Технологическая карта к уроку " Природные зоны Южной Америки"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
В конспекте рассмотрены особенности природных зон Южной Америки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_zony_yuzhnoy_ameriki.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Природные зоны Южной Америки.
Цель:
1. Объяснять проявление в природе Южной Америки географической зональности.
2. Определять географические особенности природы Южной Америки.
3. Устанавливать связь между географическим положением и природными условиями Южной Америки.
4. Находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений в Южной Америке.
5. Выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений в Южной Америке.
Оборудование: физическая карта мира, карта Южной Америки, атласы.
Этапы урока | Содержание урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Проблемная ситуация и актуализация знаний. | Давайте попробуем определить тему урока: А на том материке Там на водопой спешат Есть река глубокая, Звери утром ранним, – Проанализируйте представленную информацию: 1 2 – Южная Америка – самый дождливый материк; – пустыня Атакама – одно из самых сухих мест на Земле: там годами не выпадает ни единой капли дождя; – на территории Южной Америки протекает самая большая река Земли – Амазонка. Речной бассейн её по площади равен Австралии. - Самая длинная змея – анаконда, самая маленькая птица – колибри, самый большой жук – геркулес, опасная рыба – пиранья и т.д. – Предложите свой вариант проблемного вопроса к уроку. 1 Почему на территории Южной Америки такое разнообразие органического мира? – Какие у вас будут гипотезы? Многообразие климатических особенностей. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. |
II. Поиск решения. | Мы с вами совершим путешествие в Южную Америку. Для этого необязательно покупать туристическую путевку и лететь на материк, достаточно иметь под рукой море дополнительной литературы и других источников информации. А знаете ли вы, что был такой писатель, который путешествовал по энциклопедиям и атласам, был убежденным домоседом, за свои 70 лет он провел в пути менее года. Кто это? Совершенно верно. Жюль Верн. И мы сегодня, как и великий писатель, отправимся в заочное путешествие, используя карты атласа, учебники и дополнительную литературу Мы с вами, как и Александр Гумбольт отправляемся на исследование природных зон Южной Америки. Слайд 4 группы. 1 группа – влажные экваториальные леса - сельва 2 группа – саванны – льянос 3 группа – степи – пампа 4 группа – пустыни - Ребята, где бы вы ни были мы должны помнить о самых близких нам людях- родителях. Давайте пошлем им весточку! Да вот беда! Экспедиция из Африки тоже отправила письма, и их перепутали на почте… Давайте их рассортируем по назначению. Если эта строчка нашего письма – вы поднимаетесь, если из Африки – сидите на месте. -Мы побывали в селении пигмеев. (афр.) -На этом материке находится знаменитый водопад Виктория(Африка) -На этом материке находится самый большой водопад мира – Анхель (Юж. Ам) -Нам пришлось пересечь самую большую пустыню мира-Сахару и побывать в оазисе ( Афр.). Нам пришлось переплыть самую многоводную реку мира – Амазонку. (Юж. Америка) - Здесь мы увидели самую большую змею на Земле – анаконду.(Юж.Ам.) - Именно здесь течет длинная река – Нил (Африка) Ну а теперь в путь. Нам необходимо будет выяснить: Почему на территории Южной Америки такое разнообразие органического мира? Используя текст на с. и карты атласа, составьте характеристику природных зон Южной Америки. Задания работы 1. Прочитать текст, рассмотреть карты атласа – природные зоны Южной Америки. Познакомиться с природной зоной материка. 2. Заполнить сводную таблицу.( Выберите правильные варианты – напротив них поставьте +) 3. Подготовить стихотворение к выразительному прочтению. 4 Составить образ природной зоны ( выберите фотографии, которые соответствуют вашей природной зоне. Наклейте выбранных животных на фото природы. Используйте для этой работы – предложенный текст) Отчеты групп 1. Поместите образ природной зоны на общий плакат. 2. Выразительно прочитайте стихотворение 3. Поставьте + в сводную таблицу на компьютере учителя. 1.А теперь, друзья, все вместе В лес войдём, там интересно. 2. Но оставим лес и прямо Выйдем на простор саванны. 3.А теперь отправимся в Патагонию – пустыню. 4. Ну и на последок – продолжим путешествие по житнице Южной Америки - пампе Почему на территории Южной Америки такое разнообразие органического мира? | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования |
