Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс
методическая разработка (биология, 8 класс) на тему
Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании в предохранении организма от потери крови.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: «Внутренняя среда организма. Кровь».
Цели урока: сформировать знания обучающихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме. Развить знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании в предохранении организма от потери крови. Дальнейшее развитие речи: работа с терминами.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: рассказ с элементами беседы.
Оборудование: таблица «Строение крови».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Внутренняя среда организма.
Рассказ учителя с элементами.
Запись в тетрадь.
Внутренняя среда организма – это единая система жидкостей – является единственным продолжением водной основы клетки.
Компоненты внутренней среды
Компоненты внутренней среды | Местоположение в организме |
| Сердце и кровеносные сосуды |
| Между клетками тканей |
| Лимфатические сосуды |
Взаимосвязь компонентов внутренней среды
Тканевая жидкость
Кровь Лимфа
1929 г. – У. Кеннон ввел термин гомеостаз (от греч. «гомеос» - подобный, «статис» - состояние) – постоянство внутренней среды.
Обобщение:
- Внутренняя среда состоит из лимфы, крови и тканевой жидкости, которые связаны между собой. Если питательные вещества и кислород поступают в одну часть системы, то они попадают и во все другие части.
- Постоянный состав внутренней среды обеспечивает нормальный обмен веществ в клетках и выполнение свойственных им функций.
- Гомеостаз поддерживается непрерывной работой органов и тканей.
2. Кровь.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
Функции крови:
- питательная;
- транспортная (перенос кислорода и углекислого газа);
- удаление продуктов распада;
- защитная и т.д.
Объем крови у взрослого человека – 5-6 л, у подростка – 3 л.
! В крови клетки не размножаются, а образуются в красном костном мозге. Разрушение состарившихся клеток происходит в печени и селезенке.
Кровь
Плазма (60%) Форменные элементы крови (40%)
Тромбоциты Эритроциты Лейкоциты
Плазма
Вода (90%) Вещества (10%)
Белки, жиры, углеводы,
металлы, минеральные соли и т.д.
3. Эритроциты.
Рассказ учителя.
Запись в тетрадь.
Впервые эритроциты увидел А.Левенгук.
Эритроцит («эритос» - красный, «цитос» - клетка) – красная клетка. Не имеет ядра.
Основная функция – перенос кислорода и углекислого газа.
Эритроцит
Вода Гемоглобин (Hb)
! В 1 мм3 крови – 4-5 млн. эритроцитов. Всего – 25 триллионов эритроцитов.
4. Лейкоциты.
Рассказ учителя.
Сообщение обучающегося об открытии явления фагоцитоза И.И.Мечниковым.
Запись в тетрадь.
Лейкоциты («леуцос» - бесцветный, белый) – белые клетки крови. Имеют ядро.
В 1 мм3 крови – 4-8 тыс. лейкоцитов.
Лейкоциты: фагоциты и лимфоциты.
Основная функция – защита от чужеродных тел и бактерий.
5. Тромбоциты.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
! Тромбоциты (кровяные пластинки)– неклеточный форменный элемент крови.
Основная функция – свертывание крови.
Работа с текстом учебника: составить схему образования тромба.
Обобщение.
III. Закрепление.
Установить соответствие.
Элементы крови | |
| А. Защита |
| Б. Транспорт кислорода |
| В. Выработка антител |
| Г. Участвуют в образовании тромба |
Д. Гемоглобин | |
Е. Группа крови | |
Ж. Лимфатический узел | |
З. Нет ядра | |
И. Фагоцитоз |
IV. Домашнее задание.
§17, индивидуальные сообщения «Иммунитет», «СПИД».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Методическая разработка урока «Защита окружающей среды»
«Защита окружающей среды» на основе УМК М.З. Бибалетовой «Enjoy English-5». Этот урок является итоговым уроком во втором разделе учебника «Ты - лучший друг планеты». Методическое значение предлагаемой...

Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"
Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов....

Урок биологии"Внутренняя среда организма.Кровь.Как наш организм защищается от инфекции"
Пояснительная запискас приложениемк уроку по биологии в 8 классе по теме:«Внутренняя среда организма. Кровь. Как наш организм защищается от инфекции»Учебник Н. И. Сонин, М. Р. Сапин ...

Методическая разработка урока "Многообразие клеток живых организмов", биология 10 класс
Данный материал содержит технологическую карту урока по теме "Многообразие клеток", рекомендации и раздаточный материал для проведения урока....

Методическая разработка урока: "Проблемы окружающей среды"
Цели:познавательный аспект – продолжение знакомства с проблемами окружающей среды;развивающий аспект – развитие способности к выявлению причинно-следственных связей;воспитательный аспект – формировани...
Методическая разработка урока биологии " Формы размножения организмов"
Урок позволит учащимся расширить понятие «размножение», познакомить с формами бесполого и полового размножения....