Учебный материал к теме "Атмосферные осадки"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Материалы для проверки домашнего задания по изученной теме "Ветер. Влажность воздуха. Облака". Конспект урока изучения нового материала по теме "Атмосферные осадки". Презентации к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тест по теме: «Ветер. Влажность воздуха. Облака».
1. Как называется прибор для измерения направления и силы ветра?
а) барометр;
б) флюгер;
в) термометр;
г) компас.
2. Ветер, меняющий 2 раза свое направление в течение суток.
а) муссон;
б) фён;
в) бриз;
г) западный ветер.
3. Стрелками укажите направление ветра. В каком случае ветер будет дуть сильнее?
а) 740 мм рт. ст. 760 мм рт. ст.
б) 760 мм рт. ст. 745 мм рт. ст.
в) 756 мм рт. ст. 773 мм рт. ст.
г) 730 мм рт. ст. 767 мм рт. ст.
4. Облака, состоящие из кристаллов льда.
а) кучевые;
б) перистые;
в) дождевые;
г) слоистые.
5. Какие облака образуются на самой большой высоте?
а) дождевые;
б) слоистые;
в) кучевые;
г) перистые.
6. В каких единицах измеряется относительная влажность воздуха?
а) в ‰;
б) в г;
в) в %;
г) в мм.
7. Сколько водяного пара содержит 1 м³ воздуха при температуре +10ºС, если его относительная влажность равна 30%?
а) 27 г;
б) 2,7 г;
в) 3 г;
г) 3,3 г.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии в 6 классе.
Тема «Атмосферные осадки»
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Сформировать представление о видах осадков. Научить анализировать и чертить столбиковые диаграммы выпадения осадков.
2. Содействовать формированию знаний о развитии процессов и явлений в атмосфере.
3. Развивать у учащихся познавательный интерес, самостоятельность.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, карта полушарий, раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня наш урок пройдет не в кабинете географии, а в компьютерном классе, так как изучить новую тему нам поможет компьютер.
2. Актуализация знаний.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, я хотела бы проверить ваши знания по предыдущим темам. 4 учеников я приглашаю поработать с компьютерами и отгадать кроссворд на тему «Ветер. Влажность воздуха. Облака». Вы должны указателем мыши наводить на пустые клетки и вписывать буквы отгаданных слов. Нескольким ученикам я предлагаю поработать с тестом на эту же тему.
А остальным ученикам написать графический диктант с помощью условных обозначений, которые даны на форзаце учебника. Эти задания подготовят вас к изучению нового материала. Итак, за работу!
Текст для учащихся:
Мы вышли из дома. На небе не было ни облачка, светило яркое солнышко. Пройдя через луг, вышли к озеру. Здесь мы загорали и купались около 2 часов. Внезапно подул сильный западный ветер, такой, что с деревьев стали срываться листья. На небе появились кучево-дождевые облака. Кто-то из ребят определил, что ветер дует с силой около 6 баллов. Через несколько минут начался дождь. Не успев добежать до дома, мы все промокли до нитки. Дождь продолжался недолго, около 20 минут. Вскоре кучевые облака рассеялись, их стало совсем немного. И снова выглянуло солнце.
Проверим задания в парах. Те ребята, которые писали тест, проверят графический диктант у соседа по парте и наоборот. Верные ответы на доске. Поставьте друг другу оценки. А я проверю учеников, работавших на компьютерах. Молодцы!
3. Изучение нового материала. (презентация для урока №1 «Атмосферные осадки»)
(слайд 1)
Тема нашего урока «Атмосферные осадки». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами осадков, а также научимся анализировать и чертить столбиковые диаграммы выпадения осадков.
Отгадайте загадку: Белые гуси по синему морю плывут. (облака)
Вспомните, какие бывают облака? (кучевые, слоистые, перистые)
(слайд 2)
Как же представить, что такое облако?
(слайд 3)
Мысленно представьте, что мы взлетели на небо и посмотрели на облако сверху и снизу. Его теплая нижняя часть состоит из водяных капель, разных по размеру. Средняя часть облака холоднее: здесь вместе с капельками воды находятся льдинки. На самом верху господствует мороз под 40-50ºС, в облаке плавают одни только льдинки. Ветры, бури и ураганы насквозь пронизывают облака, поэтому капельки воды и льдинки находятся в постоянном движении. Попадая то в холодную часть облака, то в теплую, они изменяются: то замерзают, то оттаивают. Сталкиваясь, капельки сливаются, увеличиваются в размерах, тяжелеют и наступает такой момент, когда они уже не могут свободно парить и падают вниз, покидая свой небесный дом. И тогда начинается…..(дождь)
А какие еще виды осадков, кроме дождя, вы знаете? (ответы учащихся)
Все осадки можно разделить на группы по разным признакам.
