«Особенности организации центров театрализованной деятельности в разных возрастных группах»
материал

Морозова Юлия Николаевна

Доклад об особенностях организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_teatre.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №4»

Доклад на тему

«Особенности организации центров театрализованной деятельности в разных возрастных группах»

Выполнила:

Морозова

Юлия Николаевна

Арзамас, 2019г.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но  как  это  сделать?  Для этого нужно, чтобы ребёнок почувствовал себя актёром театра, а помогут ему в этом театрализованные игры.

  • Они активизируют его мышление, тренируют память и образное восприятие, развивают воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает  богатство  родного  языка,  его  выразительные  средства;  использует различные интонации, старается говорить четко. Кроме того, В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение  друг  к  другу.  Они  познают  радость,  связанную  с  преодолением трудностей  общения,  неуверенности  в  себе. Такие игры помогают детям знакомится с окружающим миром, развивают воображение и фантазию, учат их быть творческими личностями, а также корректируют поведение, развивают  чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируют опыт нравственного поведения.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • 1)художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • 2)освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • 3)самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Поэтому можно сказать, что театрализованная деятельность интегративна.

Раскроем особенности по работе с детьми разных возрастных групп.

1 младшая группа

Задачи:

  • воспитывать интерес к театру (за счёт демонстрации возможностей разных видов, например, с помощью театра теней педагог может показать малышам целый зоопарк);
  • создавать оптимальные условия для пробуждения творческой активности ребят (этому способствует оформление театрализованного уголка в группе с возможностью подержать в руках, пощупать кукол разных видов — перчаточных, марионеток);
  • работать над речевым развитием (в первой младшей группе такими продуктивными видами деятельности, к которым относится и театрализация, значительно пополняется пассивный словарь малышей);
  • тренировать координацию движений (взаимодействуя с куклами разных театров, малыш учится тонким движениям);
  • стимулировать двигательную импровизацию (эта задача проще решается не в инсценировках, в которых дети пока ещё двигаются по определённым взрослым точкам, а через взаимодействие с куклами, когда, к примеру, с пальчиковыми птичками малыши «летают» или «прыгают» с зайчиками);
  • создавать эмоционально-положительный климат в группе (основная задача театрализации в первой младшей группе — помочь детям «оторваться» от мамы, то есть отвлечься)

Поскольку с младшими дошкольниками практикуются ещё не все виды занятий, то непосредственно театрализованная деятельность осуществляется через:

  • элементы непосредственной образовательной деятельности с театрализацией для решения определённых задач освоения материала (например, на этапе закрепления сюжета сказки «Курочка Ряба» на занятии по развитию речи малыши показывают небольшой отрывок сказки, чтобы показать, как Деду и Бабе было жалко золотое яичко);
  • самостоятельную деятельность (со второго полугодия первой младшей группы дети могут сами себя занять сюжетно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Водители»);
  • развлечения (досуговые мероприятия, утренники).

Основу театрализованной деятельности составляют игры. Но, кроме игры, в работе с малышами  педагог использует и другие группы методических приёмов, такие как: наглядные приёмы (картинки, демонстрации, атрибуты), речевые приёмы (объяснения, беседы, сказки, стихотворения и загадки).

2 младшая группа

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Задачи:

  • Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.
  • Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.
  • Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.
  • Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.
  • Расширять представления детей об окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях и быте, природе и т.д.
  • Дать детям закрепить представления о различных видах театра – драматизации, театр на полу, настольный театр.
  • Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.
  • Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.
  • Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
  • Учить детей правильно оценивать себя и своих товарищей.
  • Вызывать у детей желание двигаться, то есть танцевать, и создавать яркий пластичный образ.
  • Воспитывать желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки.
  • Добиваться умения использовать песенные, танцевальные и игровые импровизации, в самостоятельной деятельности.

Средняя группа

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играмРасширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по сюжетам русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок—смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т.д.

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь  несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).



Задачи

  • Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
  • Расширять представления об окружающих их предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина). Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.
  • Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
  • Закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами.
  • Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них.
  • Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада.

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Задачи

  • Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
  • Расширять представления детей об окружающей действительности. Совершенствовать умения детей ориентироваться в группе, зале, помещении детского сада.
  • Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть.
  • Продолжать обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
  • Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.
  • Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя кукол.
  • Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
  • Воспитывать желание играть с театральными куклами. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
  • Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Подготовительная группа

В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. В театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес. Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений; игры-инсценировки: «Скворец и воробей», «Котята-поварята», муз. Е. Тиличеевой.

Задачи

  • Совершенствовать всесторонне развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  • Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Совершенствовать умения детей ориентироваться в помещениях детского сада. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их и называть.
  • Продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя кукол.
  • Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.
  • Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказов из личного опыта с использованием театральных кукол.
  • Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
  • Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театрализованными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
  • Поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации.
  • Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет  и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Таким образом, театрализованная деятельность является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Она по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания народно-сценического танца в разных возрастных группах детского хореографического коллектива

Одной из  сокровищниц  народного искусства  является  народный танец. Народный танец является   одним  из  важнейших средств  эстетического  восп...

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.

Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Проблемы организации проектно–исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей

Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....

Проблемы организации проектно – исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей.

Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....

«Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов»

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Планирование исследовательской и проектной работы по русскому языку...

«Особенности подбора растений в уголках природы разных возрастных групп»

В данном материалы представлена подборка растеий в группах детей по возрасту. Рекомендации даны с соблюдением санитарных норм....