Краеведческий аспект преподавания биологии
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Проблема преподавания биологии на качественно новом уровне особенно остро встаёт в современном мире, когда рождающийся человек получает планету огромным количеством экологических проблем, и от него зависит увеличится их количество или появятся пути их решения. В новом образовательном стандарте основного общего образования проблеме грамотного и ответственного отношения к окружающему уделено большое внимание.
Одним из самых эффективных способов для достижения данных результатов является изучение родного края во время урочной и внеурочной деятельности. Очевидно, что в контексте биологии такая работа будет проявляться в экологических исследования, а также изучении биоразнообразия окружающей природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskiy_aspekt_prepodavaniya_biologii.doc | 305 КБ |
kraevedcheskiy_aspekt_prepodavaniya_biologii.pptx | 94.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственно бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Тверской областной институт усовершенствования учителей
Тема проекта
Краеведческий аспект преподавания биологии
Исполнители:
Марченкова И.С. – учитель биологии МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Озёрный
Михайлова Л.И. – учитель биологии МБОУ «Гимназия№2» г. Осташков
Руководитель проекта: старший преподаватель кафедры общего,
среднего и профессионального образования ГБОУ ДПО
ТОИУУ Зубарева Н.Н.
Тверь, 2016
Рабочая программа по биологии для основной школы
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.
Программа является базовой, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.
Программа включает три раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, перечня лабораторных и практических работ, экскурсий; примерное тематическое планирование.
Место краеведческого аспекта в программе по биологии.
Проблема преподавания биологии на качественно новом уровне особенно остро встаёт в современном мире, когда рождающийся человек получает планету огромным количеством экологических проблем, и от него зависит увеличится их количество или появятся пути их решения. В новом образовательном стандарте основного общего образования проблеме грамотного и ответственного отношения к окружающему уделено большое внимание.
Одним из самых эффективных способов для достижения данных результатов является изучение родного края во время урочной и внеурочной деятельности. Очевидно, что в контексте биологии такая работа будет проявляться в экологических исследования, а также изучении биоразнообразия окружающей природы.
В первой части ФГОС ООО описан портрет выпускника этого этапа обучения: «осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».
Во второй части стандарта, содержащей требования к результатам освоения основной образовательной программы, фигурирует экологическая культура выпускника. На личностном уровне - это формирование экологической культуры, на метапредметном - формирование экологического мышления и применение его на практике, на предметном – проведение экологического мониторинга в окружающей среде.
В третьей части стандарта, содержащей требования к структуре основной образовательной программы, на изучение обязательной части (инвариантной) отводится 70% учебного времени, а оставшиеся 30% формируется внутри образовательного учреждения. Эти 30% можно использовать для изучения особенностей конкретного региона.
Региональный компонент определяет вариативную составляющую содержания биологического образования и является ориентиром для составления авторских, рабочих программ. Авторы программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определение последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенный материал может быть использована учителями других образовательных учреждений при создании программ региональных курсов, учебно-методических пособий, разработке программ по биологии для 5-9-х классов с учётом краеведческого компонента.
Риски проекта:
- формальное осознание педагогами необходимости и значимости национально-регионального компонента и, как следствие, низкая степень их мотивации;
- отсутствие комплексных пособий по краеведению, что затрудняет процесс изучения биологии с учётом регионального компонента.
Цели преподавания направлены на реализацию общих целей биологического образования с усилением акцентов на специфику, своеобразие региона, практическую, прикладную направленность биологического образования; создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора жизненного и профессионального пути.
Отбор содержания проведен с в соответствии с которым учащиеся должны освоить интегративные знания по этнокультуре, экологии, биологии для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды, собственного здоровья, необходимые в повседневной жизни, практической и профессиональной деятельности.
Содержание краеведческого компонента по биологии включает несколько аспектов:
-социокультурный (природосообразные традиции народов, населяющих регион, история земледелия, состояние здравоохранения, сельского хозяйства и др.);
-многообразие видового состава флоры и фауны Тверской области, районированных пород животных, сортов культурных растений;
-региональная экология;
-прикладная биология (селекция, биотехнология, медицина, здравоохранение и др.).
Задачи и цели краеведческого компонента:
- Формирование системы знаний о природе региона, его природных ресурсах, экологическом состоянии, быте и культуре.
- Воспитание бережного отношения к природе, памятникам истории и культуры родного края, сохранению его традиций
- Формирование творческой индивидуальности личности, усвоившей духовные ценности и традиции малой родины, способной проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей родного края.
- Пробуждение интереса учащихся к окружающей природе, её возможностям для развития жизнедеятельности людей, своему прошлому.
- Развитие умения получать информацию о родном крае из различных источников и самостоятельно ориентироваться в ней.
- Становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;
При отборе содержания краеведческого компонента учитывались следующие дидактические принципы:
- объективности, научности;
- связи теории с практикой;
- последовательности, систематичности;
- доступности при необходимой степени трудности;
- наглядности, разнообразия методов;
- активности обучаемых;
- прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения краеведческого компонента
Включение краеведческого компонента дает возможность достичь
следующих личностныхрезультатов:
− воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
− сформированность познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы),
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
− умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
− овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать
материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
− умение работать с различными источниками биологической
информации;
− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
− умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
− умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
− умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
− формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций).
Предметными результатами являются:
− усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и
закономерностях ее развития для формирования современных представлений
о естественно-научной картине мира;
− приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведения несложных биологических экспериментов, методологии
социальных исследований, проведения экологического мониторинга в
окружающей среде;
− формирование основ экологической грамотности: способности
оценивать последствия деятельности человека в природе, умения выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к природе родного края; осознания необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, растений,
животных родного края.
В результате изучения регионального компонента биологии ученик должен
знать:
- признаки основных биологических объектов региона: основных представителей систематических групп живых организмов; районированных пород сельскохозяйственных животных и культурных растений; возбудителей и переносчиков заболеваний растений, животных и человека; экосистем и агроэкосистем ;
- охраняемые и исчезающие виды живых организмов региона, памятники природы, особо охраняемые природные территории;
- виды хозяйственной деятельности, уклад жизни, возникших как результат адаптации человека к окружающей среде на территории Тверской области.
уметь:
-распознавать и описывать наиболее распространенные растения и животных, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека и животных своей местности;
-сравнивать биологические объекты, объяснять экологическую и экономическую целесообразность использования, охраны, развития естественных и искусственных экосистем типичных для региона;
-выявлять, анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных; сезонными изменениями в природе;
- проводить самостоятельный поиск информации по биологии, краеведению, уметь ее анализировать и использовать для решения познавательных и коммуникативных задач;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, природосообразного поведения на основе знаний культуры народов, населяющих регион и экологических условий Тверской области.
Основное содержание
Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Экскурсия: «Природа Родного края и методы ее исследования: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Многообразие лишайников Тверской области. Лишайники Красной книги Тверской области.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Сельскохозяйственные и сорные растения Осташковского района.
Ядовитые растения. Лекарственные и ядовитые растения Тверской области.
Охрана редких и исчезающих видов растений. Растения Красной книги Осташковского района. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Тверской области.
Особо охраняемые природные территории Тверской области.
Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Животный мир Осташковсого района как составная часть природы Тверской области.
Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных.
Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Моллюски Тверского края. Разнообразие ракообразных в водоемах Осташкова. Видовое разнообразие и значение рептилий в Тверской области. Многообразие и значение насекомых Тверской области.
Видовое разнообразие амфибий Тверской области. Основные виды рыб водоёмов Осташкова. Хищные животные Тверской области.
Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Наиболее часто встречаемые заболевания в г.Осташков, вызванные простейшими.
Усложнение животных в процессе эволюции. Палеонтологические доказательства эволюции на территории Тверской области.
Приспособления к различным средам обитания. Фауна лесной зоны Тверской области. Естественные и искусственные биоценозы на примере биоценозов Осташкова. Экологические группы животных Тверской области. Промысловые животные Тверской области.
Охрана редких и исчезающих видов животных. Редкие животные Тверской области.
Птицы Красной книги Тверской области.
Животные Красной книги Осташковского края.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения позвоночного животного.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Изучение строения водорослей Тверской области по рисункам, описанию, гербариям и фотографиям.
Распознавание наиболее распространенных представителей мхов нашего края с использованием гербариев, рисунков и фотографий.
Изучение строения папоротника (хвоща).
Изучение строения голосеменных растений Тверской области.
Изучение строения покрытосеменных растений.
Изучение строения плесневых грибов.
Съедобные и ядовитые грибы Тверской области. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Характеристика основных экологических групп растений Тверского края.
Изучение одноклеточных животных.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.
Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение строения рыб.
Изучение строения птиц.
Изучение строения куриного яйца.
Изучение строения млекопитающих.
Экскурсии
Осенние явления в жизни растений Осташковского края.
Экскурсия на о.Кличен. Распознавание наиболее распространенных видов папоротников, хвощей и плаунов.
Экскурсия. Разнообразие покрытосеменных растений г.Осташков.
Экскурсия. Распространение плодов и семян на примере растений г.Осташков.
Зимние явления в жизни растений Осташковского края.
Весенние явления в жизни растений.
Искусственные природные сообщества Осташковского края.
Природные сообщества Осташковского края и человек.
Экскурсия в краеведческий музей д.Рогожа Осташковского района. Животные нашей местности.
Экскурсия в краеведческий музей д.Рогожа. Орнитофауна Осташкова.
Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»
Человек и его здоровье
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Вклад тверских ученых в развитие отечественной науки. (Е.А.Покровский, Чернявский М.Г., Павлов Н.М., Савченко Е.А.)
