Разработка урока Горные породы
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Праздникова Светлана Валентиновна

Материал можно применять при объяснении нового материала на уроке 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_gornye_porody.rar554.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  "Горные породы, слагающие земную кору. полезные ископаемые."

Цель: Сформировать представления о строении земной коры.

Задачи:

1. Научиться давать описание горным породам.

2. Объяснять термины "полезные ископаемые".

3. Научить работе с раздаточным материалом.

Средства обучения: Коллекция горных пород, проектор, экран, презентация к уроку, грамота, названия горных пород на магнитной доске.

Организация урока.

Здравствуйте , садитесь. На сегодняшнем  уроке  мы продолжим с вами говорить об одной из самых удивительных оболочек нашей Земли - литосфере. Но прежде мне хотелось, чтобы вы вспомнили то, что вам уже известно. Итак что вы знаете об литосфере. (Ответы детей)

( СЛАЙД 1)

ЗНАЕМ                УМЕЕМ           ХОТИМ ЗНАТЬ

 Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока: ( если дети затрудняются сделать это на основе последней  колонки таблицы, учитель им помогает).

( СЛАЙД 2)

 Тема: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые".

Исходя из темы формулируем цель: (пробуют сами ученики)

 Цель: Выяснить  чем сложена ЗК и полезны ли эти образования для человека.

(СЛАЙД 3)

Сказка начинается.  В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь Додон. Правил он своим государством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю родную от врагов защищал, много книг прочитал и вырастил сына - удалого доброго молодца Ивана - царевича. Тяжело царю Дадону править царством - государством, состарился он. Да и боязно передавать трон молодому, неопытному сыну. И решил царь испытать Ивана - царевича. Призвал он к себе сына и говорит: " Отправляйся, Иван - царевич, в дальние края, мир посмотреть да себя показать, уму набраться, доблести научиться. И отыщи ты мне ключ Земли. А вернешься с победой, будешь царством - государством управлять ". Поклонился Иван - царевич отцу и отправился в дальний путь. Идет по полям и лесам, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки.  Долго ли, коротко ли, дошел Иван - царевич до заморского царства - государства. ( СЛАЙД 4). Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись " литосфера". Прочитал Иван - царевич мудреное  слово и призадумался.

Ребята, кто поможет Ивану - царевичу объяснить это название?

Стал Иван - царевич про ключ Земли спрашивать, ему и отвечают: " Есть в нашей стране ключ  Земли, но найти его не просто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна подземного царства". " А как же мне туда добраться? - спрашивает Иван - царевич".  " Нужно вырыть глубокий колодец", - отвечают ему люди. Взял наш герой инструменты, вышел за городские стены и начал рыть колодец. Сначала царевичу рыть землю было легко, породы попадались мягкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная. ( СЛАЙД 5)

Задание: Отыщите эти горные породы у себя в коллекции и найдите о них информацию, пользуясь учебником  стр. 79 и  данные занесите в таблицу, которая имеется у вас на партах.

Заполняем и анализируем таблицу.

Глубже роет колодец Иван - царевич, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки: бурый, магнитный; руды разных  металлов.

Найдите информацию об этих породах , пользуясь учебником на стр. 78 и коллекцией на партах. Дайте характеристику согласно таблице.

Сказка продолжается. Совсем глубоко опустился Иван - царевич под землю. Тяжело ему дышать, воздух горячий, тяжелый.

Дети объясняют почему воздух становится таким. Далее решают задачу.

( СЛАЙД 6).  Найдите температуру в шахте если на поверхности земли она равна +9, а глубина шахты 780 метров.

1) 780:100=7,8 раз ( температура будет изменяться при погружении)

2) 7,8 *3= 23,4 градуса( на столько изменится температура)

3) 9+23,4=32,4 градуса ( температура в шахте)

Делаем вывод.  И в ходе решения задачи выясняют, что  действительно температура с глубиной повышается.

Да и рыть совсем стало трудно, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути:  мрамор, гнейс, глинистый сланец. Выясните, какого происхождения эти породы, пользуясь коллекцией  и стр. уч. 80. Опишите их в таблице.

