Интегрированный урок : География + математика Тема: Форма и размеры Земли. 6 класс.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Продолжение формирования представлений о форме и истинных размерах Земли
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок географии и математики. Форма и размеры Земли. | 34.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок : География + математика Тема: Форма и размеры Земли.
Цели: 1. (География): Продолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли; об их влиянии на жизнь планеты;
- Пространственного мышления о шарообразности планеты;
- Познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его создания.
2. (Математика): Сформировать представление об окружности и её элементах (центре, диаметре, радиусе), о круге;
- Продолжить знакомство с чертёжным инструментом- циркулем;
- Развивать умение строить окружность с помощью циркуля.
3. Формирование интегрированного мышления, позволяющего осознавать взаимосвязь знаний, умений, полученных на разных предметах и умение их применять;
4. Подбор и апробация интегрированных заданий;
5. Взаимодействие педагогов обоих предметов.
Задачи:
Обучающие: углубить знания о планете Земля;
Развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, умение работать в группе, в парах;
Воспитательные: воспитание позитивного отношения к информации, желание анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение;
- Воспитание патриотизма, любви к своей Родине;
- Формирование культуры общения при работе в группе, (в парах).
Основное содержание темы, термины, понятия:
- форма, размеры и движение Земли; (суточное вращение Земли вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия);
- эллипсоид, геоид, природные циклы и ритмы;
- глобус, экватор, полюс.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении;
- осознание уникальности своей малой Родины, её места в общей картине мира.
Метапредметные: - умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждать их фактами.
Предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, меридианы и параллели.
УУД:
Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира
Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество, общаться и взаимодействовать друг с другом; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Межпредметные связи: история, математика.
Формы работы: игровая, коллективная, групповая, в парах.
Оборудование: глобус, карта полушарий, атласы, циркули; мультмедийный проектор, презентация «Форма и размеры Земли», учебники; (видеоролик «Земля во Вселенной», «Геоид»), звуковые эффекты: сигнал работающего космического корабля), карточки: плоская-полусфера-шар-эллипсоид-геоид; листы А3(2листа);
1 голубой гелиевый шарик, 3 желтых гелиевых шара.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Мотивация учебной деятельности. Эмоциональный настрой на активную работу.
- Актуализация учебных знаний по теме «Форма и размеры Земли».
- Формирование темы урока. Подготовка к проблемной ситуации.
- Этап целеполагания.
- Этап открытия нового знания.
- Этап применения нового знания. Учебные действия по реализации плана.
- Закрепление.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный этап. Приветствие гостей и учащихся, проверка готовности.
Учитель1: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Дети, проверьте, всё ли у вас готово к уроку: (учебник, тетрадь, пенал, дневник).
Учитель2: У нас сегодня не простой урок, а открытое тематическое мероприятие.
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке одновременно учитель географии и
математики? Чем мы будем заниматься?
(учащиеся выдвигают свои предположения): будем решать географические задачи и применять
математические методы.
Учитель1: Да, мы сегодня будем изучать географию при помощи математики.
Учитель2: Значит, что ещё необходимо у вас на парте? (линейка, циркуль, карандаш)
2.Мотивация учебной деятельности. Эмоциональный настрой на активную работу.
Учитель1: Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Мы постараемся быть какими?
Уч-ся: активными, внимательными, трудолюбивыми.
Учитель1: Дети, а сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.
(видеоролик «Земля во Вселенной»)
- Какая Земля? Хотели бы вы полететь в космическую научную экспедицию? Полюбоваться красотой нашей планеты?
- Как бы называлось такое путешествие?
Уч-ся: выдвигают свои варианты: (Космическое путешествие вокруг Земли; …)
Учитель2: Давайте сегодня совершим с вами виртуальный полет вокруг Земли. Мы отправимся в путь
на космических кораблях, а для этого мы разделимся на 3 группы: 3 космических корабля.
Придумайте название вашего космического корабля и выберите командира экипажа.
(Учащиеся дают названия кораблям, выбирают командира экипажа)
3.Актуализация учебных знаний по теме «Форма и размеры Земли».
