Краеведческий аспект в проектной деятельности школьников
статья по географии (5 класс) на тему
В Программе развития УУД, включающей формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности, содержательного отдела основной образовательной программы основного общего образования определено следующее «…самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, работать с информацией, формулировать и аргументировать собственную позицию».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.kraevedcheskiy_aspekt_v_proektnoy_deyatelnosti_shkolnikov.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Инговатова Елена Николаевна,
учитель географии и биологии
Государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа № 507
Московского района Санкт-Петербурга
Краеведческий аспект в проектной деятельности школьников.
В Программе развития УУД, включающей формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности, содержательного отдела основной образовательной программы основного общего образования определено следующее «…самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, работать с информацией, формулировать и аргументировать собственную позицию».
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Результатом проектной деятельности являются продукты, имеющие практическую значимость, социальную значимость. Возможностей проектной деятельности огромное множество. Наиболее интересным и неожиданным является использование краеведческого материала. В преддверии 100-летнего юбилея Московского района Санкт-Петербурга педагогическим коллективом школы сформирован реестр тем для реализации проектной деятельности. Учли, что темы проектов должны быть интересны школьникам, должны их увлекать, а исследовательская работа может быть эффективна только на добровольной основе. Название проекта должно выражать главную идею, не должно быть сухим, только констатирующим содержание. В названии должна быть заложена какая - то тайна, проблема или вопрос. Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным. Темы проектов определены как долгосрочные (рассчитанные на 1 год), так и кратковременные (от 1 месяца до 1 года). К таковым и относится проект «Утки парка Победы», предназначенный для учащихся 5 класса. Парк Победы Московского района находится на расстоянии 500 метров от школы. Интересна история парка, привлекает его экологический комплекс, рекреационные возможности. На это и сделан акцент в презентации темы для учащихся. Прогулка к прудам привлекла внимание ребят популяцией уток-крякв, обитающих с весны до поздней осени на водоемах парка. Желание помочь птицам в трудный период и послужило началом проекта. Наиболее сложным для педагога является вопрос о том, как, не проявляя истинного воздействия, обеспечить самостоятельность учащихся, работающих над проектом. Необходимо «уважать» желание школьника, формировать его уверенность в себе. Степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др. Отправной точкой в реализации проекта было создание красочной, содержательной презентации по истории Парка Победы, биологии уток-крякв. Далее у учащихся возникла идея о том, чтобы рассказать о парке Победы и некоторых ее обитателях младшим школьникам. Ребята самостоятельно договорились с учителями начальных классов (2в, 2г, 2д) о проведении викторины-игры по теме своего проекта на основе презентации. Викторина-игра была полностью разработана самими участниками проекта. Роль учителя состояла в ознакомлении с ее содержанием и присутствием при проведении. Завершением проведения викторины-игры в каждом классе стало приглашение к участию в V Открытом конкурсе творческих работ и поделок «Покормите птиц зимой!» эколого-биологического отдела ДД(ю)Т Московского района Санкт-Петербурга по следующим номинациям:
- Лучшая кормушка «Чудо – столовая».
- Лучший рисунок « «Покормите птиц зимой».
- Лучший слоган акции «Покормите птиц зимой».
- Лучшее фото «Покормите птиц зимой».
Собранные кормушки, рисунки и фотографии были отправлены на конкурс.
На состоявшейся учебно-исследовательской конференции участниками проекта был представлен паспорт проекта, в котором отражено следующее:
- название образовательного учреждения,
- название проекта,
- количество участников, ФИО учащихся, которые подготовили проект,
- год, когда проект подготовлен, время работы (продолжительность),
- руководитель проекта,
- проблемная ситуация проекта, актуальность,
- цель проекта,
- задачи проекта (проектное задание),
- этапы или способы работы над проектом, с указанием деятельности руководителя и учащихся, которые помогли решить проблему,
- ведущая деятельность участников проекта,
- технологии, которые использовали в проекте,
- техническое оснащение проекта (учебное, информационное, техническое, кадровое и др.),
- продукт,
- опыт использования проекта - сфера, в которой применяли результаты.
Подготовлен и презентован отчет о проделанной работе, ставший продуктом проекта. Отчет был подготовлен согласно требованиям к участникам, защищающим проект.
В завершении всей работы над проектом проведена рефлексия для учащихся по вопросам:
- Я выбрал(а) эту тему проекта потому, что…
- Самым интересным в работе было…
- В проектной деятельности мне понравилось…
- Лучше всего удалось…
- Сложнее всего было…
- Сейчас бы я изменил(а) в проекте…
- После проведения проекта я…
- Для себя я понял(а)…
Важным в данной проектной деятельности стало развитие у учащихся исследовательских и коммуникативных умений на краеведческом материале. Удалось стимулировать интерес обучаемых к теме, предполагающей владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний, способствовать самореализации школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческие аспекты в преподавании географии
В статье даны практические рекомендации использования различных методов и приемов введение элементов краевединия в преподовании основных курсов физической и экономической географии с 6 по 11 классы. С...
Педагогическая концепция "Краеведческий аспект как средство формирования гражданской компетентности у учащихся на уроках истории"
Педагогическая концепция "Краеведческий аспект как средство формирования гражданской компетентности у учащихся на уроках истории" в помощь учителям истории и краеведам....
«Реализация краеведческого аспекта в предметах естественнонаучного цикла согласно требованиям стандартов нового поколения»
В статье автор пытается найти ответы на вопрос:«Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?»...
Моделирование программы опытно экспериментальной работы МОУ гимназии № 13 Тракторозаводского района г. Волгограда. (краеведческий аспект)
Данная статья содержит описание опытно-экспериментальной работы МОУ гимназии №13 Волгограда. ...
Краеведческий аспект в обучении иностранному языку
Е.М.ПадалкинаГБОУ СПО «Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И.Пландина»,г. Арзамас, РоссияКРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. В современных условиях глобализации мирово...
Культурологический компонент на уроках химии( краеведческий аспект)
Презентация к выступлению на Педагогических чтениях, посвященных 75-летию со дня рождения Т.Т.Буровцевой...
Краеведческий аспект преподавания биологии
Проблема преподавания биологии на качественно новом уровне особенно остро встаёт в современном мире, когда рождающийся человек получает планету огромным количеством экологических проблем, и от него за...