«Как возникла Земля», 5 класс
Цель: познакомить с первыми гипотезами о происхождении Солнечной системы и планет, в том числе и нашей Земли.
- узнать о современном представлении о происхождении Земли.
Сформировать у учащихся понятия о возникновении Солнечной системы и планеты Земля
Познакомить учащихся с гипотезами о происхождении Земли
Задачи:
Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о возникновении Солнечной системы и планеты Земля, определить значение этих знаний в жизни человека.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, интерес к науке астрономии.
Планируемые результаты:
предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности.
метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный | Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. - Я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу и начнем урок. На фоне видео о космосе звучит стихотворение. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
|
Мотивация учебной деятельности | - Стихотворение В глубины вод вселенских погружаюсь, На дне хранятся тайны и секреты, К ним прикоснувшись, к жизни возрождаюсь, И возвращаюсь на свою планету.
В глубинах вод вселенских столько света, Вдыхай в себя небесный свежий воздух, На все вопросы ты найдешь ответы, Лишь обратившись к небу, к Солнцу, к звездам.
Вопросы: - О чем стихотворение? - Что мы знаем о Солнечной системе? - Игра «Космическая математика».
В пространстве космическом воздуха нет. И кружат там восемь различных планет А Солнце – звезда – в самом центре системы, И притяжением связаны все мы.
- Всегда ли человечество имело столько знаний о Вселенной, Солнечной системе, нашей планете? До нас дошли многочисленные сказания и мифы различных народов о происхождении мира.Представления каких народов о строении Вселенной изображены на слайде? (Индия, Египет)
- Как же представляли себе строение мира эти народы? В русском фолклоре тоже встречаются подобные предположения. (Приложение 1) -Пожалуйста прослушайте стихотворение,которое нам прочтет…. -Узнали ли вы это произведение? -Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока. На третий день творенья с Его благословенья
Явилась взору суша, названная Землёй. Шесть дней господь трудился, чтоб целый мир родился Создал он мир, чтоб вместе В нём люди жили в чести.
|
Учащиеся слушают стихотворение.
Активизация знаний учащихся через беседу, игру.
Анализ и систематизация имеющихся знаний учеников. Делают вывод о знаниях древних людей. | метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
|
Целеполагание | - Как вы думаете, какова тема нашего урока? Ученики: «Как возникла Земля» Правильно, давайте запишем число и тему урока в тетрадь. А что бы вы хотели узнать на нашем уроке? Продолжите, пожалуйста предложения
| Определяют тему и цели урока. |
|
Актуализация знаний
Первичное усвоение знаний | Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю — наш дом. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Ответ на него всегда зависел от уровня знаний людей. Очень долго существовали наивные легенды о сотворении мира некоей божественной силой. Тем не менее, уже в древнем мире появились ученые, которые задумывались над этим вопросом. Одним из них был Птолемей. Давайте вспомните его систему мира (в центре – Земля, вокруг нее Солнце и другие планеты). Лишь в XV веке появилось учение Николая Коперника, который создал новую модель Вселенной. Давайте вспомним суть его учения. Для этого вам необходимо заполнить пропуски в тексте.(Приложение 2) Задание Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Копернику сделать вывод о том, чтоЗемляобращается вокругСолнца. Центром мира являетсяСолнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звездынеподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.
Это был первый шаг в подлинно научном решении вопроса о происхождении Земли. - А как называются научные предположения о возникновении Земли? Найдите в учебнике параграф 19, с. 89. (гипотезы). - Когда стали появляться первые гипотезы? - Почему только в 18 веке они появились? Запишите в тетрадь новое понятие «гипотезы»
-Давайте познакомимся с некоторыми гипотезами, которые были выдвинуты разными учеными в свое время. Эту работу вы будете выполнять в группах, у вас на столах лежат листы с таблицей, возьмите его, используя текст учебника стр.89-91, заполните таблицу у вас на столах. Вам надо рассказать об ученом и объяснить суть его гипотезы.(Приложение 3)
|
Закрепление ранее полученных знаний.
Работа в парах, сообщение результатов.