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и отличия человека и животных. Первобытная культура на территории Тверской области. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Знакомство с историей развития донорства в Тверской области и работой городской станции переливания крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Источники загрязнения атмосферного воздуха на территории Тверской области. Пределы допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе (на местных примерах). Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Профилактика гепатита и кишечных инфекций на территории Тверской области.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Традиционные блюда Тверской области. Национальные кухни Тверской области.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мониторинг качества питьевой воды на территории Тверской области. Станции обезжелезивания воды.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВЙЧ-инфекция и ее профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика (статистические данные по Тверской области).
Наследственные заболевания. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Данные медико-генетической службы края: наследственные и ненаследственные патологии. Охрана материнства и детства в крае. Медико-генетические консультации в крае. Демографические показатели в Тверской области.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Статистика заболеваний эндокринного аппарата по Тверской области.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Мониторинг состояния здоровья населения Тверской области. Курортно-санаторные зоны Тверской области. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Работы Покровского Е.А. о значении подвижной игровой деятельности в детском возрасте.
Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Рациональная организация труда и отдыха на предприятиях Тверской области.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.
Строение и работа органа зрения.
Практическая работа «Стоянки древних людей на территории Тверской области»
Практическая работа « Первобытная культура »
Сравнительный анализ качества питьевой воды г. Осташкова.
Русские детские подвижные игры.
Курорты и санатории Тверской области по медицинскому профилю
Рациональная организация труда и отдыха на предприятиях Тверской области.
Мониторинг здоровья населения Тверской области.
Мой паспорт здоровья.
Экскурсия
Музей каши в Кашино.
Станция обезжелезивания воды.
Общие биологические закономерности
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Труд Чернявского М.Г. «Генеалогия господ дворян Тверской губернии».
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Селекционные работы в Тверской области. Технология получения новых сортов растений (на примере местного сорта). Достижения ученых-селекционеров области. Биотехнология в Тверской области, её развитие. Научные институты и лаборатории области, и получение разработок новых препаратов (ООО «Тверь Агропром» , агрофирма «Редкино»).
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч.Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Развитие органического мира на территории Тверской области.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда—источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Мониторинг состояния окружающей среды Тверской области. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Экосистемы Тверской области. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистемах Тверской области. Особенности агроэкосистем Тверской области. Красная книга Тверской области. Особо охраняемые территории Тверской области.
Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И.Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы Тверской области, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы Тверской области.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.
Выявление изменчивости организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Источники загрязнения территории
Негативное антропогенное влияние на территорию: пути решения.
Биоиндикация гидросферы территории.
Состояние почв территории.
Составление Красной книги Осташковского района
Особо охраняемые территории Тверской области.
Экскурсии
Биотические факторы территории.
Биологическая очистка сточных вод.
Типичные биогеоценозы территории.
Тематическое планирование
Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы программы | Основное содержание по темам | Краеведение |
Раздел I. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ (96+40)
Введение (5+1) | Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Строение и химический состав клетки. Правила работы в кабинете биологии, работы с биологическими приборами и инструментами. | Природа Родного края и методы ее исследования: наблюдение, измерение, эксперимент. |
Бактерии. Грибы. Лишайники. Вирусы (6+2) | Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Лишайники, их роль в природе и жизни человека. Вирусы - неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. | Съедобные и ядовитые грибы Тверской области. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами. Многообразие лишайников Тверской области. Лишайники Красной книги Тверской области. |
Растения (37+17) | Строение цветкового растения: клетки, ткани, органы. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питания, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Движение. Рост, развитие, размножение, регуляция процессов жизнедеятельности. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции. | Водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны Тверской области. Осенние явления в жизни растений Осташковского края Распространение плодов и семян на примере растений г.Осташков. Зимние явления в жизни растений Осташковского края. Голосеменные растения Тверской области. Разнообразие покрытосеменных растений г.Осташков. Сельскохозяйственные и сорные растения Осташковского района. Лекарственные и ядовитые растения Тверской области. Основные экологические группы растений Тверского края. Растения Красной книги Осташковского района. Весенние явления в жизни растений. Искусственные природные сообщества Осташковского края. Природные сообщества Осташковского края и человек. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Тверской области. Особо охраняемые природные территории Тверской области. |
