Организация самостоятельной работы на уроках географии.
статья по географии на тему
Материал предназначен для работы учителей географии, выступлений на педагогических советах, методических объединениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty_na_urokah_geografii_27.01.16.docx | 63.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация самостоятельной работы на уроках географии
Плохой учитель сообщает истину,
хороший учит её находить.
Адольф Дистервег
Методической темой работы учителей географии нашего района является организация самостоятельной работы на уроках. Тема не новая, но актуальная в современных условиях. Самостоятельная работа была и остаётся одной из основных форм работы на уроке.
Вспомним, что называют самостоятельностью.
1.Независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.
2.Способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ Д.Н. УШАКОВА
Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов ключевое слово обучения – деятельность. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Самостоятельная учебная работа выполняет следующие функции:
- выработка способности работать самостоятельно;
- развитие познавательной активности;
- стимулирование творческого мышления;
- повышение культуры умственного труда, интереса;
- осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
- формирование умения планировать время;
- выработка ответственности и инициативности.
Требования к организации самостоятельной работы на уроке
1.Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения.
2.Наличие конкретного задания.
3.Четкая форма выражения результата, критерии оценки.
4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.
5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
Критерии к определению явления самостоятельности разнообразны:
- Наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;
- Отсутствие инструктажа, который лишь сковывает инициативу ученика;
- Внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;
- Собственное побуждение к выполнению работы и осознание её цели и смысла;
- Готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;
- Соединение собственных мыслей с действием;
- Проявление инициативы и творчества.
Развивать у обучающихся самостоятельность мышления на уроках географии возможно в процессе организации работы с учебником и с дополнительными источниками информации, с современными техническими средствами, с контурными картами и атласами, в ходе создания и использования таблиц, составления опорных схем, при проведении практических работ.
Учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Рассмотрим некоторые примеры организации самостоятельной работы.
- Использование ЭОРов.
11 класс. Бразилия. Используя ЭОР и текст учебника, с340-343, составить опорный конспект.
- Форма правления страны:____________________
- Глава государства: король, эмир, президент, генерал-губернатор, канцлер (подчеркнуть правильный ответ).
Срок правления:______лет.
Кем избирается глава государства?_______________________________________________________________
- Столица страны:____________________ Расположена на побережье ___________________________________
Как называется главная площадь города? Почему?__________________________________________________
Что является особой достопримечательностью столицы?_____________________________________________
- Сравните площадь территории и численность населения изучаемой страны и России*. Объясните различия. Вычислить среднюю плотность населения изучаемой страны. Охарактеризуйте полученные данные.
- Объяснить:
- Причины территориальных диспропорций в стране.
- Что такое «Полюс роста»?
- Конкретизируйте структуру ВВП Бразилии (данные таблицы, с.390).
- Использование электронного приложения к учебнику. УМК «Сферы».
Демонстрация организации работы по электронному приложению.
7 класс. Географическое положение Австралии.
5 класс. Условные знаки плана и карты.
- Составление и использование опорных схем.
6 класс. Составить схему, в которой «река» - ключевое слово.
Один из вариантов работы учащихся:
- Задания для актуализации знаний, анализа уровня собственных знаний, кругозора.
9 класс. КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Вопрос | Я думаю | Верный ответ | Самооценка |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
7 класс. Рассмотреть флаг Австралии. Предположить, что означает каждый символ, цвет на флаге.
- Составление туристических маршрутов по изученным территориям.
9 класс. Народные промыслы Центральной России.
- Составление вопросов для опроса по карте.
Обучающиеся самостоятельно составляют вопросы для опроса одноклассников по карте.
7 класс. Южная Америка. Дать название и показать.
- Крайняя северная точка.
- Самый широкий пролив.
- Самая полноводная река мира.
- Самое высокогорное озеро.
- Самая длинная горная система суши.
- Самая высокая вершина материка.
- Самая большая низменность.