Учитель1: Экипаж какого корабля проявит больше смекалки, покажет лучшие знания и умение их
применять, тот корабль сможет удачней приземлиться и получить высший балл.
- Внимание! Приготовиться! Приступить к запуску космического корабля!
Учитель2: Начать обратный отсчёт: 5, 4,3,2,1. Пуск! (звучит сигнал работающего корабля)
Учитель1: Пока наши космические корабли набирают высоту, вспомните с какими небесными телами
мы встретимся в Солнечной системе?
Уч-ся: звезды, астероиды, кометы, др. планеты Солнечной системы, космическая пыль.
Учитель2: Как много небесных тел во Вселенной! Но наша Земля – уникальная планета, она выглядит
из космоса как? (….драгоценный камень, шар…)
Учитель1: Вспомните, как в далекой древности люди представляли себе форму Земли?
Уч-ся: прежде люди думали, что Земля – плоский или выпуклый диск, который держится на
подпорках. А насчет подпорок у них были различные мнения.
Слайд:
- Как представляли Землю в старину на Руси? (плоская)
Слайд:
- Какой представляли Землю древние народы Индии? (полусфера)
Учитель1: На чем держится полусфера Земли? (на 4 слонах, а слоны стоят на громаднейшей
черепахе)
- О чем не задумывались древние люди? (На чем держится черепаха?)
Учитель1: Удивительно не то, что люди долгое время считали Землю плоской, как крышка стола;
удивительно, что разум человека все таки сумел узнать истинную форму Земли, правда для
этого понадобились многие и многие тысячелетия. Очень помогли людям далекие
путешествия.
- Что доказало плавание Магеллана?
Слайд:
- Так какова же форма Земли? (шар)
Учитель1: - какие ещё наблюдения подтверждают шарообразность Земли?
Уч-ся: - Наблюдение уходящих за горизонт кораблей.
- Аристотель, наблюдая за лунными затмениями, увидел, что тень Земли, падающая на Луну имеет круглую форму.
Учитель2: - Итак, мы вышли на околоземную орбиту. На наших космических кораблях много всяких
важных документов и оборудования для научных исследований. Экипажи чувствуют себя
хорошо и готовы к работе.
4.Формирование темы урока. Подготовка к проблемной ситуации.
(Звук сигнала сирены, или мигает красная лампочка)
Учитель1: Внимание! Произошёл сбой в системе управления кораблём! Срочно принять меры!
Учитель2: - Экипажам необходимо быстро действовать, требуется сформулировать тему нашей научной работы, а для этого надо выполнить несколько заданий каждому экипажу.
Учитель1: - Прежде чем выполнять задания, назовите основные правила работы в группе.
Правила работы в группе:
- общаться в группе вежливо и доброжелательно;
-если возникают трудности надо помочь;
- к заданию относиться серьёзно, проявлять активность;
-испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих одноклассников.
Учитель2: На столе у каждого экипажа листы с заданиями. Приступить к их выполнению. Выбрать координатора. При устном ответе обосновать свой выбор. Распределите задания в группе.
Выполнение 2мин
Задание1: «Третий лишний»: - Меркурий, Сатурн, Земля; (Сатурн- планета-гигант)
- Марс, Земля, Венера; (Только на Земле есть жизнь)
- Земля, Солнце, Сириус. (Земля – планета, а Солнце и Сириус – звезды)
Задание2: Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:
Масштаб | Масштаб |
1: 1000 | |
В 1см - 100 м | |
1: 5 000 000 |
Задание3: Выберите верное утверждение:
А) Солнце по размерам равно Земле (нет)
Б) Земля – третья по счету планета от Солнца (да)
В) Солнечную систему образуют Земля и Солнце (нет)
(за каждый правильный ответ 1 балл): максимально 9 баллов
Учитель1: Итак, Солнечную систему образуют разные небесные тела. Какую форму имеют планеты?
- Как они различаются по размерам? Какова тема нашей научной работы?
Уч-ся: «Форма и размеры Земли.»
Учитель2: Тема научной работы определена. Системы управления космическим кораблем восстановлены и
работают нормально, можно продолжать полет.
5.Этап целеполагания.