Рефлексия | Слайд презентации | |
Самоанализ | Возьмите листы самоанализа. Внимательно прочитайте вопросы и выберите результаты. Отметьте их любым знаком. |
Влажный экваториальный лес (сельва) А теперь, друзья, все вместе В лес войдём, там интересно. Лес – как дом многоэтажный, Каждый ярус очень важный. Сверху – ветер, солнце, дождь, Снизу – сыро, не пройдёшь. Великаны все вокруг Друг за другом встали в круг. | Пенье птиц, мартышек крик, Ревуна гортанный рык … Жизнь вверху кипит. Теперь Мы отправимся в «партер». Пальмы, фикусы, бананы, Диффенбахии, лианы Всё обвили, как спруты, Не проехать, не пройти! Свет здесь редкий гость, темно И опасностей полно: Змеи, оводы, жуки, Черви, блохи, пауки, Скорпионы, муравьи – Кочуют по лесу они. | Где-то рядом оцелот – Южноамериканский кот. И подвижный муравьед Ест термитов на обед. Берегитесь вы удава, И пиранью, и каймана… Дикий ад иль райский сад? Кто из вас пожить там рад? Но оставим лес и прямо Выйдем на простор саванны. |
Саванна (льянос,) Тут природа монотонна И зависит от сезона. Вот период жарких дней Перешёл в сезон дождей. И деревья здесь редки. Мало влаги. Вдоль реки Галерейные леса На просторах льяноса. То ковёр из трав душистых, Пальм раскидистых, пушистых, То в невыносимый зной Сохнет, гибнет травостой. Молочаи и мимозы, Что на зонтики похожи, Много кактусов древесных, Тем саванна интересна. Вот такой ландшафт – безлесье, А точнее редколесье. | Степь (пампа) Есть в субтропиках равнина, Речки Параны долина. Чернозёмный тут ландшафт С изобильем диких трав. Злаки здесь царят везде, Лучше пастбищ нет нигде. На полях растят зерно. Пампа – житница давно. | Пустыня (Патагония) Куда ни кинешь взгляд – песок, И прямо, и наискосок. Не знают здесь, что значит тень, Ведь солнце жарит целый день. Но если дождик вдруг польёт, Пустыня мигом оживёт. Да только в том загвоздка вот, Что дождик льёт всего раз в год. Но те, кто проживает тут, Другой погоды и не ждут. |
Зона влажных вечнозеленых экваториальных лесов, которая расположена по обе стороны от экватора в бассейне Амазонки. Португальцы назвали эти леса сельвой. Се́льва (исп.— лес) — влажные экваториальные леса в Южной Америке один из дождевых лесов. Сельва находится в экваториальном климатическом поясе, на обширных низменных участках суши в условиях постоянного пресноводного увлажнения (1800—2300 мм осадков в год, вследствие чего почва сельвы крайне бедна минеральными веществами, вымываемыми тропическими дождями. Сельва поражает буйством жизни и красок. Нашему взору открылось прекраснейшее зрелище. Здесь растут такие деревья, как сейба, достигающая высоты 80 м, дынное дерево, шоколадное дерево (какао), различные виды пальм, много орхидей, лиан. Очень богат животный мир сельвы. Многие животные приспособлены к жизни на деревьях: обезьяны, ленивцы.
Здесь обитают тапиры, муравьеды, ягуары. Богат и мир птиц: колибри, попугаи, туканы и др. Много разнообразных бабочек, жуков и других насекомых. Желающим отправится в путешествие в эту зону мы бы посоветовали посетить великую Парану- Тинг ( Амазонка)
Зона саванн (льянос) занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий. Сава́нны — пространства в субэкваториальном поясе, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками. Типичны для субэкваториального климата с резким разделением года на сухой и дождливый сезоны. Саванны — климатические регионы, свойственные более возвышенным тропическим странам с сухим континентальным климатом. Под саваннами развиты мощные и плодородные красные почвы. В отличие от настоящих степей, саванны, кроме трав, содержат также кустарники и деревья, растущие иногда целым лесом, как, например, в Бразилии. Обитателям приходится приспосабливаться к высокой температуре воздуха в один сезон и к малому количеству осадков в сухой сезон. Здесь растут пальмы и акации, однако, в саваннах Южного полушария растительность беднее : мимозы, кактусы, низкорослые деревья и кустарники. В сравнении с африканскими саваннами животный мир южноамериканских саванн беднее. Здесь обитают мелкие олени мазама, опоссум, пекари, броненосцы, муравьеды, свистун, жарарака, каскавелла, кавия. Из птиц – страус нанду, краксы, гриф-урубу, паламедия,.