- Кампос.
- Льянос.
- Пампа.
- Работа в группах по составлению характеристики страны на основе текста учебника, электронного приложения, дополнительных источников информации, карт атласа.
- 7 класс. Страны Южной Америки.
1 группа Географическое положение и природа стран Южной Америки
- Какая из трёх стран самая большая? Какие страны имеют выход к морям и океанам? К каким?
- Объясните названия данных стран.
- Добычей какого полезного ископаемого выделяется Венесуэла? В какой части страны расположены запасы этого полезного ископаемого?
- Почему в Бразилии такая разнообразная природа?
- Какие природные районы выделяются на территории Перу?
2 группа Население стран Южной Америки
- Перечислите официальные языки трёх стран. Объясните, почему именно эти языки получили распространение в Южной Америке?
- Чем знаменит город Рио-де-Жанейро?
- Почему в Венесуэле крупные города находятся на побережье и в горах?
- Почему в Южной Америке много смешанных групп населения? В какой из стран сохранилось значительное индейское население?
- На территории какого современного государства располагалась мощная империя инков?
3 группа Хозяйственная деятельность населения стран Южной Америке
- Назовите главный вид хозяйственной деятельности населения Венесуэлы.
- Какие виды хозяйственной деятельности развиты в Перу? Почему лама стала одним из национальных символов Перу?
- Какими продуктами питания славится страна Бразилия на мировом рынке?
- Насколько хорошо развита промышленность и сельское хозяйство Бразилии?
- Почему венесуэльцы покупают у других стран около 1/3 продуктов питания?
- 7 класс. Страны Северной Америки.
1 группа Географическое положение Канады
- Какое место по площади территории занимает Канада?
- По какой причине у Канады самая протяжённая государственная граница в мире?
- Назовите формы рельефа Канады.
- По количеству каких природных объектов Канада лидирует в мире?
- Перечислите природные зоны Канады.
2 группа Географическое положение Мексики.
- Перечислите страны-соседей Мексики.
- Назовите формы рельефа Мексики.
- Какая опасность подстерегает жителей юга Мексики?
- Перечислите природные зоны Мексики.
3 группа Население Канады и Мексики.
- Какие народы основали Канаду? Почему эти нации конфликтуют между собой?
- Кто жил в древние времена на территории Мексики? Как испанская колонизация изменила состав населения?
- В какой части Канады расположена большая часть населения? Почему?
- Почему в 20 веке Мексика превратилась в страну молодёжи? Какие проблемы это обострило?
4 группа Хозяйственная деятельность Канады и Мексики.
- Что производят на территории Канады?
- В какой части Канады расположены крупные промышленные центры? Почему?
- Какими причинами определяется развитие хозяйства Мексики?
- Где в Мексике находится экономическое ядро страны?
- Какие предприятия расположены на берегах Мексиканского залива и Тихого океана?
Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, во фронтальной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом.
Практический опыт учителей показал, что:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний, чем при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, что оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. При систематической организации самостоятельной работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают меньше времени по сравнению с учащимися классов, где самостоятельная работа не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет наращивать темпы изучения материала, увеличить время на выполнение работ творческого характера.
Самостоятельная работа приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания.
Божко Наталья Александровна,
учитель географии
МБОУ СОШ №27 им. Д.И.Донского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников
Противоречие между использованием традиционной методики преподавания с опорой на идею максимальной...
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка
Статья посвящена проблемам организации различных видов самостоятельной работы на урока русского языка в общеобразовательной школе....
Организация самостоятельной деятельности на уроке географии.
Организация самостоятельной деятельности на уроке географии как средство формирования ключевых компетентностей учащихся....
Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.
Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....
Организация самостоятельной работы на уроках географии в школе и дома
Доклад "Организация самостоятельной работы на уроках географии в школе и дома"...
организация самостоятельной работы на уроках физики во время проведения лабораторных работ
из личного опыта...
Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ
Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...