизни, в любое время года. Павловопосадские платки и по сей день считаются самыми красивыми, качественными и шикарными.

Вопросы группам.

1.Что послужило сырьём для изготовления платков? (шерстяная ткань).

2.Какие цветы являются главными в букетах? (розы и георгины).

3.Почему павловопосадские платки популярны  и сейчас?

Учитель. Сейчас я вас всех приглашаю в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще М. В. Ломоносов сказал: “Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее”.

9 группа: Гжель

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!...

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

 К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.

Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 Году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. С тех пор это – одна из прибыльных волостей. На протяжении столетия в роду великих московских князей и парей Гжель переходит по наследству. Именно отсюда распространился керамический промысел в Серпуховский, Коломенский и другие уезды Московской губернии.

В XIV-XV вв. возили гжельцы в Москву излишки бытовой, так называемой черной посуды. Это были горшки, кувшины, крынки и другая утварь из серой глины. На московских ярмарках и торгах знакомились гжельские ремесленники с изделиями гончаров из других мест России, а также с заморским товаром.

Дела у них шли хорошо, и вдруг им еще больше повезло. В середине XVII века в тех местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходившие своим качеством глины Западной Европы.

Известны слова М. В. Ломоносова: “Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете... разве между глинами, для фарфора употребляемыми, какова у нас гжельская или еще жесткая, которой нигде не ведал я белизною превосходнее”. Оказалось, эти глины, как нельзя лучше, подходят для аптекарской и “алхимической” посуды, и в 1770 году всю Гжельскую волость приписывают к Аптекарскому приказу, и мастера начинают производить реторты, колбы, ступки, в том числе и.для царской аптеки.

Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство гжельской майолики покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Например, нарядную посуду: кувшины, рукомои, кружки “напейся – не облейся”, блюда, тарелки – украшали орнаментальной и сюжетной росписью. Кроме посуды, из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц и зверей, фигурки крестьянок, модниц, франтов, а также часы (настенные), шкатулочки и даже помадные банки. Работа требовала большого терпения и искусства: одно неверное движение кисти – и все насмарку. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку – так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.

Плоскую форму гжельские сосуды для напитков переняли у старинных походных фляг. Отверстие в центре круглого тулова такого сосуда предназначено для мешочка со льдом, чтобы напиток оставался прохладным. Цвета для росписи всех этих нарядных изделий в основном желтые, зеленые, коричневые и синие.

Отвлекаясь от создания художественных работ, гжельцы не чурались изготовления и насущно необходимых хозяйственных изделий, например канализационных труб для московских улиц, или выполняли заказы на производство изразцов для печей и каминов.

Вопросы группам.

1.Что означает название Гжель? 

Название "гжель", история появления которого до сих пор вызывает споры, тем не менее существует в нынешнем виде уже давно. Одни ученые-этимологи утверждают, что оно произошло от реки Гжелка, Гжолка или Гжелька,

Первоначально народный промысел "гжель" назывался жгель, поскольку изделия из керамики жгли и обжигали. –

2.Каким природным ресурсом прославилось это местечко?(белой глиной)

Сегодняшняя "Гжель" - это гордость страны, российская визитная карточка в сфере изобразительного искусства, наряду с хохломой, жостовским промыслом, Федоскинскими миниатюрами – все это народные промыслы России. "Гжель" по праву возглавляет этот престижный список.

Этап 4.​ Синквейн.

  первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
  вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
 четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
 пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Этап5. Контроль и самопроверка знаний

  • 1. Какой город является родиной  матрёшки?
  • 2. Основные узоры хохломской росписи
  • 3. Традиционные цвета городецкой росписи. 
  • 4.Назовите известные народные промыслы, которые изготавливали посуду?
  • 5.Какой элемент периодической системы Д.И.Менделеева используется для росписи керамики Гжель?
  • 6.. Какой город является родиной  матрёшки?
  • 7. Найдите соответствие: 
  • 1) Изделия из дерева
  • 2) Изделия из глины
  • 3) Изделия из других материалов
  • А) Гжель
  • Б) Жостово
  • В) Хохлома
  • Г) Павлово-Посадские платки
  • Д) Городецкая роспись
  • Е) Дымковская игрушка
  • Ж) Филимоновская игрушка

.

Этап 6.Рефлексия

  • Сегодня я узнал………………………………………
  • Было интересно………………………………………
  • Я понял, что…………………………………………..
  • Я почувствовал……………………………………………
  • Я попробую……………………………………………..
  • Меня удивило………………………………………….
  • Мне захотелось …………………………………………..                        

Этап 7.Заключение урока.

Учитель географии. Пока в человеке жива будет любовь к своей родине и пока он будет ощущать себя частью природы ,до тех пор и будут живы народные промыслы.А мы с вами должны знать их историю,ценить и любить народное творчество и приумножать его.

Учитель литературы. Народы России славятся своими мастерами талантливыми и трудолюбивыми. Богат и разнообразен мир профессий, главное в жизни заниматься любимым делом.

Этап 8. Домашнее задание. Заполнить таблицу  и составить карту «Народные промыслы Центральной России».

Приложение1.

Народные промыслы Центральной России»


Населенный пункт


Где находится.


Вид ремесла.


Время основания.


с. Гжель


Московская область


Гончарное дело.

Художественная керамика. Посуда.


XIV в.


с. Дымково


Кировская область


Расписные глиняные

игрушки.


XIX в.


с. Жостово


Московская область


Роспись по металлу.

Подносы.


XVIII в.


с. Хохлома


Нижегородская область


Роспись по дереву.

Лаковая живопись.


XVII в.


д. Городец


Нижегородская область


Роспись по дереву.

Контурная резьба.


XVII в.


п. Палех


Ивановская область


Роспись по дереву.

Коробки, шкатулки.

д.  Филимоново          Тульская область             Расписные глиняные           XVIII в.

                                                                                  игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс

Проектная деятельность на интегрированном  уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")...

Интегрированный урок географии и литературы по теме: « Кавказ подо мною» в 8 классе

Интегрированный урок географии и литературы по теме:« Кавказ подо мною» в 8 классе.  Цель урока: 1)сформировать представления о природе Кавказа, используя не только учебник географии, карты ...

интегрированный урок географиии и английского языка "Путешествие по США" 7 класс

Урок носит игровой характер - Брейн ринг. Одинаково интересен как для учителя географии, так и для учителя английского языка....

Интегрированный урок географии и литературы "Топонимика в «Словаре живого Великорусского языка» В.И.Даля"

Цель урока: формирование лингвистического анализа публицистического текста через работу с топонимами; способствовать развитию умений работы с картой  и со словарями в системе он-лайн; развивать ...

Презентация к открытому интегрированному уроку (география и литература)"Внутренние воды.Реки."

Использование данной презентации позволит получить учащимся представление о реках не только с точки зрения географа,но и увидеть объект глазами художников и поэтов....

Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...

Интегрированный урок : География + математика Тема: Форма и размеры Земли. 6 класс.

Продолжение формирования представлений о форме и истинных размерах Земли...