Обобщающий урок по теме "Литосфера" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний по теме «Литосфера».
(Всего уроков по теме –8, данный урок – восьмой).
Форма урока: смотр знаний.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: физическая карта мира, коллекция горных пород, оборудование для мультимедиа, атласы, учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П .Неклюкова.
Цель: Достижение образовательных результатов.
Метапредметные результаты: Умение под руководством учителя ставить учебную задачу (обобщить изученный материал), планировать работу и работать в соответствии с поставленной задачей. Оценивать свою работу и работу одноклассников.
Предметные результаты: Развивать географическое мышление, применять имеющиеся знания по теме «Литосфера» в поисках решения учебных задач.
Личностные результаты: Формировать умение работать в коллективе, готовность и способность к саморазвитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytyy_litosfera.doc | 123 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_litosfera.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме "Литосфера" 6-й класс
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний по теме «Литосфера».
(Всего уроков по теме –8, данный урок – восьмой).
Форма урока: смотр знаний.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: физическая карта мира, коллекция горных пород, оборудование для мультимедиа, атласы, учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П .Неклюкова.
Цель: Достижение образовательных результатов.
Метапредметные результаты: Умение под руководством учителя ставить учебную задачу (обобщить изученный материал), планировать работу и работать в соответствии с поставленной задачей. Оценивать свою работу и работу одноклассников.
Предметные результаты: Развивать географическое мышление, применять имеющиеся знания по теме «Литосфера» в поисках решения учебных задач.
Личностные результаты: Формировать умение работать в коллективе, готовность и способность к саморазвитию.
Цели будут достигнуты через развитие УУД:
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Выявление личностного смысла учения; желания учиться (мотивация). | Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий | Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия | Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение. Слушать и понимать других (умение работать в парах, группах). |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Целевой блок.
Слово учителя: Мы подошли к последнему уроку темы. Какую тему мы изучали? Что вы узнали из этой темы? Что научились делать?
Ответы учащихся.
Учитель: Так чем же мы займёмся сегодня?
Выслушать предположения учащихся. Слайд №1
Учитель: Вы правы, сегодня мы проводим смотр знаний. Кто, кому покажет свои знания?
Ответы учащихся.
Дети должны сами поставить цель урока: повторить полученные знания, применить их на практике. Знания покажут учащиеся учителю, друг другу и сами себе.
III. Процессуальный блок.
И так, в путь! «Начните действовать с того что необходимо, затем сделайте то, что возможно и неожиданно вы сможете сделать невозможное»
Давайте вспомним,
- Какую тему мы изучили?
-Что такое литосфера?
Конкурс для класса «Географический».
Учитель: Представьте, что в фантастической капсуле каждый из вас опускается в недра Земли. Как устроена наша планета внутри? Что входит в состав литосферы? (ядро, мантия, земная кора). Слайд №2. Что вы можете сказать о толщине и видах земной коры? Вспоминаем.
Ответы учащихся.
Учитель: Правильно! Теперь выполняем задание.
Учитель: Я вам раздаю по зачетному листу, в котором вы выполните задание и сами же проверите и оцените
Работа в зачётных листах по вариантам. Слайд №3.
Задание №1
Задание I-В | Вариант ответа | Задание II-В | Вариант ответа |
Найди ошибку.
| 3 | Найди ошибку.
| 1 |
Проверка задания. Слайд№4
Учитель: Ребята, а зачем изучают Землю? (Чтобы узнать, из каких горных пород сложена земля?)
Мы с вами сказали, что земная кора состоит горных пород. Они все одинаковы?
Почему они разные? Различаются происхождением. Правильно!
Задание о здоровье для всего класса. Коллективное. Слайд №5.
Учитель: Внимание «Черный ящик». В ящике горные породы – мел, уголь, песок, соль, мрамор, гранит. Учитель достает по одному образцу, показывает классу, а дети дают ее определяют, называют область ее применения в жизни. Последняя – соль.