(слайд 4)
Осадки могут быть жидкими и твердыми.
(слайд 5)
Выделяют осадки по сезонам года.
(слайд 6)
Осадки могут образовываться на разной высоте.
Про осадки сочинено много стихов, загадок, пословиц и поговорок, и даже песен.
Вот какое стихотворение сочинили ребята из 5 класса:
Дождик, дождик босиком
Шлепает по лужам.
Очень ждут его кругом,
Всей Земле он нужен.
(слайд 7)
Дождь – жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель. Какой же должна быть капля, чтобы упасть на землю? Ответ найдите в учебнике на стр. 125. Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые дожди проходят быстро и выпадают из кучево-дождевых облаков. Обложные дожди идут обычно долго и выпадают из слоистых облаков.
Знаете ли вы, что самая большая капля, упавшая на Землю, была размером 9,4.мм. (показать образец)
Самый продолжительный дождь шел в Индии. (показать на карте полушарий)
Он продолжался 12 месяцев, т. е. ровно год.
Бывают осадки, когда капли воды мельче капель дождя. Они не дают кругов на воде и едва ощутимы на лице.
(слайд 8)
Это морось – жидкие осадки, выпадающие из слоистых облаков, состоят из очень мелких капель.
(слайд 9)
Твердые осадки в виде снега выпадают из многих видов облаков в холодное время в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму 6-лучевых звездочек.
Предлагаю конкурс на лучшую снежинку.
(слайд 10)
(слайд 11)
Нет ни одной одинаковой снежинки, и у нас тоже они получились разные. (показ)
Рассыпался горох на тысячи дорог, никто его не подберет. Что это? (град)
(слайд 12)
Град – осадки в виде твердых ледяных частичек, чаще круглой, иногда неправильной формы, разных размеров, обычно с горошину и мельче. Но иногда и размером с куриное яйцо!
Похожа на град снежная крупа, только это не ледяной, а снежный шарик.
Разгадайте ребус (роса)
(слайд 13)
Роса не выпадает из облаков. Это капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара с понижением температуры, обычно ночью.
(слайд 14)
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся на охлажденной поверхности из водяного пара.
Вспомните известную песню про этот вид осадков. Раньше ее пели наши мамы и даже бабушки, а сейчас ее поет популярный певец Витас. (Синий иней)
Что же такое атмосферные осадки?
(слайд 15)
Запишите определение в тетрадь.
Количество осадков измеряется с помощью осадкомера.
(слайд 16)
Он похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки, например снег, в сторону. При определении количества осадков из осадкомера выливают воду в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и в 19 часов вечера. Количество осадков за сутки определяют путем складывания результатов двух измерений. Так же можно сосчитать количество осадков за месяц или за год.
На нашей планете осадки выпадают неодинаково. Как же узнать, сколько осадков выпадает в разных уголках Земли? Откройте учебники на стр. 126. Познакомьтесь с диаграммой (т.е. графиком) годового количества осадков для города Владивостока. (показать на карте)
Определите:
а) количество осадков, выпадающих за год;
б) месяц, за который выпадает самое большое количество осадков;
в) месяц с самым маленьким количеством осадков.
Сейчас и мы научимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков.
1) Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.
2) По вертикальной оси откладываем количество осадков в мм.
3) По горизонтальной оси – месяцы, начиная с января (масштаб – в 1 см 1 месяц).
4) Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствует количеству осадков за этот месяц.
5) Чертим столбик шириной в 1 см, высотой – в соответственное количество осадков и замыкаем столбик отрезком.
Таблица данных: (на доске)
январь 10 мм февраль 15 мм март 5 мм апрель 10 мм
май 15 мм июнь 25 мм июль 30 мм август 40 мм
сентябрь 60 мм октябрь 65 мм ноябрь 50 мм декабрь 30 мм
Покажите, какие диаграммы у вас получились.
Какие причины могут влиять на количество осадков? Прежде всего, ветры, преобладающие над данными территориями. Выполните задание на стр. 127.
Вывод: осадки приносят ветры, дующие с океана.
Я думаю, что вы запомнили, какие бывают осадки, научились анализировать и чертить диаграммы выпадения осадков. Давайте проверим.
4. Закрепление изученного материала
- Назовите виды осадков.
- На какие группы их можно разделить?
- Какого размера должна быть дождевая капля, чтобы упасть на землю?
- Каким прибором можно измерить количество осадков?
- Что можно узнать, проанализировав столбиковую диаграмму годового количества осадков?
В конце нашего урока я хотела бы показать и рассказать о необычных и феноменальных видах осадков. (презентация №2 «Необычные осадки»)
5. Домашнее задание
Стр. 124-127, прочитать, уметь ответить на вопросы. Собрать как можно больше примет, предвещающих ясную и пасмурную погоду.
