Урок географии в 5 классе на тему «Как возникла Земля»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Проститова Ольга Сергеевна

Урок географии  с презентацией в 5 классе на тему «Как возникла Земля»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как возникла Земля», 5 класс

Цель: познакомить с первыми гипотезами о происхождении Солнечной системы и планет, в том числе и нашей Земли.

-  узнать о современном представлении о происхождении Земли.

Сформировать у учащихся понятия о возникновении Солнечной системы и планеты Земля

Познакомить учащихся с гипотезами о происхождении Земли

Задачи:

Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о возникновении Солнечной системы и планеты Земля, определить значение этих знаний в жизни человека.

Развивающие:  развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, интерес к науке астрономии.

Планируемые результаты:

предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности.

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

- Я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу и начнем урок. 
На фоне видео о космосе звучит стихотворение.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Мотивация учебной деятельности

- Стихотворение

В глубины вод вселенских погружаюсь,
На дне хранятся тайны и секреты,
К ним прикоснувшись, к жизни возрождаюсь,
И возвращаюсь на свою планету.

В глубинах вод вселенских столько света,
Вдыхай в себя небесный свежий воздух,
На все вопросы ты найдешь ответы,
Лишь обратившись к небу, к Солнцу, к звездам.

Вопросы:

- О чем стихотворение?

- Что мы знаем о Солнечной системе?

- Игра «Космическая математика».

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там восемь различных планет

А Солнце – звезда – в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

- Всегда ли человечество имело столько знаний о Вселенной, Солнечной системе, нашей планете?


До нас дошли многочисленные сказания и мифы различных народов о происхождении мира.
Представления каких народов о строении Вселенной изображены на слайде? (Индия, Египет)

- Как же представляли себе строение мира эти народы?

В русском фолклоре тоже встречаются подобные предположения. (Приложение 1)

 -Пожалуйста прослушайте стихотворение,которое нам прочтет….

-Узнали ли вы это произведение?

-Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.


На третий  день творенья с Его благословенья

Явилась взору суша, названная Землёй.

Шесть дней господь трудился, чтоб целый мир родился    

Создал он мир, чтоб вместе

В нём люди жили в чести.

Учащиеся слушают стихотворение.

Активизация знаний учащихся через беседу, игру.

Анализ и систематизация имеющихся знаний учеников. Делают вывод о знаниях древних людей.

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Целеполагание

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Ученики: «Как возникла Земля»

Правильно, давайте запишем число и тему урока  в тетрадь.

А что бы вы хотели узнать на нашем уроке? Продолжите, пожалуйста предложения

Определяют тему и цели урока.

Актуализация знаний

Первичное усвоение знаний

Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю — наш дом. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Ответ на него всегда зависел от уровня знаний людей. Очень долго существовали наивные легенды о сотворении мира некоей божественной силой. Тем не менее, уже в древнем мире появились ученые, которые задумывались над этим вопросом. Одним из них был Птолемей. Давайте вспомните его систему мира (в центре – Земля, вокруг нее Солнце и другие планеты).

Лишь в XV веке появилось учение Николая Коперника, который создал новую модель Вселенной. Давайте вспомним суть его учения. Для этого вам необходимо заполнить пропуски в тексте.(Приложение 2)

Задание

Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Копернику сделать вывод о том, чтоЗемляобращается вокругСолнца. Центром мира являетсяСолнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звездынеподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.

Это был первый шаг в подлинно научном решении вопроса о происхождении Земли.

- А как называются научные предположения о возникновении Земли?  Найдите в учебнике  параграф 19, с. 89. (гипотезы).

- Когда стали появляться первые гипотезы?

- Почему только в 18 веке они появились?

 Запишите в тетрадь новое понятие «гипотезы»

-Давайте познакомимся с некоторыми  гипотезами, которые были выдвинуты разными учеными в свое время.
Эту работу вы будете выполнять в группах, у вас на столах лежат листы с таблицей, возьмите его,  используя текст учебника стр.89-91, заполните таблицу у вас на столах. Вам надо рассказать об ученом и объяснить суть его гипотезы.
(Приложение 3)

Ученый

Годы жизни

Гипотеза

Закрепление ранее полученных знаний.

Работа в парах, сообщение результатов.

Дети записывают понятие «гипотезы»

Самостоятельное приобретение новых знаний (работа в группах)

предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности.

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Первичная проверка понимания

Давайте представим классу смысл разных гипотез о происхождении Земли.

Жорж Бюффон

(франц.)

1707 - 1788

Земной шар возник в результате катастрофы: столкновение Солнца и кометы.

Иммануил Кант (нем.)