В нашем желудке вырабатывается небольшое количество соляной кислоты для переваривания пищи и для защиты от бактерий. Сырьём для образования соляной кислоты служит соль. Разбавленная соляная кислота – необходимый компонент желудочного сока. Избыток соли (как и недостаток) её вреден для человека. Суточная норма для взрослого человека 10-15 гр.
Задание математическое. Слайд № 6.
Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Наш климат жарким не назовёшь. Определи недельную норму потребления соли.
Ответ: 75-105 г.
Задание №2. Дополните схему «Горные породы по происхождению».
Учитель: Итак, мы видим, что горные породы по происхождению разнообразны. В чем же причина такого разнообразия?
Ответы: в земной коре происходят самые разнообразные процессы, из-за которых она движется. Земная кора может подниматься и опускаться. Человек не замечает этих движений, т. к. движения медленные, всего несколько см в год.
Задание 3. Начертите схему движения земной коры.
Учитель: К чему приводят горизонтальные движения земной коры? (Образуются горы и тектонические разломы). А к чему приводят вертикальные движения земной коры? (Возвышенности, плоскогорья, низменности) Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые вертикальные и горизонтальные движения. Что это за движение? (Землетрясение)
Показ презентации о землетрясениях. Слайды №7-16.
Задание историческое для всего класса.
На экране картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Слайд №17
Учитель раздает листы с информацией.
Прочитайте текст внимательно!
Тема картины взята из древнеримской истории. Помпея (вернее Помпеи) – старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, – 24 августа 79 года нашей эры в результате сильнейшего вулканического извержения некогда цветущий город Помпеи был залит лавой, засыпан восьмиметровым слоем пепла и щебня, которые на протяжении нескольких часов беспрерывно сыпались на улицы и дома. Лишь в конце XVI века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение.
Ответьте на вопросы устно:
- Где расположен город?
- Когда случилась катастрофа?
- Как называлось это явление?
- Каким слоем пепла и щебня был засыпан?
Слайд №18,19 Про вулканы
Учитель: Ребята, а к чему приводят землетрясения и извержения вулканов?
Ученики: К образованию неровностей земной поверхности.
Учитель: Как называют неровности земной поверхности?
Ученики: Рельеф.
Учитель: Какие вы знаете формы рельефа?
Ученики: Горы и равнины.
Конкурс «Терминологический».
Работа с картой. «Состязание» у географической карты на знание терминов и номенклатуры.
Задание №4. Установите соответствия. Слайд №20
Гималаи г.Эльбрус
Уральские горы г.Эверест
Кавказские горы г. Народная
Анды г. Мак-Кинли
Слайд №21 Ответы.
Работа в зачётных листах по вариантам.
Задание №5. Слайд №22
Задание I-В | Вариант ответа | Задание II-В | Вариант ответа |
| 2 |
| 1 |
Самопроверка задания. Слайд №23
Задание №6. Слайд №24
Задание I-В | Вариант ответа | Задание II-В | Вариант ответа |
| 1 |
| 2 |
Самопроверка задания. Слайд №25
Задание исследовательское для всего класса
Раздаются атласы Курской области. Какая территория изображена на карте?
Учитель: Найдите наш район и обратите внимание на рельеф нашего района.
Подумайте, если бы вам предложили построить железную дорогу, которая бы проходила рядом с вашим селом, вы одобрили этот проект? Если да, то почему?
Охрана литосферы. А вот архитектор Рыбалкина считает, что наш населенный пункт расположен не на месте, неудобно, непродуманно. Вы с этим согласны? А про добычу железной руды вы не забыли?
Молодцы!
Слайд №26 Терриконы и карьеры
Тест. Ответы: 1-б; 2-а; 3-б; 4-г; 5-в; 6-а; 7-г; 8-в; 9-г; 10-б. Слайд №27
А теперь подводим итог урока.
Посмотрите на экран
IV. Оценочный блок.
Заключение.
Учитель: Какую цель мы ставили пред уроком? Достигли мы её?
Рефлексия.
На экране высказывания. Слайд №28
- Моих знаний о литосфере достаточно. Я ответил на все вопросы.
