Организация самостоятельной деятельности на уроке географии.
методическая разработка (география) по теме
Организация самостоятельной деятельности на уроке географии как средство формирования ключевых компетентностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya.docx | 64.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация самостоятельной деятельности на уроке географии как средство формирования ключевых компетентностей учащихся.
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы, вобрать в себя глазами,
Пройти по всей Земле горящими ступнями,
Всё воспринять – и снова воплотить.
М.Волошин
Актуальность опыта
Гипотеза
Если использовать разные виды самостоятельной деятельности, то обучающиеся в полной мере научатся самостоятельно добывать знания, овладеют необходимыми мыслительными умениями.
Ожидаемый результат:
- Обучающиеся владеют эффективными приемами работы с информацией, применяют теоретические знания на практике.
- У обучающихся сформированы коммуникативные навыки.
- Обучающиеся владеют навыками организации самостоятельной учебной деятельности.
- Повышение качества обученности;
- Повышение уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся.
Цель:
Создать условия для формирования и развития ключевых образовательных компетентностей обучающихся.
Задачи:
- Изучить методическую литературу и передовой педагогический опыт по данной теме.
- Разработать систему заданий, направленных на формирование ключевых компетентностей.
- Разработать критерии оценки сформированности ключевых компетентностей.
- Апробировать разработанную систему при организации исследовательской деятельности и самостоятельной деятельности учащихся.
Участия школьников в городских, республиканских, всероссийских олимпиадах
2011г. | Дуплавый Евгений | 8В | география | городской | призёр |
2012г. | Шимельфених Андрей | 5 Г | природоведение | городской | победитель |
2012г. | Тенигин Артем | 5 Г | природоведение | городской | призёр |
2012г. | Вожик Екатерина | 10 А | география | городской | призёр |
2013г. | Назарова Алина | 5Б | природоведение | городской | призёр |
2011 г | Олимпиада по географии УрФО | 8-10 | география | VIII Международный | |
2012г. | Олимпиада по географии УрФО | 5-11 | география | IX- международный | высшая лига: 5 кл – 15 чел. 9 кл – 11 чел. 10 кл – 3 чел. 11 – 4 чел. Премьер-лига: 5 кл- 5 чел. 9 кл – 1 чел. |
Участия школьников в городских, окружных, всероссийских конкурсах, викторинах, играх
Учебный год | Тема и вид предъявленной работы | Уровень участия |
2011 г. | Участие в организации городской игры « Австралия – материк наоборот», 7 классы. | Городской, 2 место |
2011г. | Интеллектуально-познавательная игра: «Югра-моя малая Родина» | Городской, 3 место |
2012 г. | Городской конкурс фото и видеоискусства «Город, рожденный нефтью» | Городской, 1 место |
2012 г. | Интернет-конференция «Связь времен» по теме: «Югорская летопись» | Окружной |
2012 г. | Молодежный конкурс «Гостеприимный край» тема: «Экскурсионный маршрут по городу Нефтеюганску» в номинации: лучший исторический маршрут. | Российский |
Январь, 2013 | -Городской конкурс видео и фотоискусства «Вместе мы строим будущее» в номинации: фото-креатив | Муниципальный, участие Муниципальный |
Февраль , 2013 | Межрегиональный проект конкурс-выставка детского творчества «Мы в ответе за тех, кого приручили» в номинации: фотография | Региональный, итоги в сентябре |
Март, 2013 | - Окружная викторина «Губка биосферы» - Фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» секция: историческая. | Окружной Всероссийский, лауреат |
Апрель,2013 | Участие в слете краеведов «Югра, устремленная в будущее» (поисково-исследовательская работа по краеведению) «Культурные ландшафты города Нефтеюганска» | Муниципальный |
Май , 2013 | - УрФО (IX- Международная Олимпиада по географии) III тур – 2 ученика, 5 кл - Всероссийская дистанционная олимпиада по географии проекта InfoUrok.ru – 15- учащихся | Международный Всероссийский, участие Всероссийский |
Май, 2013 | «Современные технологии преподавания ЕНД!» - разработка урока и презентация. Методическое объединение учителей «Эврика» | Всероссийский, Диплом I степени, Диплом III степени |
Декабрь, 2013 | Региональный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательский работ имени Д.И. Менделеева за организацию научно-исследовательской деятельности и творческий подход в работе с одаренными детьми. | Всероссийский, Лауреат конкурса в номинации «За любовь к малой Родине» |
Декабрь, 2013 | III Международный конкурс презентаций портфолио «Профессионалы в системе образования» | Международный, Диплом 3 место |
Ведущая идея педагогического опыта:
- Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов акцентирует развитие СУД (способы умственных действий).
