Конспект урока биологии для 7 класса по теме "Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Светлана Владимировна Некрасова

Данная методическая разработка урока  окажется полезной для учителей биологии, студентов педагогических вузов. Урок составлен на основе программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина и учебника Сонина Н.И., Захарова В.Б. «Биология. Многообразие организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии для 7 класса

Тема

Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие.

Задачи урока: познакомить учащихся с характерными особенностями высших растений на примере мхов; показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; познакомить со средой обитания мхов; раскрыть роль мхов в природе и жизни человека.

Планируемые результаты

Предметные:

Описывать внешнее и внутреннее строение мхов, выделять их существенные особенности,  узнать о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека, устанавливать взаимосвязь полового и бесполого поколений в жизненном цикле мхов, делать выводы о связи особенностей строения и размножения мхов со средой обитания. учащиеся

Личностные:

 у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные - умеет самостоятельно определять цели своего обучения, учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; владеет основами самоконтроля, самооценки

Познавательные - ставит и формулирует для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности; делает выводы о результате совместной работы класса;

Коммуникативные - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в паре, слушать и понимать речь других;

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопросов.

Оборудование: карточки с заданиями, листы оценивания, гербарии мхов сфагнума, неккера, кукушкин лен,

                             Ход урока.

1.Организационный момент.

-приветствие

-запись домашнего задания

- запись числа и классной работы в тетрадь

2.Проверка домашнего задания

- У вас есть листы оценивания. Поставьте себе оценку за качество подготовки домашнего задания

- В тетради в столбик ставим цифры от 1-10.

1.Укажите, верно или неверно утверждение.  И таких предложений будет 5. Я буду читать вопросы, а вы в тетради отмечать верно или нет

1)Высшие растения имеют ткани и органы

2)Голосеменные и Покрытосеменные размножаются спорами

3)За счет образовательной ткани осуществляется образование питательных веществ

4)У споровых растений размножение связано с водой

5)У семенных растений отчетливо выражены корневая и побеговая системы

2.Вставьте в предложения пропущенные слова. Это предложения под номерами 6-10.

6)Корень, стебель и лист называются ________ органами

7)К репродуктивным органам у покрытосеменных растений относятся:  _______.

8)Индивидуальное развитие у высших растений подразделяется на ______ и ______ периоды.

9)Транспорт питательных веществ, воды и продуктов фотосинтеза обеспечивает ________ ткань

10)К споровым растениям относят отделы: _________.

- Критерии для взаимопроверки

1 ошибка – 5

2,3 ошибки – 4

4,5 ошибок – 3

6-10 ошибок - 2
- Оценку, которую поставил одноклассник переставьте в лист оценивания.
 

- Позже я проверю ваши ответы и тоже поставлю вам оценку

3. Мотивация к обучению, сообщение темы и задач урока.

Мы продолжаем с вами изучать и исследовать живую природу.  

-Вспомните, какие растения нами  изучены? Что вы о них знаете? Какие отделы водорослей известны?

Мы изучили водоросли одноклеточные и многоклеточные.

- Где обитают водоросли? (в пресных и морских водоемах)

-Какую экосистему можно описать следующим образом: избыточно увлажненный участок земной поверхности, характеризующийся накоплением в верхних горизонтах мертвых неразложившихся растительных остатков, которые в последствии превращаются в торф.

 Это речь идет о болоте.

 У вас на столе лежат гербарии. Это растения, которые растут на болоте. Может это водоросли, докажите?

 Нет, это  не водоросли. У водорослей нет вегетативных органов, а здесь видны стебель и маленькие листочки.

- О чем сегодня пойдет речь?

 Мы будем изучать новый отдел растений. Сегодня мы будем изучать мхи.

Тема: Отдел Моховидные, запишите ее в тетрадь.

- Сформулируйте задачи урока:  (изучить отдел Моховидные, их среду обитания, значение, особенности строения)

4.Изучение новой темы.

1.Обычно все мхи многолетние растения, очень влаголюбивые и их жизнь непосредственно связана с водой, они в основном предпочитают умеренный  климат, но встречаются и такие виды, устойчивые к длительному пересыханию, а другие могут жить в темных пещерах.