Скоро дело делается, да сказка наша еще не закончилась. Увлекся Иван - царевич, ударил раз, ударил два, и отвалилась огромная глыба.( СЛАЙД 7). Очутился он в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными каменьями. Светло кругом, как днем, на потолке радуга всеми цветами играет. А в центре зала стоит прекрасная царевна подземного царства. Поклонился ей Иван - царевич и молвил: " Здравствуй,  красная девица, заморская царица, не вели казнить, вели слово молвить!" - " Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал?" - " Люди говорят, что скрываешь ты ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его!" - " ну, что ж, отгадаешь три мои загадки, отдам тебе ключ!" - " Загадывай, - сказал царевич ,а ребята помогут их мне разгадать."

( СЛАЙД 8)

1. Что сперва в воде родится, а потом воды боится. ( Соль ).

2. Черен, как ворон, а греет, как Солнце. ( Уголь ).

3. Белый, как сахар, но не сладкий. Пока руки им не испачкаешь, ума - разума не наберешься. ( Мел ).

Замечательно! Вы очень помогли Ивану - царевичу. Отгадал он все загадки. Прекрасная царевна ему и говорит: " Ну, что ж, дорогой гость, набрался ли ты ума - разума, много ли нового узнал в моей стране?" - " Да, много я узнал интересного в стране Литосфере, в твоем Подземном царстве". - " Вот тебе ключ Земли, отвечает царевна. ( СЛАЙД  9) - Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери!".

Поклонился Иван - царевич в пояс, поблагодарил царевну Подземного царства за науку и отправился в обратный путь. А чтобы он не заблудился, давайте поможем вспомнить ему путь обратно.

Подводим  итог по материалу урока. (СЛАЙД 10)

Сказка продолжается. вернулся Иван - царевич домой, в родной город, и рассказал отцу  все  о своем путешествии. Похвалил его царь Додон за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: " Отныне царем в государстве объявляется Иван - царевич". Предал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо. прославился своим умом и смекалкой.

Далее три ученика работают с магнитной докой , группируя горные породы по происхождению ( магматические, метаморфические и осадочные). Все остальные ребята делают упражнения на закрепления.  ( СЛАЙД 11).  Когда работа окончена,  учитель зачитывает грамоту, присланную Иваном - царевичем.

Всех благодарит за урок.

ГРАМОТА.

" Друзья, мои! Спасибо вам за помощь в поисках ключа Земли! Желаю вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались вам неизвестны.

Дома потрудитесь: Прочитайте текст учебника на стр.78 - 81.

Желаю вам всем здоровья и упорства.  Царь  Иван.

Список пород для магнитной доски:

Гранит

ГАББРО

БАЗАЛЬТ

ПЕМЗА

ТУФ

УГОЛЬ

МЕЛ

ГИПС

ПЕСОК

ГРАВИЙ

МРАМОР

КВАРЦИТ

ГЛИНИСТЫЙ

СЛАНЕЦ

ГНЕЙС

ОСАДОЧНЫЕ

МАГМАТИЧЕСКИЕ

МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Горные породы и минералы"

Урок в шестом классе в блоке "Литосфера" на тему "Горные породы и минералы" с использованием интерактивной доски. Форма проведения: практикум....

урок "Горные породы, слагающие земную кору" 6 кл

Цели и задачи урока:Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород , происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.Развивающие: сформировать простейш...

Конспект урока "Горные породы и минералы"

Цель урока:а) сформировать у учащихся общее представление о внутреннем строении земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору; познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, и...

конспект урока " Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

- ввести понятия: магматические, осадочные, метаморфические горные породы;- продолжить развитие умения работать с текстом учебника;- способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы пр...

Урок "Горные породы"

А чтобы изучить новую тему, посмотрите на фотографии на экране. (слайд 2) Что объединяет эти фотография?А в чем различия между горными породами?Мы на уроке узнаем и проверим ваше предположен...

урок Горные породы

Урок по географии предназначен для 6 класса. Урок изучения нового  материала....