Разработка урока Горные породы
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Материал можно применять при объяснении нового материала на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_gornye_porody.rar | 554.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Горные породы, слагающие земную кору. полезные ископаемые."
Цель: Сформировать представления о строении земной коры.
Задачи:
1. Научиться давать описание горным породам.
2. Объяснять термины "полезные ископаемые".
3. Научить работе с раздаточным материалом.
Средства обучения: Коллекция горных пород, проектор, экран, презентация к уроку, грамота, названия горных пород на магнитной доске.
Организация урока.
Здравствуйте , садитесь. На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами говорить об одной из самых удивительных оболочек нашей Земли - литосфере. Но прежде мне хотелось, чтобы вы вспомнили то, что вам уже известно. Итак что вы знаете об литосфере. (Ответы детей)
( СЛАЙД 1)
ЗНАЕМ УМЕЕМ ХОТИМ ЗНАТЬ
Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока: ( если дети затрудняются сделать это на основе последней колонки таблицы, учитель им помогает).
( СЛАЙД 2)
Тема: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые".
Исходя из темы формулируем цель: (пробуют сами ученики)
Цель: Выяснить чем сложена ЗК и полезны ли эти образования для человека.
(СЛАЙД 3)
Сказка начинается. В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь Додон. Правил он своим государством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю родную от врагов защищал, много книг прочитал и вырастил сына - удалого доброго молодца Ивана - царевича. Тяжело царю Дадону править царством - государством, состарился он. Да и боязно передавать трон молодому, неопытному сыну. И решил царь испытать Ивана - царевича. Призвал он к себе сына и говорит: " Отправляйся, Иван - царевич, в дальние края, мир посмотреть да себя показать, уму набраться, доблести научиться. И отыщи ты мне ключ Земли. А вернешься с победой, будешь царством - государством управлять ". Поклонился Иван - царевич отцу и отправился в дальний путь. Идет по полям и лесам, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки. Долго ли, коротко ли, дошел Иван - царевич до заморского царства - государства. ( СЛАЙД 4). Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись " литосфера". Прочитал Иван - царевич мудреное слово и призадумался.
Ребята, кто поможет Ивану - царевичу объяснить это название?
Стал Иван - царевич про ключ Земли спрашивать, ему и отвечают: " Есть в нашей стране ключ Земли, но найти его не просто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна подземного царства". " А как же мне туда добраться? - спрашивает Иван - царевич". " Нужно вырыть глубокий колодец", - отвечают ему люди. Взял наш герой инструменты, вышел за городские стены и начал рыть колодец. Сначала царевичу рыть землю было легко, породы попадались мягкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная. ( СЛАЙД 5)
Задание: Отыщите эти горные породы у себя в коллекции и найдите о них информацию, пользуясь учебником стр. 79 и данные занесите в таблицу, которая имеется у вас на партах.
Заполняем и анализируем таблицу.
Глубже роет колодец Иван - царевич, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки: бурый, магнитный; руды разных металлов.
Найдите информацию об этих породах , пользуясь учебником на стр. 78 и коллекцией на партах. Дайте характеристику согласно таблице.
Сказка продолжается. Совсем глубоко опустился Иван - царевич под землю. Тяжело ему дышать, воздух горячий, тяжелый.
Дети объясняют почему воздух становится таким. Далее решают задачу.
( СЛАЙД 6). Найдите температуру в шахте если на поверхности земли она равна +9, а глубина шахты 780 метров.
1) 780:100=7,8 раз ( температура будет изменяться при погружении)
2) 7,8 *3= 23,4 градуса( на столько изменится температура)
3) 9+23,4=32,4 градуса ( температура в шахте)
Делаем вывод. И в ходе решения задачи выясняют, что действительно температура с глубиной повышается.
Да и рыть совсем стало трудно, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути: мрамор, гнейс, глинистый сланец. Выясните, какого происхождения эти породы, пользуясь коллекцией и стр. уч. 80. Опишите их в таблице.
