Обобщающий урок по теме "Литосфера" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Санькова Нина Ивановна

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний по теме «Литосфера».

(Всего уроков по теме –8, данный урок – восьмой).

Форма урока: смотр знаний.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: физическая карта мира,   коллекция горных пород, оборудование для мультимедиа, атласы, учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П .Неклюкова.

Цель: Достижение образовательных результатов.

Метапредметные результаты: Умение под руководством учителя ставить учебную задачу (обобщить изученный материал), планировать работу и работать в соответствии с поставленной задачей. Оценивать свою работу и работу одноклассников.

Предметные результаты: Развивать географическое мышление, применять имеющиеся знания по теме «Литосфера» в поисках решения учебных задач.

Личностные результаты: Формировать умение работать в коллективе, готовность и способность к саморазвитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy_litosfera.doc123 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_litosfera.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Литосфера"  6-й класс

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний по теме «Литосфера».

(Всего уроков по теме –8, данный урок – восьмой).

Форма урока: смотр знаний.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: физическая карта мира,   коллекция горных пород, оборудование для мультимедиа, атласы, учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П .Неклюкова.

Цель: Достижение образовательных результатов.

Метапредметные результаты: Умение под руководством учителя ставить учебную задачу (обобщить изученный материал), планировать работу и работать в соответствии с поставленной задачей. Оценивать свою работу и работу одноклассников.

Предметные результаты: Развивать географическое мышление, применять имеющиеся знания по теме «Литосфера» в поисках решения учебных задач.

Личностные результаты: Формировать умение работать в коллективе, готовность и способность к саморазвитию.

Цели будут достигнуты через развитие   УУД:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные     УУД

Выявление личностного смысла учения; желания учиться (мотивация).

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение. Слушать и понимать других (умение работать в парах, группах).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целевой блок.

Слово учителя:  Мы подошли  к  последнему уроку темы. Какую тему мы изучали? Что вы узнали из этой темы? Что научились делать?

Ответы учащихся.

Учитель: Так чем же мы займёмся сегодня?

Выслушать предположения учащихся.  Слайд №1

Учитель: Вы правы, сегодня мы проводим смотр знаний. Кто, кому покажет свои знания?

Ответы учащихся.

Дети должны сами поставить цель урока: повторить полученные знания, применить их на практике. Знания покажут учащиеся учителю, друг другу и сами себе.

III. Процессуальный блок.

И так, в путь! «Начните действовать с того что необходимо, затем сделайте то, что возможно и неожиданно вы сможете сделать невозможное»

Давайте вспомним,

- Какую тему мы изучили?

-Что такое литосфера?

Конкурс  для класса «Географический».

Учитель:  Представьте, что в фантастической  капсуле каждый из вас опускается в недра Земли. Как устроена наша планета внутри? Что входит в состав литосферы? (ядро, мантия, земная кора).  Слайд №2. Что вы можете сказать о толщине и видах земной коры? Вспоминаем.

Ответы учащихся.

Учитель: Правильно! Теперь выполняем задание.

Учитель: Я вам раздаю по зачетному листу, в котором вы выполните задание и сами же проверите и оцените

Работа в зачётных листах по вариантам. Слайд №3.

Задание №1

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа

Найди ошибку.

  1. Ядро имеет самую высокую температуру.
  2. Мантия состоит из магмы.
  3. Твёрдая часть – мантия.

3

Найди ошибку.

  1.   Ядро соприкасается со всеми оболочками.
  2. Земная кора бывает океаническая и материковая.
  3. Самая низкая температура у земной коры.

1

Проверка задания. Слайд№4

Учитель: Ребята, а зачем изучают Землю? (Чтобы узнать, из каких горных пород сложена земля?)

Мы с вами сказали, что земная кора состоит горных пород. Они все одинаковы?

Почему они разные? Различаются происхождением. Правильно!

Задание о здоровье для всего класса. Коллективное. Слайд №5.

Учитель: Внимание «Черный ящик». В ящике горные породы – мел, уголь, песок, соль, мрамор, гранит. Учитель достает по одному образцу, показывает классу, а дети дают ее определяют, называют область ее применения в жизни. Последняя – соль.

  В нашем желудке вырабатывается небольшое количество соляной кислоты для переваривания пищи и для защиты от бактерий. Сырьём для образования соляной кислоты служит соль. Разбавленная соляная кислота – необходимый компонент желудочного сока. Избыток соли (как и недостаток) её вреден для человека. Суточная норма для взрослого человека 10-15 гр.

Задание математическое. Слайд № 6.

Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Наш климат жарким не назовёшь. Определи недельную норму потребления соли.
Ответ: 75-105 г.

