Конспект 7 класс+интерактив Характерные черты природы Мирового океана и его отличительные особенности
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Устинов Александр Павлович

Тема урока: Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. ПР №3. Описание основных компонентов природы океанов Земли. Цель урока: Познакомить учащихся с условиями жизни в океане, сформировать представление о распределении живых организмов в водах Мирового океана в зависимости от его глубины и географической широты места, биологических богатствах Мирового океана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устинов Александр Павлович

учитель географии

МБОУ СОШ №2 г. Бугуруслана

География

7 класс

УМК (название учебника, автор, год издания) География. Материки и океаны: в 2ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живем. Африка: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд. - М.: ООО Русское слово – учебник, 2014

Уровень обучения: базовый

Тема урока:        Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. ПР №3. Описание основных компонентов природы океанов Земли.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: 13 урок

Цель урока:        Познакомить учащихся с условиями жизни в океане, сформировать представление о распределении  живых организмов в водах Мирового океана в зависимости от его глубины и географической широты места, биологических богатствах Мирового океана.

Задачи урока:

общеобразовательные: активизировать познавательную активность; углубить знания  о жизни  в Мировом океане;

развивающие: продолжить развитие умения анализировать, выделять главное; обобщать и делать выводы; совершенствовать умения работы с источниками знаний: учебником, дополнительной литературой и ЭОР;

воспитательные: воспитать культуру навыков самообразования; вовлечь в активную практическую деятельность; воспитать культуру экономного расходования времени; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности эстетическое воспитание

Планируемые образовательные результаты:

        предметные:

- рассказывают, почему океан называют «колыбелью жизни;

- классифицируют организмы, обитающие в Мировом океане,

- делают вывод об особенностях распространения живых организмов (в зависимости от климата,  глубины, удалённости от берегов), о влиянии Мирового океана на природу Земли;  

        личностные:

- гармонично развитые социальные чувства и качества

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции;

- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

        метапредметные:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): - учебник; атлас по географии; раздаточный материал.

- Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций / Л.В. Пацукова. -  М.: ООО Русское слово – учебник, 2015. 344 с. – (Инновационная школа).

- Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы / Пацукова Л.В., Молодцов Д.В.– М: ООО «Русское Слово» - учебник, 2016. – 120 с. - (Инновационная школа)

http://www.tepka.ru/geografiya_7/10.html;

https://geographyofrussia.com/zhizn-v-okeane/;

https://geographyofrussia.com/solenost-vod-mirovogo-okeana/

Содержание урока

I. Организационный этап

Приветствие учителя. Рапорт дежурного о готовности к уроку, об отсутствующих учащихся.

Л УУД: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

II. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мы уже знакомы с частями Мирового океана и движением вод. О чем нам еще следует поговорить, что интересного в Мировом океане? Какие цель и задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

П УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений; формулирование познавательной цели

К УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Р УУД: прогнозирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана, последовательности действий)

III. Актуализация знаний.

- Опрос по теме «Движение вод Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений» в виде монологической речи учащихся. Ответы учащихся сопровождаются подтверждением сказанного на стенной (интерактивной) карте, а у класса – на картах атласа.

Параллельно с опросом:

- Тестирование 4-6 учащихся по теме из КИМов Текущий и итоговый контроль по курсу «География» 7 класс Пацукова Л.В., Молодцов Д.В.– Русское Слово (приложение 1)

Вспомните: какие факторы влияют на разнообразие и распространение жизни на Земле?

Л УУД: умение выражать свои мысли

П УУД: построение логической цепи рассуждений

К УУД: владение монологической и диалогической формами речи; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; умение аргументировать, убеждать и уступать;

Р УУД: самооценка (осознание учащимися себя как активного субъекта своей деятельности и возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях, осознание самого себя как движущей силы своего учения)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1.Поэтапный просмотр  видео «Жизнь в океане» от проекта «Инфоурок» с элементами беседы.

Вопросы на репродукцию знаний:

- На какие группы делятся организмы Мирового океана?

- Какие факторы влияют на разнообразие и распространение жизни на Земле?

- Как изменяются условия нагрева и освещенности с увеличением глубины Мирового океана?

- Почему тропические широты океана относительно бедны жизнью, а умеренные – богаты?

2.Дополнительный материал: соленость вод Мирового океана. Процессы, влияющие на величину солености. https://geographyofrussia.com/solenost-vod-mirovogo-okeana/

Л УУД: устойчивый познавательный интерес

П УУД: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей

Р УУД: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной сфере

Физминутка.

V. Первичное закрепление.

ПР №3. Описание основных компонентов природы океанов Земли.

В Мировом океане выделяются крупные природные комплексы - отдельные океаны, менее крупные - моря, заливы, проливы и пр. Кроме того, в океане различают природные комплексы поверхностных слоев воды, различных толщ воды и океанического дна.

В Мировом океане также имеются природные зоны (природные пояса). Они различаются водными массами, органическим миром и др. Природные зоны океана не имеют четких внешних различий, за исключением ледяного покрова, и называются по их географическому положению, как и климатические пояса.

(Приложение 2)

Природные комплексы океана, в отличие от суши, состоят из следующих компонентов:

- воды с растворенными в ней газами,

- растений и животных,

- горных пород и рельефа дна.

Водные массы. Свойства воды.

Анализ карты свойства вод Мирового океана (приложение 3)

Задание 1. Каковы различия в температуре воды в океане?

Задание 2. От чего зависит соленость океанических вод?

Растительный и животный мир.

Задание 3. По учебнику (стр. 89-91) заполни таблицу

Вид группы

Место обитания

Способы передвижения

Представители

Планктон

Нектон

Бентос

Горные породы и рельефа дна.

