"Атмосферные осадки"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Разработка урока по теме "Атмосферные осадки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atmosfernye_osadki.docx | 43.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка конкурсного урока
«Атмосферные осадки»
§ 41, стр. 124-127
Тип урока: Урок-исследование.
Форма проведения урока: урок усвоения новых знаний.
Цели и задачи урока:
- Образовательные: формирование понятия «атмосферные осадки», раскрытие причин их образования и понимание их значения, установить причинно-следственные связи, происходящие в атмосфере с водяными парами.
- Развивающие: продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником географии и мультимедийной презентации; стимулировать любознательность, познавательный интерес.
- Воспитательные: раскрыть значение атмосферных осадков в жизнедеятельности человека, развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, учебники ,рисунки и карточки с условными знаками атмосферных осадков.
Ход урока:
- Организационный момент
Приветствие. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Холбен Сылдысмаа Робертовна, я учитель географии МБОУ СОШ с.Булун-Терек. Я надеюсь, что вы со мной хорошо поработаете на уроке, мы свободно пообщаемся и получим удовольствие от совместного общения.
- Актуализация знаний
Прежде чем приступить к изучению нового материала, я хотела бы проверить ваши знания по предыдущим темам. 4-х учеников приглашаю поработать на доске по теме «Облака». Вы должны напротив рисунков подписать название вида облаков. 1-го ученика приглашаю поработать с компьютером – нужно заполнить пробелы в таблице по теме «Ветер». С помощью указателя мыши наводить на пустые клетки и вписывать слова, цифры.
А остальным ученикам я предлагаю поработать с тестом на соответствие по разделу «Атмосфера».
Итак, за работу!
Теперь ребята, проверим задания по парам. Меняемся тетрадями. Верные ответы указаны на странице слайда. Поставьте друг другу оценки. А я проверю задания на доске. Молодцы!
Ответы заданий: кучевые, кучево-дождевые, перистые, слоистые.
Табл.1. Виды ветра
Название ветра | Сила ветра в баллах | Сила ветра в метр секунду (м\с) |
Штиль | 0 | 1 м\с |
Слабый | 3 | 4-5 м\с |
Сильный | 6 | 11-12 м\с |
Шторм | 9 | 19-22 м\с |
Ураган | 12 | 29 м\с |
Установите соответствие:м
Элемент климата | Прибор | Единица измерения |
Температура воздуха | термометр | °С |
Атмосферное давление | Барометр | Мм рт ст |
Направление ветра | Флюгер | м\с |
Влажность воздуха | Гигрометр | % |
- Изучение нового материала
Демонстрация опыта № 1: учитель просит ученика « Орлан, протри доску» .
- Ребята, куда делся мокрый след от тряпки?
- Куда деваются лужи после дождя?
-Почему зимой на улице изо рта идет пар? (Ученики отвечают на вопросы. Ответ – испарение).
- Вопросов много. Нам нужно найти ответы на них. Итак, что мы будем изучать на уроке? Формулировка темы урока «Атмосферные осадки».
Теперь представим, что с поверхности морей, океанов, рек и озер, под действием энергии Солнца вода испаряется и превращается в пар. Поднимаясь вверх, воздух охлаждается и постепенно образуются облака самой причудливой формы. Теперь, давайте выясним, какие виды атмосферных осадков существуют. Какие виды осадков вы знаете, ребята? (Ответы учащихся).
- Делаем схему на доске и в тетради.
Виды атмосферных осадков
Иней, роса, гололед, изморось.
Образуются при соприкосновении насыщенного водяным паром воздуха при соприкосновении с охлажденными поверхностями.
Дождь, снег, град, снежная крупа. Выпадают из облаков.
Демонстрация опыта № 2 :
Глаза боятся - руки делают!
Вперед исследователи!
Где водяной пар? Посмотрите на носик кипящего чайника. У самого его края нет никакого видимого водяного пара. Почему? Пар увидеть нельзя, так как это прозрачная среда, как и большинство газов. То, что мы обычно видим и называют паром, но это – туман. И на некотором расстоянии от носика чайника, где уже идет конденсация, его можно увидеть. | |
Возьмите стеклянную банку, поднесите ее горлышко к носику кипящего чайника. Затем поставьте банку на стол вверх дном. Опрокиньте ее. Через некоторое время воздух в ней охладиться и выпадет обильная роса. |
Про осадки сочинено много стихов, загадок, пословиц и поговорок, и даже песен. Вот какое стихотворение сочинили ребята из 5-го класса:
Дождик, дождик босиком
Шлепает по лужам.
