Рабочая программа по географии, специальность мастер-общестроительных работ.
рабочая программа по географии на тему
Рабочая программа по географии для СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_spetsialnost_master_obshchestroitelnyh_rabot.docx | 80.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ РО ПУ № 95
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
география
с. Осиково
2017г.
Рассмотрено на заседании методического объединения общеобразовательного цикла протокол № __ от ______2017 г. Председатель методического объединения ______________ Е.Ю.Малеванная | Утверждено На заседании методического совета Протокол №___от_____2017г. Председатель МС _______Н.В. Фоменко |
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» разработана на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015).
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОДБ.07 «География» предназначена для изучения географии при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ.
.
Организация - разработчик: ГБПОУ РО ПУ № 95
Разработчики:
Малеванная Е.Ю. преподаватель географии ГБПОУ РО ПУ №95
Е.В. Колосова преподаватель ГБПОУ РО ПУ № 95
Н.В. Фоменко зам. директора по УМР ГБПОУ РО ПУ №95
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 11 |
| 20 |
| 21 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения географии в ГБПОУ РО ПУ № 95 реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (далее - ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 270802.09 мастер общестроительных работ.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины «География», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 1703.2015 № 06-259)
Содержание рабочей программы «География » направлено на достижение следующих целей:
-освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и
хозяйства на всех территориальных уровнях;
-овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный
Подходы для описания и анализа природных, социально-экономических,
геоэкологических процессов и явлений;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
Способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими
Особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и
ведущих стран;
-воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
-использование в практической деятельности и повседневной жизни
Разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации;
-нахождение и применение географической информации, включая
Географические карты, статистические материалы, геоинформационные
системы и интернет- ресурсы, для правильной оценки важнейших
социально-экономических вопросов международной жизни;
-понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях стремительного развития международного туризма и отдыха,
деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого
общения.
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся общих компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО 270802.09 мастер общестроительных работ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Содержание образовательной учебной дисциплины «География» направлено на усвоение обучающимися социально- ориентированное содержанием о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания. Воспитывается бережное отношение к природе, экологическому благосостоянию России.
Изучение географии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем рабочей программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы ребят.
В содержании общеобразовательной учебной дисциплины для естественнонаучного профиля профессионально-значимый компонент не выделен, т.к. все его содержание является профильно-ориентированным и носит профессионально значимый характер.
В процессе изучения географии теоретические сведения дополняются практическими занятиями. Они открывают возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения: работать с текстом учебника, картосхемами.
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся профессии СПО 270802.09 мастер общестроительных работ технического профиля профессионального образования представлен примерный перечень рефератов (докладов), индивидуальных проектов.
В процессе изучения географии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы акцентируется внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета.
Профильная направленность общеобразовательной учебной дисциплины «География» по профессии: 270802.09 мастер общестроительных работ заключается в самостоятельной работе обучающихся, различных видов работ:
а) подготовка и защита рефератов и докладов;
б) составление презентаций;
в) составление кроссвордов;
г)решение задач различной социально-экономической и социально-географической направленности по разделам курса.
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 270802.09 мастер общестроительных работ. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: В структуре общеобразовательной программы программа учебной дисциплины география изучается в общеобразовательном цикле учебного плана базового основного общего образования по профессии СПО технического профиля по профессии 270802.09 мастер общестроительных работ с получением среднего общего образования. Рабочая программа дисциплины география разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Программа дисциплины география
- формирует у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, формирует чувство патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережное отношения к окружающей среде;
- совершенствует знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, помогает углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
- способствует дальнейшему развитию социализации личности обучающегося, его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, регионов и крупнейших стран.
