Рабочая программа по географии, специальность продавец, контролер-кассир.
рабочая программа по географии на тему
Рабочая прграмма по географии для СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_spetsialnost_prodavets_kontroler-prodavets.docx | 76.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ РО ПУ № 95
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
география
с. Осиково
2016г.
Рассмотрено на заседании «УТВЕРЖДАЮ»
методического объединения Заместитель директора
общеобразовательного цикла по учебно-производственной работе
протокол № __ от _________ ____________
председатель методического объединения «____»___________20___ года
______________
Рабочая программа учебной дисциплины география разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)
38.01.02 продавец, контролер- кассир
Организация- разработчик: ГБ ПОУ РО ПУ № 95
Разработчики:
Малеванная Е.Ю. - преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
– заместитель директора по УМР
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
. - председатель методического объединения общеобразовательного цикла
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 8 |
| 19 |
| 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО:
Продавец, контролер - кассир.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованапри освоении и разработке программы одноименной дисциплины.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: В структуре общеобразовательной программы программа учебной дисциплины география изучается в общеобразовательном цикле учебного плана базового основного общего образования по профессии СПО социально- экономического профиля «продавец, контролер-кассир» с получением среднего общего образования. Рабочая программа дисциплины география разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Программа дисциплины география
- формирует у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, формирует чувствопатриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережное отношения к окружающей среде;
- совершенствует знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, помогает углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
- способствует дальнейшему развитию социализации личности обучающегося, егопознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, регионов и крупнейших стран.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа по географии ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
-воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого - направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
- владение навыками познавательной, учебно - исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально – экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально – экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально – экономических аспектах экологических проблем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часов;
самостоятельных и практических работ обучающегося - 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) (внеаудиторная самостоятельная работа) | 36 |
в том числе: | |
реферат……………… работа в поисковике, сети интернет составление таблиц выполнение заданий по картам атласа выполнение домашнего задания | 30 |
Промежуточная аттестация в форме Диффернцированного зачета. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины география
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | |
1 География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Практическая работа№1 «Ознакомление с географическими картами различной тематики». | 1 | 1 _____________ | |
Раздел 1. Источники географической информации | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1.Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Географическая карта – особый источник информации о действительности обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Практическая работа№2 «Использование статистического материала и геоинформационных систем». | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся : выполнение заданий с использованием интернет- ресурса. | 1 | ||
Раздел 2. Политическое устройство мира | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образованияГруппировка стран по площади территории и численности населения. Практическая работа №3«Ознакомление с политической картой мира» | 1 | ||
2.Формы правления и типы государственного устройства и формы государственного режима. | 1 | ||
3.Типология стран по уровню социально- экономического развития. Практическая работа №4«Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально- экономического развития» | 1 | ||
4. Контроль по теме: « Политическое устройство мира». | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.По «Политической карте мира» в атласе показывать различные страны и регионы мира. 2.Составление схемы «Формы правления и формы устройства стран мира» Тема реферата: «Новейшие изменения политической карты мира» | 2 | ||
Раздел 3. География мировых природных ресурсов | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1. Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе.Экологизацияхозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. | 1 | ||
2.Природные условия и природные ресурсы..Виды природных ресурсов. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Практическая работа №5 « Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов». | 1 | ||
3. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал..Практическая работа№6: «Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов». | 1 | ||
4. Диагностическая контрольная работа. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовить конспект «Взаимодействие человеческого общества и природной среды». Темы рефератов: «Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира». «Типы природопользования в различных регионах и странах мира». | 3 | ||
Раздел 4. География населения мира | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1.Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика в разных регионах и странах мира. | 1 | ||
2. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, индекс человеческого развития. Практическая работа №7 «Оценка демографической политики в различных странах и регионах мира | 1 | ||
3. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.Практическая работа №8 «Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира». д\з. Интернет ресурс, повторить лекцию. | 1 | ||
4.Расовый, этнический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. | 1 | ||