Очень ждут его кругом,
Всей Земле он нужен.
Дождь – жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель. Какой же должна быть капля, чтобы упасть на землю? Ответ найдите в учебнике на стр. 125. Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые дожди проходят быстро и выпадают из кучево-дождевых облаков. Обложные дожди идут обычно долго и выпадают из слоистых облаков.
- Зима у нас в этом году была великолепная. Какой вид осадков связан с зимой?
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится (Суриков)
Что может быть легче снежинки? Упадет на руку, и даже не почувствуешь. Она весит 2-3 мг. Снежинки падают, падают и в течение нескольких часов огромные пространства покрываются пушистым одеялом.
Твердые осадки в виде снега выпадают из многих видов облаков в холодное время в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму 6-лучевых звездочек.
Град – осадки в виде твердых ледяных частичек, чаще круглой, иногда неправильной формы, разных размеров, обычно с горошину и мельче. Но иногда и размером с куриное яйцо! Град бывает очень крупных размеров. Но даже небольшие градины наносят ущерб сельскому хозяйству, постройкам. Он губит посевы, пробивает крыши, портит теплицы и парники.
Роса не выпадает из облаков. Это капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара с понижением температуры, обычно ночью.
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся на охлажденной поверхности из водяного пара.
Количество осадков измеряется с помощью осадкомера.
Он похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки, например снег, в сторону. При определении количества осадков из осадкомера выливают воду в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и в 19 часов вечера. Количество осадков за сутки определяют путем складывания результатов двух измерений. Так же можно сосчитать количество осадков .
В географии каждый вид осадков зашифрован и имеет свое условное обозначение. А ну-ка, давайте откроем форзац учебника и посмотрим какие условные знаки существуют!
« Мозговой штурм» .Дети, сидя в кругу по очереди отвечают сначала
« БЛАГО»
Проводя снегозадержание ,вода впитывается, чтоб летом поить
растения ( слой снега в 1 см. на 1 га пашни образует 35000 л. воды),
снег сохраняет озимые посевы от вымерзания,
снег очищает воздух от загрязненности,
осадки питают культурные растения влагой, необходимой для
фотосинтеза ( небольшой дождик слоем в 1-2 мм выльет на 1 га пашни
900 ведер воды),
в снег зимой прячутся животные и птицы в лютые морозы.,
осадки пополняют реки, делая их судоходными.
« ВРЕД»
градины уничтожают растения, могут даже убить человека,
разрушить постройки,
сильные снегопады парализуют движение транспорта,
обильный снегопад ломает ветви деревьев, по его массой рушатся
строения,
под изморозью провисают и обрываются линии электропередач,
во время снегопадов и туманов прекращается полет самолетов, часты
аварии на дорогах,
во время гололеда травмируется человек на скользкой дороге.
при обильных осадках наводнения, сход снежных лавин, сели
Какой же вывод можно сделать , ребята?
Можно ли бороться с осадками? Как?
С помощью самолетов на облака сбрасывают частички углекислоты, развитие облака замедляется, вместо града выпадает дождь.
Работники метеослужбы в праздничные дни рассеивают облака таким же образом, и дождь не сможет испортить настроение людям.
Человек научился вызывать искусственный дождь. Изобрели пушку, которая стреляет снегом. По ободу пушки расположено 180 дырочек, через которые вода под давлением разбрызгивается в виде мельчайших капелек, быстро превращающиеся на морозе в кристаллики снега. Пушка дает 25-40 куб м. снега в час. Этого вполне достаточно для
длинной лыжной трассы.
Я думаю, что вы запомнили, какие бывают осадки и знаете какими условными знаками они отмечаются на картах. Давайте проверим!
IV. Закрепление изученного материала
Фронтальный опрос:
- Назовите виды осадков.
- На какие группы их можно разделить?
- Какого размера должна быть дождевая капля, чтобы упасть на землю?
- Каким прибором можно измерить количество осадков?