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО мастер общестроительных работ. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: В структуре общеобразовательной программы программа учебной дисциплины география изучается в общеобразовательном цикле учебного плана базового основного общего образования по профессии СПО технического профиля по профессии «мастер общестроительных работ» с получением среднего общего образования. Рабочая программа дисциплины география разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Программа дисциплины география
- формирует у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, формирует чувство патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережное отношения к окружающей среде;
- совершенствует знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, помогает углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
- способствует дальнейшему развитию социализации личности обучающегося, его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, регионов и крупнейших стран.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа по географии ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
-воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого - направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
- владение навыками познавательной, учебно - исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально – экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально – экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально – экономических аспектах экологических проблем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часов;
самостоятельных и практических работ обучающегося - 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | 1 |
Контроль по теме | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) (внеаудиторная самостоятельная работа) | 36 |
в том числе: | |
реферат……………… работа в поисковике, сети интернет составление таблиц выполнение заданий по картам атласа выполнение домашнего задания | 30 |
Промежуточная аттестация в форме зачета. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины география
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | |
1 География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Практическая работа№1 «Ознакомление с географическими картами различной тематики». | 1 | 1 _____________ | |
Раздел 1. Источники географической информации | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1.Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Географическая карта – особый источник информации о действительности обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Практическая работа№2 «Использование статистического материала и геоинформационных систем». | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся : выполнение заданий с использованием интернет- ресурса. | 1 | ||
Раздел 2. Политическое устройство мира | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования Группировка стран по площади территории и численности населения. Практическая работа №3 «Ознакомление с политической картой мира» | 1 | ||
2. Формы правления и типы государственного устройства и формы государственного режима. . | 1 | ||
3.Типология стран по уровню социально- экономического развития. Практическая работа №4 «Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально- экономического развития» | 1 | ||
4. Контроль по теме: « Политическое устройство мира». | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.По «Политической карте мира» в атласе показывать различные страны и регионы мира. 2.Составление схемы «Формы правления и формы устройства стран мира» Тема реферата: «Новейшие изменения политической карты мира» | 2 | ||
Раздел 3. География мировых природных ресурсов | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1. Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. | 1 | ||
2.Природные условия и природные ресурсы. .Виды природных ресурсов. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Практическая работа №5 « Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов». | 1 | ||
3. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. .Практическая работа№6: «Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов». | 1 | ||
4. Диагностическая контрольная работа | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовить конспект «Взаимодействие человеческого общества и природной среды». Темы рефератов: «Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира». «Типы природопользования в различных регионах и странах мира». |
3 | ||
Раздел 4. География населения мира | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1.Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика в разных регионах и странах мира. | 1
| ||
2. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, индекс человеческого развития. Практическая работа №7 «Оценка демографической политики в различных странах и регионах мира | 1 | ||
3. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Практическая работа №8 «Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира». д\з. Интернет ресурс, повторить лекцию. | 1 | ||
4.Расовый, этнический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. | 1 | ||
5.Размещение населения, миграции населения, урбанизация. Урбанизация. Города - миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Экологические проблемы больших городов «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных странах и регионах мира .Города - миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Экологические проблемы больших городов. | 1 | ||
6.Контроль по теме «География населения». | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составить таблицу «Основные религии мира» Темы рефератов:«Демографическая политика в Китие и Индии: цели, методы, результаты». «Особенности современного воспроизводства мирового населения» «Языки народов мира». «Современные международные миграции населения». «Особенности урбанизации в развивающихся странах». «Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. «Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки». «Мировые» города и их роль в современном развитии мира. | 6
| ||
Раздел 5. Мировое хозяйство. | 18 | ||
Тема5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. | 1 | ||
2.Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. | 1 | ||
Тема5.2.География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельско-хозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. | 1 | ||
2.География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. | 1 | ||
3. Горнодобывающая промышленность. | 1 | ||
4.Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 1 | ||
Тема 5.3.География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1.Географические особенности мирового потребления минерального топлива. | 1 | ||
2. Развитие мировой электроэнергетики. | 1 | ||
3.Металлургмческий комплекс. География черной металлургии мира. | 1 | ||
4.Цветная металлургия мира. | 1 | ||
5.Географические особенности машиностроения мира. | 1 | ||
6.Географические особенности химической промышленности мира. | 1 | ||
7. Географические особенности лесной и легкой промышленности мира. | 1 | ||
8.Практическая работа №9 «Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства». | 1 | ||
Тема 5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. | 1 | ||
2.Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами | 1 | ||
3. Практическая работа №10 «Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира». | 1 | ||
4.Контроль по теме: «География мирового хозяйства». | 1 | ||
Самостоятельная работа: выполнение заданий по карточкам на умение показывать по картам географию размещения различных отраслей промышленности мира и др. Подготовка презентации на тему «Электроэнергетика мира». Составление опорного конспекта по теме. Темы рефератов: «Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства». «Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа». «Крупнейшие автомобильные компании мира». «Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства». «Международный туризм в различных странах и регионах мира». | 7 | ||
Раздел 6. Регионы мира. | 30 | ||
Тема 6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. | 1 | 2 | |
2.Характерные черты природно- ресурсного потенциала и населения региона Зарубежная Европы. | 1 | ||
3. Хозяйство региона: промышленность. сельское хозяйство, транспорт, отдых и туризм. | 1 | ||
4. Германия: условия их формирования и развития, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | ||
5.Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы: условия их формирования и развития, особенности политической системы, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | ||
6.Контроль по теме «География населения и хозяйства Зарубежной Европы» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составление опорного конспекта по теме. 2.Выполнение заданий по карте.Темы рефератов17. «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы».18.«Запад и Восток Германии сегодня». | 4 | ||