Учитель1: Чтобы определить цели работы предлагаю отгадать загадки каждому экипажу: (находятся ………)
(по 1 баллу)
Группа 1: Шар невелик, лениться не велит,
Если знаешь предмет, то покажет целый свет
Группа 2: На ноге стоит одной, крутит, вертит головой
Нам показывает страны, реки, горы, океаны.
Группа 3: У меня в ладонях страны, реки, горы, океаны
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками……. (глобус)
- О чем будем говорить?
- Что знаете о глобусе?
-Что хотите узнать?
Уч-ся: Что такое глобус? О чем может рассказать глобус? Чем глобус похож на Землю и чем отличается?
Как определять расстояния по глобусу?
6.Этап открытия нового знания.
Учитель1: - На ваших столах стоят глобусы. Что такое глобус?
- Почему именно по глобусу мы будем изучать форму Земли? Какие бывают глобусы?
Уч-ся: сообщение о глобусах
Учитель1: - Постепенно представления о Земле как о шаре стали основываться не на наблюдениях, а на
точных расчетах и измерениях.
- Какой возникает вопрос? (Какие размеры имеет наша планета?)
( -Кто и когда смог определить размеры Земли?)
Учитель1: Учебная задача поставлена. Научным экипажам космических кораблей приступить к поиску
необходимой информации используя данные учебника и атласа……
(Заслушиваются ответы учащихся):
Уч-ся: первым, кто измерил длину земного шара, был древнегреческий ученый Эратосфен (2-3 в. до н.э.)
Слайд: (Эратосфен)
Учитель1: Но Эратосфен тогда ошибся на несколько км, найдите в учебнике истинные размеры Земли и
Запишите в тетрадь.
Слайд: (проверка по слайду):площадь поверхности Земли = 510 млн. км2
Расстояние от центра Земли до экватора = 6378 км
Расстояние от центра Земли до полюсов = 6356 км
Длина экватора = 40076 км
Учитель1: - Найдите экватор на глобусе. Что такое экватор?
- Скажите, а правильно ли мы называем нашу планету Земным шаром?
- Тогда почему расстояния от центра Земли до экватора и до полюсов разное?
Учитель1: Для решения проблемы научным экипажам космических кораблей необходимо воспользоваться историческими документами из архива, обсудить информацию в группе и составить устный отчет.
(уч-ся сообщают о французском академике Рише, его астрономических часах)
Учитель2: Глобус – уменьшенная модель Земли по форме является чем? (шаром)
- Как же нам изобразить шар на плоскости? (в виде окружности)
Слайд: У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность,
Она идёт по краю круга,
И называется ……….. (окружность)
Учитель2: (или подготовленный ученик):
- Древние греки считали окружность и круг воплощением совершенства. Для построения
Окружности используют циркуль, а цирк и циркуль – слова-родственники, потому, что оба
происходят от латинского слова «циркус – т.е. «круг».
В русском языке слово «круглый» стало обозначать высокую степень чего-нибудь.
Мы говорим:»круглый сирота», «круглый отличник». Цирковая арена имеет форму круга.
Причем, в какой бы стране мира вы бы ни побывали, везде, где есть цирк, цирковая арена
Одинаковых размеров.
- А как вы думаете, почему? (можно дать на обсуждение группам)
Учитель2: Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. На одном конце у него
игла, на другом – карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не сломать
грифель карандаша. Нельзя подносить циркуль иглой к лицу или передавать соседу «иглой вперед»
Слайд:
Учитель2: 1) Отметьте в тетради точку. Назовите её буквой О.
2) Возьмите циркуль, раздвиньте «ножки» циркуля на расстояние 3см
3) Поставьте иголку циркуля в точку О, а другой «ножкой» циркуля проведите замкнутую линию.
Слайд:
Учитель2: Окружность – это замкнутая линия, состоящая из всех точек плоскости, находящихся на равном
расстоянии от данной точки.
Слайд: Проверь себя: (или на отдельном столе предметы: глобус, будильник, пачка чая, игрушка- машина,
бублик и т.д.)
Учитель2: т.О называется центром окружности.
- отметим на окружности две точки А и М.
- соединим точки О и М, О и А.
- отрезки ОА и ОМ называют радиусами окружности.