6. Итог урока
- Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое. Поднимите правую руку те, кто понял, как чертить диаграмму годового количества осадков. Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным. Я очень рада за вас и жду всех на следующий урок.
Текст – пояснение к презентации «Необычные осадки».
(слайд 1)
Не каждому человеку в своей жизни выпадает удача быть свидетелем совершенно необыкновенных явлений природы. В этом мы можем убедиться сами.
(слайд 2)
(слайд 3)
Необыкновенный дождь прошел в Индии. Из огненно-красной тучи выпали тяжелые красные капли. После обследования ученые нашли в них пыль красноватого цвета. Ветер принес эту пыль из пустыни, которая и окрасила дождевые капли.
Известны случаи выпадения и дождей другого цвета, например, черных, коричневых, желтых и молочных.
(слайд 4)
Представьте себе изумление людей, когда с неба вместе с дождем сыплются лягушки! Дождь из тысяч зеленых красавиц прошел в Хорватии.
В Греции, Эфиопии прошел «рыбный» дождь. Бывает, что с неба падают морские раки и медузы. В Испании с неба как-то высыпалась пшеница.
(слайд 5)
В один из летних дней 1940г. жители села Мещеры Нижегородской области видели, как с неба лился дождь из старинных золотых и серебряных монет чеканки времен Ивана Грозного.
Как же такое происходит? В облака все это доставляют смерчи, торнадо. Один из них «прогулялся» по морю, другой перешел реку, третий вырыл клад из древних монет. Потом, потеряв силу, смерч распадается, и предметы выпадают на землю вместе с дождем.
(слайд 6)
Красивы, но опасны в открытом космосе метеоритные дожди. Они могут повредить обшивку космических аппаратов. Не успев сгореть в атмосфере Земли, метеориты падают на ее поверхность.
(слайд 7)
Не всегда белым бывает снег.
(слайд 8)
Снег, выпавший в штате Колорадо США, был розово-красного цвета. Его вкус напоминал вкус арбуза. Этот цвет объясняется тем, что здесь распространены одноклеточные водоросли. Аборигены называют их «арбузный снег». Они безопасны даже к употреблению в пищу, но в разумных количествах.
Желтый снег выпадал на Сахалине, в Тюмени, во Владивостоке, в Корее. В некоторых местах он признавался безопасным, а кое-где после его таяния на воде образовывалась маслянистая пленка с резким запахом.
(слайд 9)
Этот кусок льда (на снимке он уже подтаявший) упал на крышу дома в Чикаго и пробил ее. Отдельные градины могут достигать веса до 3 кг. Наверно, никому не захочется попасть под такой град.
(Все географические объекты, упоминаемые по ходу объяснения, показать на карте)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кучевые Слоистые Перистые
Жидкие осадки дождь роса морось туман Твердые осадки снег град изморозь крупа
Осадки холодного времени года снег изморозь крупа иней Осадки теплого времени года дождь роса морось град
Осадки, образующиеся в верхних и средних слоях тропосферы дождь крупа морось град Осадки, образующиеся близко к земной поверхности или на земле роса изморозь иней
Дождь
Морось
Град
Роса
Иней
Атмосферные осадки – это вода в жидком или твердом виде, выпадающая на землю из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.
Осадкомер – прибор для измерения количества осадков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка : Тонкий, высокий упал в осоку, Сам не вышел, а детей вывел.
Красный дождь
Дождь из лягушек
Дождь из серебряных и золотых монет
Метеоритный дождь
Он все время занят делом, Он не может зря идти, Он идет и красит белым Все, что видит на пути! Загадка:
Красный снег Желтый снег
Вот это град!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет. 7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Современный урок физической культуры, организация учебной работы, планирование учебного материала.
Современный образовательный процесс сложен и противоречив. На него влияет большое количество факторов. Это не только содержание, обучение, познавательные возможности уучащихся, учебная деятельность уч...
9 класс. Материал: Презентация для закрепления учебного материала по предмету Информатика и ИКТ. Тема: Разветвляющиеся алгоритмы. Паскаль ABC.
Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, кот...
Учебный материал.Конспект занятия "Сценическая речь в движении".Изучение нового материала.
Учебный материал. Конспект занятия "Сценическая речь в движении"...
Использование схемных и знаковых моделей учебного материала по физике на уроках повторения и закрепления материала.
Научно-технический прогресс привел к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в школе, повысил требования к уровню общего образования учащихся, поэтому сейчас особе...
Выступление по теме " Иллюстрационный материал на уроках биологии как одно из средств качественного усвоения учебного материала учащимися"
Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Илл...