Животные (48+20) | Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных. | Животный мир Осташковсого района как составная часть природы Тверской области. Наиболее часто встречаемые заболевания в г.Осташков, вызванные простейшими. Моллюски Тверского края. Разнообразие ракообразных в водоемах Осташкова. Видовое разнообразие и значение рептилий в Тверской области Многообразие и значение насекомых Тверской области. Видовое разнообразие амфибий Тверской области. Животные нашей местности. Орнитофауна Осташкова. Птицы Красной книги Тверской области. Основные виды рыб водоёмов Осташкова. Фауна лесной зоны Тверской области. Естественные и искусственные биоценозы на примере биоценозов Осташкова. Взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Хищные животные Тверской области. Экологические группы животных Тверской области. Палеонтологические доказательства эволюции на территории Тверской области. Промысловые животные Тверской области Редкие животные Тверской области. Животные Красной книги Осташковского края. |
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (59+20) | ||
Человек и окружающая среда(1) | Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. | |
Общие сведения об организме человека (5+3) | Место человека в системе органического мира. Черты сходства и отличия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. | Вклад тверских ученых в развитие отечественной науки. (Е.А.Покровский, Чернявский М.Г., Павлов Н.М., Савченко Е.А.) Первобытная культура на территории Тверской области. Стоянки древних людей на территории Тверской области |
Опора и движение (3) | Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. | |
Транспорт веществ (4+1) | Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Состав и функции крови. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | Знакомство с историей развития донорства в Тверской области и работой городской станции переливания крови |
Дыхание (2+2) | Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Источники загрязнения атмосферного воздуха на территории Тверской области. Пределы допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе (на местных примерах). |
Питание (4+1) | Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. | Профилактика гепатита и кишечных инфекций на территории Тверской области. |
Обмен веществ и превращения энергии в организме (4+3) | Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. | Традиционные блюда Тверской области. Национальные кухни на территории Тверской области. |
Покровы тела (3) | Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. | |
Выделение (3+2) | Выделение. Строение и функции мочевы-делительной системы. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. | Мониторинг качества питьевой воды на территории Тверской области. Станции обезжелезивания воды. |
Размножение и развитие(8+2) | Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения. | ВИЧ-инфекция и ее профилактика (статистические данные по Тверской области). Данные медико-генетической службы края: наследственные и ненаследственные патологии. Охрана материнства и детства в крае. Медико-генетические консультации в крае. Демографические показатели в Тверской области. |
Органы чувств (5) | Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус. | |
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7+1) | Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. | Статистика заболеваний эндокринного аппарата по Тверской области. |
Поведение и психика человека (9) | Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. | |
Здоровый образ жизни (1+5) | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Мониторинг состояния здоровья населения Тверской области. Курортно-санаторные зоны Тверской области. Работы Покровского Е.А. о значении подвижной игровой деятельности в детском возрасте. Русские детские подвижные игры. Рациональная организация труда и отдыха на предприятиях Тверской области. Мониторинг здоровья населения Тверской области. Мой паспорт здоровья. |
РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (24+20) | ||
Отличительные признаки живых организмов (2) | Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение; обмен веществ и превращения энергии; рост, развитие, размножение; наследственность и изменчивость; эволюция; связь со средой. | |
Химический состав живых организмов (2) | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества. Роль воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в организме. | |
Клеточное строение организмов (3) | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли, митохондрии. Хромосомы. Многообразие клеток. | |
Обмен веществ и превращения энергии (3) | Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме. | |
Размножение, рост и развитие (2+3) | Рост и развитие организмов. Размножение. Половое и бесполое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. | Труд Чернявского М.Г. «Генеалогия господ дворян Тверской губернии». Селекционные работы в Тверской области. Технология получения новых сортов растений (на примере местного сорта). Достижения ученых-селекционеров области. Биотехнология в Тверской области, её развитие. Научные институты и лаборатории области, и получение разработок новых препаратов (ООО «Тверь Агропром» , агрофирма «Редкино»). |
Система и эволюция органического мира (3+1) | Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч.Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. | Развитие органического мира на территории Тверской области. |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (9+8) | Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И.Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. | Мониторинг состояния окружающей среды Тверской области. Экосистемы Тверской области. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистемах Тверской области. Особенности агроэкосистем Тверской области. Красная книга Тверской области. Особо охраняемые территории Тверской области. Экологические проблемы Тверской области, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы Тверской области. |
Резерв - 13 часов.
Биологическое краеведение. Тематическое планирование.