Запишем в тетради: отрезок, соединяющий центр окружности с точкой, лежащей на окружности,
называется радиусом.
Слайд:
Учитель2: - Сколько радиусов у окружности, изображенной на слайде? Что можно сказать про них?
- Запишем в тетради: ОА=ОМ=r
- Продлите отрезок АО до пересечения с окружностью, обозначьте точку пересечения буквой К.
- отрезок АК называется диаметром окружности.
Запишем в тетради: диаметр – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и
проходящий через её центр.
7.Этап применения нового знания. Учебные действия по реализации плана.
Учитель2: А теперь научные экипажи космических кораблей должны применить математический метод для вычисления диаметра Земли:
1группа: используя полярный радиус, найдите диаметр Земли (6356+6356=12712км)
2 группа: используя экваториальный радиус, найдите диаметр Земли (6378+6378= 12756км)
3 группа:……..
Учитель1: Точными измерениями установлено, что форма Земли отличается от шара. Почему?
- Какова же форма Земли? (эллипсоид)
- Но Земля не точный эллипсоид, а более сложное тело, имеющее многочисленные отклонения в виде
повышений и понижений, которые не похожи ни на одну математическую фигуру.
Слайд: (видеоролик «Геоид»). Такую фигуру назвали геоидом. Добавим в схему это понятие. (карточки на доске)
Плоская – полусфера – шар – эллипсоид - геоид
Учитель2: Решение задачи (бурильщик, аквалангист, полярник и пингвин)
Учитель1: - Посмотрите на глобус. О чем может рассказать глобус?
(На глобусе хорошо видна форма Земли, на его поверхности изображены материки, океаны, моря,
острова. Они имеют те же очертания и также размещены как и на самой Земле, только уменьшены в несколько миллионов раз.)
- У глобуса тоже есть масштаб, найдите его на глобусе, и запишите в тетрадь. Что показывает этот
масштаб?
Задание(практикум): - С помощью масштаба и полоски бумаги(нитки) определить расстояние в км между
заданными пунктами:
1группа: От Москвы до С-Пб
2группа: От Тулы до экватора
3 группа: От Новосибирска до СП.
8.Закрепление.
Учитель1: Сегодня, совершая научную космическую экспедицию вы получили много разной информации, но
наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться на Землю и чтобы благополучно
приземлиться предлагаю экипажам кораблей составить:
1группа: кластер (на листе А3)
2группа: синквейн (на листе А3)
3группа:нарисовать на воздушном шаре (голубой) экватор, градусную сеть, СП и ЮП
(Или тесты на слайде)
9.Рефлексия.
- Чему научились?
- кто или что вам помогало справиться?
- Кто доволен своей работой?
- А как бы вы оценили свою работу в группе?
(Предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика и поставить себе оценку за работу на уроке.
- У каждого экипажа на корабле есть желтый шарик – шарик индикатор вашей коллективной работы на уроке. Обсудите свою работу и выразите оценку в виде смайлика.
- Молодцы! Вы очень старались! Спасибо за урок!
10.Домашнее задание: творческое написать мини-сочинение «Как я побывал в научной космической экспедиции»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН УРОКА ПО ТЕМЕ "ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ" ПО ФГОС ООО
Конспект урока по географии,составленный по принципу системно-деятельностного подхода по ФГОС ООО...
Разработка урока географии в 6 классе с использованием ИКТ на тему "Форма и размеры Земли. Географическая карта"
Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условно плоское её изображение - картографическом, географической карте. Выявить черты сходства и различия в изображени...
Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли
Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли...
Конспект урока по географии, с использованием исследовательской деятельности для пятого класса по теме «Форма и размеры Земли»
Конспект урока по географии, с использованием исследовательской деятельностидля пятого класса по теме «Форма и размеры Земли»...
Урок географии на тему.Форма и размеры Земли .
Урок не традиционный. Здесь размещаю презентацию к уроку....
Презентация к уроку по теме "Форма и размеры Земли"
Презентация содержит материалы к уроку по теме "Форма и размеры Земли" в 5 классе...
Конспект урока по географии в 6 классе по теме «Форма и размеры Земли»
Конспект урока по географии в 6 классе по теме «Форма и размеры Земли»...