Организация самостоятельной деятельности на уроке географии.
методическая разработка (география) по теме

Галина Дмитриевна Ильичева

Организация самостоятельной деятельности на уроке географии как средство формирования ключевых компетентностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx64.02 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной деятельности на уроке географии как средство формирования ключевых компетентностей  учащихся. 

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы, вобрать в себя глазами,
Пройти по всей Земле горящими ступнями,
Всё воспринять – и снова воплотить.
                                                     М.Волошин

        Актуальность опыта

        

Гипотеза

Если использовать разные виды самостоятельной деятельности, то обучающиеся в полной мере научатся самостоятельно добывать знания, овладеют необходимыми мыслительными умениями.

Ожидаемый результат:        

  1. Обучающиеся владеют эффективными приемами работы с информацией, применяют теоретические знания на практике.
  2. У обучающихся сформированы коммуникативные навыки.
  3. Обучающиеся владеют навыками организации самостоятельной учебной деятельности.
  • Повышение качества обученности;
  • Повышение уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся.

Цель:
Создать условия для формирования и развития ключевых образовательных компетентностей обучающихся. 

Задачи:

  • Изучить методическую литературу и передовой педагогический опыт по  данной теме.
  • Разработать систему заданий, направленных на формирование ключевых компетентностей.
  • Разработать критерии оценки  сформированности ключевых компетентностей.
  • Апробировать разработанную систему при организации исследовательской деятельности  и самостоятельной деятельности учащихся.

Участия школьников  в городских, республиканских, всероссийских олимпиадах

2011г.

Дуплавый Евгений

география

городской

призёр

2012г.

Шимельфених Андрей

5 Г

природоведение

городской

победитель

2012г.

Тенигин Артем

5 Г

природоведение

городской

призёр

2012г.

Вожик Екатерина

10 А

география

городской

призёр

2013г.

Назарова Алина

природоведение

городской

призёр

2011 г

Олимпиада по географии УрФО

8-10

география

VIII Международный

2012г.

Олимпиада по географии УрФО

5-11

география

IX- международный

высшая лига:

5 кл – 15 чел.

9 кл – 11 чел.

10 кл – 3 чел.

11 – 4 чел.

Премьер-лига:

5 кл- 5 чел.

9 кл – 1 чел.

                                

Участия школьников  в городских, окружных, всероссийских конкурсах, викторинах, играх

Учебный год

Тема и вид предъявленной работы

Уровень участия

2011 г.

Участие в организации городской игры « Австралия – материк наоборот», 7 классы.

Городской, 2 место

2011г.

Интеллектуально-познавательная игра: «Югра-моя малая Родина»

Городской, 3 место

2012 г.

Городской конкурс фото и видеоискусства «Город, рожденный нефтью»

Городской, 1 место

2012 г.

Интернет-конференция «Связь времен» по теме: «Югорская летопись»

Окружной

2012 г.

Молодежный конкурс «Гостеприимный край» тема: «Экскурсионный маршрут по городу Нефтеюганску» в номинации: лучший исторический маршрут.

Российский

Январь, 2013

-Городской конкурс видео и фотоискусства «Вместе мы строим будущее» в номинации: фото-креатив

Муниципальный, участие

Муниципальный

Февраль , 2013

Межрегиональный проект конкурс-выставка детского творчества «Мы в ответе за тех, кого приручили» в номинации: фотография

Региональный, итоги в сентябре

Март, 2013

- Окружная викторина «Губка биосферы»

- Фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» секция: историческая.

Окружной

Всероссийский, лауреат

Апрель,2013

Участие в слете краеведов «Югра, устремленная в будущее» (поисково-исследовательская работа по краеведению) «Культурные ландшафты города Нефтеюганска»

Муниципальный

Май , 2013

- УрФО (IX- Международная Олимпиада по географии) III тур – 2 ученика, 5 кл

- Всероссийская дистанционная  олимпиада по географии проекта InfoUrok.ru – 15- учащихся

Международный

Всероссийский, участие

Всероссийский

Май, 2013

«Современные технологии преподавания ЕНД!» - разработка урока и презентация. Методическое объединение учителей «Эврика»

Всероссийский, Диплом I степени, Диплом III степени

Декабрь, 2013

Региональный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательский работ имени Д.И. Менделеева за организацию научно-исследовательской деятельности и творческий подход в работе с одаренными детьми.