5 класс | ||
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Экскурсия: «Природа Родного края и методы ее исследования: наблюдение, измерение, эксперимент». | 1 |
2 | Практическая работа. Съедобные и ядовитые грибы Тверской области. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами. | 1 |
3 | Экскурсия. Осенние явления в жизни растений Осташковского края | 1 |
4 | Практическая работа. Многообразие лишайников Тверской области. Лишайники Красной книги Тверской области. | 1 |
5 | Практическая работа. Изучение строения водорослей Тверской области по рисункам, описанию, гербариям и фотографиям. | 1 |
6 | Практическая работа. Распознавание наиболее распространенных представителей мхов нашего края с использованием гербариев, рисунков и фотографий | 1 |
7 | Экскурсия. Зимние явления в жизни растений Осташковского края. | 1 |
8 | Экскурсия. Весенние явления в жизни растений. | 1 |
9 | Экскурсия на о.Кличен. Распознавание наиболее распространенных видов папоротников, хвощей и плаунов. | 1 |
10 | Практическая работа. Изучение строения голосеменных растений Тверской области. | 1 |
Итого: 10 часов | ||
6 класс | ||
1 | Экскурсия. Разнообразие покрытосеменных растений г.Осташков. | 1 |
2 | Экскурсия. Распространение плодов и семян на примере растений г.Осташков. | 1 |
3 | Урок-проект. Сельскохозяйственные и сорные растения Осташковского района. | 1 |
4 | Урок-проект. Лекарственные и ядовитые растения Тверской области. | 1 |
5 | Практическая работа. Характеристика основных экологических групп растений Тверского края. | 1 |
6 | Урок-проект. Растения Красной книги Осташковского района. | 1 |
7 | Экскурсия «Искусственные природные сообщества Осташковского края» | 1 |
8 | Экскурсия. Природные сообщества Осташковского края и человек. | 1 |
9 | Урок-проект. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Тверской области. | 1 |
10 | Урок-проект. Особо охраняемые природные территории Тверской области. | 1 |
Итого: 10 часов | ||
7 класс | ||
1 | Животный мир Осташковсого района как составная часть природы Тверской области. | 1 |
2 | Наиболее часто встречаемые заболевания в г.Осташков, вызванные простейшими. | 1 |
3 | Урок-проект. Моллюски Тверского края. | 1 |
4 | Разнообразие ракообразных в водоемах Осташкова. | 1 |
5 | Видовое разнообразие амфибий Тверской области. | 1 |
6 | Видовое разнообразие и значение рептилий в Тверской области | 1 |
7 | Многообразие и значение насекомых Тверской области. | 1 |
8 | Экскурсия в краеведческий музей д.Рогожа Осташковского района. Животные нашей местности. | 1 |
9 | Экскурсия в краеведческий музей д.Рогожа. Орнитофауна Осташкова. | 1 |
10 | Урок-проект. Птицы Красной книги Тверской области. | 1 |
11 | Урок-проект. Основные виды рыб водоёмов Осташкова. | 1 |
12 | Урок-проект. Фауна лесной зоны Тверской области. | 1 |
13 | Естественные и искусственные биоценозы на примере биоценозов Осташкова. | 1 |
14 | Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» | 1 |
15 | Урок-проект. Хищные животные Тверской области. | 1 |
16 | Экологические группы животных Тверской области. | 1 |
17 | Палеонтологические доказательства эволюции на территории Тверской области. | 1 |
18 | Промысловые животные Тверской области | 1 |
19 | Редкие животные Тверской области. | 1 |
20 | Урок-проект. Животные Красной книги Осташковского края. | 1 |
Итого: 20 часов. | ||
8 класс | ||
1 | Вклад тверских ученых в развитие отечественной науки. | 1 |
2 | Практическая работа. Первобытная культура на территории Тверской области. | 1 |
3 | Практическая работа «Стоянки древних людей на территории Тверской области» | 1 |
4 | История развития донорства в Тверской области. Работа городской станции переливания крови. | 1 |
5 | Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Практическая работа. Источники загрязнения атмосферного воздуха на территории Тверской области. Пределы допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе (на местных примерах). | 1 |
6 | Профилактика гепатита и кишечных инфекций на территории Тверской области. | 1 |
7 | Урок-проект. Традиционные блюда Тверской области. | 1 |
8 | Национальные кухни на территории Тверской области. | 1 |
9 | Экскурсия в музей каши в г.Кашино. | 1 |
10 | Экскурсия. Станции обезжелезивания воды. | 1 |
11 | Практическая работа. Мониторинг качества питьевой воды на территории Тверской области. Сравнительный анализ качества питьевой воды в Осташковском районе. | 1 |
12 | ВИЧ-инфекция и ее профилактика (по статистическим данным Тверской области). | 1 |
13 | Наследственные и ненаследственные патологии в Тверской области (по данным медико-генетической службы). Охрана материнства и детства в Тверской области. Медико-генетические консультации. Демографические показатели в Тверской области. | 1 |
14 | Заболевания эндокринного аппарата у жителей Тверской области. | 1 |
15 | Практическая работа. Мониторинг состояния здоровья населения Тверской области. | 1 |