- Сегодня я допустил ошибку, но я буду внимательней и в следующий раз получу 5.
- Я знаю всё. Просто сегодня не мой день, мне не хватило «порядка» в голове – я допустил много ошибок.
Учитель: Кто выбрал первое высказывание поднимите руку… кто второе… Остальные могут не поднимать.
Спасибо за сотрудничество!
Задание №1
Задание I-В | Вариант ответа | Задание II-В | Вариант ответа |
Найди ошибку.
| Найди ошибку.
|
Задание №5.
Задание I-В | Вариант ответа | Задание II-В | Вариант ответа |
|
|
|
Задание №6.
Задание I-В | Вариант ответа | Задание II-В | Вариант ответа |
|
|
Итоговый тест по теме «Литосфера»
1.Как называется верхний твердый слой Земли?
а) осадочный слой;
б) земная кора;
в) ядро;
г) мантия.
2. К обломочным горным породам относятся:
а) песчаник и известняк;
б) гранит и мрамор;
в) песок и базальт;
г) кварцит и известняк.
3. К магматическим горным породам относится:
а) мрамор;
б) пемза;
в) известняк;
г) торф.
4. Как называется прибор, фиксирующий состояние земной коры?
а) компас;
б) нивелир;
в) барометр;
г) сейсмограф.
5. Как называется канал, по которому магма поднимается внутри вулкана?
а) кратер;
б) труба;
в) жерло;
г) конус.
6. Как называется место, где при землетрясении происходит разрыв и смещение пластов горных пород?
а) очаг;
б) эпицентр;
в) район;
г) регион.
7. Как называется периодически фонтанирующий природный горячий источник?
а) вулкан;
б) водопад;
в) родник;
г) гейзер.
8. Укажите самую высокую горную систему на Земле.
а) Кавказ;
б) Урал;
в) Гималаи;
г) Саяны.
9. Какая гора является высочайшей вершиной суши?
а) Килиманджаро;
б) Эльбрус;
в) Аконкагуа;
г) Джомолунгма.
10. Самая обширная равнина на Земле:
а) Западно-Сибирская;
б) Амазонская;
в) Индо-Гангская;
г) Ла-Платская.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1 В. Найди ошибку Вариант ответа Задание 2 В. Найди ошибку Вариант ответа 1. Ядро имеет самую высокую температуру. 2 . Мантия состоит из магмы. 3 . Твёрдая часть – мантия. 1. Ядро соприкасается со всеми оболочками. 2. Земная кора бывает океаническая и материковая. 3. Самая низкая температура у земной коры. Задание №1
Задание 1 В. Найди ошибку Вариант ответа Задание 2 В. Найди ошибку Вариант ответа 1 . Ядро имеет самую высокую температуру. 2 . Мантия состоит из магмы. 3 . Твёрдая часть – мантия. 3 1 . Ядро соприкасается со всеми оболочками. 2 . Земная кора бывает океаническая и материковая. 3 . Самая низкая температура у земной коры. 1 Задание №1 (ответы)
Гранит Базальт Известняк Песчаник Кварц Мрамор
Математическая задача Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека – 10-15 граммов, а в условиях жаркого климата это количество возрастает до 20-30 граммов. Наш климат жарким не назовёшь. Определите недельную норму потребления соли.
В незапное высвобождение энергии, накопленной в сжатых или растянутых горных породах. Оно проявляется в подземных толчках и колебаниях земной поверхности. Землетрясения
Движения земной коры ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДВИЖЕНИЙ СКЛАДКИ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ РАЗЛОМЫ ВОЗВЫШЕННОСТИ, ПЛОСКОГОРЬЯ НИЗМЕННОСТИ
Плиты , дрейфующие вдоль великих разломов действуют подобно ножницам, круша края друг друга . Причина землетрясений
Очаг землетрясения – место на глубине, где образуются разрыв и смещение пород.
Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, находящееся над очагом.
