Конспект урока биологии для 7 класса по теме "Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Данная методическая разработка урока окажется полезной для учителей биологии, студентов педагогических вузов. Урок составлен на основе программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина и учебника Сонина Н.И., Захарова В.Б. «Биология. Многообразие организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии для 7 класса
Тема
Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие.
Задачи урока: познакомить учащихся с характерными особенностями высших растений на примере мхов; показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; познакомить со средой обитания мхов; раскрыть роль мхов в природе и жизни человека.
Планируемые результаты
Предметные:
Описывать внешнее и внутреннее строение мхов, выделять их существенные особенности, узнать о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека, устанавливать взаимосвязь полового и бесполого поколений в жизненном цикле мхов, делать выводы о связи особенностей строения и размножения мхов со средой обитания. учащиеся
Личностные:
у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные - умеет самостоятельно определять цели своего обучения, учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; владеет основами самоконтроля, самооценки
Познавательные - ставит и формулирует для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности; делает выводы о результате совместной работы класса;
Коммуникативные - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре, слушать и понимать речь других;
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопросов.
Оборудование: карточки с заданиями, листы оценивания, гербарии мхов сфагнума, неккера, кукушкин лен,
Ход урока.
1.Организационный момент. | -приветствие -запись домашнего задания - запись числа и классной работы в тетрадь |
2.Проверка домашнего задания | - У вас есть листы оценивания. Поставьте себе оценку за качество подготовки домашнего задания - В тетради в столбик ставим цифры от 1-10. 1.Укажите, верно или неверно утверждение. И таких предложений будет 5. Я буду читать вопросы, а вы в тетради отмечать верно или нет 1)Высшие растения имеют ткани и органы 2)Голосеменные и Покрытосеменные размножаются спорами 3)За счет образовательной ткани осуществляется образование питательных веществ 4)У споровых растений размножение связано с водой 5)У семенных растений отчетливо выражены корневая и побеговая системы 2.Вставьте в предложения пропущенные слова. Это предложения под номерами 6-10. 6)Корень, стебель и лист называются ________ органами 7)К репродуктивным органам у покрытосеменных растений относятся: _______. 8)Индивидуальное развитие у высших растений подразделяется на ______ и ______ периоды. 9)Транспорт питательных веществ, воды и продуктов фотосинтеза обеспечивает ________ ткань 10)К споровым растениям относят отделы: _________. - Критерии для взаимопроверки 1 ошибка – 5 2,3 ошибки – 4 4,5 ошибок – 3 6-10 ошибок - 2 - Позже я проверю ваши ответы и тоже поставлю вам оценку |
3. Мотивация к обучению, сообщение темы и задач урока. | Мы продолжаем с вами изучать и исследовать живую природу. -Вспомните, какие растения нами изучены? Что вы о них знаете? Какие отделы водорослей известны? Мы изучили водоросли одноклеточные и многоклеточные. - Где обитают водоросли? (в пресных и морских водоемах) -Какую экосистему можно описать следующим образом: избыточно увлажненный участок земной поверхности, характеризующийся накоплением в верхних горизонтах мертвых неразложившихся растительных остатков, которые в последствии превращаются в торф. Это речь идет о болоте. У вас на столе лежат гербарии. Это растения, которые растут на болоте. Может это водоросли, докажите? Нет, это не водоросли. У водорослей нет вегетативных органов, а здесь видны стебель и маленькие листочки. - О чем сегодня пойдет речь? Мы будем изучать новый отдел растений. Сегодня мы будем изучать мхи. Тема: Отдел Моховидные, запишите ее в тетрадь. - Сформулируйте задачи урока: (изучить отдел Моховидные, их среду обитания, значение, особенности строения) |
4.Изучение новой темы. | 1.Обычно все мхи многолетние растения, очень влаголюбивые и их жизнь непосредственно связана с водой, они в основном предпочитают умеренный климат, но встречаются и такие виды, устойчивые к длительному пересыханию, а другие могут жить в темных пещерах. - Давайте теперь определим место мхов в систематике растений. Царство Растений. Подцарство – Высшие споровые растения Отдел – Моховидные Теперь нам предстоит выявить все особенности мхов. Для составления общей характеристики отдела вы будете работать в группе с заданием №1. РГ – изучить текст учебника, рассмотреть гербарии и составить общую характеристику мхов. Вопросы для характеристики указаны в карточке Карточка 1 группа Задание 1. Изучите текст учебника на с.65-66 (2 и 3 абзац), рассмотрите гербарии и составьте общую характеристику мхов по плану. 1.Какой цвет имеют мхи? 2.Каков размер данных растений? 3.Какие ткани выделяются? Карточка 2 группа Задание 1. Изучите текст учебника на с.65-66 (2 и 3 абзац), рассмотрите гербарии и составьте общую характеристику мхов по плану. 1.Какой цвет имеют мхи? 2.Каков размер данных растений? 3. Чем представлено вегетативное тело? Какие имеются вегетативные органы? 4. Как мхи прикрепляются к почве? Чем ризоиды отличаются от мхов Чем отличаются мхи друг от друга? 9по цвету, высоте) Работа в группах. Ответьте на вопрос: Почему мхи такие разные? (зависит от места произрастания, почвы, климата) Подведем итог и сделаем вывод -какой окраски бывают мхи - какой достигают высоты? - Какие ткани выделяют? - Какие имеются органы? - Как прикрепляются к почве? - В каких экосистемах произрастают? Ребята, а какие признаки доказывают, что мхи относятся к высшим споровым растениям? -Перейдем к заданию 2 на карточке. Найдите ароморфозы у мхов (по сравнению с водорослями). Какие причины могли способствовать развитию мхов? Выполните в группах задание №3. Используя текст учебника, прочитайте, где произрастают мхи? -Мхи встречаются от гор тропиков до арктических зон, но особенно их много в умеренной зоне Северного полушария Как вы думаете, чем определяются границы распространения мхов? (границы распространения мхов определяется наличием воды ) Где не будут встречаться мхи? -Мхи не смогут расти в пустыне, степях, там, где нет воды. Вода в жизни мхов имеет важное значение. Рассмотрим размножение мхов. Выполните задание №4 в группе
Если будет время – посмотреть видео – прокомментировать процесс размножения. Дополнительно - задание 5 на карточке Составить схему «Размножение кукушкина льна» - 24531 Задание 6 на карточке Найдите ошибки в очерках: 1. Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с большой глубины, и маленькие размеры помогают ее экономить, поэтому их так много в засушливых районах. 2. Самые маленькие растения – мхи. У многих из них нет стеблей и листьев. Маленькими корешками они прочно прикрепляются к различным поверхностям. При этом расти они, могут в самых неблагоприятных условиях – в пустыне, степи, на стенах, на поверхности металла и даже на ледниках и в темных пещерах. |
5.Рефлексия | - Какие задачи мы ставили? - Удалось ли достичь этих задач? - Возникали у вас затруднения? - Вы смогли их преодолеть? Самооценка Оцените РАБОТУ друг друга в группе и на уроке в целом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"
Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....
Конспект урока. Биология 7 класс. Тема: Многообразие птиц. УМК: Пономарева И.Н.
Конспект урока по биологии. Тема урока: Многообразие птиц. Закрепление изученного материала основано на использовании проекта "Узнавай птиц!" Глобальной школьной лаборатории....
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...
Конспект урока Биология, 10 класс Тема урока «Уровни организации живой материи»
План- конспект урока по биологии по теме "Уровни организации живой материи"...
План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»
План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»...