16 | Практическая работа. Рациональная организация труда и отдыха на предприятиях Тверской области. | 1 |
17 | Работы Покровского Е.А. о значении подвижной игровой деятельности в детском возрасте. Практическая работа. Русские детские подвижные игры. | 1 |
18 | Практическая работа. Курорты и санатории Тверской области по медицинскому профилю | 1 |
19 | Практическая работа. Мониторинг здоровья населения Тверской области. | 1 |
20 | Урок-проект. Мой паспорт здоровья. | 1 |
Итого: 20 часов. | ||
9 класс | ||
1 | Чернявский М.Г. «Генеалогия господ дворян Тверской губернии». | 1 |
2 | Селекционные работы в Тверской области. Технология получения новых сортов растений (на примере местных сортов). Достижения ученых-селекционеров области. | 1 |
3 | Биотехнология в Тверской области, её развитие. Научные институты и лаборатории области, и получение разработок новых препаратов (ООО «Тверь Агропром», агрофирма «Редкино»). | 1 |
4 | Развитие органического мира на территории Тверской области. | 1 |
5 | Мониторинг состояния окружающей среды Тверской области. | 1 |
6 | Урок-проект. Экосистемы Тверской области. | 1 |
7 | Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистемах Тверской области. | 1 |
8 | Особенности агроэкосистем Тверской области. | 1 |
9 | Урок-проект. Красная книга Осташковского района. | 1 |
10 | Особо охраняемые территории Тверской области. | 1 |
11 | Экологические проблемы Тверской области, их влияние на жизнь и здоровье людей. | 1 |
12 | Экосистемы Тверской области и человек. | 1 |
13 | Практическая работа. Негативное антропогенное влияние на территорию: пути решения. | 1 |
14 | Практическая работа. Биоиндикация гидросферы г.Осташков. | 1 |
15 | Практическая работа. Состояние почв в г.Осташков. | 1 |
16 | Практическая работа. Составление Красной книги Осташковского района. | 1 |
17 | Практическая работа. Особо охраняемые территории Тверской области. | 1 |
18 | Экскурсия. Биотические факторы на территории Осташковского района. | 1 |
19 | Экскурсия. Биологическая очистка сточных вод в г. Осташков. | 1 |
20 | Экскурсия. Типичные биогеоценозы Осташковского района. | 1 |
Итого: 20 часов. |
Практические работы
5 класс | Кол-во часов | |
1 | Практическая работа. Съедобные и ядовитые грибы Тверской области. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами. | 1 |
2 | Практическая работа. Многообразие лишайников Тверской области. Лишайники Красной книги Тверской области. | 1 |
3 | Практическая работа. Изучение строения водорослей Тверской области по рисункам, описанию, гербариям и фотографиям. | 1 |
4 | Практическая работа. Распознавание наиболее распространенных представителей мхов нашего края с использованием гербариев, рисунков и фотографий | 1 |
5 | Практическая работа. Изучение строения голосеменных растений Тверской области. | 1 |
Итого: 5 часов | ||
6 класс | ||
1 | Практическая работа. Характеристика основных экологических групп растений Тверского края. | 1 |
Итого: 1 час | ||
7 класс | ||
1 | Практическая работа. Наиболее часто встречаемые заболевания в г.Осташков, вызванные простейшими. | 1 |
Итого: 1 час. | ||
8 класс | ||
1 | Практическая работа. Первобытная культура на территории Тверской области. | 1 |
2 | Практическая работа «Стоянки древних людей на территории Тверской области» | 1 |
3 | Практическая работа. Источники загрязнения атмосферного воздуха на территории Тверской области. Пределы допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе (на местных примерах). | 1 |
4 | Практическая работа. Мониторинг качества питьевой воды на территории Тверской области. Сравнительный анализ качества питьевой воды в Осташковском районе. | 1 |
5 | Практическая работа. Мониторинг состояния здоровья населения Тверской области. | 1 |
6 | Практическая работа. Рациональная организация труда и отдыха на предприятиях Тверской области. | 1 |
7 | Практическая работа. Русские детские подвижные игры. | 1 |
8 | Практическая работа. Курорты и санатории Тверской области по медицинскому профилю. | 1 |
9 | Практическая работа. Мониторинг здоровья населения Тверской области. | 1 |
Итого: 9 часов. | ||
9 класс | ||
1 | Практическая работа. Мониторинг состояния окружающей среды Тверской области. | 1 |
2 | Практическая работа. Негативное антропогенное влияние на территорию района: пути решения. | 1 |
3 | Практическая работа. Биоиндикация гидросферы г.Осташков. | 1 |
4 | Практическая работа. Состояние почв в г.Осташков. | 1 |
5 | Практическая работа. Составление Красной книги Осташковского района. | 1 |
6 | Практическая работа. Особо охраняемые территории Тверской области. | 1 |
Итого: 6 часов. |
Экскурсии
5 класс | ||
1 | Экскурсия: «Природа Родного края и методы ее исследования: наблюдение, измерение, эксперимент». | 1 |
2 | Экскурсия. Осенние явления в жизни растений Осташковского края | 1 |