Всероссийский, Лауреат конкурса в номинации «За любовь к малой Родине»

Декабрь, 2013

III Международный конкурс презентаций портфолио «Профессионалы в системе образования»

Международный, Диплом 3 место

Ведущая идея педагогического опыта:

  • Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов акцентирует развитие СУД (способы умственных действий).
  • Г.К. Селевко ориентирует на развитие СУМ (самоуправляющие механизмы личности).
  • И.С. Якиманская ориентирует на развитие СДП (деятельностно-практическая сфера).
  • Л.И. Лернер, А.М.Матюшкин, М.И. Махмутов (организация проблемного обучения в школе).
  • И.Ю. Соколова, Е.З. Пужаева. (здоровье сберегающие технологии в образовательно-воспитательном процесс).
  • И.Д. Фумина, А.В. Хуторского (компетентностный подход в образовательном процессе).

Педагогические условия:

  • Учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
  • Создавать психологический комфорт и рабочий настрой.
  • Работать в атмосфере сотрудничества;
  • Обеспечивать междисциплинарную интеграцию, содействующую становлению целостного мировоззрения;
  • Соблюдать четкость и доступность инструкций по выполнению заданий.
  • Учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
  • Создавать психологический комфорт и рабочий настрой.
  • Работать в атмосфере сотрудничества;
  • Обеспечивать междисциплинарную интеграцию, содействующую становлению целостного мировоззрения;
  • Соблюдать четкость и доступность инструкций по выполнению заданий.

Ключевые образовательные компетентности:

        

Примеры заданий:

  • Работа с информацией: поиск, обработка, анализ, синтез, обобщение.
  •  Работа с книгой: изучение и дополнение материала параграфа с помощью рисунка, графика, схемы, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками, оценка работы, заполнение схем и таблиц по теме параграфа.
  • Составление плана, вопросов, схем и таблиц по теме.
  • Решение задач, практические работы.
  • Индивидуальные, групповые и парные задания.
  • Защита проектов и презентаций.

Примерная структура урока географии:

  • Первый этап – постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
  • Второй этап -совместное «открытие» знаний.
  • Третий этап - практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
  • Последний этап -подведение итогов работы.

Формы контроля:

  • Устный опрос;
  • Тестовая работа;
  • Подготовка презентаций и защита темы;
  • Самостоятельная работа по карточкам (разноуровневые по сложности); работа с учебником и дополнительной литературой;
  • Проверочные работы в форме ЕГЭ;
  • Зачёт;
  • Практические и контрольные работы.
  • Защита проектов.

Критерии оценки сформированности ключевых компетентностей:

        

Учебно - познавательные

Коммуникативные

Информационные

Низкий

Действие по образцу.

Ученик формулирует, тему, выявляет проблему, проводит анализ причин ее существования с помощью учителя.

Группы формирует учитель, распределяет роли, ставит цель, дает задание и координирует распределение заданий в группе.

Ученик работает по инструкции или под руководством учителя:

Выделяет главное,

Отвечает на вопросы,

Заполняет схемы и таблицы по материалу учебника(по образцу, частично заполненные)

Средний

Совместная деятельность с учителем

Ученик планирует работу, выполняет логические операции, находит аргументы, рациональные пути решения проблемы. Учитель координирует деятельность, оказывает незначительную помощь.

Группу формирует учитель, совместно ставится цель,  определяется работа и ресурсы, планируется работа.

Самостоятельно распределяют роли и задания, несут ответственность за результат, добиваются среднего или высокого результата.

Ученик самостоятельно составляет план по параграфу,  схемы, таблицы, условные обозначения, опорные конспекты,  вопросы по теме

Учитель координирует  и контролирует деятельность, оказывает незначительную помощь.

Высокий

Самостоятельная деятельность

Ученик самостоятельно формулирует проблему,  планирует деятельность, ищет ресурсы, выполняет работу, анализирует деятельность и оценивает результат.

Учащиеся сами формируют группу, планируют работу в целом и каждого в частности, несут ответственность за результат, добиваются высокой оценки результата.

Ученик самостоятельно находит информацию, отбирает, анализирует, использует в создании собственных интеллектуальных продуктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

В статье говорится об  организации самостоятельной деятельности на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Организация самостоятельной работы на уроках географии.

Материал предназначен для работы учителей географии, выступлений на педагогических советах, методических объединениях....

Организация самостоятельной работы на уроках географии в школе и дома

Доклад "Организация самостоятельной работы на уроках географии в школе и дома"...

Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ. Организация самостоятельной деятельности на уроках английского языка.

Доклад затрагивает вопросы эффективной подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ,организации самостоятельной деятельности на уроках английского языка, работы с лексико-грамматическим материалом. Об информаци...

Организация самостоятельной деятельности на уроках русского языка

Статья рекомендована для учителей русского языка. Основная цель: приемы и методы организации самостоятельной деятельности на уроках русского языка....

Доклад Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ. Организация самостоятельной деятельности на уроках английского языка.

Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по английскому языку.» Подготовила: Черняева И.Г. учитель английского языка  Эффективная...