Разработка урока "Человек и природа. Охрана живого мира"
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Смирнова Эльвира Мэлсовна

Разработка урока по теме "Человек и природа. Охрана живого мира" 5 класс

Цель урока: формирование знаний о мерах охраны живого мира

На уроке ребята знакомятся с Красной книгой Камчатки и некоторыми заповедниками России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая аттестационная работа

Разработка урока по географии, 5 класс

Тема: «Человек и природа. Охрана живого мира».

Автор: Эльвира Мэлсовна Смирнова

учитель географии и экологии,

МБОУ «Раздольненская СШ».

I Образовательный ресурс.

Название ресурса

Краткая характеристика

1

видеоролик «История создания заповедников»

https://www.youtube.com/watch?v=Q_ThNU5fQZM

Мультипликация подготовленная на 100-летие заповедной системе России

2

Распечатки страниц Красной книги Камчатки

3

Презентация

Количество слайдов – 11.

4

Дополнительная текстовая информация

Предмет, класс

География, 5 класс

Учитель

Эльвира Мэлсовна Смирнова, МБОУ «Раздольненская СШ».

Тема урока:

«Человек и природа. Охрана живого мира».

№ урока по теме

№2 по теме «Человек и природа». Углубление знаний по данной теме продолжится в 8 классе

Тип урока:

Урок «открытия» новых знаний.

Урок с введением регионального компонента.

Цель урока:

Формирование знаний о мерах охраны живого мира

Задачи:

Образовательные: 

  • Изучить меры охраны живого мира;
  • Познакомить с Красной книгой Камчатки;
  • Познакомить с некоторыми заповедниками России

Развивающие:

  • Продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, видеофрагменты, карты);
  • Развить навыки анализа данных;
  • Способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного интереса.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитаю чувства любви к Родине и природе;

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Самостоятельно формулировать понятия: заповедник и красная книга. Продолжить осваивать работу с контурными картами.

Познавательные:

анализировать информацию из нескольких источников, выделять общее и делать выводы; определять понятия, строить логические рассуждения с установлением причинно-следственных связей.

Регулятивные:

Ставить учебные задачи, выполнять учебное задание в соответствии с планом;

Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развивать навыки сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению.

Осознание практической и личностной значимости изучаемого материала; формирование эмоционально-положительного отношения ученика к учебе, развитие любознательности и мотивации к познаванию нового, привитие моральных норм, любви и бережного отношения к природе, осознание ребенком назначений ООПТ.

Основные понятия: 

Заповедник, Красная книга

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • мультипликационный ролик,
  • учебник И.И. Баринова, А.А. Плешаков «География. Начальный курс»5 класс,
  • физическая карта мира,
  • контурные карты 5 класс,
  • клей, ножницы, фотографии животных.

II Технологическая карта урока.

Этапы  урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.1Организационный

Проверяет готовность обучающихся к уроку, готовность рабочего места. Приветствует учащихся:

 – Добрый день, ребята! Все ли готово к уроку. Прошу садится.

 

Приветствуют учителя, присаживаются за парты.

Готовят все необходимое к уроку (атлас, учебник, тетрадь, письменные принадлежности). Приветствуют учителя.

2. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

  1. Ребята, посмотрите, я приготовила к нашему уроку иллюстрации разных животных (На доске развешаны рисунки с изображениями дронта, морской коровы, квагги, тарпана, странствующего голубя, гагары). Что вы можете сказать об этих животных, они вам знакомы? Что их объединяет?

После варианта правильного ответа учитель акцентирует внимание учащихся на то, что этих животных больше нет на Земле и никогда, мы их не увидим.

  1. Как вы думаете, почему они исчезли?

  1. Что бы детально ответить на этот вопрос вы сейчас поработаете в парах; у вас на партах лежит таблица и текст об одном из этих животных. Вместе изучите его, выявите причины исчезновения данного животного, а также, где они обитали. Заполните таблицу и с результатами выступите перед классом, распределите между собой, кто за что отвечает (Приложение 1).

  1. Давайте сделаем вывод.  Каковы же основные причины их исчезновения?

На доске учитель вывешивает плакат с выводами детей, где названы основные причины исчезновения животных:

  • Прямое уничтожение организмов того или иного вида;
  • Уничтожение мест обитания вида.

  1. А как вы думаете, эти же причины могут стать причиной исчезновения растений? Назовите.

  1. Рассматривают фотографии; дают ответ на вопрос: эти животные исчезли;

  1. Предлагают варианты причин исчезновения животных;

  1. Работают в парах с текстами и выступают перед классом;

  1. Выделяют осиновые причины исчезновения животных: прямое уничтожение (охота, браконьерство), уничтожение мест обитания (лесные пожары и т.д.).

  1. Предполагают причины исчезновения растений: прямое уничтожение (сбор букетов; вытаптывание), уничтожение мест обитания (распашка степей; лесные пожары и т.д.)

3. Актуализация и целеполагание

  1. Существует ли сегодня проблема исчезновения организмов? Можете привести примеры?

В подтверждение  вариантам ответов детей учитель приводит примеры:

- По данным Всемирного союза охраны природы за последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных. И каждый час исчезает 3 вида живых существ (животных или растений).

- А может ли человек поспособствовать сохранению живого мира на Земле? А как?

  1. А теперь скажите, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Тема урока: Человек и природа. Охрана живого мира (Напечатанный вариант темы вывешивается на доску).