- Давайте теперь определим место мхов в систематике растений.

Царство Растений.

Подцарство – Высшие споровые растения

Отдел – Моховидные

Теперь нам предстоит выявить все особенности мхов.  Для составления общей характеристики отдела вы будете работать в группе с заданием №1.

РГ изучить текст учебника, рассмотреть гербарии и составить общую характеристику мхов. Вопросы для характеристики указаны в карточке

 Карточка 1 группа

Задание 1.

Изучите текст учебника на с.65-66 (2 и 3 абзац), рассмотрите гербарии и составьте общую характеристику мхов по плану.

1.Какой цвет имеют мхи?

2.Каков размер данных растений?

3.Какие ткани выделяются?

Карточка 2 группа

Задание 1.

Изучите текст учебника на с.65-66 (2 и 3 абзац), рассмотрите гербарии и составьте общую характеристику мхов по плану.

1.Какой цвет имеют мхи?

2.Каков размер данных растений?

3. Чем представлено вегетативное тело? Какие имеются вегетативные органы?

4. Как мхи прикрепляются к почве? Чем ризоиды отличаются от мхов

Чем отличаются мхи друг от друга? 9по цвету, высоте)

Работа в группах. Ответьте на вопрос: Почему мхи такие разные?  (зависит от места произрастания, почвы, климата)

Подведем итог и сделаем вывод

-какой окраски бывают мхи

- какой   достигают высоты?

- Какие ткани выделяют?

- Какие имеются органы?

- Как прикрепляются к почве?

- В каких экосистемах произрастают?

Ребята, а  какие признаки доказывают, что мхи относятся к высшим споровым растениям?

-Перейдем к заданию 2 на карточке. Найдите ароморфозы у мхов (по сравнению с водорослями). Какие причины могли способствовать развитию мхов?  

Выполните в группах задание №3. Используя текст учебника,  прочитайте, где произрастают мхи? 

-Мхи встречаются от гор тропиков до арктических зон, но особенно их много в умеренной зоне Северного полушария

Как вы думаете, чем определяются границы распространения мхов?

(границы распространения мхов определяется наличием воды )

Где не будут встречаться мхи?

-Мхи не смогут расти в пустыне, степях, там, где нет воды.

Вода в жизни мхов имеет важное значение.  Рассмотрим размножение мхов. Выполните задание №4 в группе

  1. Что такое гаметофит? спорофит?
  2. Назовите способы размножения мхов.
  3. С помощью чего происходит бесполое размножение?
  4. Где образуются споры?
  5. Что вырастает из споры?
  6. Что происходит с гаметофитом?
  7. Где вырастает спорофит
  8. Без чего невозможно оплодотворение?

Если будет время – посмотреть видео – прокомментировать процесс размножения.

Дополнительно - задание 5 на карточке

 Составить схему «Размножение кукушкина льна» - 24531

Задание 6 на карточке

Найдите ошибки в очерках:

1.        Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с большой глубины, и маленькие размеры помогают ее экономить, поэтому их так много в засушливых районах.  

2.        Самые маленькие растения – мхи. У многих из них нет стеблей и листьев. Маленькими корешками они прочно прикрепляются к различным поверхностям. При этом расти они, могут в самых неблагоприятных условиях – в пустыне, степи, на стенах, на поверхности металла и даже на ледниках и в темных пещерах.

5.Рефлексия

- Какие задачи мы ставили?

 - Удалось ли достичь этих задач?

 - Возникали у вас затруднения?

 - Вы смогли их преодолеть?

Самооценка 

Оцените РАБОТУ  друг друга в группе и на уроке в целом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока. Биология 7 класс. Тема: Многообразие птиц. УМК: Пономарева И.Н.

Конспект урока по биологии. Тема урока: Многообразие птиц. Закрепление изученного материала основано на использовании проекта "Узнавай птиц!" Глобальной школьной лаборатории....

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...

Конспект урока Биология, 10 класс Тема урока «Уровни организации живой материи»

План- конспект урока по биологии по теме "Уровни организации живой материи"...

План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»

План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»...