Тема 6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии
| Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. | 1 | ||
2. История формирования его политической карты. | 1 | ||
3. Характерные черты природно- ресурсного потенциала и население региона Зарубежная Азия. | 1 | ||
4.Хозяйство и интеграционные группировки региона. | 1 | ||
5. Государство Япония. Особенности политической системы. Природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | ||
6.Государство Китай: условия формирования и развития, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Практическая работа№11 « Установление взаимосвязей между природно- ресурсным потенциалом, размещением населения и хозяйством государства Китай». | 1 | ||
7.Государсто Индия как ведущие страны Зарубежной Азии: условия формирования, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Практическая работа№12 « Установление взаимосвязей между природно- ресурсным потенциалом, населением и хозяйством государства Индия». | 1 | ||
8. Контроль по теме «География населения и хозяйства Зарубежной Азии» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.По» «Политической карте» показывать различные страны Зарубежной Азии. 2.Составление таблицы по теме «История формирования политической карты региона Зарубежная Азия» Темы рефератов: «Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты». «Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии». «Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае». | 4 | 2 | |
Тема 6.3. География населения и хозяйства Африки | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. | 1 | ||
2. Характерные черты природно- ресурсного потенциала и населения. | 1 | ||
3. Характерные черты хозяйства африканского региона. Отрасли международной специализации. | 1 | ||
4. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Показывать на карте различные страны Африки; Темы рефератов: «Особенности политической карты Африки». «Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки». | 2 | ||
Тема 6.4. География населения и хозяйства Северной Америки. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации | 1 | ||
2.США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно- ресурстный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства. | 1 | ||
3. Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. | 1 | ||
4.Экономические районы США. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Показывать на карте крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельско - хозяйственные районы США Темы рефератов: «Географический рисунок хозяйства США». | 1 | ||
Тема 6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1.Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. | 1 | ||
2.Характерные черты природно- ресурсного потенциала, население. | 1 | ||
3. Хозяйство. Отрасли международной специализации региона Латинская Америка. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | 1 | ||
4. Бразилия : условия формирования и развития, особенности политической системы, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | ||
5. Мексика, одна из ведущих стран Латинской Америки: условия формирования и развития, особенности политической системы, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | ||
6.Практическая работа №13 « Установление взаимосвязей между природно- ресурсным потенциалом , населением и хозяйством государства Бразилия» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.По карте уметь показывать различные страны Латинской Америки. Тема реферата: «Расово- этнический состав населения стран Латинской Америки». | 2 | ||
Тема 6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 1 | ||
2. Практическая работа №14: «Установление взаимосвязей между природно- ресурсным потенциалом, размещением населения и хозяйства государства Австралийский Союз». | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: по карте показывать крупные промышленные центры и сельскохозяйственные районы Австралии и Океании; Реферат на тему: «Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии». | 1 | ||
Раздел. 7. Россия в современном мире | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкологического положения России на рубеже 20-21 веков. Характеристика современного этапа социально- экономического развития. | 1 | ||
2.Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. | 1 | ||
3.Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 1 | ||
4. Практическая работа№15 «Определение роли России и ее отдельных регионов и международном географическом разделении труда». | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Темы рефератов «Особенности современного экономико- географического положения России». «Внешняя торговля товарами России». | 2 | ||
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. |
1 | ||
2.Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 1 | ||
3.Практическая работа №16: «Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества». | 1 | ||
4. Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Тема реферата: «Глобальная проблема изменения климата». | 1 | ||
Всего: | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины география требует наличия учебного кабинета географии.
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: политическая карта мира, картографические таблицы, раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1.Баранчиков Е.В. «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля» учебник, М.: Издательский центр «Академия», 2014.-304с.
2.Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. Учреждений средн. Проф образования.- М, 2014г.
Дополнительные источники:
1. Атлас «Экономическая и социальная география мира».10 кл/под ред.В.П.Максаковского.-М.:Дрофа,2010
2.Петрусюк О.А. «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля» методические рекомендации. Москва Издательский центр «Академия», 2014г.
Интернет- ресурсы
www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет- энциклопедии).
www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www. minerals. usgs. gov/ minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины география осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение. 1.Источники географической информации | Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии. |
2.Политическое устройство мира | Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально- экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально—экономического развития. |
3.География мировых природных ресурсов | Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана. |
4.География населения мира | Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы. |
5.Мировое хозяйство | Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно - технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки . Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития. Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира. Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей. Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами. |
6.Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании. |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии. |
География населения и хозяйства Африки | Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки. |
География населения и хозяйства Северной Америки | Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово- этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США. |
География населения и хозяйства Латинской Америки | Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике. |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. |
7.Россия в современном мире | Умение объяснять современные особенности экономико- географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России. |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения. |
Разработчики:
ГБПОУ РО ПУ №95 преподаватель Е.Ю. Малеванная
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ГБПОУ РО ПУ №95 заместитель УМР Н.В. Фоменко
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ГБПОУ РО ПУ №95 преподаватель Колосова Е.В.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по географии 7 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по географии. Специальность 100122 Прикладная эстетика.
Рабочая программа по географии. Специальность 100122 Прикладная эстетика....
Рабочая программа по географии, специальность продавец, контролер-кассир.
Рабочая прграмма по географии для СПО....
Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Адаптированная рабоча...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Рабочая программа по географии специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 8 класс
Рабочая программа по географии специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под ред. В.В. Воронковой; Лифанова Т. М., Соломина Е. Н.. География. 8 класс...