«Особенности организации центров театрализованной деятельности в разных возрастных группах»
материал
Доклад об особенностях организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_teatre.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №4»
Доклад на тему
«Особенности организации центров театрализованной деятельности в разных возрастных группах»
Выполнила:
Морозова
Юлия Николаевна
Арзамас, 2019г.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Для этого нужно, чтобы ребёнок почувствовал себя актёром театра, а помогут ему в этом театрализованные игры.
- Они активизируют его мышление, тренируют память и образное восприятие, развивают воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко. Кроме того, В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Такие игры помогают детям знакомится с окружающим миром, развивают воображение и фантазию, учат их быть творческими личностями, а также корректируют поведение, развивают чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируют опыт нравственного поведения.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
- 1)художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
- 2)освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
- 3)самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Поэтому можно сказать, что театрализованная деятельность интегративна.
Раскроем особенности по работе с детьми разных возрастных групп.
1 младшая группа
Задачи:
- воспитывать интерес к театру (за счёт демонстрации возможностей разных видов, например, с помощью театра теней педагог может показать малышам целый зоопарк);
- создавать оптимальные условия для пробуждения творческой активности ребят (этому способствует оформление театрализованного уголка в группе с возможностью подержать в руках, пощупать кукол разных видов — перчаточных, марионеток);
- работать над речевым развитием (в первой младшей группе такими продуктивными видами деятельности, к которым относится и театрализация, значительно пополняется пассивный словарь малышей);
- тренировать координацию движений (взаимодействуя с куклами разных театров, малыш учится тонким движениям);
- стимулировать двигательную импровизацию (эта задача проще решается не в инсценировках, в которых дети пока ещё двигаются по определённым взрослым точкам, а через взаимодействие с куклами, когда, к примеру, с пальчиковыми птичками малыши «летают» или «прыгают» с зайчиками);
- создавать эмоционально-положительный климат в группе (основная задача театрализации в первой младшей группе — помочь детям «оторваться» от мамы, то есть отвлечься)
Поскольку с младшими дошкольниками практикуются ещё не все виды занятий, то непосредственно театрализованная деятельность осуществляется через:
- элементы непосредственной образовательной деятельности с театрализацией для решения определённых задач освоения материала (например, на этапе закрепления сюжета сказки «Курочка Ряба» на занятии по развитию речи малыши показывают небольшой отрывок сказки, чтобы показать, как Деду и Бабе было жалко золотое яичко);
- самостоятельную деятельность (со второго полугодия первой младшей группы дети могут сами себя занять сюжетно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Водители»);
- развлечения (досуговые мероприятия, утренники).
Основу театрализованной деятельности составляют игры. Но, кроме игры, в работе с малышами педагог использует и другие группы методических приёмов, такие как: наглядные приёмы (картинки, демонстрации, атрибуты), речевые приёмы (объяснения, беседы, сказки, стихотворения и загадки).
2 младшая группа
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Задачи:
- Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.
- Развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.
- Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.
- Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.
- Расширять представления детей об окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях и быте, природе и т.д.
- Дать детям закрепить представления о различных видах театра – драматизации, театр на полу, настольный театр.
- Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.
- Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.
- Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
- Учить детей правильно оценивать себя и своих товарищей.
- Вызывать у детей желание двигаться, то есть танцевать, и создавать яркий пластичный образ.
- Воспитывать желание детей “играть”, то есть разыгрывать сказки.
- Добиваться умения использовать песенные, танцевальные и игровые импровизации, в самостоятельной деятельности.
Средняя группа
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по сюжетам русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок—смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т.д.
Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).
Задачи
- Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
- Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
- Расширять представления об окружающих их предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина). Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.
- Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
- Закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами.
- Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них.
- Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада.
Старшая группа
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.
Задачи
- Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
- Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
- Расширять представления детей об окружающей действительности. Совершенствовать умения детей ориентироваться в группе, зале, помещении детского сада.
- Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть.
- Продолжать обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
- Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.
- Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя кукол.
- Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
- Воспитывать желание играть с театральными куклами. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
- Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Подготовительная группа
В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. В театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес. Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений; игры-инсценировки: «Скворец и воробей», «Котята-поварята», муз. Е. Тиличеевой.
Задачи
- Совершенствовать всесторонне развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
- Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Совершенствовать умения детей ориентироваться в помещениях детского сада. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их и называть.
- Продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя кукол.
- Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.
- Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказов из личного опыта с использованием театральных кукол.
- Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
- Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театрализованными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
- Поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации.
- Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Таким образом, театрализованная деятельность является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Она по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания народно-сценического танца в разных возрастных группах детского хореографического коллектива
Одной из сокровищниц народного искусства является народный танец. Народный танец является одним из важнейших средств эстетического восп...
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.
Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Проблемы организации проектно–исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей
Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....
Проблемы организации проектно – исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей.
Проблемы организации проектно - исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп с учетом предметных особенностей....
«Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов»
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Планирование исследовательской и проектной работы по русскому языку...
«Особенности подбора растений в уголках природы разных возрастных групп»
В данном материалы представлена подборка растеий в группах детей по возрасту. Рекомендации даны с соблюдением санитарных норм....