Сценарий учебного занятия по географии "Биосфера - живая оболочка Земли" 6 класс
план-конспект занятия по географии (6 класс) на тему
Обучающиеся должны уметь раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ в природе; факторы ограничивающие распространения жизни в разных сферах; сопоставлять биосферу с другими оболочками..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий учебного занятия по географии "Биосфера - живая оболочка Земли" 6 класс | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Арбузова Елена Николаевна |
Район | Вознесенский |
Место работы | МБОУ «Полх - Майданская средняя школа» |
Должность | Учитель географии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Естествознание, География |
Класс | 6 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы: пособие для учителей образовательных учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкин. - М.: «Просвещение», 2011г. |
Тема учебного занятия | Биосфера – живая оболочка Земли. |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Биосфера – земная оболочка. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Первый урок |
Учебная задача | Создать условия для формирования основ экологической грамотности учащихся через изучение биосферы и ее составляющих. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся должны уметь раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ в природе; факторы ограничивающие распространения жизни в разных сферах; сопоставлять биосферу с другими оболочками.. | Обучающиеся научатся называть составные части биологического круговорота; современные границы биосферы; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте; объяснять преобразование живых оболочек под действием живых организмов | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Формирование умений определять понятия; строить логические рассуждения , включающие установление причинно-следственных связей; излагать свое мнение, аргументировать его; работать индивидуально, в паре и группе. | Обучающиеся получат возможность определять цель, проблему в процессе деятельности. | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся осознают важность сохранения и защиты биосферы | Обучающиеся получат убеждения в необходимости формирования экологической грамотности. | ||||
Исходное состояние обучающихся: | Обучающиеся из курса «окружающий мир» - имеют опыт работы с текстом параграфа; - знают понятия: гидросфера, литосфера, атмосфера, биосфера, живые организмы; - могут оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников | |||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||
Схема «Границы распространения жизни на Земле2 Схема «Круговорот веществ в биосфере» | Личные наблюдения учителя | Самооценка своих знаний, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента познания картины мира. | ||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
УМК линии «Полярная звезда» Учебник География 5-6 классы, учеб. Для общеобразовательных организаций / А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкин и др. 4-е изд. – М: Просвещение, 2016 В.В.Николина. География. Мой тренажер. В.В.Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 класс. | http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/biosfera-vernadskogo.html http://zooschool.ru/faq/dictionary/44.shtml | ||||
Техническое обеспечение | Компьютер, мультимедийный проектор. |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт |
| Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
| Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» |
| Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
| Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
| Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
| В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
| Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
| Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствие обучающихся: Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на уроке» Проверяю готовность к уроку. Отмечаю отсутствующих на уроке. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку. Дежурный сообщает об отсутствующих. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Изучая географию мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. Чем уникальна наша планета? Что отличает Землю от других планет? Вы уже знаете, что Земля – огромное шарообразное тело, что состоит она из нескольких оболочек: атмосфера, гидросфера и литосфера. Шло время, на нашей планете наступил период, когда на ней сформировались благоприятные условия, которые изменили внешние оболочки Земли – и появилась БИОСФЕРА. | 1. Вспоминают, что Землю отличает от других планет Солнечной системы наличие жизни. 2.Определяют тему урока: Биосфера – оболочка жизни. Излагают свое мнение, аргументируя его. Формулируют общие выводы: Учащиеся совместно с учителем формулируют тему. Тему урока записывают в тетрадь. | |
1.3. Создание проблемной ситуации | «Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор пока она нас, как колесом, не переедет». «Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном.Эта красота не всем раскрывается, а только тем кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы». «Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем».
Как вы понимаете эти высказывания? Обобщает и корректирует ответы учащихся. Формулируют цель урока, записывают в тетради. | Слушают учителя Обсуждают, высказывают свое мнение Формулируют общие выводы:
| |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | О чем пойдет речь на нашем уроке? На какие вопросы нам необходимо найти ответы | Высказывают свое мнение - что такое биосфера - почему она нуждается в бережном отношении, от чего или от кого ее необходимо защищать - для кого ее необходимо сохранить |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | 1. Когда и где началось развитие жизни на Земле? ( для ответа на вопрос используйте рис105,с.156 учебника -сообщение ученика(с просмотром слайдов) на тему «Когда появилась жизнь на нашей планете?»-опережающее задание http://images.myshared.ru/5/403725/slide_8.jpg -просмотр презентации с обсуждением. Когда возникла биосфера? Какую часть времени существования Земли занимает время существования на ней человека? Дайте определение биосфере До Вернадского многие ученые изучали растения, животных и самого человека, исследовали неживую природу планеты. Но только Вернадский увидел, что большое разнообразие организмов населяющих планету представляют собой единое целое – «живое вещество» Знакомство с термином «живое вещество» | Просмотр презентации с обсуждением Фиксируют информацию в тетрадь Учащиеся индивидуально выполняют задание. Результаты фиксируют в тетради. Находят в учебнике понятие биосфера, «живое вещество» и записывают в тетрадь. Результаты обсуждают с классом. | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Как вы считаете жизнь везде есть или существуют границы распространения жизни? Картинка на экране «Границы распространения жизни на Земле» | Учащиеся совместно с учителем определяют верхнюю и нижнюю границу биосферы в атмосфере, гидросфере, литосфере. | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Составьте схему «Границы распространения жизни на Земле» Проблемный вопрос Как вы думаете, почему именно в этих пределах есть жизнь? | Выполняют задание | |
Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа. | Живые организмы на земле исключительно разнообразны. Их подразделяют на четыре основных царства. . Показ презентации « Царства живой природы» | Просмотр презентации. Вспоминают царства «живой природы». Делают запись в тетрадь Результаты работы представляют одноклассникам. | |
Обработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий. | Как вы думаете, почему академик Вернадский считал, что состав атмосферы - это продукт жизни? Можно ли считать, что растения создали условия для жизни животным? | Отвечают на вопросы. Представляют ответы одноклассникам. | |
Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа. | Рассмотрите и проанализируйте рис.106, стр.158. Прокомментируйте схему биологического круговорота веществ, укажите какие основные звенья существуют в этом круговороте; какую роль играет каждая группа организмов в биологическом круговороте; будет ли осуществляться биологический круговорот если убрать одно звено? | Учащиеся работают в группах, извлекают информацию из текста, отвечают на вопросы. Формируют умозаключения и выводы. По результатам работы выступает одна из групп. | |
3. Рефлексивно – оценочный Домашнее задание. | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Класс делиться на две команды, которым предлагают обдумать утверждения. Выигрывает та команда которая дала больше всех ответов.
| Выполняют задание по алгоритму |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Заключительное слово учителя. Оценивание работы учащихся Что понравилось? Что узнали? 48, задание 6 | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Записать домашнее задание в дневник. |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».
Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...
Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"
Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....
КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».
данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"...
Биосфера – живая оболочка Земли.
Биосфера – живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Урок - викторина...
Конспект урока географии Живая оболочка Земли ФГОС 5 кл
Урок разработан в соответствии с ФОГС ООО....
Урок в 6 классе по теме: Биосфера-живая оболочка Земли
Изучение новой и закрепление темы:" Биосфера-живая оболочка Земли"...