Графический диктант. С помощью форзаца учебника и пользуясь условными обозначениями нарисовать рисунок по тексту:
Мы вышли из дома. На небе не было ни облачка, светило яркое солнышко. Пройдя через луг, вышли к озеру. Здесь мы загорали и купались .Внезапно подул сильный западный ветер, такой, что с деревьев стали срываться листья. На небе появились кучево-дождевые облака. Кто-то из ребят определил, что ветер дует с силой около 6 баллов. Через несколько минут начался дождь. Не успев добежать до дома, мы все промокли до нитки. Дождь продолжался недолго, около 20 минут. Вскоре кучевые облака рассеялись, их стало совсем немного. И снова выглянуло солнце.
- Домашнее задание
Прочитать стр. 124-127. Найти информацию о необычных «Живых дождях» и народные приметы, предвещающих ясную и пасмурную погоду.
VI. Итог урока. Выставление оценок.
Рефлексия. У вас на столах лежат карточки с солнышком, снежинкой и тучкой. Выставите оценку за урок мне и вам. Если урок вам понравился, прикрепите на облако на доске солнышко. Если было очень скучно, снежинку. Если не все понравилось ,тучку. Я очень рада за вас и мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за внимание!
Раздаточный материал
Элемент климата | Прибор | Единица измерения |
Температура воздуха | Флюгер | Мм рт ст |
Атмосферное давление | Гигрометр | % |
Направление ветра | Барометр | м\с |
Влажность воздуха | Термометр | °С |
Раздаточный материал
Элемент климата | Прибор | Единица измерения |
Температура воздуха | Флюгер | Мм рт ст |
Атмосферное давление | Гигрометр | % |
Направление ветра | Барометр | м\с |
Влажность воздуха | Термометр | °С |
Раздаточный материал
Элемент климата | Прибор | Единица измерения |
Температура воздуха | Флюгер | Мм рт ст |
Атмосферное давление | Гигрометр | % |
Направление ветра | Барометр | м\с |
Влажность воздуха | Термометр | °С |
Раздаточный материал
Элемент климата | Прибор | Единица измерения |
Температура воздуха | Флюгер | Мм рт ст |
Атмосферное давление | Гигрометр | % |
Направление ветра | Барометр | м\с |
Влажность воздуха | Термометр | °С |
Раздаточный материал
Условное обозначение | Название атмосферного осадка |
Дождь | |
Снег | |
Гололед | |
Снежная крупа | |
Роса | |
Иней | |
Град | |
Морось | |
Туман |
Раздаточный материал
Условное обозначение | Название атмосферного осадка |
Дождь | |
Снег | |
Гололед | |
Снежная крупа | |
Роса | |
Иней | |
Град | |
Морось | |
Туман |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный материал к теме "Атмосферные осадки"
Материалы для проверки домашнего задания по изученной теме "Ветер. Влажность воздуха. Облака". Конспект урока изучения нового материала по теме "Атмосферные осадки". Презентации к уроку....
урок географии в 6 классе по теме "Атмосферные осадки"
Данный урок географии подготовлен и проведён в 6 классе специальной (коррекционной) школы I-II вида. с использованием программы Smart для интеактивной доски..Цели урока:Образовательные: сформиро...
презентация к уроку в 6 классе "Атмосферные осадки""
Данная презентация даст возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.Презентация "Атмосферные осадки" поможет пробудить у учеников интерес и изучению темы "...
Водяной пар. Облака. Атмосферные осадки.
План-конспект урока географии в 6 классе с использованием ЭОР «Водяной пар. Облака. Атмосферные осадки», четвёртый урок из шести в разделе «Атмосфера. Климат Земли»....
Урок "Атмосферные осадки"
Разработка урока + презентация....
Презентация по теме "Атмосферные осадки"
Презентация по теме "Атмосферные осадки" создана мною для более качественного усвоения учащимися 6-ых классов материала по новой теме. Кроме того, использование данной презентации экономит учебное вре...
Рабочий лист к уроку " Закономерности распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на Земле"
Рабочий лист к уроку географии создан на основе принципов системно-деятельностного подхода в обучении. Содержит комплекс заданий, упражнений,и других действий на уроке ,ведущих ук усвоению нового мате...