Задание №2. Дополните схему «Горные породы по происхождению».

Учитель: Итак, мы видим, что горные породы по происхождению разнообразны. В чем же причина такого разнообразия?

Ответы:  в земной коре происходят самые разнообразные процессы, из-за которых она движется. Земная кора может подниматься и опускаться. Человек не замечает этих движений, т. к. движения медленные, всего несколько см в год.

Задание 3. Начертите схему движения земной коры.

Учитель: К чему приводят горизонтальные движения земной коры? (Образуются горы и тектонические разломы). А к чему приводят вертикальные движения земной коры? (Возвышенности, плоскогорья, низменности) Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые вертикальные и горизонтальные движения. Что это за движение? (Землетрясение)

Показ презентации о землетрясениях. Слайды №7-16.

Задание историческое для всего класса.

На экране картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Слайд №17

Учитель раздает листы с информацией.

Прочитайте текст внимательно!

Тема картины взята из древнеримской истории. Помпея (вернее Помпеи) – старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, – 24 августа 79 года нашей эры в результате сильнейшего вулканического извержения некогда цветущий город Помпеи был залит лавой, засыпан восьмиметровым слоем пепла и щебня, которые на протяжении нескольких часов беспрерывно сыпались на улицы и дома. Лишь в конце XVI века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение.

 Ответьте на вопросы устно:

- Где расположен город?

- Когда случилась катастрофа?

- Как называлось это явление?

- Каким слоем пепла и щебня был засыпан?

Слайд №18,19 Про вулканы

Учитель: Ребята, а к чему приводят землетрясения и извержения вулканов?

Ученики:  К образованию неровностей земной поверхности.

Учитель: Как называют неровности земной поверхности?

Ученики: Рельеф.

Учитель:  Какие вы знаете формы рельефа?  

Ученики: Горы и равнины.

Конкурс «Терминологический».

Работа с картой.  «Состязание» у географической карты на знание терминов и номенклатуры.

Задание №4. Установите соответствия. Слайд №20

Гималаи        г.Эльбрус

Уральские горы                                          г.Эверест

Кавказские горы                                         г. Народная

Анды                                                            г. Мак-Кинли

Слайд №21 Ответы.

Работа в зачётных листах   по вариантам.

Задание №5. Слайд №22

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа


Выбери правильное обозначение гор.

  1. 1 – Урал, 2 – Кавказ, 3 – Саяны.
  2. 1 – Кавказ, 2 – Урал, 3 – Саяны.
  3. 1 – Саяны, 2 – Кавказ, 3 – Урал.

        2        


Выбери правильное обозначение равнин.

  1. 1 – Восточно-Европейская,
         2 – Западно-Сибирская,
         3 – Среднесибирское
  2. 1 – Среднесибирское
         2 – Западно-Сибирская,
         3 – Восточно-Европейская,

1

Самопроверка задания. Слайд №23

Задание №6. Слайд №24

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа


Выбери правильную последовательность названия равнин (снизу вверх)

  1. Низменность, возвышенность, плоскогорье.
  2. Возвышенность, низменность, плоскогорье.

1


Выбери правильную последовательность высот вместо вопросительных знаков (снизу вверх)

  1. 500 м., 1000 м., 1500 м.
  2. 1000 м., 2000 м., 3000 м.
  3. 2000 м., 3000 м., 5000 м.

2

Самопроверка задания. Слайд №25

 Задание исследовательское для всего класса

Раздаются атласы Курской области. Какая территория изображена на карте?

Учитель: Найдите наш район и обратите внимание на рельеф нашего района.

Подумайте, если бы вам предложили построить железную дорогу, которая бы проходила рядом с вашим селом, вы одобрили этот проект? Если да, то почему?

Охрана литосферы. А вот архитектор Рыбалкина считает, что наш населенный пункт расположен не на месте, неудобно, непродуманно. Вы с этим согласны? А про добычу железной руды вы не забыли?

Молодцы!

Слайд №26 Терриконы и карьеры

Тест.  Ответы: 1-б; 2-а; 3-б; 4-г; 5-в; 6-а; 7-г; 8-в; 9-г; 10-б.  Слайд №27

А теперь подводим итог урока.

Посмотрите на экран

IV. Оценочный блок.

Заключение.

Учитель: Какую цель мы ставили пред уроком? Достигли мы её?

Рефлексия.

На экране высказывания. Слайд №28

  1. Моих знаний о литосфере достаточно. Я ответил на все вопросы.
  2. Сегодня я допустил ошибку, но я буду внимательней и в следующий раз получу 5.
  3. Я знаю всё. Просто сегодня не мой день, мне не хватило «порядка» в голове – я допустил много ошибок.