  1. Поставим Цель нашего урока: Выявить основные способы охраны живого мира на Земле.

  1. Назовите, какие существует меры охраны?

  1. Составим план урока:
  1. Знакомство с КК.
  2. Что такое заповедник.
  3. Познакомиться с некоторыми заповедниками России.

План вывешивается на доску.

  1. Отвечают на вопросы учителя;
  2. Называют тему урока;
  3. Формируют цель урока;
  4. Называют варианты по мерам охраны природы;
  5. Составляют план урока.

4. Изучение нового материала

Практическая работа.

  1. Мы выяснили, что на сегодня существуют множество растений и животных на грани выживания. Откройте учебник стр. 137 и по рисунку 156 назовите редких животных нашей страны.

  1. Как узнать, что данный вид редкий или на грани исчезновения? Вероятно, существует какой-то документ? Назовите этот документ. Итак, что же такое Красная книга.

  1. Знакомит, что существует 3 вида КК (международная, национальная, региональная).  Учитель показывает КК Камчатки. Как вы думаете, какая информация содержится в КК об этих животных? Давайте попробуем перечислить.

  1. Записывает на доске варианты ответов детей, раздает ксерокопии страниц КК Камчатки (Приложение 2), просит ребят ознакомиться и проверить правильность вариантов ответов (какие пункты были не названы или лишние).

  – Давайте обсудим, что вы назвали, а что нет.

  1. Итак, документ существует, что же необходимо для сохранения мест обитания животных и произрастания растений? Как уже ранее вы называли – это создание заповедников. Давайте посмотрим фильм «История создания заповедников» https://www.youtube.com/watch?v=Q_ThNU5fQZM (Приложение 3).

  1. – Мы посмотрели фильм, давайте обсудим что вы узнали и дадим определение заповеднику.

  1. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми заповедниками России и узнаем где они находятся, а также вы поработаете с контурными картами.

Демонстрация презентации «Заповедники РФ» (Приложение 4). Презентация состоит из краткой характеристики заповедника; охраняемых животных; местоположения заповедника на территории РФ.

 По ходу презентации ребята должны нанести на контурную карту заповедники и подписать названия. А также вклеить изображения охраняемых животных на заготовке к мини - книжке. На столах находится конверт (Приложение 6) куда вложены рисунки животных.

  1. Работают с учебником. Называют редких животных по рисунку 156.

  1. Вносят предложения (КК). Пытаются сформировать определение Красной книги (-список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов). Записывают в тетрадь.

  1. Предлагают ответы: численность, места обитания, меры охраны, внешний вид и т.д.

  1. Работают со страницами КК Камчатки и дополняют предложенный список.

  1. Просмотр фильма.

  1. Обсуждение фильма, что узнали нового. Записывают в тетрадь определение термина «Заповедник» (-специальные территории, где запрещена любая деятельность человека).

  1. Наносят на контурную карту названия заповедников. Вклеивают изображения охраняемых животных и эмблемы заповедников на заготовке мини-книжки (Приложение 5, 7).

Физ. Минутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Показывает упражнения.

Закрепление изученного материала

  1. – А сейчас мы проверим новые знания. Заполните карточки на соответствие, которые я вам раздам. После выполнения задания вы проверите как с заданием справился ваш сосед по парте.

Учитель раздает карточку с заданием по уроку на установление соответствия (Приложение 8). Для проверки используется 11 слайд презентации.

  1. По завершении выполнения задания дети проверяют взаимопроверку. Ответы выводятся на 11 слайде.

Критерии оценки:

1 балл за один верный ответ;

6 баллов –«5»;

 5-4 балла –«4»;

3-2 балла – «3»;

менее 2 баллов – «2»

  1. Выполняют задание на установление соответствия: эмблема заповедника и название заповедника.

  1. Взаимопроверка по слайду.

5. Рефлексия

Организует рефлексию:

Вопросы классу:

- Что я знал до урока о причинных исчезновения животных и растений?

- Что нового узнал?

- Что показалось трудным?

Итог урока

Прочитайте вывод на стр.116 учебника биологии.

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Отвечают на вопросы.

Высказывают свои соображения по качеству освоения материала.

6. Домашнее задание

1. § 27 учебника;

2. По желанию кто-то из вас может подготовить сообщение о понравившемся редком животном  из вашей мини-книжки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность охраны живого мира.

Презентация по теме " Важность охраны живого мира" биология 5 класс ФГОС...

Конспект урока, Презентация к уроку «Важность охраны живой природы»

Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства....

Презентация: "Важность охраны живого мира планеты".

Данная презентация транслируется при изучении темы "Важность охраны живого мира планеты". Включает в себя изучение животных, давно исчезнувших с лица Земли, животных и растений, которые нахо...

человек и природа охрана живого мира

современный урок географии с использованием материалов экскурсий...

«Важность охраны живого мира планеты» , 5 класс,

laquo;Важность охраны живого мира планеты» , 5 класс,...

План-конспект урока по биологии. 5 класс. Важность охраны живого мира планеты

Методическая разработка урока по биологии в 5 классеТема: Важность охраны живого мира планетыУчебник: «Биология. 5 класс» И. Н. Пономарева, И. В. Николаева, О. А. Корнилова...

Методическая разработка экскурсии. Тема: «Природа летом. Охрана природы».

Цели:  образовательная:  систематизировать  знания  детей  о  временах  года;             коррекционная:...