3 | Экскурсия. Зимние явления в жизни растений Осташковского края. | 1 |
4 | Экскурсия. Весенние явления в жизни растений. | 1 |
5 | Экскурсия на о.Кличен. Распознавание наиболее распространенных видов папоротников, хвощей и плаунов. | 1 |
Итого: 5 часов | ||
6 класс | ||
1 | Экскурсия. Разнообразие покрытосеменных растений г.Осташков. | 1 |
2 | Экскурсия. Распространение плодов и семян на примере растений г.Осташков. | 1 |
3 | Экскурсия «Искусственные природные сообщества Осташковского края» | 1 |
4 | Экскурсия. Природные сообщества Осташковского края и человек. | 1 |
Итого: 4часа | ||
7 класс | ||
1 | Экскурсия в краеведческий музей д.Рогожа Осташковского района. Животные нашей местности. | 1 |
2 | Экскурсия в краеведческий музей д.Рогожа. Орнитофауна Осташкова. | 1 |
3 | Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» | 1 |
Итого: 3 часа. | ||
8 класс | ||
1 | Экскурсия в музей каши в г.Кашино. | 1 |
2 | Экскурсия. Станции обезжелезивания воды. | 1 |
Итого: 2 часа. | ||
9 класс | ||
1 | Экскурсия. Биотические факторы на территории Осташковского района. | 1 |
2 | Экскурсия. Биологическая очистка сточных вод в г. Осташков. | 1 |
3 | Экскурсия. Типичные биогеоценозы Осташковского района. | 1 |
Итого: 3 часа. |
Проекты
№ | Тема | Кол-во часов |
6 класс | ||
1 | Урок-проект. Сельскохозяйственные и сорные растения Осташковского района. | 1 |
2 | Урок-проект. Лекарственные и ядовитые растения Тверской области. | 1 |
3 | Урок-проект. Растения Красной книги Осташковского района. | 1 |
4 | Урок-проект. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Тверской области. | 1 |
5 | Урок-проект. Особо охраняемые природные территории Тверской области. | 1 |
Итого: 5 часов | ||
7 класс | ||
1 | Урок-проект. Моллюски Тверского края. | 1 |
2 | Урок-проект. Птицы Красной книги Тверской области. | 1 |
3 | Урок-проект. Основные виды рыб водоёмов Осташкова. | 1 |
3 | Урок-проект. Фауна лесной зоны Тверской области. | 1 |
4 | Урок-проект. Хищные животные Тверской области. | 1 |
5 | Урок-проект. Животные Красной книги Осташковского края. | 1 |
Итого: 5 часов. | ||
8 класс | ||
1 | Урок-проект. Традиционные блюда Тверской области. | 1 |
2 | Урок-проект. Мой паспорт здоровья. | 1 |
Итого: 2 часа. | ||
9 класс | ||
1 | Урок-проект. Экосистемы Тверской области. | 1 |
2 | Урок-проект. Красная книга Осташковского района. | 1 |
Итого: 2 часа. |
Рекомендуемый список литературы:
- Примерная программа по биологии для основной школы. 5-9 классы. М.: Просвещение.
- Красная книга Тверской области. Тверь, 2013 г.
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Белик В.П. Имя из «Красной книги»- «Донской издательский дом», 2003.
- Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе. - Ленинград. 1991.
Интернет-источники.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http:school-collection.edu.ru/
2. Открытый класс: http://www.openclass.ru/node/234008
3. Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов(ФЦИОР):http://fcior.edu.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. В соответствии c ФГОС ООО 30% учебного времени формируется внутри образовательного учреждения, которые можно использовать в биологии в том числе и для изучения особенностей конкретного региона, поэтому целесообразным является внедрение в рабочую программу по биологии краеведческого компонента.
Цель проекта: Разработка с дальнейшей апробацией в школе программы по биологии с краеведческим аспектом для 5 – 9 классов в условиях введения ФГОС ООО.
Задачи проекта: Разработать рабочую программу по биологии для 5-9 классов с краеведческим аспектом. Формирование у уч-ся системы знаний о природе Осташковского края, его природных ресурсах, экологическом состоянии, быте и культуре. Воспитание бережного отношения к природе, своему здоровью, памятникам истории и культуры родного края, сохранению его традиций.
Механизм реализации Изучение краеведческого компонента в рамках программы по биологии рассчитано на 80 часов: по 10 часов в 5-6 классах, по 20 часов в 7-9 классах.
Характеристика проекта Работая над проектом мы дополнили основное содержание программы по биологии краеведческим компонентом с акцентом на особенности Осташковского края. Данная программа имеет практическую направленность: Практические работы 5 класс Съедобные и ядовитые грибы Тверской области. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами. Многообразие лишайников Тверской области. Лишайники Красной книги Тверской области. Изучение строения водорослей Тверской области по рисункам, описанию, гербариям и фотографиям. Распознавание наиболее распространенных представителей мхов нашего края с использованием гербариев, рисунков и фотографий Изучение строения голосеменных растений Тверской области. 6 класс Характеристика основных экологических групп растений Тверского края. 7 класс Наиболее часто встречаемые заболевания в г.Осташков, вызванные простейшими.