Задание 4. Перечислите названия основных крупных форм рельефа Мирового океана.

Задание 5. Сделайте вывод о значении Мирового океана в природе Земли.

Л УУД: готовность к равноправному сотрудничеству;

П УУД: овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; использование индуктивного умозаключения;

К УУД: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Р УУД: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

П.12, Рубрики: «Проверим знания», «А теперь более сложные вопросы» с. 93;

наиболее мотивированным учащимся рубрика «От теории к практике» с. 94 или составить кроссворд о животном мире Мирового океана.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

- что нового узнали вы сегодня на уроке?

- понравилось ли вам на уроке?

- какие затруднения возникли?

- какое настроение  у вас сейчас?

- дайте оценку нашей работе.

Л УУД: чувство гордости при следовании моральным нормам; Доброжелательное отношение к окружающим

К УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Р УУД: Самооценка (осознание учащимися себя как активного субъекта своей деятельности и возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях, осознание самого себя как движущей силы своего учения)

Универсальные учебные действия (УУД)

Л - личностные; Р - регулятивные; П - познавательные; К - коммуникативные.



Предварительный просмотр:

7 класс

Тест №11. Движение вод Мирового океана

1. Горизонтальное перемещение воды в океане называется

а) волна    б) прибой     в) течение     г) сток

2. Самое мощное течение в мировом океане

а) Гольфстрим     б) течение Западных ветров     в) Перуанское     г) Канарское

3. Выберите правильное утверждение

а) волна - это колебательное движение воды в океане в горизонтальном направлении

б) главная причина приливов и отливов - подводные землетрясения

в) Гольфстрим - холодное течение

г) теплые течения движутся от экватора в направлении полюсов

4. Какие три из перечисленных течений являются холодными? (Ответ запишите в виде последовательности букв).

а) Канарское

б) Перуанское

в) Гольфстрим

г) Бенгальское

д) Куросио

е) Южное Пассатное

5. Расставьте в правильной последовательности причинно-следственные связи закономерности возникновения течений в океане. (Ответ запишите в виде последовательности букв).

а) постоянные ветры

б) неравномерное нагревание воздуха тропосферы

в) горизонтальные движения воды - течения

г) пояса разного постоянного атмосферного давления

6. Установите соответствие между океаном и течениями, которые в нем протекают

ОКЕАН

ТЕЧЕНИЕ

1) Тихий

а) Гольфстрим

2) Атлантический

б) Сомалийское

3) Индийский

в) Мозамбикское

4) Северный Ледовитый

г) Калифорнийское

д) Лабрадорское

е) Перуанское

ж) Северо-Атлантическое

з) Аляскинское

7. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Землетрясение магнитудой 7,3 балла произошло в Индонезии 15 ноября 2014 года. Эпицентр подземноготолчка находился в 137 километрах к северу-западу от западной части острова Хальмахера в провинции Северные Молукки. Очаг стихии залегал на глубине 48 километров по поверхностью Молуккского моря. На севере страны было объявлено предупреждение об угрозе цунами в радиусе 300 километров от эпицентра землетрясения.

Объясните, почему в Индонезии часто происходят землетрясения и возникает угроза цунами?



Предварительный просмотр:

ПР №3. Описание основных компонентов природы океанов Земли.

Природные комплексы океана, в отличие от суши, состоят из следующих компонентов:

- воды с растворенными в ней газами,

- растений и животных,

- горных пород и рельефа дна.

Водные массы. Свойства воды.

Анализ карты свойства вод Мирового океана (приложение 3)

Задание 1. Каковы различия в температуре воды в океане?

Задание 2. От чего зависит соленость океанических вод?

Растительный и животный мир.

Задание 3. По учебнику (стр. 89-91) заполни таблицу

Вид группы

Место обитания

Способы передвижения

Представители

Планктон

Нектон

Бентос

Горные породы и рельефа дна.

Задание 4. Перечислите названия основных крупных форм рельефа Мирового океана.

Задание 5. Сделайте вывод о значении Мирового океана в природе Земли.

ПР №3. Описание основных компонентов природы океанов Земли.

Природные комплексы океана, в отличие от суши, состоят из следующих компонентов:

- воды с растворенными в ней газами,

- растений и животных,

- горных пород и рельефа дна.

Водные массы. Свойства воды.

Анализ карты свойства вод Мирового океана (приложение 3)

Задание 1. Каковы различия в температуре воды в океане?

Задание 2. От чего зависит соленость океанических вод?

Растительный и животный мир.

Задание 3. По учебнику (стр. 89-91) заполни таблицу

Вид группы

Место обитания

Способы передвижения

Представители

Планктон

Нектон

Бентос

Горные породы и рельефа дна.

Задание 4. Перечислите названия основных крупных форм рельефа Мирового океана.

Задание 5. Сделайте вывод о значении Мирового океана в природе Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Мировой круговорот воды в природе. Части Мирового океана.

Урок по теме " МКВ. Части Мирового океана." К конспекту урока прилагается лист-опросник, который используется  для закрепления материала изученного на уроке и для подготовки домашнего задания. В ...

«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...

План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»

Аннотация работы Цель работы: Разработать серию уроков в 7 классе по географии с применением элементов сингапурской методики по разделу «Гидросфера». Серия уроков построена на основе бло...

Конспект 7 класс. Характерные черты природы океанов и их отличительные особенности Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый

Тема урока: Характерные черты природы океанов и их отличительные особенности: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Цель урока: Познакомить учащихся с физико-географическими особенностя...

Конспект урока биологии для 7 класса по теме "Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие"

Данная методическая разработка урока  окажется полезной для учителей биологии, студентов педагогических вузов. Урок составлен на основе программы основного общего образования по биологии Н.И.Сони...