Дети записывают понятие «гипотезы»
Самостоятельное приобретение новых знаний (работа в группах) | предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности. метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
|
Первичная проверка понимания
| Давайте представим классу смысл разных гипотез о происхождении Земли.
Жорж Бюффон (франц.) | 1707 - 1788 | Земной шар возник в результате катастрофы: столкновение Солнца и кометы. | Иммануил Кант (нем.) | 1724 - 1804 | Солнечная система возникла из гигантскогохолодного пылевого облака.
| Пьер Лаплас (франц.) | 1749 - 1827 | Планеты и Солнце возникли из вращающегося раскалённого газового облака.
| Джеймс Джинс (англ.) | 1877 - 1946 | Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты. | Отто Юльевич Шмидт (русск.) | 1891 - 1956 | Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца холодного газово-пылевого облака.
| Современная гипотеза |
| Солнце и планеты возникли одновременно из холодного межзвездного вещества. Оно распалось на отдельные сгустки. Самый большой дал начало Солнцу, из остальных образовались планеты. |
| Сообщения результатов групповой работы: сведения об ученом и его гипотезе.
| предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности. метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
|
Первичное закрепление
Проблемная ситуация. |
Закрепление изученного материала Подумайте!
Стрелками укажите, кому из учёных принадлежат перечисленные гипотезы:
Ж.Бюффон | Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты. | И. Кант | Планеты и Солнце возникли из вращающегося раскалённого газового облака.
| П. Лаплас | Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца холодного газово-пылевого облака.
| О.Ю.Шмидт | Земной шар возник в результате катастрофы
| Д. Джинс | Солнечная система возникла из гигантского холодного облака.
|
- Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Многие мысли этих ученых легли в основу современного представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы. Современная гипотеза возникновения Солнечной системы. - Ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков. Один из них, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество, продолжая сжиматься, разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Но у ученых нет единого взгляда по этому вопросу. Как видите, представления ученых о возникновении Земли, других планет и всей Солнечной системы менялись, развивались. Да и сейчас остается много неясного, спорного. Ученым предстоит разрешить немало вопросов, прежде чем мы достоверно узнаем, как возникла Земля.
- Итак, на какие вопросы мы хотели получить ответы в начале урока?
Земля, планета дорогая наша, Нет во Вселенной тебя краше! Коль мы хотим на свете жить, Должны мы Землю сохранить! Давайте ж будем мы беречь Моря, луга, леса не жечь. Чтобы дышать Земля могла, И долго чтоб она жила! |
Сравнивают гипотезы, делают выводы.
Устные ответы уч-ся
Слушают, дополняют таблицу.
Обобщают полученные знания. | метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
|
Д/З |
|
|
|
Итог урока (рефлексия). | Проанализируйте свою работу на уроке: Сегодня на уроке: - Сегодня я узнал (а)…
- Мне было интересно, потому что …
| Анализируют знания и умения, полученные на уроке. |
|
Приложение 1.
1. Конек – горбунок
Вот въезжают на поляну Прямо к морю – окияну. Поперек его лежит Чудо – юдо рыба – кит. Все бока его изрыты, Частоколы в ребра вбиты, На хвосте сыр – бор шумит, На спине село стоит. Мужики на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут, А в дубраве меж усов Ищут девушки грибов.
Приложение 2.
Задание: вставьте в текст недостающие слова.
Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является ………….. , вокруг которого движутся все …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей. …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.
Слова для справок: Земля, Солнца, солнце, планеты, звезды.
Задание: вставьте в текст недостающие слова.
Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является ………….. , вокруг которого движутся все …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей. …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.
Слова для справок: Земля, Солнца, солнце, планеты, звезды.
Задание: вставьте в текст недостающие слова.
Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является ………….. , вокруг которого движутся все …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей. …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.
Слова для справок: Земля, Солнца, солнце, планеты, звезды.
Задание: вставьте в текст недостающие слова.
Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является ………….. , вокруг которого движутся все …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей. …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.
Слова для справок: Земля, Солнца, солнце, планеты, звезды.
Задание: вставьте в текст недостающие слова.
Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является ………….. , вокруг которого движутся все …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей. …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.
Слова для справок: Земля, Солнца, солнце, планеты, звезды.