- Г.К. Селевко ориентирует на развитие СУМ (самоуправляющие механизмы личности).
- И.С. Якиманская ориентирует на развитие СДП (деятельностно-практическая сфера).
- Л.И. Лернер, А.М.Матюшкин, М.И. Махмутов (организация проблемного обучения в школе).
- И.Ю. Соколова, Е.З. Пужаева. (здоровье сберегающие технологии в образовательно-воспитательном процесс).
- И.Д. Фумина, А.В. Хуторского (компетентностный подход в образовательном процессе).
Педагогические условия:
- Учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
- Создавать психологический комфорт и рабочий настрой.
- Работать в атмосфере сотрудничества;
- Обеспечивать междисциплинарную интеграцию, содействующую становлению целостного мировоззрения;
- Соблюдать четкость и доступность инструкций по выполнению заданий.
- Учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
- Создавать психологический комфорт и рабочий настрой.
- Работать в атмосфере сотрудничества;
- Обеспечивать междисциплинарную интеграцию, содействующую становлению целостного мировоззрения;
- Соблюдать четкость и доступность инструкций по выполнению заданий.
Ключевые образовательные компетентности:
Примеры заданий:
- Работа с информацией: поиск, обработка, анализ, синтез, обобщение.
- Работа с книгой: изучение и дополнение материала параграфа с помощью рисунка, графика, схемы, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками, оценка работы, заполнение схем и таблиц по теме параграфа.
- Составление плана, вопросов, схем и таблиц по теме.
- Решение задач, практические работы.
- Индивидуальные, групповые и парные задания.
- Защита проектов и презентаций.
Примерная структура урока географии:
- Первый этап – постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
- Второй этап -совместное «открытие» знаний.
- Третий этап - практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
- Последний этап -подведение итогов работы.
Формы контроля:
- Устный опрос;
- Тестовая работа;
- Подготовка презентаций и защита темы;
- Самостоятельная работа по карточкам (разноуровневые по сложности); работа с учебником и дополнительной литературой;
- Проверочные работы в форме ЕГЭ;
- Зачёт;
- Практические и контрольные работы.
- Защита проектов.
Критерии оценки сформированности ключевых компетентностей:
| Учебно - познавательные | Коммуникативные | Информационные |
Низкий Действие по образцу. | Ученик формулирует, тему, выявляет проблему, проводит анализ причин ее существования с помощью учителя. | Группы формирует учитель, распределяет роли, ставит цель, дает задание и координирует распределение заданий в группе. | Ученик работает по инструкции или под руководством учителя: Выделяет главное, Отвечает на вопросы, Заполняет схемы и таблицы по материалу учебника(по образцу, частично заполненные) |
Средний Совместная деятельность с учителем | Ученик планирует работу, выполняет логические операции, находит аргументы, рациональные пути решения проблемы. Учитель координирует деятельность, оказывает незначительную помощь. | Группу формирует учитель, совместно ставится цель, определяется работа и ресурсы, планируется работа. Самостоятельно распределяют роли и задания, несут ответственность за результат, добиваются среднего или высокого результата. | Ученик самостоятельно составляет план по параграфу, схемы, таблицы, условные обозначения, опорные конспекты, вопросы по теме Учитель координирует и контролирует деятельность, оказывает незначительную помощь. |
Высокий Самостоятельная деятельность | Ученик самостоятельно формулирует проблему, планирует деятельность, ищет ресурсы, выполняет работу, анализирует деятельность и оценивает результат. | Учащиеся сами формируют группу, планируют работу в целом и каждого в частности, несут ответственность за результат, добиваются высокой оценки результата. | Ученик самостоятельно находит информацию, отбирает, анализирует, использует в создании собственных интеллектуальных продуктов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Организация самостоятельной деятельности на уроках производственного обучения"
Методическая разработка...
Организация самостоятельной деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
В статье говорится об организации самостоятельной деятельности на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...
Организация самостоятельной работы на уроках географии.
Материал предназначен для работы учителей географии, выступлений на педагогических советах, методических объединениях....
Организация самостоятельной работы на уроках географии в школе и дома
Доклад "Организация самостоятельной работы на уроках географии в школе и дома"...
Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ. Организация самостоятельной деятельности на уроках английского языка.
Доклад затрагивает вопросы эффективной подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ,организации самостоятельной деятельности на уроках английского языка, работы с лексико-грамматическим материалом. Об информаци...
Организация самостоятельной деятельности на уроках русского языка
Статья рекомендована для учителей русского языка. Основная цель: приемы и методы организации самостоятельной деятельности на уроках русского языка....
Доклад Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ. Организация самостоятельной деятельности на уроках английского языка.
Эффективная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по английскому языку.» Подготовила: Черняева И.Г. учитель английского языка Эффективная...