Характеристика проекта 8 класс Первобытная культура на территории Тверской области. Стоянки древних людей на территории Тверской области. Источники загрязнения атмосферного воздуха на территории Тверской области. Пределы допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе (на местных примерах). Мониторинг качества питьевой воды на территории Тверской области. Сравнительный анализ качества питьевой воды в Осташковском районе. Мониторинг состояния здоровья учащихся МБОУ «Гимназия №2» г.Осташков. Рациональная организация труда и отдыха на предприятиях Тверской области. Русские детские подвижные игры. Курорты и санатории Тверской области по медицинскому профилю. Мониторинг здоровья населения Тверской области. 9 класс Мониторинг состояния окружающей среды Тверской области. Негативное антропогенное влияние на территорию района: пути решения. Биоиндикация гидросферы г.Осташков. Состояние почв в г.Осташков. Составление Красной книги Осташковского района. Особо охраняемые территории Тверской области.
Характеристика проекта Экскурсии 5 класс Природа Родного края и методы ее исследования: наблюдение, измерение, эксперимент. Осенние явления в жизни растений Осташковского края Зимние явления в жизни растений Осташковского края. Весенние явления в жизни растений. Распознавание наиболее распространенных видов папоротников, хвощей и плаунов Осташковского района. 6 класс Разнообразие покрытосеменных растений г.Осташков. Распространение плодов и семян на примере растений г.Осташков. Искусственные природные сообщества Осташковского края Природные сообщества Осташковского края и человек.
Характеристика проекта 7 класс Экскурсия в краеведческий музей д.Рогожа Осташковского района. Животные нашей местности. Экскурсия в краеведческий музей д.Рогожа. Орнитофауна Осташкова. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза 8 класс Экскурсия в музей Каши в г.Кашин. Экскурсия на станцию обезжелезивания воды. 9 класс Биотические факторы на территории Осташковского района. Биологическая очистка сточных вод в г. Осташков. Типичные биогеоценозы Осташковского района.
проекты 6 класс Сельскохозяйственные и сорные растения Осташковского района. Лекарственные и ядовитые растения Тверской области. Растения Красной книги Осташковского района. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Тверской области. Особо охраняемые природные территории Тверской области. 7 класс Моллюски Тверского края. Птицы Красной книги Тверской области. Основные виды рыб водоёмов Осташкова. Фауна лесной зоны Тверской области. Хищные животные Тверской области. Животные Красной книги Осташковского края.
проекты 8 класс Традиционные блюда Тверской области. Мой паспорт здоровья. 9 класс Экосистемы Тверской области. Красная книга Осташковского района.
Планируемый результат для педагогов- методическая разработка программы по биологии для 5-9 классов с элементами биологического краеведения для учащихся- воспитание бережного отношения к природе, своему здоровью, памятникам истории и культуры родного края, сохранению его традиций
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенный материал может быть использован учителями других образовательных учреждений при создании рабочих программ по биологии с краеведческим компонентом, учебно-методических пособий.
Риски проекта: отсутствие методических разработок по биологическому краеведению, что затрудняет процесс изучения биологии с учётом регионального компонента.
Пути решения проблемы Разработка и создание банка методических пособий по биологическому краеведению для 5-9 классов.
Список литературы Примерная программа по биологии для основной школы. 5-9 классы. М.: Просвещение. Красная книга Тверской области. Тверь, 2013 г. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003. Белик В.П. Имя из «Красной книги»- «Донской издательский дом», 2003. Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе. - Ленинград. 1991. Интернет-источники . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http : school - collection . edu . ru / Открытый класс: http://www.openclass.ru/node/234008 Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов(ФЦИОР): http :// fcior . edu . ru / http://www.mpr-tver.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческие аспекты в преподавании географии
В статье даны практические рекомендации использования различных методов и приемов введение элементов краевединия в преподовании основных курсов физической и экономической географии с 6 по 11 классы. С...
Медикоспортивные аспекты преподавания биологии.
Тема «Сенсорные системы. Органы чувств»....
Педагогическая концепция "Краеведческий аспект как средство формирования гражданской компетентности у учащихся на уроках истории"
Педагогическая концепция "Краеведческий аспект как средство формирования гражданской компетентности у учащихся на уроках истории" в помощь учителям истории и краеведам....
Реализация краеведческого принципа в преподавании биологии
Общественная презентация. В презентации представлен материал использования системно - деятельностного подхода при изучении биологии с использованием краеведческого материала...
«Реализация краеведческого аспекта в предметах естественнонаучного цикла согласно требованиям стандартов нового поколения»
В статье автор пытается найти ответы на вопрос:«Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?»...
Статья «Исторический аспект проблемы развития личностных качеств учащегося в преподавании биологии»
Рассматривая исторический аспект проблемы развития личностных качеств учащегося в преподавании биологии, необходимо сделать акцент на предмете естествознание и предмете ботаники, так как е...
АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ХИМИЯ И БИОЛОГИЯ, ВНЕДРЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дистанционное образование набирает популярность в нашей стране и во всем мире. Дистанционное образование - это способ получения образования на расстоянии. Дистанционное образование может помочь обучаю...