Скоро дело делается, да сказка наша еще не закончилась. Увлекся Иван - царевич, ударил раз, ударил два, и отвалилась огромная глыба.( СЛАЙД 7). Очутился он в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными каменьями. Светло кругом, как днем, на потолке радуга всеми цветами играет. А в центре зала стоит прекрасная царевна подземного царства. Поклонился ей Иван - царевич и молвил: " Здравствуй, красная девица, заморская царица, не вели казнить, вели слово молвить!" - " Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал?" - " Люди говорят, что скрываешь ты ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его!" - " ну, что ж, отгадаешь три мои загадки, отдам тебе ключ!" - " Загадывай, - сказал царевич ,а ребята помогут их мне разгадать."
( СЛАЙД 8)
1. Что сперва в воде родится, а потом воды боится. ( Соль ).
2. Черен, как ворон, а греет, как Солнце. ( Уголь ).
3. Белый, как сахар, но не сладкий. Пока руки им не испачкаешь, ума - разума не наберешься. ( Мел ).
Замечательно! Вы очень помогли Ивану - царевичу. Отгадал он все загадки. Прекрасная царевна ему и говорит: " Ну, что ж, дорогой гость, набрался ли ты ума - разума, много ли нового узнал в моей стране?" - " Да, много я узнал интересного в стране Литосфере, в твоем Подземном царстве". - " Вот тебе ключ Земли, отвечает царевна. ( СЛАЙД 9) - Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери!".
Поклонился Иван - царевич в пояс, поблагодарил царевну Подземного царства за науку и отправился в обратный путь. А чтобы он не заблудился, давайте поможем вспомнить ему путь обратно.
Подводим итог по материалу урока. (СЛАЙД 10)
Сказка продолжается. вернулся Иван - царевич домой, в родной город, и рассказал отцу все о своем путешествии. Похвалил его царь Додон за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: " Отныне царем в государстве объявляется Иван - царевич". Предал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо. прославился своим умом и смекалкой.
Далее три ученика работают с магнитной докой , группируя горные породы по происхождению ( магматические, метаморфические и осадочные). Все остальные ребята делают упражнения на закрепления. ( СЛАЙД 11). Когда работа окончена, учитель зачитывает грамоту, присланную Иваном - царевичем.
Всех благодарит за урок.
ГРАМОТА.
" Друзья, мои! Спасибо вам за помощь в поисках ключа Земли! Желаю вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались вам неизвестны.
Дома потрудитесь: Прочитайте текст учебника на стр.78 - 81.
Желаю вам всем здоровья и упорства. Царь Иван.
Список пород для магнитной доски:
Гранит
ГАББРО
БАЗАЛЬТ
ПЕМЗА
ТУФ
УГОЛЬ
МЕЛ
ГИПС
ПЕСОК
ГРАВИЙ
МРАМОР
КВАРЦИТ
ГЛИНИСТЫЙ
СЛАНЕЦ
ГНЕЙС
ОСАДОЧНЫЕ
МАГМАТИЧЕСКИЕ
МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Горные породы и минералы"
Урок в шестом классе в блоке "Литосфера" на тему "Горные породы и минералы" с использованием интерактивной доски. Форма проведения: практикум....
урок "Горные породы, слагающие земную кору" 6 кл
Цели и задачи урока:Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород , происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.Развивающие: сформировать простейш...
Презентация к уроку: "Горные породы и минералы"
Презентация к уроку...
Конспект урока "Горные породы и минералы"
Цель урока:а) сформировать у учащихся общее представление о внутреннем строении земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору; познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, и...
конспект урока " Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
- ввести понятия: магматические, осадочные, метаморфические горные породы;- продолжить развитие умения работать с текстом учебника;- способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы пр...
Урок "Горные породы"
А чтобы изучить новую тему, посмотрите на фотографии на экране. (слайд 2) Что объединяет эти фотография?А в чем различия между горными породами?Мы на уроке узнаем и проверим ваше предположен...
урок Горные породы
Урок по географии предназначен для 6 класса. Урок изучения нового материала....