1724 - 1804

Солнечная система возникла из гигантскогохолодного пылевого облака.

Пьер Лаплас

(франц.)

1749 - 1827

Планеты и Солнце возникли из  вращающегося  раскалённого газового облака.

Джеймс Джинс

(англ.)

1877 - 1946

Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты.

Отто Юльевич Шмидт (русск.)

1891 - 1956

Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца   холодного газово-пылевого   облака.

Современная гипотеза

Солнце и планеты возникли одновременно из холодного межзвездного вещества. Оно распалось на отдельные сгустки. Самый большой дал начало Солнцу, из остальных образовались планеты.

Сообщения результатов групповой работы: сведения об ученом и его гипотезе.

предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности.

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Первичное закрепление

Проблемная ситуация.

Закрепление изученного материала

Подумайте!

Стрелками укажите, кому из учёных принадлежат перечисленные гипотезы:

Ж.Бюффон  

Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты.

И. Кант              

Планеты и Солнце возникли из  вращающегося  

раскалённого газового облака.

П. Лаплас        

Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца

холодного газово-пылевого   облака.

О.Ю.Шмидт                              

Земной шар возник в результате катастрофы

Д. Джинс

Солнечная система возникла из гигантского

холодного облака.

- Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Многие мысли этих ученых легли в основу современного представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы.

Современная гипотеза возникновения Солнечной системы. 
- Ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков. Один из них, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество, продолжая сжиматься, разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Но у ученых нет единого взгляда по этому вопросу.

Как видите, представления ученых о возникновении Земли, других планет и всей Солнечной системы менялись, развивались. Да и сейчас остается много неясного, спорного. Ученым предстоит разрешить немало вопросов, прежде чем мы достоверно узнаем, как возникла Земля.

 - Итак, на какие вопросы мы хотели получить ответы в начале урока?

Земля, планета дорогая наша, 
Нет во Вселенной тебя краше! 
Коль мы хотим на свете жить, 
Должны мы Землю сохранить! 
Давайте ж будем мы беречь 
Моря, луга, леса не жечь.
Чтобы дышать Земля могла, 
И долго чтоб она жила!

Сравнивают гипотезы, делают выводы.

Устные ответы уч-ся

Слушают, дополняют таблицу.

Обобщают полученные знания.

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

 Д/З

Итог урока     (рефлексия).

Проанализируйте свою работу на уроке:

Сегодня на уроке:

  • Сегодня я узнал (а)…
  • Мне было интересно, потому что …

Анализируют знания и умения, полученные на уроке.

Приложение 1.

1. Конек – горбунок

Вот въезжают на поляну                                                                                                             Прямо к морю – окияну.                                                                                                      Поперек его лежит                                                                                                                  Чудо – юдо рыба – кит.                                                                                                                Все бока его изрыты,                                                                                                         Частоколы в ребра вбиты,                                                                                                          На хвосте сыр – бор шумит,                                                                                                         На спине село стоит.                                                                                                           Мужики на губе пашут,                                                                                                                           Между глаз мальчишки пляшут,                                                                                                      А в дубраве меж усов                                                                                                              Ищут девушки грибов.

Приложение 2.

Задание: вставьте в текст недостающие слова.

Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что  …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является  ………….. , вокруг которого движутся все  …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей.  …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.

Слова для справок: Земля, Солнца, солнце, планеты, звезды.

Задание: вставьте в текст недостающие слова.

Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что  …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является  ………….. , вокруг которого движутся все  …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей.  …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.

Слова для справок: Земля, Солнца, солнце, планеты, звезды.

Задание: вставьте в текст недостающие слова.

Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что  …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является  ………….. , вокруг которого движутся все  …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей.  …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.

Слова для справок: Земля, Солнца, солнце, планеты, звезды.

Задание: вставьте в текст недостающие слова.

Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что  …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является  ………….. , вокруг которого движутся все  …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей.  …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.

Слова для справок: Земля, Солнца, солнце, планеты, звезды.

Задание: вставьте в текст недостающие слова.

Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что  …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является  ………….. , вокруг которого движутся все  …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей.  …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.

Слова для справок: Земля, Солнца, солнце, планеты, звезды.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

Презентация для урока географии 6 класса по теме "Земля и космос"

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Земля и космос". Здесь представлены фотографии вселенной и галактик, а так же созвездий....

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Урок по географии 6 класс по теме "Внутреннее строение Земли"

Урок по географии 6 класс по теме "Внутреннее строение Земли" включает конспект занятия и презентацию, дополнительный материал....

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

План урока природоведения в 5 классе на тему « Как возникла Земля»

План урока природоведения в 5 классе на тему « Как возникла Земля»...