В этой природной зоне приглашаем посетить великолепные водопады Игуасу
Зону субтропических степей, которые в Южной Америке называют пампой, что в переводе с языка индейцев означает «пространство, лишенное древесной растительности». Зона степей также расположена в субтропическом климатическом поясе. Особенностью климата степей является засушливость (количество осадков в течение года составляет менее 400 мм.), преобладание ветреной погоды. В то же время наблюдается большое количество солнечных дней в году, существует большой перепад дневных и ночных значений температур воздуха. В условиях субтропического климата в степях образовались очень плодородные красновато-черные почвы. Основная растительность – травы, среди которых преобладают ковыль, дикое просо и другие виды злаков. Для открытых пространств пампы характерны быстробегающие животные – пампасный олень, пампасная кошка, несколько видов лам. Много грызунов (нутрия, вискача), а также броненосцев и птиц.
Зона пустынь и полупустынь, которая занимает небольшую прибрежную полосу на западном побережье и на юге материка. Этот край материка назван Патагонией. Здесь очень серьезный годовой перепад температур. В самые жаркие месяцы столбик термометра может поднимать выше +40, а вот зимой – опускать ниже -20 градусов по шкале Цельсия. На скудных почвах растут сухие злаки, колючие кустарники. Много грызунов, среди них вискаша, длина тела которого 60-70 см., по берегам водоемов обитает нутрия, много мелких броненосцев. В Патагонской пустыне обитает достаточно большое количество животных. Это и дикая лама, и кроличий сыч, и различные виды ящериц, и пума, и даже броненосец. Если говорить о флоре этой пустыни Южной Америки, то среди растительности здесь встречается ковыль, мятлик, некоторые виды злаковых. Патагонская пустыня сегодня является одной из наименее изученных пустынь Южной Америки и всего мира.
Сводная таблица.
Особенности природной зоны | Влажные экваториальные леса | Саванны | Степи | Пустыни |
1. Географическое положение | ||||
- расположена по обе стороны от экватора в бассейне Амазонки | ||||
- занимает юг материка | ||||
- занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий | ||||
- расположена в субтропическом климатическом поясе | ||||
2. Климатические особенности | ||||
столбик термометра может поднимать выше +40, а вот зимой – опускать ниже -20 градусов по шкале Цельсия. | ||||
резкое разделение года на сухой и дождливый сезоны | ||||
засушливость, количество осадков в течение года составляет менее 400 мм, преобладание ветреной погоды | ||||
постоянное увлажнение - 1800—2300 мм осадков в год | ||||
3. Почвы | ||||
Почва - красная ферралитная крайне бедна минеральными веществами, вымываемыми тропическими дождями | ||||
очень плодородные красновато-черные почвы | ||||
скудные почвы | ||||
развиты мощные и плодородные красные почвы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока Природные зоны Южной Америки
Природные зоны Южной Америки. Цель урока: знать: особенности природных зон материка, характерных представителей растительного и животного мира.уметь: объяснять своеобразие природы материка; характериз...
Презентация к уроку "Природные зоны Южной Америки", 7 класс
Презентация содержит фотографии растений и животных Южной Америки....
Разработка урока "Природные зоны Южной Америки"
Интегрированный урок географии и информатики, с использованием технологии проектной деятельности, применением мультимедийных и ИОР...
Разработка урока "Природные зоны Южной Америки"
Интегрированный урок географии и информатики, с использованием технологии проектной деятельности, применением мультимедийных и ИОР...
Технологическая карта урока географии в 7 классе Тема урока:Природные зоны Южной Америки
Урок открытия новых знаний.Дана разработка урока, с указанием образовательных, развивающих и воспитательных целей. В технологической карте указаны УУД; даны приложения к уроку...
Разработка урока "Природные зоны Южной Америки"
Разработка урока "Природные Зоны Южной Америки" учебник географии 7 класс. В.А. Коринская, И.В. Душина...
Технологическая карта урока "Природные зоны Южной Америки"
Технологическая карта урока "Природные зоны Южной Америки" (7 класс) ФГОС ООО...