5.Размещение населения, миграции населения, урбанизация. Урбанизация. Города - миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Экологические проблемы больших городов «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных странах и регионах мира .Города - миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Экологические проблемы больших городов. | 1 | ||
6.Контроль по теме «География населения». | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составить таблицу «Основные религии мира» Темы рефератов:«Демографическая политика в Китие и Индии: цели, методы, результаты». «Особенности современного воспроизводства мирового населения» «Языки народов мира». «Современные международные миграции населения». «Особенности урбанизации в развивающихся странах». «Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. «Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки». «Мировые» города и их роль в современном развитии мира. | 6 | ||
Раздел 5. Мировое хозяйство. | 18 | ||
Тема5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. | 1 | ||
2.Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. | 1 | ||
Тема5.2.География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельско-хозяйственноепроизводство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. | 1 | ||
2.География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. | 1 | ||
3. Горнодобывающая промышленность. | 1 | ||
4.Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 1 | ||
Тема 5.3.География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1.Географические особенности мирового потребления минерального топлива. | 1 | ||
2. Развитие мировой электроэнергетики. | 1 | ||
3.Металлургмческий комплекс. География черной металлургии мира. | 1 | ||
4.Цветная металлургия мира. | 1 | ||
5.Географические особенности машиностроения мира. | 1 | ||
6.Географические особенности химической промышленности мира. | 1 | ||
7. Географические особенности лесной и легкой промышленностимира. | 1 | ||
8.Практическая работа №9 «Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства». | 1 | ||
Тема 5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. | 1 | ||
2.Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами | 1 | ||
3. Практическая работа №10«Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира». | 1 | ||
4.Контроль по теме: «География мирового хозяйства». | 1 | ||
Самостоятельная работа: выполнение заданий по карточкам на умение показывать по картам географию размещения различных отраслей промышленности мира и др. Подготовка презентации на тему «Электроэнергетика мира». Составление опорного конспекта по теме. Темы рефератов: «Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства». «Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа». «Крупнейшие автомобильные компании мира». «Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства». «Международный туризм в различных странах и регионах мира». | 7 | ||
Раздел 6. Регионы мира. | 30 | ||
Тема 6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. | 1 | 2 | |
2.Характерные черты природно- ресурсного потенциала и населения региона Зарубежная Европы. | 1 | ||
3. Хозяйство региона: промышленность.сельское хозяйство, транспорт, отдых и туризм. | 1 | ||
4. Германия: условия их формирования и развития, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | ||
5.Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы: условия их формирования и развития, особенности политической системы, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | ||
6.Контроль по теме «География населения и хозяйства Зарубежной Европы» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составление опорного конспекта по теме. 2.Выполнение заданий по карте.Темы рефератов17. «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы».18.«Запад и Восток Германии сегодня». | 4 | ||
Тема 6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. | 1 | ||
2. История формирования его политической карты. | 1 | ||
3. Характерные черты природно- ресурсного потенциала и население региона Зарубежная Азия. | 1 | ||
4.Хозяйство и интеграционные группировки региона. | 1 | ||
5. Государство Япония. Особенности политической системы. Природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | ||
6.Государство Китай: условия формирования и развития, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Практическая работа№11 « Установление взаимосвязей между природно- ресурсным потенциалом, размещением населения и хозяйством государства Китай». | 1 | ||
7.Государсто Индия как ведущие страны Зарубежной Азии: условия формирования, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Практическая работа№12 « Установление взаимосвязей между природно- ресурсным потенциалом, населением и хозяйством государства Индия». | 1 | ||
8. Контроль по теме «География населения и хозяйства Зарубежной Азии» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.По» «Политической карте» показывать различные страны Зарубежной Азии. 2.Составление таблицы по теме «История формирования политической карты региона Зарубежная Азия» Темы рефератов: «Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты». «Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии». «Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае». | 4 | 2 | |
Тема 6.3. География населения и хозяйства Африки | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. | 1 | ||
2. Характерные черты природно- ресурсного потенциала и населения. | 1 | ||
3. Характерные черты хозяйства африканского региона. Отрасли международной специализации. | 1 | ||
4. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Показывать на карте различные страны Африки; Темы рефератов: «Особенности политической карты Африки». «Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки». | 2 | ||
Тема 6.4. География населения и хозяйства Северной Америки. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации | 1 | ||
2.США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурстный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства. | 1 | ||
3. Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. | 1 | ||
4.Экономические районы США. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Показывать на карте крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельско - хозяйственные районы США Темы рефератов: «Географический рисунок хозяйства США». | 1 | ||
Тема 6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1.Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. | 1 | ||
2.Характерные черты природно- ресурсного потенциала, население. | 1 | ||