Специальные станции ведут наблюдения за поведением земной коры с помощью приборов
Сейсмограф (от греч. «сейсмо» - «землетрясение», «графо» - «пишу») - измеряет и автоматически записывает малейшее сотрясение земной коры
12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера). Слабые - 1-3 балла Умеренные - 4 балла Довольно сильные – 5 баллов Сильные – 6-7 баллов Разрушительные - 8 баллов Опустошительные – 9 баллов Уничтожающие – 10 баллов Катастрофические – 11-12 баллов.
Последствия землетрясений Изменение рельефа земной коры (гор, дна океана и т.д ) Разрушения сооружений (зданий, дорог, портов и т.д )
Карл Брюллов «Последний день Помпеи».
Вулкан Шивелуч на Камчатке Вулкан Плоский Толбачик на Камчатке
Задание №4. Установите соответствия. Гималаи г.Эльбрус Уральские горы г.Эверест Кавказские горы г. Народная Анды г. Аконкагуа
Задание №4. Ответы Гималаи г.Эверест Уральские горы г.Народная Кавказские горы г. Эльбрус Анды г. Аконкагуа
Задание 1 В. Выбери правильное обозначение гор. Вариант ответа Задание 2 В. Выбери правильное обозначение равнин. Вариант ответа 1 . 1 – Урал, 2 – Кавказ, 3 – Саяны. 2 . 1 – Кавказ, 2 – Урал, 3 – Саяны. 3 . 1 – Саяны, 2 – Кавказ, 3 – Урал. 1. 1 – Восточно-Европейская, 2 – Западно-Сибирская , 3 – Среднесибирское 2. 1 – Среднесибирское 2 – Западно-Сибирская , 3 – Восточно-Европейская. Задание №5
Задание 1 В. Выбери правильное обозначение гор. Вариант ответа Задание 2 В. Выбери правильное обозначение равнин. Вариант ответа 1 . 1 – Урал, 2 – Кавказ, 3 – Саяны. 2 . 1 – Кавказ, 2 – Урал, 3 – Саяны. 3 . 1 – Саяны, 2 – Кавказ, 3 – Урал. 2 1 . 1 – Восточно-Европейская, 2 – Западно-Сибирская , 3 – Среднесибирское 2. 1 – Среднесибирское 2 – Западно-Сибирская , 3 – Восточно-Европейская. 1 Задание №5 (ответы)
Задание №6 Задание 1 В. Выбери правильную последовательность названия равнин (снизу вверх) Вариант ответа Задание 2 В. Выбери правильную последовательность высот вместо вопросительных знаков (снизу вверх) Вариант ответа 1. Низменность, возвышенность, плоскогорье. 2. Возвышенность, низменность, плоскогорье 1. 500 м., 1000 м., 1500 м. 2 . 1000 м., 2000 м., 3000 м. 3 . 2000 м., 3000 м., 5000 м.
Задание №6 (ответы) Задание 1 В. Выбери правильную последовательность названия равнин (снизу вверх) Вариант ответа Задание 2 В. Выбери правильную последовательность высот вместо вопросительных знаков (снизу вверх) Вариант ответа 1 . Низменность, возвышенность, плоскогорье. 2 . Возвышенность, низменность, плоскогорье 1 1 . 500 м., 1000 м., 1500 м. 2 . 1000 м., 2000 м., 3000 м. 3. 2000 м., 3000 м., 5000 м. 2
Подрыв породы. Стойленский карьер Карьер Лебединского ГОКа Терриконы Донецка и Донбасса
Тест. Ответы: 1-б; 2-а; 3-б; 4-г; 5-в; 6-а; 7-г; 8-в; 9-г; 10-б.
1. Моих знаний о литосфере достаточно. Я ответил на все вопросы. 2. Сегодня я допустил ошибку, но я буду внимательней и в следующий раз получу «5». 3. Я знаю всё. Просто сегодня не мой день, мне не хватило «порядка» в голове – я допустил много ошибок. Рефлексия .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....
Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"
Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...
Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе
На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».
Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник: Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С. Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...
классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)
Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...
Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс
Цель: повторить и обобщить знания по теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить полученные знания...
Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс
Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....