Учитель: Кто выбрал первое высказывание поднимите руку… кто второе… Остальные могут не поднимать.

 

 Спасибо за сотрудничество! 

Задание №1

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа

Найди ошибку.

  1. Ядро имеет самую высокую температуру.
  2. Мантия состоит из магмы.
  3. Твёрдая часть – мантия.

Найди ошибку.

  1.   Ядро соприкасается со всеми оболочками.
  2. Земная кора бывает океаническая и материковая.
  3. Самая низкая температура у земной коры.

Задание №5.

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа


Выбери правильное обозначение гор.

  1. 1 – Урал, 2 – Кавказ, 3 – Саяны.
  2. 1 – Кавказ, 2 – Урал, 3 – Саяны.
  3. 1 – Саяны, 2 – Кавказ, 3 – Урал.

        


Выбери правильное обозначение равнин.

  1. 1 – Восточно-Европейская,
    2 – Западно-Сибирская,
    3 – Среднесибирское
  2. 1 – Среднесибирское
    2 – Западно-Сибирская,
    3 – Восточно-Европейская,

Задание №6.

Задание I-В

Вариант ответа

Задание II-В

Вариант ответа


Выбери правильную последовательность названия равнин (снизу вверх)

  1. Низменность, возвышенность, плоскогорье.
  2. Возвышенность, низменность, плоскогорье.


Выбери правильную последовательность высот вместо вопросительных знаков (снизу вверх)

  1. 500 м., 1000 м., 1500 м.
  2. 1000 м., 2000 м., 3000 м.
  3. 2000 м., 3000 м., 5000 м.

        

Итоговый тест по теме «Литосфера»

1.Как называется верхний твердый слой Земли?

а) осадочный слой;

б) земная кора;

в) ядро;

г) мантия.

2. К обломочным горным породам относятся:

а) песчаник и известняк;

б) гранит и мрамор;

в) песок и базальт;

г) кварцит и известняк.

3. К магматическим горным породам относится:

а) мрамор;

б) пемза;

в) известняк;

г) торф.

4. Как называется прибор, фиксирующий состояние земной коры?

а) компас;

б) нивелир;

в) барометр;

г) сейсмограф.

5. Как называется канал, по которому магма поднимается внутри вулкана?

а) кратер;

б) труба;

в) жерло;

г) конус.

6. Как называется место, где при землетрясении происходит разрыв и смещение пластов горных пород?

а) очаг;

б) эпицентр;

в) район;

г) регион.

7. Как называется периодически фонтанирующий природный горячий источник?

а) вулкан;

б) водопад;

в) родник;

г) гейзер.

8. Укажите самую высокую горную систему на Земле.

а) Кавказ;

б) Урал;

в) Гималаи;

г) Саяны.

9. Какая гора является высочайшей вершиной суши?

а) Килиманджаро;

б) Эльбрус;

в) Аконкагуа;  

г) Джомолунгма.

10. Самая обширная равнина на Земле:

а) Западно-Сибирская;

б) Амазонская;

в) Индо-Гангская;

г) Ла-Платская.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обобщения по теме «Литосфера»

Слайд 3

Задание 1 В. Найди ошибку Вариант ответа Задание 2 В. Найди ошибку Вариант ответа 1. Ядро имеет самую высокую температуру. 2 . Мантия состоит из магмы. 3 . Твёрдая часть – мантия. 1. Ядро соприкасается со всеми оболочками. 2. Земная кора бывает океаническая и материковая. 3. Самая низкая температура у земной коры. Задание №1

Слайд 4

Задание 1 В. Найди ошибку Вариант ответа Задание 2 В. Найди ошибку Вариант ответа 1 . Ядро имеет самую высокую температуру. 2 . Мантия состоит из магмы. 3 . Твёрдая часть – мантия. 3 1 . Ядро соприкасается со всеми оболочками. 2 . Земная кора бывает океаническая и материковая. 3 . Самая низкая температура у земной коры. 1 Задание №1 (ответы)

Слайд 5

Гранит Базальт Известняк Песчаник Кварц Мрамор

Слайд 6

Математическая задача Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Наш климат жарким не назовёшь. Определите недельную норму потребления соли.

Слайд 7

В незапное высвобождение энергии, накопленной в сжатых или растянутых горных породах. Оно проявляется в подземных толчках и колебаниях земной поверхности. Землетрясения

Слайд 8

Движения земной коры ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДВИЖЕНИЙ СКЛАДКИ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ РАЗЛОМЫ ВОЗВЫШЕННОСТИ, ПЛОСКОГОРЬЯ НИЗМЕННОСТИ

Слайд 9

Плиты , дрейфующие вдоль великих разломов действуют подобно ножницам, круша края друг друга . Причина землетрясений

Слайд 10

Очаг землетрясения – место на глубине, где образуются разрыв и смещение пород.