3. Хозяйство. Отрасли международной специализации региона Латинская Америка. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | 1 | ||
4. Бразилия : условия формирования и развития, особенности политической системы, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | ||
5. Мексика, одна из ведущих стран Латинской Америки: условия формирования и развития, особенности политической системы, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | ||
6.Практическая работа №13 « Установление взаимосвязей между природно- ресурсным потенциалом , населением и хозяйством государства Бразилия» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.По карте уметь показывать различные страны Латинской Америки. Тема реферата: «Расово- этнический состав населения стран Латинской Америки». | 2 | ||
Тема 6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 1 | ||
2. Практическая работа №14: «Установление взаимосвязей между природно- ресурсным потенциалом, размещением населения и хозяйства государства Австралийский Союз». | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: по карте показывать крупные промышленные центры и сельскохозяйственные районы Австралии и Океании; Реферат на тему: «Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии». | 1 | ||
Раздел. 7. Россия в современном мире | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкологического положения России на рубеже 20-21 веков. Характеристика современного этапа социально- экономического развития. | 1 | ||
2.Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. | 1 | ||
3.Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 1 | ||
4. Практическая работа№15 «Определение роли России и ее отдельных регионов и международном географическом разделении труда». | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Темы рефератов «Особенности современного экономико- географического положения России». «Внешняя торговля товарами России». | 2 | ||
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. | 1 | ||
2.Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 1 | ||
3.Практическая работа №16: «Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества». | 1 | ||
4. Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Тема реферата: «Глобальная проблема изменения климата». | 1 | ||
Всего: | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины география требует наличия учебного кабинета географии.
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: политическая карта мира, картографические таблицы, раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1.Баранчиков Е.В. «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля» учебник, М.: Издательский центр «Академия», 2014.-304с.
2.Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. Учреждений средн. Проф образования.- М, 2014г.
Дополнительные источники:
1. Атлас «Экономическая и социальная география мира».10 кл/под ред.В.П.Максаковского.-М.:Дрофа,2010
2.Петрусюк О.А. «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля» методические рекомендации. Москва Издательский центр «Академия», 2014г.
Интернет- ресурсы
www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет- энциклопедии).
www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www. minerals. usgs. gov/ minerals/pubs/county (сайтГеологическойслужбыСША).
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины география осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполненияобучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение. 1.Источники географической информации | Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии. |
2.Политическое устройство мира | Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально- экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально—экономического развития. |
3.География мировых природных ресурсов | Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана. |
4.География населения мира | Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы. |
5.Мировое хозяйство | Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно - технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки . Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития. Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира. Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей. Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами. |
6.Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании. |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии. |
География населения и хозяйства Африки | Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки. |
География населения и хозяйства Северной Америки | Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово- этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США. |
География населения и хозяйства Латинской Америки | Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике. |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. |
7.Россия в современном мире | Умение объяснять современные особенности экономико- географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России. |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения. |
Разработчики:
ГБПОУ РО ПУ №95 преподаватель Е.Ю. Малеванная
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ГБПОУ РО ПУ №95 заместитель УМР
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ГБПОУ РО ПУ №95 председатель мо
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир
Рабочая программа представляет вариативную часть ОПОП по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир...
Рабочая программа по географии. Специальность 100122 Прикладная эстетика.
Рабочая программа по географии. Специальность 100122 Прикладная эстетика....
«Применение современных информационных технологий на занятиях специальных дисциплин по профессии «Продавец, контролер-кассир»
В настоящее время перед профессиональным образованием стоит проблема подготовки высококвалифицированных специалистов способных у...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Математика" для студентов по специальности "Продавец, контролер - кассир"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии по ППКРС 38.01.02. «Продавец, конт...
Рабочая программа по географии, специальность мастер-общестроительных работ.
Рабочая программа по географии для СПО....
Рабочая программа по географии специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 8 класс
Рабочая программа по географии специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под ред. В.В. Воронковой; Лифанова Т. М., Соломина Е. Н.. География. 8 класс...