Урок географии в 6 классе "Вулканы. Горячие источники"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок географии в 6 классе "Вулканы. Горячие источники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_vulkany.docx | 84.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат г. Моздок»
Вулканы. Горячие источники.
Урок географии в 6 классе.
\
Учитель географии
Калоева Марина Эльбрусовна
Тема урока: Вулканы. Горячие источники
Цель урока: формирование представлений о происхождении вулканов, гейзеров. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.
Оборудование: карта полушарий, карточки с терминами: «магма», «мантия», «лава».
Ход урока
- Организационный момент.
- Опрос.
Задания на знание фактов и понятий.
- Что такое землетрясения, каковы его причины? (Землетрясения – подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные, главным образом тектоническими движениями).
- Объясни термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения.
- Какие разрушения производят землетрясения?
Задания на проверку понимания связей:
- Может ли быть землетрясение в нашей местности? Почему?
- Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах?
- Как предсказать землетрясения?
- Изучение нового материала.
- Просмотр фильма «Вулканы»
- О каком явлении природы мы будем сегодня говорить? (о вулканах)
- Как обычно выглядит вулкан? (гора с отверстием на вершине, через которое изливается магма, поднимается дым, летят камни)
- Почему образуются вулканы, откуда пошло название, почему вулканов бывает больше на дне океана, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое мы узнаем на этом уроке.
- Откуда пошло такое название «вулканы»?
В незапамятные времена люди неоднократно наблюдали извержения вулканов. Из вершины огромной горы иногда вырывались огонь и облака черного дыма, на большую высоту выбрасывались раскаленные камни, иногда пепел и газ. Затем на поверхность изливалась лава, которая устремлялась к подножию горы, сжигая все на своем пути. Рядом с Италией есть небольшой островок – Вулкано. Древние римляне наблюдали на нем извержение вулкана. Они считали этот остров входом во владения бога Вулкана. Это бог огня и кузнечного ремесла. Впоследствии по его имени огнедышащие горы стали называть вулканами.
- Рассмотрим подробно строение вулкана.
Вулканические горы имеют на вершине отверстие – кратер. В кратер из недр Земли по каналу, который называется жерло, на поверхность поднимается магма, горячие газы. Некоторые вулканы кроме основного жерла имеют боковые ответвления, по которым лава спокойно стекает к подножию вулкана. Температура лавы очень высока, до 1000оС. Находиться рядом без специальной одежды опасно для жизни человека. Газ, который вырывается в атмосферу ядовитый. В его парах можно задохнуться.
Но вулканы извергаются не только в горах, но и на равнинах.
Как вы думаете, а в океанах могут извергаться вулканы? (ответы учеников)
Такие вулканы называются подводными. Вследствие их извержений в океане образуются острова. Примерами таких островов являются Исландия, Гавайи
- Виды вулканов.
Специалисты считают, что каждые 2 года Земля рождает в среднем 3 новых вулкана. Причем каждый третий из них не на суше, а под водой. Всего же на планете зарегистрировано более 1000 действующих вулканов.
Много вулканов приурочено к «огненному кольцу» вокруг Тихого океана: потухшие и действующие вулканы есть в Кордильерах в Северной Америке и в Андах – в Южной Америке. Самые известные и активные вулканы находятся в западной части этого кольца. Жить рядом с даже спящим вулканом опасно. Самое страшное на памяти человечества извержение произошло в 1883 году, когда взорвался вулкан Кракатау, находящийся в проливе между индонезийскими островами Ява и Суматра. Грохот этого взрыва был слышен на расстоянии 4 тыс. км. От острова, на котором находился вулкан почти ничего не осталось. Гигантская приливная волна – цунами 4 раза обошла земной шар, при этом погибли 200тыс. человек.
Иногда и потухшие вулканы возвращаются к жизни. В 79 г. н. э. извержением Везувия были уничтожены города Стабии, Помпеи и Геркуланум. В середине XVIII в. на месте погребенных под многометровым слоем пепла городов идут раскопки. Там найдены улицы, дома с полной обстановкой и прекрасными фресками, останки людей и животных.
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
А.С. Пушкин
Стихотворение, описывающее гибель Помпеи, возникло под впечатлением картины Брюллова «Последний день Помпеи»; может быть, оно отражает и чтение письма Плиния Младшего к Тациту о гибели города, чему был свидетелем Плиний — главного источника Брюллова. Картина была привезена из Италии в Петербург и находилась сначала в Зимнем дворце (с августа 1834 г.), а затем — в Академии художеств (с весны 1835 г.) — для общего обозрения. Под первым черновиком стихотворения Пушкин набросал по памяти центральную группу картины — двух мужчин, несущих старца отца.
- Гейзеры
Рядом с действующими и потухшими вулканами часто встречаются гейзеры. Подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность. Вода гейзеров имеет температуру 80 – 100о С. Гейзеры встречаются на территории Исландии, США, Новой Зеландии, России. Гейзеры используются человеком для обогрева теплиц, оранжерей, домов, тепловых станций.
- Практическая работа с контурными картами.
Обозначит на контурных картах вулканы Везувий, Пекла, Ключевая Сопка, Кракатау, Этна, Эльбрус, Казбек, Килиманджаро, Акопкачуа.
Действующие вулканы подписать красным цветом, потухшие – синим.
- Закрепление.
- Что здесь лишнее
- кратер, очаг, эпицентр, лава;
- земная кора, жерло, мантия, ядро;
- эпицентр, сейсмограф, кратер, очаг
- Обозначь часть вулкана
На доске нарисована схема вулкана – необходимо подписать все части вулкана.
- Ответы на вопросы.
- Что такое вулкан?
- Какие виды вулканов вы знаете?
- Чем отличаются действующие от потухших вулканов?
- Итоги урока
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"
Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презент...
Конспект урока на тему:" Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс
Урок по теме: "Вулканы,горячие источники, гейзеры" в 6 классе предназначен для изучения нового материала. Для проверки домашнего задания дан небольшой тест,рассчитанный на 3-5 минут.Помимо изучен...
Урок по географии 6 класс "Вулканы, гейзеры, горячие источники"
Урок географии в 6 классе "Вулканы,гейзеры, горячие источники"....
Урок географии в 6 классе по теме: "Вулканы, горячие источники, гейзеры"
Урок разработан по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой. Материал может пригодится для проведения окрытого урока....
Презентация к уроку по географии "Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс
Презетация к уроку по географии "Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс...
Конспект урока географии с использованием технологии АМО "Вулканы, горячие источники, гейзеры".
Конспект представлен в графической форме (Excel). На каждом этапе урока использовались технологии активных методов обучения....
Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"
В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...