Слайд 11

Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, находящееся над очагом.

Слайд 13

Специальные станции ведут наблюдения за поведением земной коры с помощью приборов

Слайд 14

Сейсмограф (от греч. «сейсмо» - «землетрясение», «графо» - «пишу») - измеряет и автоматически записывает малейшее сотрясение земной коры

Слайд 15

12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера). Слабые - 1-3 балла Умеренные - 4 балла Довольно сильные – 5 баллов Сильные – 6-7 баллов Разрушительные - 8 баллов Опустошительные – 9 баллов Уничтожающие – 10 баллов Катастрофические – 11-12 баллов.

Слайд 16

Последствия землетрясений Изменение рельефа земной коры (гор, дна океана и т.д ) Разрушения сооружений (зданий, дорог, портов и т.д )

Слайд 17

Карл Брюллов «Последний день Помпеи».

Слайд 19

Вулкан Шивелуч на Камчатке Вулкан Плоский Толбачик на Камчатке

Слайд 20

Задание №4. Установите соответствия. Гималаи г.Эльбрус Уральские горы г.Эверест Кавказские горы г. Народная Анды г. Аконкагуа

Слайд 21

Задание №4. Ответы Гималаи г.Эверест Уральские горы г.Народная Кавказские горы г. Эльбрус Анды г. Аконкагуа

Слайд 22

Задание 1 В. Выбери правильное обозначение гор. Вариант ответа Задание 2 В. Выбери правильное обозначение равнин. Вариант ответа 1 . 1 – Урал, 2 – Кавказ, 3 – Саяны. 2 . 1 – Кавказ, 2 – Урал, 3 – Саяны. 3 . 1 – Саяны, 2 – Кавказ, 3 – Урал. 1. 1 – Восточно-Европейская, 2 – Западно-Сибирская , 3 – Среднесибирское 2. 1 – Среднесибирское 2 – Западно-Сибирская , 3 – Восточно-Европейская. Задание №5

Слайд 23

Задание 1 В. Выбери правильное обозначение гор. Вариант ответа Задание 2 В. Выбери правильное обозначение равнин. Вариант ответа 1 . 1 – Урал, 2 – Кавказ, 3 – Саяны. 2 . 1 – Кавказ, 2 – Урал, 3 – Саяны. 3 . 1 – Саяны, 2 – Кавказ, 3 – Урал. 2 1 . 1 – Восточно-Европейская, 2 – Западно-Сибирская , 3 – Среднесибирское 2. 1 – Среднесибирское 2 – Западно-Сибирская , 3 – Восточно-Европейская. 1 Задание №5 (ответы)

Слайд 24

Задание №6 Задание 1 В. Выбери правильную последовательность названия равнин (снизу вверх) Вариант ответа Задание 2 В. Выбери правильную последовательность высот вместо вопросительных знаков (снизу вверх) Вариант ответа 1. Низменность, возвышенность, плоскогорье. 2. Возвышенность, низменность, плоскогорье 1. 500 м., 1000 м., 1500 м. 2 . 1000 м., 2000 м., 3000 м. 3 . 2000 м., 3000 м., 5000 м.

Слайд 25

Задание №6 (ответы) Задание 1 В. Выбери правильную последовательность названия равнин (снизу вверх) Вариант ответа Задание 2 В. Выбери правильную последовательность высот вместо вопросительных знаков (снизу вверх) Вариант ответа 1 . Низменность, возвышенность, плоскогорье. 2 . Возвышенность, низменность, плоскогорье 1 1 . 500 м., 1000 м., 1500 м. 2 . 1000 м., 2000 м., 3000 м. 3. 2000 м., 3000 м., 5000 м. 2

Слайд 26

Подрыв породы. Стойленский карьер Карьер Лебединского ГОКа Терриконы Донецка и Донбасса

Слайд 27

Тест. Ответы: 1-б; 2-а; 3-б; 4-г; 5-в; 6-а; 7-г; 8-в; 9-г; 10-б.

Слайд 28

1. Моих знаний о литосфере достаточно. Я ответил на все вопросы. 2. Сегодня я допустил ошибку, но я буду внимательней и в следующий раз получу «5». 3. Я знаю всё. Просто сегодня не мой день, мне не хватило «порядка» в голове – я допустил много ошибок. Рефлексия .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"

Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)

Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....