Интегрированный урок географии и литературы по теме: « Кавказ подо мною» в 8 классе
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Интегрированный урок географии и литературы по теме:
« Кавказ подо мною» в 8 классе.
Цель урока: 1)сформировать представления о природе Кавказа, используя не только учебник географии, карты атласа, но и литературные источники информации;
2) Продолжить формирование навыков работы с планом характеристики ПТК;
3) Вызвать интерес к изучаемым наукам, привить любовь к книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kavkaz_urok.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок географии и литературы по теме:
« Кавказ подо мною» в 8 классе.
Цель урока: 1)сформировать представления о природе Кавказа, используя не только учебник географии, карты атласа, но и литературные источники информации;
2) Продолжить формирование навыков работы с планом характеристики ПТК;
3) Вызвать интерес к изучаемым наукам, привить любовь к книге.
Оборудование: 1) физическая карта Кавказа;
2) слайды с изображением гор
3) произведения М. Ю. Лермонтова « Кавказ», « Измаил – Бей»;
А. С. Пушкина « Кавказ», « Обвал».
Ход урока.
Учитель географии | Учитель литературы | Деятельность учеников |
1.Ребята, сегодня мы изучаем природу самых высоких и живописных гор России - Кавказских. Им посветили свои произведения многие писатели, поэты, художники. Поэтому у нас на уроке присутствует учитель литературы, а на столах у вас лежат книги известных поэтов. 3.Давайте вспомним первый вопрос плана характеристики района 5.Определите особенности ГП Кавказа: а) в какой части России лежат горы? б) какими морями омываются? в) с какими государствами граничит? 7. По физической карте определите рельеф. Территория делится на три района: Предкавказье, Большой Кавказ, Закавказье. 8. Что вы можете сказать о высоте гор из этих строк? 10. Найдите на карте и подпишите самую высокую вершину. 13. Почему Лермонтов называет Кавказ седым? Какой возраст гор? Докажите, что Кавказские горы молодые. 15. По тектонической карте определите, каково тектоническое строение территории и какие полезные ископаемые добывают? 17. По климатической карте определите. В каких климатических поясах находится Кавказ? 19. Дайте характеристику этому типу климата. 21. Часто зимой в район г. Новороссийска приходит бора- северный ветер, приносящий холодный воздух с Кавказского хребта в приморскую часть. Бора вызывает обледенение причалов, судов, дорог. СЛАЙД№2 Какие крупные реки протекают по территории Кавказа? 23. Каков характер течения рек? Подтвердите примерами из произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. 25. Реки крутятся, как змеи, дикие, бурные. А на равнине скорость падает, реки петляют, находя самые низкие места. Посмотрите, сколько обломочного материала принесла р. Кума с гор и отложила его на низменности! СЛАЙД№4 Как вы думаете, почему в восточной части Предкавказья реки испытывают нехватку воды и как эта проблема решается? 27. Что является причиной наводнений на реках Кавказа? 29. От высоты, климата зависит растительность. В каких природных зонах расположено Предкавказье? 32. Давайте посмотрим, какие пояса сменяют друг друга. 36. Как человек использует Кавказ в хозяйстве? 38. Природа сильно изменена человеком. Как же сделать так, чтобы сохранить этот райский уголок? 41.Проблемные вопросы: а) Известно, что М. Ю. Лермонтова сослали на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта», в котором обвинял самодержавие в гибели Пушкина. Почему в такой благодатный край ссылали неугодных людей? б) Какие доводы «за проведение зимней олимпиады в Сочи и «против» вы можете привести? | 2. Кавказу подарили свою любовь Пушкин и Лермонтов. 8. М. Ю. Лермонтов так описывал горы: « Кругом, налево и направо, Как бы остатки пирамид, Подъемлясь к небу величаво, Гора из-за горы глядит; И далее царь их пятиглавый, Туманный, сизо- голубой, Пугает чудной вышиной. 12.Послушайте отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова ««Измаил- Бей»: « Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приучили.- И долго мне мечталось с этих пор Все небо юга да утесы гор. СЛАЙД № 1 24. «Меж горных рек несется Терек, Волнами точит дикий берег, Клокочет вкруг огромных скал.» ( А. С. Пушкин) Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. ( М. Ю. Лермонтов) СЛАЙД№3 31. Природные зоны можно рассмотреть на примере стихотворения А. С. Пушкина « Кавказ» ( стихотв). 34.Кавказ всегда привлекал человека. Подумайте, чем 40. Горько и больно за то, что происходит сейчас в этом чудесном крае: военные действия в Чечне, террористические акты, влекущие за собой смерть невинных граждан. Так хочется надеется, что придут мир и спокойствие на эту землю. Ованес Туманян писал: « Кавказ- древний витязь, стоящий между Востоком и Западом, Югом и Севером. Тысячи людей прошли через Кавказ, все они были для Кавказа прохожие: одни явились друзьями, другие- недругами, третьи- гостями, а приемных сынов у него было мало. К числу этих немногих… принадлежат два поэта: А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов… Они любили Кавказ, а Кавказ- их, и они стали навеки великими сынами Кавказа». В заключении хочется сказать словами поэта: « Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ». | 4. Называют план. 6. Отвечают на вопросы, подписывают на контурной карте. 9.Отвечают на вопрос: « Горы высокие» 11.Называют и подписывают г.Эльбрус (5642м) 14. Перечисляют доказательства: а) остроконечные вершины; б) глубокие ущелья; в) большая высота; г) частые землетрясения. 16. Отмечают значки на контурной карте. 18.В умеренном и умеренно- континентальном типе климата. 20. Определяют среднюю температуру января и июля, годовое количество осадков и коэффициент увлажнения. Горный барьер способствует образованию на Черноморском побережье влажного субтропического климата. 22. Находят реки: Кубань, Терек, Кума и подписывают на карте. 26. Удаленность от Черного моря и атлантического океана, а так же влияние горного рельефа. На реках строят водохранилища и каналы. 28. Таяние ледников в горах и сильные ливни. 30. В степях и лесостепях на западе; полупустынях- на востоке. 33.Работа со схемой высотной поясности в учебнике. 35. Теплым климатом, плодородными почвами, ласковым морем, пышностью растительности, красотой гор. 37. Выращивают теплолюбивые культуры: виноград, чай, цитрусовые, овощи и фрукты, пшеницу и кукурузу. Добывают полезные ископаемые, развито курортное хозяйство, горно - лыжный спорт. 39. Создают заповедники (Кавказский, Тебердинский). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
Интегрированный урок география + литература на тему: «Кавказ подо мною»
География – наука, которую можно изучать не только по географическим картам, справочникам и учебникам, а и привлекать знания других предметов, например, литературу....
Интегрированный урок истории и литературы по теме «Звезды смерти стояли над нами…» (11А класс)
Интегрированный урок по литературе и истории...
Интегрированный урок географии и литературы "Топонимика в «Словаре живого Великорусского языка» В.И.Даля"
Цель урока: формирование лингвистического анализа публицистического текста через работу с топонимами; способствовать развитию умений работы с картой и со словарями в системе он-лайн; развивать ...
Презентация к открытому интегрированному уроку (география и литература)"Внутренние воды.Реки."
Использование данной презентации позволит получить учащимся представление о реках не только с точки зрения географа,но и увидеть объект глазами художников и поэтов....
Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...
Интегрированный урок географии и литературы по теме "Народные промыслы Центральной России" 9 класс
Работа хороша, если в ней польза и душа.Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Ра...